ВЕСТНИК ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. 2019. №4 (28)

Вестник Екатеринбургской духовной семинарии / Информационно-издательский отдел ЕДС. Екатеринбург, 2019. № 4 (28). 458 с., цв. илл.

ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)

Описание

В научном периодическом издании Екатеринбургской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории и смежных дисциплин, библиографические заметки и рецензии на новые актуальные для богословской науки исследования. Издание адресуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, а также всем интересующимся.

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.

Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений11
325-ЛЕТИЮ КАНОНИЗАЦИИ ПРАВЕДНОГО СИМЕОНА ВЕРХОТУРСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ 
Протоиерей Петр Мангилёв, Е. А. Полетаева
Archpriest Petr I. Mangilev, Elena A. Poletaeva
К вопросу об акафисте праведному Симеону Верхотурскому (предварительные наблюдения)
ON THE QUESTION OF AKATHIST TO RIGHTEOUS SIMEON OF VERKHOTURYE (PRELIMINARY OBSERVATIONS)
Подробнее (Details)

Аннотация. Настоящая статья представляет собой обобщение фактов, свидетельствующих о литургическом почитании св. праведного Симеона Верхотурского. Выясняются обстоятельства создания акафиста праведнику. Установлено, что первое упоминание совершения акафиста встречается в Распространенной редакции Жития Симеона Верхотурского («Чудеса и Житие святаго и праведнаго Симеона, Верхотурскаго чудотворца») в чуде 51-м (о сургутском казаке Ф. И. Кайдалове), которое датируется 1795 г. Исследование о мощах прав. Симеона, проводившееся по распоряжению Святейшего Синода в 1763 г., наличие акафиста не фиксирует. Появление акафиста можно датировать между 1763 и 1795 гг. — скорее всего, ближе к последней дате. Возможно, формирование акафиста и создание Распространенной редакции Жития Симеона Верхотурского взаимосвязаны. Сложившийся во второй половине XVIII в. акафист получил распространение, переписывался и был представлен преосвященным Неофитом (Сосниным), архиепископом Пермским и Верхотурским, на утверждение Святейшего Синода, где был рекомендован к изданию с исправлениями. Редактирование акафиста было выполнено настоятелем Верхотурского Свято-Николаевского монастыря архимандритом Гавриилом (Любомудровым). В настоящей статье (Приложение I) представлен к публикации текст акафиста до правки его архимандритом Гавриилом, дан предварительный анализ произведенных исправлений.В архивном деле 1825–1826 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 107. Д. 812) сохранился еще один акафист, составленный протоиереем шадринского Спасо-Преображенского собора Иоанном Антоновичем Поповым. В статье реконструируется биография составителя акафиста, в Приложении II издаются этот (сохранившийся в единственном списке) акафист и составленные тем же автором тропари святому.

Abstract. This article is a summary of the facts attesting to the liturgical veneration of Saint Simeon Verkhotursky. The circumstances of the creation of Akathist to righteous Simeon are clarified. It is established that Akathist had been mentioned for the first time in the widespread edition of the Life of Simeon Verkhotursky (“Miracles and Life of the Saint and Righteous Simeon, the Miracle Worker of Verkhoturye”), in the Miracle 51 (about the Surgut Cossack F. I. Kaydalov) dated from 1795. Research on the relics of righteous Simeon conducted by the Holy Synod order of 1763 does not record any presence of the akathist. The emergence of Akathist can be dated between 1763 and 1795. Most likely it was closer to the last date. Perhaps the formation of Akathist is somehow connected with the widespread edition of the Life of Simeon Verkhotursky. Formed in the second half of the 18th century this Akathist was copied and widely disseminated. Soon Right Reverend Neophytos (Sosnin), Archbishop of Perm and Verkhoturye, sent it to the Holy Synod for approval, and it was ordered to publish Akathist with amendments. Editing of the akathist was carried out by archimandrite Gabriel (Lyubomudrov), rector of the Verkhotursky St. Nicholas monastery.

In this work, the text of Akathist is given in its original form, without archimandrite Gabriel’s edit, and the introductory article provides an analysis of the corrections made. Another akathist found in the archive file of 1825–1826 (Russian State Historical Archive. Stock 796. L. 107. Dos. 812) was compiled by Ioann Antonovich Popov, archpriest of the Shadrinsk Spaso-Preobrazhensky Cathedral. The article presents a reconstrusted biography of the author of Akathist; Appendix contains this Akathist, preserved in a single copy, as well as troparia to the saint compiled by the same author.

Ключевые слова: акафист прав. Симеону Верхотурскому, Верхотурский Николаевский монастырь, гимнография, архимандрит Гавриил (Любомудров), протоиерей Иоанн Антонович Попов

Keywords: akathist to St. Simeon Verkhotursky, Verkhoturye St. Nicholas Monastery, hymnography, archimandrite Gabriel (Lyubomudrov), archpriest John Antonovich Popov

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10401

15
А. В. Полетаев
Andrey V. Poletaev
СТАРОПЕЧАТНЫЕ КНИГИ XVII–XVIII вв. В СОБРАНИИ ПРАВОСЛАВНОГО МУЗЕЯ ВЕРХОТУРСКОГО СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ (ЧАСТЬ 3)
BOOKS OF OLD PRINT OF THE 17TH–18TH CC. IN THE COLLECTION OF THE ORTHODOX MUSEUM IN THE VERKHOTURYE ST. NICHOLAS MONASTERY (PART 3)
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье представлены материалы по книжной археографии кирилловской традиции. Работа продолжает знакомить читателей со старопечатными книгами из собрания Православного музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря и содержит научное описание 7-ми старопечатных книг XVII–XVIII вв.

Все книги были изданы в Москве. Старейшая по хронологии книга — Минея общая с праздничной, выпущенная на Печатном дворе в конце «Московского царства», в августе 1681 г. в правление царя Федора Алексеевича при патриархе Иоакиме.

Остальные 6 кодексов — продукция типографии Святейшего Синода XVIII в. Книги «церковного» шрифта XVIII в. до настоящего времени изучены крайне мало — исследовательский интерес археографов был сосредоточен по преимуществу на выявлении и описании русских печатных книг более раннего периода — XVI–XVII вв. Поэтому задача описания региональных книжных коллекций в контексте исследования кирилловской печати XVIII в. чрезвычайно важна. Из представленных в статье книг 2 изданы в царствование Елизаветы Петровны. Это Пролог летний (март 1752 г.), а также крайне редко встречающаяся в государственных музейно-библиотечных коллекциях Минея общая (конец 50-х гг. XVIII в.). 3 книги — ноябрьская и декабрьская Минеи (январь 1771 г.) и Толкования Феофилакта, еп. Болгарского, на Евангелие (февраль 1783 г.) — напечатаны при императрице Екатерине II. Их тоже можно отнести к раритетам. Последняя в описании — июньская Минея — была выпущена в самом конце XVIII в., в декабре 1799 г., в правление Павла I. Шесть из семи описанных экземпляров имеют на своих листах любопытные записи и штампы. В частности, на общей и июньской Минеях наличествуют однотипные скрепы (от 18 октября 1829 г.) о принадлежности книг Екатеринбургскому Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Они были выполнены духовником обители иереем Павлом Поповым. Пролог 1752 г. помечен суперэсклибрисом — литерами «CR», увенчанными графской короной. Это книжный штамп графов Разумовских. Возможно, Пролог изначально принадлежал Алексею Григорьевичу Разумовскому, фавориту Елизаветы Петровны, в прошлом певчему дворцовой капеллы, пожалованному императрицей графским титулом.

Abstract. The article presents materials on book archaeography of the Cyrillic tradition. It is a follow-up description of the old print books collection from the Verkhoturye St. Nicholas Monastery Museum; the article contains a scientific description of seven old print books dating back to the 17th–18th centuries. All these books were published in Moscow. The oldest book is Common and Festal Menaion, published by the Moscow Printing Yard (Pechatnyi Dvor, i. e. Pulblishing House) at the end of the Moscovite period — in August of 1681, in the reign of Tsar Feodor Alexeevich, under Patriarch Joachim. The rest six codexes were published by the Holy Synod Typography in the 18th century. Books of the ‘Church font’ of the 18th century have not been thoroughly studied so far — the research interests of archeographers is focused mainly on the identification and description of the Russian printed books of an earlier period — 16th and 17th centuries. Therefore, the task of describing regional book collections in the context of study of the Cyrillic print of the 18th century is extremely important. The two books among those described in the article were published in the reign of Elizabeth Petrovna. This is the so-called Prolog (Byzantine calendar) for Summer monthes (dated of March, 1752) and the Common Menaion (of the late 1750’s) that is a very rare example in the state museum and librarian collections. The other three books — Menaions for November and December (printed in January, 1771) and the Explanation by Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, of the Holy Gospels (February, 1783) — are both printed under Empress Catherine II. These books can also be attributed as rarities. The last in the description — Menaion for the month of June was released at the very end of the 18th century, in December of 1799, in the reign of Paul I. Six described books contain interesting notes and stamps on the sheets. In particular, the Common Menaion and Menaion for June have similar marks (dated October 18, 1829) showing that books belonged to the Ekaterinburg Novo-Tikhvinsky Convent. The marks were made by priest Pavel Popov, spiritual father of the convent.
The Church calendar Prolog for 1752 has an exlibris emblem — letters ‘CR’ topped by a Count’s crown. That was a book stamp of Count Razumovsky. Perhaps the Prolog book originally belonged to a favourite of Empress Elizabeth Petrovna, Alexey Grigorievich Razumovsky, a former singer of the Palace Choir who was granted by the Empress with the title of Count.

Ключевые слова: Православный музей Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, камеральная книжная археография, старопечатная книга XVII–XVIII вв.

Keywords: Orthodox museum of the Verkhoturye St. Nicholas Monastery, archeographical office studies of books, old-print books of the 17th–18th cc.

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10402

49
РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ 
БОГОСЛОВИЕ 
А. В. Антишкин
Andrey V. Antishkin
Эпиграммы митрополита Григория Коринфского
EPIGRAMS OF METROPOLITAN GREGORY OF CORINTH
Подробнее (Details)

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть эпиграммы митрополита Григория Коринфского (XII в.) на три двунадесятых праздника. Эти небольшие по объему эпиграммы дают возможность читателю глубже осмыслить и пережить содержание праздников.

Поздняя византийская литература определенно несет на себе значительный отпечаток античного культурного наследия Древней Греции. Поздний период византийской литературы был богат многочисленными античными жанрами — речами, любовной лирикой, эротической повестью и, наконец, эпиграммами, к которым еще в античную эпоху стали проявлять интерес такие древние поэты, как Симонид Кеосский (VI–V вв. до н. э.), Асклепиад Самосский (III в. до н. э.) и эпиграммист Мелеагр (конец II — начало I в. до н. э.). Эпиграммы пользовались успехом не только в античное время, но и до самого окончания византийского периода со стороны многих византийских писателей и поэтов. Возможно, это связано с тем, что этот жанр византийской литературы позволял авторам в краткой форме выражать суть самых разнообразных явлений, касавшихся как библейской истории, так и современной для них жизни Церкви и актуальных событий византийского общества. В литературе IV в. известны эпиграммы свт. Григория Назианзина; в VI в. выдающимися эпиграмматистами были византийский писатель Агафий Миринейский и византийский эпиграммист и придворный в ранге силенциария Павел. В VIII в. известны эпиграммы астролога и медика Льва Философа и ученого грамматика Комиты Схоластика. В X–XI вв. выдающимся эпиграмматистом был византийский поэт Христофор Митиленский. В середине XI в. появляются эпиграммы Иоанна Мавропода — известного богослова и учителя Михаила Пселла. И, наконец, в XII в. эпиграммы составляли поэт Феодор Продром, поэт и медик Николай Калликл и т. д. Мы видим, что вышеперечисленные авторы были людьми самого разного социального положения в обществе. Это и не облеченные священным саном миряне, и те, кто несли свое служение в лоне Церкви, такие, как монахи и священнослужители, среди которых значимое место занимает автор XII в. Григорий Коринфский, митрополит известного еще с античности города Коринфа. В историю византийской литературы Григорий вошел как богослов, ученый и плодовитый комментатор античных авторов. Но наиболее выдающейся стороной его творчества являются эпиграммы на двунадесятые праздники и толкования на 23 канона великих праздников. Несмотря на это, в отечественной историографии Григорий Коринфский как автор эпиграмм совершенно не исследован.

Abstract. The author considers the epigrams of Metropolitan Gregory of Corinth (12th century) for three of the twelve Great Feasts. The short epigrams enable the reader to more deeply comprehend and feel the content of these holy days. Late Byzantine literature carries to a certain extent a significant imprint of the ancient cultural heritage of ancient Greece. The late period of Byzantine literature was rich in numerous ancient genres — speeches, love lyrics, erotic tales and, finally, epigrams, which had already attracted the interest of such ancient poets as Simonides of Ceos (6th–5th centuries BC), Asclepiades of Samos (3rd century BC) and epigrammatist Meleager of Gadara (late 2nd — early 1st century BC). Epigrams had been a big success in ancient times, and many writers and poets of Byzantium were also excited about them until the very end of the Byzantine period. Perhaps this was due to the fact that this genre of Byzantine literature allowed the authors to briefly express the essence of the most diverse phenomena concerning both the biblical history and the life of the Church and the current events of Byzantine society. The literature of the 4th century could boast of epigrams of Gregory Nazianzen; prominent epigrammatists of the 6th century were Agathias of Myrina, a Byzantine writer, and Paul the Silentiary, a courtier in the rank of silentiary. In the 8th century the epigrams of the astrologer and physician Leo the Philosopher were widely known, as well as those of the grammarian Komita the Scholastic. The Byzantine poet Christopher of Mytilene was an outstanding epigrammatist of the early 11th century. In the middle of the 11th century appeared epigrams of John Mavropod, a famous theologian and the teacher of Michael Psellos. And finally, in the 12th century epigrams were composed by Nicholas Kallikles, a physician and poet, by the poet Theodore Prodromos, etc.

As one can see, the above authors were people of very different social status. Among them were laymen and those who performed their ministry in the bosom of the Church, both monks and priests, and a significant position belonged to the author of the 12th century Gregory of Corinth, Metropolitan of the city of Corinth well-known since antiquity. Metropolitan Gregory entered the history of Byzantine literature as a theologian, scholar and prolific commentator of ancient authors. Still it was his epigrams for the 12 Great Feasts and comments on the 23 canons of the Great Feasts that can be considered the most prominent works of Metropolitan Gregory. Nevertheless, in Russian historiography, Gregory of Corinth has not been investigated as the author of epigrams.

Ключевые слова: митрополит Григорий Коринфский, эпиграммы на двунадесятые праздники, выразительные средства языка

Keywords: Metropolitan Gregory of Corinth, epigrams for the 12 Great Feasts, expressive means of language

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10403

99
Диакон П. И. Каледа
Deacon Pavel I. Kaleda
СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК И АНТРОПОЛОГИЯ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ
St. Theophan the Recluse and the Kiev Ecclesiastical School Anthropology
Подробнее (Details)

Аннотация. Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру Семеновичу Авсеневу. Выходцем отсюда был и свт. Феофан (Говоров), соединивший в себе хорошее знакомство с идеями современной философии и психологии с глубоким знанием наследия святых отцов: уже для младших его современников труды Вышенского Затворника имели практически святоотеческий авторитет. В связи с этим возникает вопрос: в какой мере антропологические взгляды Вышенского Затворника определяются идеями П. С. Авсенева и свт. Иннокентия?

Проведенный впервые сопоставительный анализ антропологических идей перечисленных авторов показывает следующее. Свт. Иннокентий предпринял попытку построения учения о человеке на основании Священного Писания и святоотеческих творений, а также умственных построений с использованием концепций светской философии и психологии. На этом пути возникли некоторые трудности — в том числе идея «двойного» сознания человека и философский дуализм духовного-телесного. П. С. Авсеневу удалось переосмыслить и скорректировать антропологию святителя, преодолев эти проблемы. В частности, рассмотрение духа как некого органа, приемлющего голос Божий и превышающего наше «я», позволило ему преодолеть проблему двойного сознания. Наконец, свт. Феофан успешно соединяет концепцию Петра Семеновича со святоотеческим учением о сердце и выражает ее на языке традиции.

Таким образом, Вышенский Затворник оказывается вполне последовательным наследником киевской школы христианской антропологии. И если П. С. Авсеневу удалось решить проблемы догматического характера, вставшие перед родоначальником этой школы, то свт. Феофан сумел преодолеть разрыв со святоотеческой традицией.

Abstract. The origin of the first theological-philosophic Christian anthropology school in Russian theology is related to Kiev Theological Academy, its rector St. Innocent (Borisov) and professor Petr Avsenev. It was in this school that St. Theophan (Govorov) received higher education. He combined good awareness of modern philosophical and psychological ideas with deep knowledge of the Holy Fathers’ heritage, so that St. Theophan’s writings had almost patristic authority for his younger contemporaries. This raises the following question. To what extent were the anthropological views of St. Theophan determined by those of St. Innocent and P. Avsenev?

The comparative analysis of their anthropological ideas shows the following. St. Innocent attempted to build the doctrine of man on the basis of Scripture, patristic writings and rational constructions that use the concepts innate to secular philosophy and psychology. Here were some difficulties such as spiritual-corporal philosophical dualism and the idea of “double” consciousness. Petr Avsenev managed to reconsider and correct the anthropology of St. Innocent, which resulted in solving the problems mentioned above. In particular, the problem of double consciousness has been solved by regarding the human spirit as a kind of organ that perceives Gods voice and exceeds the human self. Finally St. Theophan successfully combined the concept of P. Avsenev with the patristic doctrine of the heart and defined it in the language of tradition.

Thus, St. Theophan the Recluse turned to be quite a consistent successor of the Kiev Christian anthropology school. While Petr Avsenev succeeded in solving the problems of dogmatic character, St. Theophan managed to bridge a gap between the secular thought and the patristic tradition.

Ключевые слова: свт. Иннокентий (Борисов), П. С. Авсенев, свт. Феофан Затворник, антропология, психология, душа, сердце, самосознание, личность

Keywords: St. Innocent (Borisov), P. S. Avsenev, St. Theophan the Recluse, anthropology, psychology, soul, heart, self-consciousness, person

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10404

110
Протоиерей Павел Хондзинский
Archpriest Pavel V. Khondzinskii
ИДЕЯ «ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ» ЦЕРКВИ В РУССКОМ БОГОСЛОВИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА ХХ вв.
THE IDEA OF ‘PERSONALIZATION’ OF THE CHURCH IN RUSSIAN THEOLOGY OF THE SECOND HALF OF 19TH — EARLY 20TH CENTURIES
Подробнее (Details)

Аннотация. Под «персонализацией» Церкви в предлагаемой статье понимается такой взгляд на Церковь, при котором она рассматривается как единый «психологический» субъект действия или высказывания, иными словами — как личность. В русской традиции такие представления впервые открыто были высказаны одним из «отцов» славянофильства — А. С. Хомяковым. С их помощью A. C. Хомяков формулировал концепцию единства Церкви, альтернативную католической, одновременно ориентируясь при создании ее на восходящее к немецкой романтической философии понятие «духа» (Geist), — понятие, всегда заключающее в себе личностные коннотации и одновременно соотносимое не только с индивидуальным, но и коллективным бытием (народ, Церковь). Ближайшим источником, из которого А. С. Хомяков мог почерпнуть сходные тезисы, являлись хорошо известные ему труды немецкого богослова И. А. Мёлера. Усвоение идей Мёлера — Хомякова в русском академическом богословии дало ряд работ, более осторожно формулировавших мысль о самосознании Церкви. Параллельно идея была подхвачена русской религиозной философией, совместившей представления о Церкви-личности с представлениями о Софии. Однако легитимность последнего взгляда не была ни оспорена, ни подтверждена академическим богословием начала ХХ в., точно так же, как не была установлена и единая точка зрения на то, является ли предполагаемая Церковь-личность уникальной и независимой или должна быть отождествлена с личностью Второго или Третьего Лица Пресвятой Троицы. Таким образом, вопрос оказался вынесенным в богословие диаспоры, где и нашел свое дальнейшее развитие.

Abstract. The author of this article suggests that the phrase “personalization” of the Church should be understood as such view on the Church, where the latter is represented as a single “psychological” subject of an action or an expression, in other words, as a Personality. Such notions in the Russian tradition were first explicitly expressed by A. S. Khomyakov — “father” of slavjanofilstvo (Slavophilism). Using such view on the Church A. Khomyakov formulated a conception of unity of the Church, which was alternative to catholic one. In the same time creating his conception A. Khomyakov used the term “Mind” (Geist), which went back to German romantic philosophy and always contained personal connotations and yet correlated with not only individual being, but also a common one (the people, the Church). The nearest source from which A. S. Khomyakov could draw similar theses was the German theologian J. A. Möhler’s works, well-known to him. Reception of the ideas of Möhler-Khomyakov in Russian academic theology generated a number of works that more carefully formulated the idea of Self-Consciousness of the Church. At the same time, the ideas were adopted by Russian religious philosophy, which combined the notion of Church-Personality with the Church-Sophia notions. However, validity of the latter view was neither contested nor confirmed by the Theological academies in the beginning of 20th century, just as there has not been formulated a single viewpoint, whether this Church-Personality is unique and independent or it should be identified with the personality of the second or the third Person of the Holy Trinity. So the question was brought up in the theological debates of the Russian diaspora, where it found its further development.

Ключевые слова: экклесиология, Церковь-личность, самосознание Церкви, А. С. Хомяков, Е. П. Аквилонов, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков

Keywords: Ecclesiology, Church-Personality, Church Self-Consciousness, A. S. Khomyakov, Ye. P. Akvilonov, V. S. Solov’ev, P. A. Florensky, S. N. Bulgakov

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10405

124
С. С. Сингх
Sozont S. Singh
К вопросу о богослужебной практике в судовых церквях на рубеже XIX–XX веков
TO THE QUESTION OF LITURGICAL ACTIVITIES IN THE SHIP’S CHAPELS AT THE TURN OF THE 19TH–20TH CENTURIES
Подробнее (Details)

Аннотация. Богослужебная деятельность судовых священников до сих пор остается малоизученным аспектом служения духовенства на флоте. В данной статье предпринята попытка на основе анализа письменных источников реконструировать богослужебную практику в судовых церквях на рубеже XIX–XX веков. Основными источниками работы послужили Морской устав, мемуары, дневники и письма моряков и судовых священников. Это позволяет не только составить теоретическое представление о том, как должны были совершаться богослужения на флоте, но и установить реальную богослужебную практику. Автор освещает особенности служения духовенства на флоте, исследует повседневные условия совершения богослужений на кораблях. Автором также освещено устройство корабельных храмов. Определяются основные виды богослужений и частота их совершения. Кроме того, рассматривается проблема регулярного сокращения богослужений в контексте взаимоотношения духовенства и командного состава кораблей Российского императорского флота и приводится официально установленный в 1915 году порядок сокращения богослужений на флоте. Затронута проблема принудительного посещения богослужений моряками. Особое внимание в работе уделено Морской обеднице. Данная служба не являлась, как в современной богослужебной практике, последованием Изобразительных, но была особой, написанной для судовых церквей службой. Однако ни чинопоследование, ни точную практику ее совершения, исходя из известных на данный момент материалов, установить не представляется возможным.

Abstract. The liturgical activity of the navy clergy is still a little-studied aspect of the ministry of the clergy in the fleet. Having analyzed some written sources the author makes an attempt to reconstruct liturgical practices aboard the ships at the turn of the 19th–20th centuries.

The main sources were the Maritime Regulations, memoirs, diaries and letters of sailors and navy chaplains. This allows not only to form a theoretical idea of how the services should have been performed in the fleet, but also to establish the actual liturgical practice. The author highlights the features of the clergy ministry in the navy and explores the daily conditions for conducting divine service on board. The issue of the arrangement of ship chapels is also highlighted. The article describes main types of services and their frequency. In addition, the problem of regular reduction of services in the context of relationship between the clergy and the command staff of the ships of the Russian Imperial Navy is considered and the procedure for reducing worship in the fleet, officially established in 1915, is given. The author considers the problem of forced attendance of divine services by sailors. Special attention is paid to the «Sea Obednitsa» (Pro-Liturgy). This service was not the Typica («Izobrazitel’nye»), as in the modern liturgical practice, but it was a special service written for ship churches. However, it is not possible to establish the order or the exact practice of performing the service using the materials known at the moment.

Ключевые слова: Российский императорский флот, судовой священник, духовенство на флоте, судовая церковь, богослужение на корабле

Keywords: Russian Imperial Navy, navy chaplain, navy clergy, the ship’s chapel, divine service on the ship

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10406

143
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ 
О. И. Хоруженко
Oleg I. Khoruzhenko
«Генеалогиа Корсаков-Римских» в рукописном наследии митрополита Игнатия
THE “GENEALOGY” OF THE RIMSKY-KORSAKOVS IN HANDWRITTEN HERITAGE OF METROPOLITAN IGNATIUS
Подробнее (Details)

Аннотация. Предлагаемая статья призвана заполнить очевидную лакуну в изучении творческого наследия митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Корсакова). Исследователи, определяя ту или иную рукопись как его автограф, не приводили достаточных оснований для такого рода суждений, что предоставляло им излишнюю свободу. В статье дается характеристика особенностей почерка митрополита Игнатия в его скорописном и в книжном (полууставном) вариантах. Они выявляются на основе анализа рукописей, бесспорно принадлежащих руке Игнатия. Анализ почерков рукописей, которые в литературе были приписаны митрополиту, позволяет либо подтвердить, либо опровергнуть их принадлежность этому автору. Рассматриваются используемые в исследовательской литературе методы идентификации полууставных почерков; в качестве достаточно надежного выбран анализ использования лигатур, особенностей их построения и частоты употребления. Как дополнительная индивидуальная характеристика полууставных почерков этот параметр привлекался и ранее наравне с иными показателями, включая графометрические. Однако в предлагаемой работе эта характеристика рассматривается в качестве основной. Предлагаемая методика идентификации может быть использована в дальнейшем изучении деятельности Игнатия как писателя и книгописца. Это продемонстрировано на примере рукописи «Извещение о евангельском житии, еже есть общем» из Музейного собрания РГБ, ранее не включавшейся в число его произведений. Исследование позволило уверенно атрибутировать «Извещение» Игнатию. Особое внимание уделяется в работе обоснованности утверждений о причастности митрополита к написанию масштабной «Генеалогии» дворян Римских-Корсаковых, заметно выделяющейся на фоне иных трудов Игнатия своей тематикой, объемом, кругом привлеченных источников. Не содержащее прямых указаний на авторство, это произведение фигурирует в историографии как труд митрополита Игнатия на основании того, что один из его списков написан якобы его рукой. В предлагаемой работе на основании сопоставления достоверных автографов Игнатия с почерком Лобановского списка «Генеалогии» показана несостоятельность предположений о причастности митрополита к написанию этой рукописи.

Abstract. The presented article is intended to fill an obvious lacuna in the study of the creative heritage of the Siberian and Tobolsk Metropolitan Ignatius (Korsakov). The researchers did not substantiate their judgements while defining one or the other manuscript as an autograph of Metropolitan, and that gave them too much freedom for their hypotheses. The author describes the characteristics of the handwriting of Metropolitan Ignatius, both in his cursive and book (semi-uncial) versions. These characteristics are identified on the basis of analysis of the manuscripts, undoubtedly written by Ignatius. Analysis of the handwriting of those manuscripts attributed to the Metropolitan by other authors allows us either to confirm or deny the belonging of these manuscripts to Ignatius. The article considers the methods of identification of semi-uncial handwriting used in the research literature. The author has chosen the analysis of the use of ligatures, peculiarities of their construction and frequency of their use as a fairly reliable method. As an additional individual characteristic of semi-uncial handwritings, this parameter was used earlier, along with other indicators, including graphometric ones. However, in the present article this characteristic is considered as the main one. The proposed method of identification can be used for further studying the activities of Ignatius as a book writer. It is demonstrated by an example of the manuscript “The Knowledge of the Gospel Life, Which Is Community”, relating to the museum collection of the Russian State Library and not previously included in the number of Ignatius’ works. This study allowed the author to confidently attribute the “Knowledge” to Metropolitan Ignatius. Particular attention is paid to validate the allegations about the involvement of Ignatius in writing a large-scale “Genealogy” of the nobles Rimsky-Korsakovs, markedly distinguished from the other papers of Ignatius by the subject, volume and frame of the sources used. While the “Genealogy” does not contain any direct references to the authorship, this text appears as the manuscript of Metropolitan Ignatius only on the basis of a suggestion that one of the copies was ostensibly written by him. Comparing the authentic autographs of Ignatius with the handwriting of the Lobanov’s copy of “Genealogy”, the author shows the inconsistency of assumptions about the involvement of the Metropolitan Ignatius in the writing of this manuscript.

Ключевые слова: митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков), палеография, почерк, полуустав, скоропись, автограф, лигатура

Keywords: Ignatius (Rimsky-Korsakov), Metropolitan of Siberia and Tobolsk, palaeography, handwriting, semi-uncial, cursive writing of uncial, autograph, ligature

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10407

158
М. Ю. Нечаева
Marina Yu. Nechaeva
Банк данных «Просопография Православного палестинского общества»: обоснование и концептуальное проектирование
PROSOPOGRAPHICAL DATABANK “THE RUSSIAN ORTHODOX PALESTINE SOCIETY”: JUSTIFICATION AND CONCEPTUAL MODELING
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье анализируются возможность и необходимость создания просопографического банка данных о страте Императорского православного палестинского общества (далее ИППО) за весь период существования этой организации (с 1882 г. до современности). Страта включает всех лиц, охваченных деятельностью Палестинского общества, как имеющих общность интересов, определенную его целями и задачами. В соответствии с современными требованиями к организации работ по созданию банков данных в рамках данной статьи описывается первый этап — концептуальное проектирование, позволяющее определить предметную область информационного ресурса, его структуру, требования к программному обеспечению. Указаны параметры включения персоналий в банк данных и спектр фиксируемых характеристик. К страте отнесены: члены организации; лица, сотрудничавшие с ИППО в решении его задач; реципиенты деятельности Палестинского общества (паломники, слушатели палестинских чтений и вечеров; объекты благотворительной помощи в Святой Земле; ученые, получившие поддержку ИППО). Банк данных должен аккумулировать всю историческую информацию, характеризующую биографии этих лиц: демографические сведения (даты рождения, смерти, сведения о родственных связях), информацию о социальной принадлежности и профессиональной деятельности, об участии в общественной жизни, а также о личных взглядах и творческой деятельности. Особо детализированы в предметном поле проектируемого ресурса сведения о формах участия в деятельности Палестинского общества. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что оптимальным для целей проекта и предполагаемого круга потребителей будет создание структурированного банка данных, основанного на реляционной модели данных, который может быть полностью размещен на одном компьютере (локальный банк). В качестве СУБД предложено использовать Microsoft Access 2019. Доступ конечных потребителей к банку данных планируется посредством публикации в Интернете динамических страниц html. В статье дано обоснование следующего этапа создания банка данных — его логического конструирования в программной среде СУБД и коллективной апробации на начальном массиве информации уральских региональных отделов ИППО.

Описанная в статье последовательность работ по моделированию банка данных может быть использована и при создании других просопографических информационных ресурсов.

Abstract. The article discusses plans and prospects of creation of a prosopographical databank of the Imperial Orthodox Palestine Society’s stratum throughout the whole period of its existence (from 1882 to present). The stratum includes all the people involved in this organization as the group with shared interests, tasks and goals. In accordance with the modern requirements for databank building, there are several stages to this process. The article deals only with the first stage — designing the concept of a databank, that is, specifying the subject area of the future databank, its structure, and software requirements. Parameters for selecting biographies for the databank and the categories of information to be included are also described. The stratum comprises members of the organization; people who cooperated with the Society; the Society’s beneficiaries (pilgrims, participants of readings and meetings organized by the Society; charity recipients in the Holy Land; and scientists supported by the Society). The databank is expected to accumulate all the historical biographical information about these people: demographic data (dates of birth and death, kinship connections), social status and professional occupation, social activities, personal views and creative pursuits. Special attention is given to the forms of these people’s participation in the Society activities. The analysis has led the author to the conclusion that taking into account the purpose of the project and the intended users of the databank, the optimal option would be to create a structured databank based on the relational database model and stored on a single computer (local databank). Microsoft Access 2019 will be used as a platform. It is planned to provide access for the end users by publishing dynamic pages (html pages) on the Internet. The article also outlines the next stage of the databank creation: the databank will be constructed with the help of Microsoft Access software and tested collectively by using the primary set of data from the Ural regional branches of the Society.

The procedure of databank modeling described in the article can be used for creating other prosopographical information resources.

Ключевые слова: Палестинское общество, Императорское православное палестинское общество, банки данных, базы данных, просопография, просопографические базы данных, концептуальная модель банка данных, общественные организации, религиозные общественные организации, история России, православие

Keywords: Palestine Society, Imperial Orthodox Palestine Society, databank, database, prosopography, prosopographical databank, conceptual databank model, civic organization, religious organizations, history of Russia, Orthodoxy

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10408

203
Т. Ф. Волкова, Т. Д. Вокуева
Tatiana F. Volkova, Tatiana D. Vokuev
Книжники из печорского рода Дуркиных (по материалам архивов и банка данных «Печорская книжность»)
BIBLIOPHILES FROM THE PECHORA CLAN OF DURKIN’S (BASED ON THE ARCHIVES AND THE “PECHORA BOOKLORE” DATABANK)
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье характеризуется вклад печорских крестьян из старинного рода Дуркиных в создание и сохранение печорской рукописно-книжной традиции. Род Дуркиных принадлежит к старейшим на Печоре. Впервые фамилия Дуркин зафиксирована в слободке Усть-Цилемской в Платёжнице с Пустозерских дозорных книг 1574 г., в которой перечисляется все мужское население Пустозерского уезда, в том числе и слободки Усть-Цилемской. Среди записанных представителей крестьянского сословия один принадлежал к роду Дуркиных. Дальнейшее распространение фамилии Дуркиных отражено в переписной книге Пустозерского уезда 1679 г., где в слободке Усть-Цилемской среди крестьян указано уже 4 человека с прозвищем Дуркин. Источниками для статьи послужили материалы электронной базы данных о книжниках Нижней Печоры, созданной филологами Сыктывкарского университета. В ней используются архивные документы, отчеты об археографических экспедициях в Усть-Цилемский район Республики Коми, экспедиционные полевые дневники, устные рассказы печорских крестьян, записанные археографами. В статье приводятся владельческие и читательские записи представителей фамилии Дуркиных, оставленные ими на рукописях, хранящихся в печорских собраниях Санкт-Петербурга и Сыктывкара, при этом кратко характеризуются и сами книги, попавшие в поле зрения крестьян Дуркиных. Кроме того, в статье приводятся сведения о происхождении рода Дуркиных и об истории отдельных его ветвей, основанные на архивных документах и устных источниках. Особый раздел статьи составляет информация о последних владельцах рукописных и старопечатных книг из рода Дуркиных, которые передали археографам часть своих личных собраний, доставшихся им от их предков. Соединенные вместе, материалы об отдельных книжниках рода Дуркиных дают более четкое представление о тех, кто внес свой вклад в сохранение ценнейших источников по истории старообрядческой книжной культуры. Данная статья послужит основой для задуманного нами справочника — «Словаря книжников и книжности Нижней Печоры».

Abstract. The article describes the contribution of the Pechora peasants from the old Durkin family to the creation and preservation of the Pechora manuscript-book tradition. The clan of Durkin belongs to the oldest in the Pechora. For the first time, the surname Durkin was recorded in the Oust-Tsylma settlement in the Cadastres book from the Pustozersk sentinel books of 1574, which listed the entire male population of Pustozersk district, including the settlement of Oust-Tsylma. One of the recorded representatives of the peasant estates belonged to the Durkin family. Further distribution of the Durkin family name is reflected in the Pustozersky uyezd census book of 1679, where four people with the nickname Durkin are already indicated among the peasants in the settlement of Oust-Tsylma. Sources for the article were the materials of the electronic database of the Lower Pechora bibliophiles, created by philologists of the Syktyvkar University. It uses archival documents, reports on archaeographic expeditions to the Oust-Tsilemsky district of the Komi Republic, field expeditions’ diaries and oral stories of Pechora peasants recorded by archaeographers. The article contains owners’ and readers’ notes of the representatives of the Durkin family, left on the manuscripts which are kept now in the Pechora collections of St. Petersburg and Syktyvkar; the books owned by the Durkin peasants are also briefly described. In addition, the article informs on the origin of the Durkin family and on the history of its individual branches, based on archival documents and oral sources. A special section of the article is dedicated to the last owners of handwritten and old-printed books from the Durkins’, who donated to the archeographers some of the personal collections, inherited from their ancestors.
Together, the materials about individual bibliophiles of the Durkin family provide a clearer picture of those who contributed to the preservation of the most valuable sources on the history of the Old Believers’ book culture. This article can constitute a basis for the reference book conceived by the authors — the Dictionary of Scribes and Booklore of the Lower Pechora.

Ключевые слова: Усть-Цильма, старообрядческая книжность, печорские книжники, род Дуркиных

Keywords: Oust-Tsylma, Old Believers booklore, Pechora bibliophile, the Durkin family

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10409

258
Елена Потехина
Helena Pociechina
Язык Иоганнисбургских текстов Константина Голубева: перспективы исследования
THE LANGUAGE OF JOURNALISTIC TEXTS OF KONSTANTIN GOLUBOV PUBLISHED IN JOHANNESBURG: RESEARCH PROSPECTS
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье представлена попытка лингвостилистического анализа текстов старообрядческой публицистики XIX в. В качестве объекта исследования были избраны тексты авторства Константина Голубова (Голубева; 1842–1889), издателя и редактора выходившего в Иоганнисбурге (бывшая Пруссия, ныне г. Пиш в Польше) в 1863–1866 гг. старообрядческого журнала «Истина». Решение представленных в статье исследовательских проблем представляет особую сложность, поскольку язык старообрядческих изданий Нового и Новейшего времени крайне слабо изучен. К языку, которым написаны оригинальные произведения старообрядцев, довольно трудно применить разработанные в традиционном языкознании функционально-стилистические критерии из-за «мозаичного» характера их содержания и стиля, определяемых сочетанием разновременных историко-культурных и различных языковых пластов. Основным предметом исследования, представленного в данной статье, является церковнославянско-русская интерференция в авторских текстах К. Голубова. К середине XIX в. церковнославянско-русская диглоссия, характерная для старообрядческих текстов в период после раскола и до рубежа XVIII–XIX в., стала заменяться билингвизмом, что ярко проявляется в материалах, опубликованных в «Истине». Автор статьи анализирует языковой материал на разных уровнях: фонетико-графическом, словоизменения, словообразовательном и лексическом, и синтаксиса. В частности, отмечаются особенности использования К. Голубовым кириллического шрифта, в том числе включение буквы «ё»; наличие вкраплений, представляющих собой просторечные грамматические формы (например, «сожгём», «обчистить»); использование церковнославянских словообразовательных моделей, в том числе словосложения, для создания авторских фразеологизмов (например: «самостеснение», «зловредие излишьшестрастей»); использование архаизмов (правоверие); попытка адаптации популярных интернационализмов (материальный, теоретический, рациональный). Особенности церковнославянско-русской интерференции в текстах К. Голубова проявляются также в особенностях структуры предложения и в построении связного текста, где заметно влияние устной разговорной речи на церковнославянский текст, усвоенный К. Голубовым как представителем старообрядческой книжной культуры.

Abstract. This article presents a linguistic analysis of the Old Believer journalism in the 19th century. The subjects of the study are texts by Konstantin Golubov (Golubev) (1842–1889), the publisher and editor of the Old Believer journal Istina, which was released in Johannesburg (formerly in Prussia, today it’s the city of Pisz in Poland) between 1863 and 1866. Solving the core problems of the article is especially difficult when we consider that the language of modern Old Believer publications has been extremely poorly studied. With regards to the language in which the original texts of the Old Believers were written, it is rather difficult to apply the functional and stylistic criteria developed in traditional linguistics because of the ‘mosaic’ character of their contents and style (a combination of various historical, cultural, and linguistic layers from different periods). The basic subject of the research presented in this article is the Old Church Slavonic/Russian interference in Golubov’s texts. By the middle of the 19th century, the Old Church Slavonic-Russia diglossia characteristic of Old Believer texts from the period immediately following the Schism until the end of the 18th century had come bilingualism: this strongly manifests itself in the materials published in Istina. The author analyses the linguistic materials on different levels: on the phonetic and graphical levels, the levels of inflection, word formation, and lexicography, and also on the level of syntax. In particular, the peculiarities of the Cyrillic script used by К. Golubov are noted; the letter ё; admixtures representing colloquial grammatical forms (sozhgem and obchistit’, for example); the use of Old Church Slavonic models of word formation, including phrases used to create authorial idioms (e. g., samostesnenie, zlovredie, izlish’shestratei); and an attempt to adapt popular internationalisms (e.g., material’nyi, teoreticheskii, ratsional’nyi). The peculiarities of Old Church Slavonic-Russian interference in Golubov’s texts also appear in the sentence structure and the construction of connected text, where one can note the influence of oral conversational speech on Old Church Slavonic text: this was assimilated by K. Golubov, a representative of Old Believer book culture.

Ключевые слова: старообрядцы в Польше, Спасо-Троицкий монастырь в Войново, издания иоганнисбургской типографии, старообрядческая публицистика XIX в.; идиостиль Константина Голубева

Keywords: Old Believers in Poland, Spaso-Troitsky Monastery in Voinovo, editions of the Johannisburg printing house, Old Believers’ journalism of the 19th century; idiostyle of Konstantin Golubov

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10410

269
В. Г. Подковырова
Vera G. Podkovyrova
Особенности изображения «войска вражия» в русских лицевых Апокалипсисах в исследованиях Ф. И. Буслаева
FEATURES OF THE IMAGE “ENEMY TROOPS” IN THE RUSSIAN ILLUMINATED APOCALYPSES IN THE RESEARCH OF F. I. BUSLAEV
Подробнее (Details)

Аннотация. Русские лицевые Апокалипсисы в настоящее время все больше привлекают внимание исследователей, а начало интереса к этой теме было положено Ф. И. Буслаевым (1818–1897), чей 200-летний юбилей мы отметили в 2018 г. В своем классическом труде «Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по Русским рукописям с XVI-го века по XIX-ый» (1884) ученый подробно описал все сюжеты и детали объемных визуальных рядов, иллюстрирующих последнюю Книгу Библии. В основе фундаментального исследования лежит новый для середины XIX в., но остающийся актуальным до нашего времени сравнительно-исторический метод. Ф. И. Буслаев осуществил последовательное исчерпывающее описание всех миниатюр нескольких десятков списков лицевых Апокалипсисов. В византийской и средневековой европейской иконографии ученый выявил источники для целого ряда сюжетов и отдельных образов. В числе прочих на миниатюрах были рассмотрены изображения сборищ сил, сражающихся с ангелами Божиими в вечном столкновении добра со злом. Иллюстрации к разным вариантам этого образа были выявлены в семи эпизодах, соответствующих семи главам по делению текста Откровения на части, осуществленному свт. Андреем, архиепископом Кесарии Каппадокийской. Особенности изображений, их стиль, отдельные детали демонстрируют существование разных устойчивых традиций, просматривающихся на протяжении столетий и перешедших из западной миниатюры в русскую. Иконография одного из таких образов — войска народов Гога и Магога — является характерным признаком для определения разных редакций циклов миниатюр. Эти изображения имеют сходства и различия с западноевропейскими аналогами, связанные с особенностями исходных образов. В частности, непосредственными источниками их в русской традиции могли быть изображения стенописей храмов, икон, а также списков лицевых Псалтирей, Александрий и Космографии Космы Индикоплова. О том, как этот материал исследован у Ф. И. Буслаева и что можно добавить к его наблюдениям в настоящее время, пойдет речь в статье.

Abstract. Russian illustrated Apocalypses are increasingly attracting the attention of researchers now, and the beginning of this work was laid by F. I. Buslaev, the 200-th anniversary of whom was celebrated in 2018. In his classic work “The code of images of facial Apocalypses in accordance with Russian manuscripts from the 16th to the 19th centuries” (Moscow, 1884), the scholar described in details all the plots and images of large visual series illustrating the last book of the Bible. The basis of fundamental research was the comparative-historical method, a new for the mid-nineteenth century, but remaining relevant to our time. F. I. Buslaev made a consistent and exhaustive description of all the miniatures of several dozen lists of illuminated Apocalypses. The scholar revealed sources for a number of subjects and individual images in the Byzantine and medieval European iconography. Images of a gathering of forces fighting with the God’ angels in the eternal collision of good with evil were examined among other miniatures images. Illustrations for different versions of this image were revealed in seven episodes, corresponding to seven chapters dividing the text of Revelation into parts, carried out by St. Andrew, Archbishop of the Cappadocia Caesarea. The features of the images, their style, and individual details demonstrate the existence of various stable traditions that have been followed over the centuries and transferred from the western miniatures to the Russian ones. The iconography of one of these images — the troops of the peoples of Gog and Magog — is a characteristic feature for the definition of different editions of miniature cycles. These images have similarities and differences with Western European counterparts, associated with the features of the original images. The direct sources of them in the Russian tradition can be found, in particular, in images of icons and murals, in the illuminated Psalm-books, the Alexandria, and Cosmas Indicopleustes Cosmography. The author considers the way this material was investigated by F. I. Buslaev and what can be added to his observations at the present time.

Ключевые слова: лицевой Апокалипсис, Ф. И. Буслаев, книжная миниатюра

Keywords: illustrated Apocalypse, F. I. Buslaev, book miniature

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10411

281
А. А. Михеева
Anna A. Mikheeva
БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ В СИСТЕМЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТАРООБРЯДЦЕВ
LITURGICAL SINGING IN THE SYSTEM OF SELF-IDENTIFICATION OF THE OLD BELIEVERS
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению уникального богослужебного пения старообрядцев, не приемлющих священство, как важной составляющей их идентичности. Ставится вопрос о значении богослужебно-певческого искусства как специфического ориентира староверов-беспоповцев для самоидентификации: является ли для них таким маркером именно певческая традиция и в какой степени? Работа проводится в русле методологии изучения культурной памяти и идентичности сообществ (М. Хальбвакс, Б. Андерсон, П. Нора, Я. Ассман, Ф. Б. Шенк и другие). Исследование проведено на основе комплексного анализа различных типов источников: певческие книги, в том числе на крюках, материалы старообрядческих соборов, дневники археографических экспедиций, аудиозаписи служб и комментарии интернет-пользователей к ним, изречения протопопа Аввакума. Автор пришел к выводу о том, что литургическое пение действительно является важным маркером самоидентификации для беспоповцев, для которых важны даже различия в пении локальных общин. Ситуация в локальных сообществах рассмотрена на примере вятского материала, где певческая традиция особенно пестра: в регионе соседствуют различные беспоповские согласия, но даже в рамках одной конфессии наблюдаются различия в исполнительской практике отдельных общин. Однако наиболее существенным староверы считают отличие от певческой традиции Русской Православной Церкви, на основе противопоставления с которой приверженцы древлеправославного обряда осознают собственную самобытность. Показательна полемика среди староверов, не приемлющих священство, о принятии т. н. наречного пения (менее архаичного и более понятного современникам), свойственного старообрядческой поповской традиции, что равносильно переводу певческих текстов на другой язык. Часть староверов оказалась готова к этому, но для других такой шаг, даже имеющий рациональные аргументы, был неприемлем именно как утрата части своеобразия собственной «мы»-группы.

Abstract. The article examines the unique liturgical singing of Priestless Old Believers as an important component of their identity. The question is raised about the significance of the church-singing art as a specific reference point for the Old Believers for self-identification: is it a singing tradition for them and to what extent? The work was carried out in the framework of methodology of research on cultural memory and community identity (M. Halbwachs, B. Anderson, P. Nora, J. Assmann, F. B. Shenk, etc.). The study is based on a comprehensive analysis of different types of sources: liturgical singing books, materials from Old Believer councils, expedition diaries, audio records of worship services and comments of the Internet users on them as well as the Archpriest Avvakum’s opinions. The author comes to the conclusion that liturgical singing is indeed a significant marker of self-identification for the Priestless, for whom even some differences between the singing styles of local communities are of great importance. The situation in local communities is examined using an example of the Vyatka material, because a singing tradition is especially diverse there: in the region, there are various Priestless groups, but even within the same confession there are differences in the performing practices of distinct communities. However, the most significant difference is the distinction from the church-singing tradition of the Russian Orthodox Church, in opposition to which the Old Believers realize their own identity. The polemic of the Priestless against the acceptance of the so-called nariechnoye singing characteristic of the priestly tradition (less archaic and more understandable to contemporaries) is very revealing in this respect as that tradition is considered to be equivalent to translation of singing texts into a completely different language. Some of the Old Believers were ready for this, while for the others such position, even accompanied by rational arguments, turned to be unacceptable precisely because it meant the loss of some identity of their ‘we-group’.

Ключевые слова: старообрядцы, беспоповцы, богослужебное пение старообрядцев, идентичность, культурная память, знаменное пение, хомония

Keywords: Old Believers, Priestless, Old Believer liturgical singing, identity, cultural memory, znamennoye singing, khomonia

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10412

312
Л. К. Александрова-Чукова
Lydia K. Aleksandrova-Chukova
«Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после Академического дела 1929–1931 гг. (по материалам дневников митрополита Григория (Чукова))
“THE UNITY OF SCIENTISTS AND THE CHURCH…”, OR ON THE TIMES BEFORE THE PETROGRAD PROCESS OF 1922 AND AFTER “THE ACADEMICIANS’ CASE OF 1929–1931” (BASED ON MATERIALS FROM THE DIARIES OF METROPOLITAN GRIGORY (CHUKOV))
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена историко-философскому осмыслению положения и настроений петроградского духовенства, православной профессуры, а также интеллигенции «Серебряного века» в период 1920–1930-х гг. Показано, как за плодотворным единением духовенства и людей науки в храме, в Обществе православных приходов, Богословском институте и в религиозно-философском обществе последовало совместное пребывание их на скамьях подсудимых на показательном процессе 1922 г. и в тюремных камерах и ссылках по «Академическому делу». Отмечены вехи, когда властями были нанесены главные удары по Церкви и по Академии наук. Вводимые в научный оборот дневниковые записи прот. Н. К. Чукова 1930–1931 гг. расширяют источниковую базу «Академического дела».
«От первого лица» — по материалам историко-богословского наследия прот. Н. К. Чукова (митрополита Григория), ректора Петроградского богословского института и Высших Богословских курсов, представлен краткий очерк восстановления духовного образования после революции. Показано, как после закрытия всех учебных заведений Русской Православной Церкви в условиях антицерковной политики советской власти убежденность в необходимости духовного просвещения и будущих пастырей, и верующих, энтузиазм и воля главных организаторов богословского образования в Петрограде — И. П. Щербова и прот. Н. К. Чукова, при материальной поддержке православных приходов города, позволили состояться двум высшим духовно-учебным заведениям в Петрограде в 1920-х годах. Бывшие же в те годы церковные разделения, играя на руку властям, привели к их ликвидации. В необходимости привлечения людей науки, и духовенства — независимо от того, в каких церковных расколах и разделениях оно ранее пребывало, к обучению и формированию будущих пастырей Русской Православной Церкви в ее духовных школах автор дневников не сомневался, будучи уже председателем Учебного комитета Св. Синода в 1940–1950-х годах.”.

Abstract. The article is devoted to the historical and philosophical understanding of the situation and moods of Petrograd clergy, the Orthodox professors, as well as the “Silver Age” intellectuals in the period of 1920–1930. The author shows how the fruitful unity of clergy and the people of science within the church and in the Society of Orthodox Parishes, in the Theological Institute and in the Religious and Philosophical Society was followed by their joint presence in the dock during the show trial of 1922, as well as in prison cells and exile after the “Academicians’ Case”. The article has marked the milestones when the authorities stroke most serious blows against the Church and Academy of Sciences. Archpriest N. Chukov’s diary notes for the years 1930–31, introduced into scientific circulation, expand the source base of “the Academicians’ Case”. “From the First Person” — a narration based on materials of the historical and theological heritage of Archpr. N. K. Chukov (Metropolitan Gregory), Rector of the Petrograd Theological Institute and Higher Theological Courses, presents a brief outline of the restoration of spiritual education after the revolution. The author demonstrates how the conviction of the need for spiritual enlightenment of future pastors and believers, the enthusiasm of the main organizers of theological education in Petrograd — I. P. Shcherbov and Archpriest N. K. Chukov — supported financially by the Orthodox parishes of the city, allowed to open two higher theological schools in Petrograd in the 1920’s soon after the closure of all educational institutions of the Russian Orthodox Church had occurred in conditions of anticlerical policy of the Soviet regime. And then the existing church separation, playing into the hands of the Soviet authorities, led to the liquidation of these new theological schools. The article says, that being the Сhairman of Study Committee of the Holy Synod in 1940–1950 the author of the diaries never doubted the need to invite scientists and clergymen no matter what church divisions and separations they had participated before, for teaching and formation of future religious mentors and pastors of the Russian Orthodox Church in theological schools.

Ключевые слова: духовное образование, И. П. Щербов, прот. Н. К. Чуков, Б. А. Тураев, Петроградский богословский институт, Высшие Богословские курсы в Ленинграде, академическое дело 1929–1931 гг., академик С. Ф. Платонов, митрополит Григорий, Ленинградская духовная академия

Keywords: spiritual education, I. P. Shcherbov, Archpriest N. K. Chukov, B. A. Turaev, Petrograd Theological Institute, Higher Theological Courses in Leningrad, academicians’ case of 1929–1931, Academician S. F. Platonov, Metropolitan Gregory (Chukov), Leningrad Theological Academy.

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10413

324
РАЗДЕЛ II. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ 
Священник Михаил Юров
Priest Mikhail Iurov
СОВРЕМЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА О ЦАРЕ ДАВИДЕ И ЕГО ЭПОХЕ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА. Рецензия на книгу: Тантлевский И. Р. Царь Давид и его эпоха в Библии и истории. СПб., 2016. 412 с. ISBN 978-5-88812-794-0
MODERN BIBLICAL CRITICISM ON THE PERSON OF KING DAVID AND HIS EPOCH: OVERCOMING DECONSTRUCTIONISM. The Review of: Tantlevskii I. R. King David and His Epoch in the Bible and History. Saint Petersburg, 2016. 412 p.
Подробнее (Details)

Аннотация. В рецензии рассматривается монография известного российского гебраиста, историка и библеиста И. Р. Тантлевского, посвященная личности царя Давида и его следу в истории древнеизраильского государства. Данный труд представляет собой систематизацию обширного и разнопланового материала, проливающего свет на эпоху становления ветхозаветного Израиля как мощной развитой и суверенной ближневосточной державы. Книга имеет немалую апологетическую ценность в контексте полемики с библейской гиперкритической (минималистической) традицией, сторонники которой считают тексты Писания весьма ненадежным источником достоверных исторических сведений.

Abstract. This review examines the monograph by I. R. Tantlevskii, the famous Russian hebraist, historian and biblical scholar whose work is dedicated to the personality of king David and his trace in the history of the Ancient Israel state. The work presents a systematization of extensive and diverse material that sheds light on the genesis of the old testament Israel as a strong, developed and sovereign power of the Middle East. The book is of a large apologetic value in the context of polemics with hypercritical (minimalistic) tradition the supporters of which consider the Scripture unreliable source of valid historical data.

Ключевые слова: царь Давид, библейский минимализм, история Древнего Израиля и Иудеи, документальная гипотеза, Ветхий Завет, библейская археология, библеистика

Keywords: king David, biblical minimalism, history of the Ancient Israel and Judea, documentary hypothesis, the Old Testament, biblical archeology, biblical studies

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10414

397
А. В. Мангилёва
Anna V. Mangileva
НОВЫЕ КНИГИ ОБ АРХИМАНДРИТЕ АНТОНИНЕ (КАПУСТИНЕ). Рец. на кн.: Стопами отца Антонина: от Батурино до Перми. Путешествия и приключения семинариста Андрея Капустина во время его жительства в Сибири (1817–1836 гг.) / сост., авт. предисл. и послесл. игум. Варнава (Аверьянов). Далматово: Белое городище, 2017. 185 с.: ил.; Варнава (Аверьянов), игум. Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина). По материалам его литературного наследия. М.: Индрик, 2017. 208 с.
NEW BOOKS ABOUT ARCHIMANDRITE ANTONIN (KAPUSTIN). Review on the books: In the Footsteps of Father Antonin: From Baturino to Perm. Travels and Adventures of Seminarian Andrei Kapustin During His Residence in Siberia (1817–1836). Ed. Hegumen Varnava (Averyanov). Dalmatovo: Beloye Gorodishche, 2017. 185 pp.; Varnava (Averyanov), igum. Spiritual Image of Archimandrite Antonin (Kapustin). Based on the Materials of His Literary Heritage. Moscow: Indrik, 2017. 208 pp.
Подробнее (Details)

Аннотация. В рецензии рассматривается монография настоятеля Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова), посвященная реконструкции духовного облика начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). За основу для этой реконструкции берутся прежде всего дневники, которые Андрей Иванович Капустин (затем архимандрит Антонин) вел на протяжении всей жизни, начиная с отъезда в Пермскую духовную семинарию. Книга разбита на две части, посвященные, соответственно, эволюции характера архимандрита Антонина с детских лет и до кончины и основным доминантам его духовного облика. Вторая книга, составитель которой также игумен Варнава, — публикация отдельных записей из дневника семинариста Андрея Капустина, посвященных его пребыванию в Пермской духовной семинарии. Дополнительные материалы иллюстрируют время его обучения в Далматовском уездном духовном училище.

Abstract. The review examines a monograph of Father Superior Varnava (Averyanov), rector of the Assumption Dalmatian Monastery. The monograph reconstructs a spiritual image of Archimandrite Antonin (Kapustin), who headed the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem. The reconstruction is based primarily on the diary notes of Andrei Ivanovich Kapustin (later — Archimandrite Antonin), which he had been writing throughout his life, from the moment he left for the Perm Theological Seminary. The book consists of two parts dedicated respectively to the evolution of A. Kapustin’s character, from his childhood to the moment of death, and to the main dominants of his spiritual appearance. The second book, compiled also by hegumen Varnava, is a publication of separate entries from the diary of seminarian Andrei Kapustin describing his stay in Perm Theological Seminary. Some additional materials illustrate the time of his studying at the Dalmatian District Religious School.

Ключевые слова: архимандрит Антонин (Капустин), духовная жизнь, дневник, Русская духовная миссия в Иерусалиме, Пермская духовная семинария

Keywords: archimandrite Antonin (Kapustin), spiritual life, diary, Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Perm Theological Seminary

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10415

406
Н. А. Антипин
Nikolay A. Antipin
Рецензия на книгу: Печерин А. В. И тьма не объяла их…: книга памяти репрессированных священно- и церковнослужителей Челябинской области. Екатеринбург; Челябинск: Уральское церковно-историческое общество, 2019. 752 с.: ил. ISBN 978-5-9500967-9-2
Review of the book by A. V. Pecherin «And the darkness did not grasp them…: A Book in Memory of the Repressed Priests and Clergy of the Chelyabinsk Region» (Ekaterinburg; Chelyabinsk, 2019, 752 pp.). ISBN 978-5-9500967-9-2
Подробнее (Details)

Аннотация. В рецензии на книгу А. В. Печерина анализируется значение нового издания в исследовании советского периода истории православия на Южном Урале. Рецензируемая книга посвящена трагическому явлению в истории России — массовым политическим репрессиям, пик которых пришелся на 1937–1938 гг. и получил в историографии наименование «Большого террора». Цель издания заключается в аккумулировании информации о православных священно- и церковнослужителях, как служивших, так и перешедших на гражданскую работу, представителях церковного актива Челябинской области, пострадавших от массовых политических репрессий. Книга состоит из введения, биографического справочника «Жертвы репрессий», помянника, обширного блока публикации архивных документов «Обвинительные заключения», приложений, списка сокращений, именного и географического указателей. Авторское введение позволяет контекстуализировать публикуемый справочный материал. А. В. Печерину удалось выявить информацию о 514 «церковниках» — жертвах репрессий в Челябинской области. Самая объемная часть книги — документальная, в которой опубликованы материалы архивно-следственных дел. Документы структурированы по хронологии и охватывают период 1919–1942 гг. (всего 130 документов). В публикациях сохранены орфография, стилистика, специфическая лексика, исправлены опечатки, отмечены сокращения текста и способ воспроизведения. Книга позволяет существенно расширить источниковую базу, систематизирует ее, повышает доступность архивных материалов широкому кругу читателей и исследователей. Примечательно, что такое масштабное исследование челябинских архивов произведено не местными историками, а представителем соседнего региона — Свердловской области. При этом работа над рукописью на всех этапах поддерживалась Объединенным государственным архивом Челябинской области, а ее издание осуществлено по благословению митрополита Челябинского и Миасского Григория.

Abstract. In a review of the book by A. V. Pecherin the significance of this new edition in the study of the history of Orthodoxy in the Southern Urals during Soviet period has been analyzed.

The book under review is dedicated to the tragic phenomenon in the history of Russia — mass political repressions, the peak of which occurred in 1937–1938 and received in historiography the name «Great Terror». The purpose of the publication is to accumulate information about Orthodox clergymen and priests, those who were continuing to serve and those who switched to civil work, and also about active representatives of the church parishes in the Chelyabinsk region who suffered from large-scale political repressions. The book consists of an introduction, a biographical directory «Victims of Repression», a commemorative list, an extensive block of publication of archival documents «Indictments», annexes, abbreviations, name and geographical indexes. The author’s introduction allows to contextualize published reference material. A. V. Pecherin was able to identify information about 514 clergymen — victims of repression in the Chelyabinsk region, included in the biographical directory. The most voluminous part of the book is the documentary, with the materials of archival and investigation cases published. The documents are structured by chronology and cover the period of 1919–1942 (130 documents in total). Spelling and stylistics as well as specific vocabulary have been preserved, while the typos are corrected and text abbreviations and the way of reproduction have been noted. The book allows to significantly expand the source base and systematizes it, increases the availability of archival materials to a wide range of readers and researchers. It is noteworthy that such a large-scale study of the Chelyabinsk archives was carried out not by local historians, but by a representative of the neighboring Sverdlovsk region. At the same time, work on the manuscript has been supported by the United State Archive of the Chelyabinsk Region at all stages, and its publication is carried out with the blessing of Grigory, Metropolitan of Chelyabinsk and Miass.

Ключевые слова: «Большой террор», массовые политические репрессии 1937–1938 гг., НКВД, СССР, сталинизм, духовенство, церковнослужители

Keywords: «Great Terror», mass political repressions of 1937–1938, NKVD, USSR, Stalinism, clergy, priests

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10416

416
РАЗДЕЛ III. ПЕРСОНАЛИИ 
И. Л. Манькова
Irina L. Mankova
Векторы научного поиска Марины Юрьевны Нечаевой
VECTORS OF THE SCIENTIFIC ENQUIRY OF MARINA YU. NECHAEVA
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена обзору основных результатов научной деятельности историка М. Ю. Нечаевой. Она внесла большой вклад в изучение истории монастырей Урала, монашества как социального феномена российского общества XVIII — начала XX вв. Ею написаны обобщающие труды о деятельности религиозных организаций на Урале конца XIX — начала XX в., в том числе Императорского православного палестинского общества. М. Ю. Нечаева ввела в научный оборот значительный комплекс уникальных исторических документов, разработала методику их обработки, предложила новые концептуальные подходы к осмыслению истории Русской Православной Церкви синодального периода.

Abstract. The article is devoted to the main scientific achievements of the historian M. Yu. Nechaeva. This scientist has made a great contribution to the study of Urals monasteries’ history and monasticism as a social phenomenon of Russian society of the 18th — early 20th centuries. M. Yu. Nechaeva wrote the synthesis works on the activities of religious organizations in the Urals of the late 19th — early 20th centuries, including the Imperial Orthodox Palestine Society. A significant set of unique historical documents has been introduced into the scientific circulation by the historian who has also developed a methodology for document processing and proposed new conceptual approaches to understanding the history of the Russian Orthodox Church in the synodal period.

Ключевые слова: Нечаева Марина Юрьевна, история Русской Православной Церкви синодального периода, монашество, монастыри, религиозные организации, Императорское православное палестинское общество

Keywords: Nechaeva Marina Yurievna, history of the Russian Orthodox Church of the synodal period, monasticism, monasteries, religious organizations, Imperial Orthodox Palestine Society

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10417

426
Священник Илия Соловьев
Priest Ilya V. Soloviev
ЮБИЛЕЙ ПАСТЫРЯ И ИСТОРИКА: 60 лет прот. В. В. Лавринову
ANNIVERSARY OF ARCHPRIEST AND HISTORIAN
Подробнее (Details)

Аннотация. Настоящий юбилейный материал посвящен известному российскому церковному историку протоиерею Валерию Лавринову. В статье рассматривается биография ученого и описываются траектории его исследовательского поиска. В завершении публикации приводится полный список трудов юбиляра.

Abstract. This anniversary material is dedicated to the famous Russian Church historian Archpriest Valery V. Lavrinov. The article considers the scholar’s biography and describes the tracks of his research. A complete list of works of the hero of the anniversary is given at the end of the publication.

Ключевые слова: церковная история, историк, протоиерей Валерий Вениаминович Лавринов, Урал, Православная Церковь

Keywords: Church history, historian, Archpriest Valery Veniaminovich Lavrinov, Ural, Orthodox Church

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10418

447

Пожертвовать

На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)