ВЕСТНИК ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. 2024. № 45

Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2024. № 45. 326 с.

ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)

Описание

В научном периодическом издании Екатеринбургской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории и смежных дисциплин, библиографические заметки и рецензии на новые актуальные для богословской науки исследования. Издание адресуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, а также всем интересующимся.

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.

Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений9
РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ 
БОГОСЛОВИЕ 
священник Д. А. Горячев
Priest Daniil A. Goryachev
АНТИНОМИЯ В ДОГМАТИКЕ И ЭТИКЕ
ANTINOMY IN DOGMATICS AND ETHICS
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья выясняет значение антиномии в христианском вероучении и нравоучении. Ключевой тезис исследования — в догматике антиномия выполняет функцию границы для рационального познания, в нравственной же сфере она недопустима как открывающая путь нравственному релятивизму. Данные выводы делаются преимущественно на основе изучения работ священников Павла Флоренского (в отношении догматики) и Николая Стеллецкого (в отношении этики). Автор задается целью подтвердить указанный тезис с помощью богословского метода, обращаясь в первую очередь к Священному Писанию и святоотеческому наследию. Другая методологическая основа исследования — различение смысла и значения высказываний. Главная заслуга в теоретической разработке учения об антиномии, по мнению автора, принадлежит о. Павлу Флоренскому. В статье исследуются критические замечания, высказанные Е. Н. Трубецким по отношению к теории о. Павла Флоренского и положившие начало скептическому отношению к методу антиномии. Автор статьи приходит к заключению, что предложенная П. А. Флоренским методология вполне оправдана и успешно используется в современном богословии. В качестве примера автор приводит догмат о Божественном триединстве, антиномически понимаемом митр. Каллистом (Уэром). Обращается внимание на богословскую дискуссию о неведении Христа, вариантом разрешения которой тоже становится отнесение данного вопроса к сфере сверхразумного постижения и признания существующего здесь логического противоречия. Прямые указания на наличие противоречия в вероучительных истинах автор находит у прп. Максима Исповедника и свт. Григория Паламы. Богатый материал по данной теме представляет собой и творчество прп. Симеона Нового Богослова. Сербский святой о. Иустин (Попович) нередко прибегает к данной методологии и применяет термин «антиномия» в своих богословских построениях. Однако автор статьи утверждает, что метод антиномии не носит универсального характера. Так, сфера практической этики, требующая ясности и определенности нравственного поведения, четкого различения добра и зла, исключает антиномический подход.

Abstract. The article clarifies the meaning of antinomy in Christian doctrine and moralizing. The key thesis of the study is that in dogmatics, antinomy serves as a boundary for rational cognition; in the moral sphere, antinomy is unacceptable as opening the way to moral relativism. These conclusions are drawn mainly on the basis of studying the works of priest Pavel Florensky (in relation to dogmatics) and priest Nikolai Stelletsky (in relation to ethics). The author sets out to confirm this thesis with the help of the theological method, referring primarily to the Holy Scriptures and the patristic heritage. Another methodological basis of the study is the distinction between the meaning and meaning of statements. The main merit in the theoretical development of the doctrine of antinomy, according to the author, belongs to Pavel Florensky. The article examines the critical remarks made by E. N. Trubetskoy in relation to the theory of Pavel Florensky and initiated a skeptical attitude to the method of antinomy. The author of the article comes to the conclusion that the methodology proposed by Florensky is quite justified and is successfully used in modern theology. As an example, the author cites the dogma of the Divine Trinity, antinomically understood by Metropolitan Kallistos (Ware). Attention is drawn to the theological discussion about the ignorance of Christ, the solution of which is also to refer this issue to the sphere of superintelligent comprehension and recognition of the logical contradiction existing here. The author finds direct indications of the existence of a contradiction in the doctrinal truths of St. Maxim the Confessor and St. Gregory Palamas. Also, the rich material on this topic is the work of St. Simeon the New Theologian. Serbian St. Justin (Popovich) often resorts to this methodology and uses the term «antinomy» in his theological constructions. However, the author of the article claims that the method of antinomy is not universal. Thus, the sphere of practical ethics, which requires clarity and certainty of moral behavior, a clear distinction between good and evil, excludes the antinomic approach.

Ключевые слова: священник Павел Флоренский, протоиерей Николай Стеллецкий, христианская философия, христианская этика, богословский метод, диакритический метод (диакрисис), антиномия, смысл и значение

Keywords: Priest Pavel Florensky, Archpriest Nikolai Stelletsky, Christian philosophy, Christian ethics, theological method, diacritical method (διακρίσις), antinomy, meaning and significance

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-11-26

11
Е. С. Кальченко
Evgenia S. Kalchenko
ОСОБЕННОСТИ БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТОВ В КОПТСКОМ ТЕКСТЕ «ТАЙНЫ АПОСТОЛА ИОАННА»
PECULIARITIES OF BIBLICAL THEMES IN THE COPTIC TEXT “THE MYSTERIES OF JOHN THE APOSTLE”
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена анализу библейских сюжетов в апокрифе, развернутое название которого можно перевести как «Тайны Иоанна, апостола и святого девственника, которым его обучили на небе». Полностью текст сохранился на саидском диалекте коптского языка в позднем списке начала XI в. и происходит из монастыря святого Меркурия в Эдфу, что на юге Египта. Имеется также небольшой фрагмент на бохайрском диалекте из монастыря святого Макария в Вади эн-Натрун. Существование данной копии, происходящей из обители в северной части страны и составленной на другом диалекте, говорит о широком распространении апокрифа и его важном значении в деле сохранения рукописной традиции на коптском языке. Кодекс с полной вер¬сией текста, находящийся ныне в Британской библиотеке (Or. 7026), был издан сэром Уоллисом Баджем в сборнике произведений на саидском диалекте из собрания тогда еще Британского музея. Как следует из пространного заглавия в начале текста, речь идет о восхождении апостола Иоанна на небеса, где он узнает о различных тайнах, задавая вопросы сопровождающему его херувиму. Это повествование является в некотором роде особенным, поскольку вобрало в себя традиции и представления разных культур, органично сочетающиеся друг с другом в рамках единого текстового пространства. Основная цель исследования — рассмотрение эпизодов, которые отсылают к Ветхому Завету, большинство — к Книге Бытие. Эти эпизоды, сравниваемые с соответствующими фрагментами из Священного Писания, имеют особые характеристики, которые, в свою очередь, позволяют судить, как отражались те или иные биб¬лейские сюжеты в апокрифической литературе христианского Египта. Более того, на основе проведенного анализа с учетом дополнительного материала и источников, привлекаемых к исследованию, можно сделать выводы, как автор пытался интерпретировать канонический текст, местами адаптируя его к реалиям египетской культуры и привлекая разные предания.

Abstract. The article deals with the analysis of biblical themes in the Coptic apocryphon the detailed title of which can be translated as “The Mysteries of John, the Apostle and Holy Virgin, That (the mysteries) Were Taught to Him in Heaven”. The text is fully preserved in Sahidic in the late copy of the beginning of the 11th century and originates from the monastery of Saint Mercurius in Hagr Edfu located in the south of Egypt. There is also a small fragment in Bohairic from the monastery of Saint Macarius in Wadi al-Natrun. The very fact of existence of this copy which comes from the monastery in the north and was compiled in another dialect indicates that the apocryphon must have been a widespread and significant piece of work with its important role in preserving the written tradition in the Coptic language. The codex with the complete version of the text currently kept at the British Library (Or. 7026) was published by Sir E. A. W. Budge in the anthology of works in Sahidic from the collection of the British Museum at that time: Budge E. A. W. Coptic Apocrypha in the Dialect of Upper Egypt. London, 1913. As the elaborate title at the beginning of the text states, the story is about the ascent of John the Apostle to Heaven where he gets to know different mysteries by asking the Cherub that accompanies him. This narrative is peculiar in a way, since it has accumulated traditions and perceptions of different cultures seamlessly combined with each other within one textual space. The main objective is to analyze the episodes which refer to the Old Testament, the majority of them to the Book of Genesis. Being compared with respective passages from the Holy Scripture, they represent distinctive features that, in turn, give an opportunity to judge how certain biblical themes were reflected in the apocryphal literature of Christian Egypt. Moreover, on the basis of the analysis conducted along with the additional material and sources taken into consideration one may better comprehend how the author tried to interpret the canonical text sometimes including it into realities of Egyptian culture and referring to different legends.

Ключевые слова: коптские апокрифы, тайны, апостол Иоанн, Библия, Ветхий Завет, христианство в Египте

Keywords: Coptic apocrypha, mysteries, John the Apostle, the Bible, the Old Testament, Christianity in Egypt

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-27-49

27
диакон А. В. Щепёткин
Deacon Anton V. Shchepetkin
МОЛИТВЫ ПЕРВЫХ ПЯТИ КАФИЗМ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПСАЛТИРЯХ
PRAYERS OF THE FIRST FIVE CATHISMATA IN THE OLD RUSSIAN PSALTERS
Подробнее (Details)

Аннотация. Древнерусская рукописная традиция демонстрирует богатое многообразие молитв по кафизмам Псалтири. В статье исследованы 26 Псалтирей XIII–XVI вв. в контексте древнерусской литургической письменности: Часословов, богослужебных сборников и др., а также старопечатной Псалтири. Изучены и сопоставлены молитвы по первым пяти кафизмам. Обычно каждая кафизма имеет одну молитву, но в некоторых рукописях встречаются кафизмы с двумя или даже тремя молитвами. Анализ показывает, что среди молитв начальных кафизм Псалтири наблюдается достаточная стабильность, если сравнивать с дальнейшими кафизмами. Каждая из начальных кафизм связана с наиболее характерной молитвой, которую включают в среднем около половины рассмотренных рукописей. Остальные молитвы по данной кафизме разнообразны и могут встречаться в трех или, как правило, в одной-двух рукописях. Результаты исследования наглядно оформлены в виде таблицы. Текст некоторых молитв, до сих пор не опубликованных, приведен в данной статье. Таковы «молитва святого Зинона», содержащая просьбу о защите; «молитва царя Леона», имеющая характер восторженного славословия; покаянная молитва «Услыши, Госпоже Богородице»; покаянная молитва «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»; просительная молитва «Цесарю славы», имеющая необычную текстуальную традицию; и ходатайство «ко Святей Богородице за вся крестьяны». Достаточно многие молитвы имеют византийское происхождение и известны по греческим рукописям, приписываются таким святым древности, как прп. Ефрем Сирин, прп. Исаак Сирин, прп. Антиох, свт. Иоанн Златоуст; две молитвы взяты из «Жития святого Нифонта»; две молитвы — библейские. Другие молитвы могут иметь и славянского автора: так, четыре молитвы принадлежат свт. Кириллу Туровскому. Среди исследованных рукописей 11 Псалтирей почти идентичны по составу молитв, еще 6 Псалтирей имеют довольно схожий состав, среди остальных наблюдается многообразие. Выдвигается гипотеза, что в Древней Руси бытовала «основная традиция» расположения молитв по начальным кафизмам. Наряду с ней имелись и различные альтернативные традиции. Впоследствии основная традиция была определенным образом трансформирована и использована при определении состава старопечатной Псалтири.

Abstract. The Old Russian manuscript tradition demonstrates a rich variety of prayers after the kathisms of the Psalter. The article examines 26 Psalteries of the 13–14 centuries in the context of the Old Russian liturgical literature: horologions, liturgical collections, etc., as well as the old-printed Psalter. Prayers for the five initial cathismata have been studied and compared. Usually each cathisma has one prayer, but in some manuscripts there are cathismata with 2 or even 3 prayers. The analysis shows that among the prayers of the initial cathismata of the Psalter, there is comparatively greater stability comparing with further cathismata. Each of the initial cathismata is associated with the most characteristic prayer, which is found in about half of the manuscripts considered. The rest of the prayers for this cathisma are diverse and can occur in three or, as a rule, in one or two manuscripts. The results of the study are clearly presented in a table. The text of some prayers that have not yet been published is given in this article. These are the “prayer of St. Zinon”, containing a request for protection; the “prayer of King Leon”, with a character of enthusiastic praise; the penitential prayer “Hear, Lady Theotokos”; the penitential prayer “In the name of the Father and the Son and the Holy Spirit”; the supplicatory prayer “O, King of Glory”, which has an unusual textual tradition; and the intercession “to the Holy Mother of God for all the Christians”. Many prayers are of Byzantine origin and known from Greek manuscripts; they are attributed to various saints of antiquity: St. Ephraem the Syrian, St. Isaac of Nineveh, St. Antiochus, St. John Chrysostom; two prayers are taken from the “Life of St. Niphont”; and two prayers are biblical. Other prayers may have a Slavic author: for example, four prayers belong to St. Kirill Turovsky. Among these manuscripts, 11 psalters are almost identical in the composition of prayers, another 6 psalters have a fairly similar composition, and the rest are very different from each other. The hypothesis is put forward that in ancient Russia there was a “basic tradition” of arranging prayers after the initial cathismata. Along with it, there were various alternative traditions. Subsequently, the main tradition was transformed in a certain way and used to establish the composition of the old-printed Psalter.

Ключевые слова: древнерусское богослужение, Псалтирь, молитвы по кафизмам, древнерусские Псалтири, свт. Кирилл Туровский

Keywords: Old Russian Church service, Psalter, prayers after the cathismata, old Russian Psalters, St. Kirill Turovsky

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-50-78

50
Н. В. Ануфриева
Natalia V. Anufrieva
ПОМОРСКИЙ СТИЛЬ В СОБРАНИИ РУКОПИСЕЙ ЛАИ УРФУ: ОБЩИЙ ОБЗОР ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА
Pomоr Style in the Collection of Manuscripts of the Laboratory of Archaeographical Studies of the Ural Federal University: A General Review of the Evolution of Ornamental Decoration Forms
Подробнее (Details)

Аннотация. Уникальный и самобытный книжно-оформительский поморский стиль, созданный книжниками Выго-Лексинского общежительства, был широко распространен и в региональных старообрядческих центрах беспоповских согласий, в том числе и среди части уральских старообрядческих поселенцев. В Древлехранилище Уральского федерального университета хранятся рукописи с поморским декором, собранные в ходе археографических экспедиций в Уральском регионе и прилежащих к нему территориях. В статье исследуется проблема развития форм поморского рукописного орнаментального декора на примере рукописей Лаборатории археографических исследований УрФУ с XVIII до начала XX в. Прослежены процессы складывания основы стиля (1-я половина — середина XVIII в.), обретение его классического вида (2-я половина XVIII в.) и эволюции отдельных элементов, что приводило к изменению и вариативности композиций при сохранении повторяемых устойчивых форм (1-я половина XIX в.). Также отмечена и показана тенденция «угасания» стиля вследствие изменений социально-политического и культурного характера — разгона Выговского общежительства и прекращения работы мастерских по переписке рукописей, распространения практики частного переписывания и декорирования рукописей, а также влияния на книжное оформительское искусство так называемой городской культуры, региональных особенностей письма, элементов народного декоративно-прикладного искусства (2-я половина XIX — начало XX в.). Исследование форм поморского книжного орнамента проводилось на основе разработанной петербургскими учеными Г. В. Маркеловым и Ф. В. Панченко методики работы с декором поморских рукописных книг, в том числе описания основных типов, разновидностей, подвидов отдельных элементов узора, составления буквенно-цифровых обозначений основных конструкций поморского орнамента, выделения особенностей композиций, характерных для определенного промежутка времени, и проблемы трансформации элементов. Применение данной методики позволило по-новому взглянуть на проблему существования и развития поморского стиля как устойчивой структуры. Создав уникальный по красоте и выразительности орнаментальный стиль, книжники Выговской пустыни в течение более полутора столетий производили рукописи с характерным поморским декором. Однако и после разорения скитов и разгона мастерских по переписыванию рукописей (середина XIX в.) поморский стиль продолжал жить в рукописях старообрядцев в силу своей востребованности. Устойчивость, повторяемость конструкций, их неизменность в пределах культурно-исторической общности старообрядческого населения позволяет говорить о поморском стиле как о ярком самостоятельном явлении книжно-рукописного оформительского искусства и как о феномене историко-культурного характера.

Abstract. The unique and original Pomor book-handwriting style, created by the scribes of the Vygo-Leksinsky community, was also widespread in the regional Old Believer centers of the Priestless denominations, including part of the Ural Old Believer settlers. The Depository of Ancient Manuscripts of the Ural Federal University contains manuscripts with Pomor decor collected during archaeographical expeditions in the Ural region and adjacent territories. The article examines development of Pomor handwritten ornamental decoration forms using the example of manuscripts of the LAS UrFU from the 18th to the beginning of the 20th centuries. The process of the formation of the style basis (1st half — mid-18th century), the acquisition of its classical appearance (2nd half of the 18th c.), the process of evolution of individual elements, which led to changes and variability in compositions while maintaining repeatable stable forms, are traced (1st half of the 19th c.). The author also notes the trend of “fading” of the style, due to changes of a socio-political and cultural nature — the dissolution of the Vyg monastery and cessation of the creation of literary artefacts in a centralized manner, the spread of the practice of private scribing and design of manuscripts, as well as the influence of the so-called urban culture on the art of manuscript design, and regional features of writing, elements of folk arts and crafts (2nd half of 19th — early 20th cc.). The study of the forms of Pomor book ornament was carried out on the basis of methods of working with the decor of Pomor handwritten books developed by St. Petersburg scientists G. V. Markelov and F. V. Panchenko, including descriptions of the main types, varieties, subspecies of particular pattern elements, compiling alphanumeric designations of the main designs of Pomor ornament, distinguishing the features of compositions characteristic of a certain period of time, as well as problems of transformation of elements and style interpretation variants. The use of this technique allowed taking a fresh look at the problem of the existence and development of the Pomor style as a stable structure. Having created an ornamental style unique in its beauty and expressiveness, the scribes of the Vyg Pustyn produced manuscripts with characteristic Pomor decor for more than a century and a half. However, even after the liquidation of the monasteries and the dispersal of workshops for copying manuscripts (middle of the 19th century), the Pomor style continued to live in the manuscripts of the Old Believers due to its relevance. The stability, repeatability of designs and their immutability within the cultural and historical community of the Old Believer population allows speaking of the Pomor style as a bright independent phenomenon of book design art and a phenomenon of a historical and cultural nature.

Ключевые слова: старообрядчество, оформление рукописей, поморский стиль, орнаментальные формы, традиция, интерпретация стиля

Keywords: Old Believers, manuscript design, Pomor style, ornamental forms, tradition, interpretation of style

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-79-103

79
О. В. Кулева
Olesia V. Kuleva
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КОЛОКОЛОВ НА ИКОНАХ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (Х — НАЧАЛО XX вв.)
Symbolic Representation of Bells on Icons in the Context of the Formation of Russian Christian Culture (10th — early 20th centuries)
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена развитию в русской христианской культуре двух традиций: иконописной, воспринятой от Византии, и колокольной — западной. Подвергаются анализу основные этапы синтеза данных традиций, анализируется символическое значение изображения колоколов и колоколонесущих сооружений на иконах. Анализ научных публикаций показал, что в кампанологии тема иконописного изображения колоколов очень слабо разработана и существуют только отдельные научные исследования И. В. Коновалова, О. В. Азаровой, Л. Д. Благовещенской. Отсутствие регулярных исследований по данной проблеме актуализирует некоторые вопросы, требующие решения: развитие колокольного искусства соотносительно с формированием христианской культуры, определение тенденций символического иконописного изображения колоколов. Данные проблемы рассматриваются в контексте исторических этапов становления Русского государства: домонгольский, монгольского нашествия, Московского государства и синодальный периоды. На каждом этапе рассматривается общая культурная ситуация страны и по историческим свидетельствам сопоставляется иконописная и колокольная традиция. В Древней Руси (домонгольского и монгольского периодов) наблюдается удивительный баланс между всецело принятой христианской культурой Византии и отдельными традициями западных стран. Колокола органично вошли в богослужение, церковную и общественную жизнь в целом. Но в церковной живописи не произошло синтеза культурных традиций Востока и Запада. В период собирания русских земель вокруг Московского княжества и ослабления византийского влияния на культуру в житийных иконах изображаются колокола и колокольные сооружения. Важной их символической нагрузкой, как правило, становится свидетельство о чуде спасения или исцеления, о явлении Божией Матери и Господа — прикосновение к духовному миру. В синодальный период происходит процесс обмирщения православной культуры, усиливается западное влияние на иконопись и продолжается тенденция изображения колоколов на иконах, но меняется символическое значение с уклоном в историчность.

Abstract. The article is devoted to the development of two traditions in Russian Christian culture: icon-painting, adopted from Byzantium, and bell-traditions — from Western countries. Considered are the main stages of the synthesis of these traditions, and the symbolic meaning of the image of bells and bell-bearing structures on the icons is analyzed. The analysis of scientific publications has shown that the theme of iconographic images of bells in campanology is very poorly developed and there are only a few scientific studies carried out by I. V. Konovalova, O. V. Azarova, and L. D. Blagoveshchenskaya. The lack of regular research on this issue actualizes some issues that need to be addressed: the development of bell art in relation to the formation of Christian culture, as well as the definition of trends in the symbolic icon-painting of bells. These issues are considered in the context of the historical stages of the Russian state formation: pre-Mongol, Mongol invasion, the Muscovy Tsardom, and Synodal periods. At each stage, the general cultural situation of the country is considered, and the icon-painting and bell tradition are compared according to historical evidence. In Ancient Russia (pre-Mongolian and Mongolian periods), there was an amazing balance between the fully accepted Christian culture of Byzantium and individual traditions of Western countries. The bells organically entered into worship, church and public life in general. But in church painting there was no synthesis of the cultural traditions of the East and West. During the period of the gathering of Russian lands around the Moscow Principality and the weakening of the Byzantine influence on culture, bells and bell structures were depicted in hagiographic icons. Their important symbolic load, as a rule, is evidence of a miracle of salvation or healing, of the appearance of the Mother of God and the Lord. That is, such a touch to the spiritual world. During the Synodal period, the process of secularization of Orthodox culture takes place, Western influence on icon painting intensifies and the trend of depicting bells on icons continues, but the symbolic meaning changes with a bias towards historicity.

Ключевые слова: Русская христианская культура, православная икона, символическое изображение колоколов, иконографический канон, колокололитейное ремесло, история русской иконописи, художественно-символический язык иконы

Keywords: Russian Christian culture, Orthodox icon, symbolic image of bells, iconographic ca¬non, bell-making craft, history of Russian icon painting, artistic and symbolic language of the icon

Читать статью

DOI:10.24412/2224-5391-2024-45-104-124

104
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ 
А. И. Свиридонова
Anna I. Sviridonova
СОВЕТ ПРИ АРХИЕПИСКОПИИ
КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ БЕЛОКРИНИЦКОЙ ИЕРАРХИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
COUNCIL UNDER THE ARCHDIOCESE AS AN AUXILIARY GOVERNING BODY OF THE OLD BELIEVER CHURCH OF THE BELOKRINITSKAYA HIERARCHY AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья отражает промежуточные результаты большого исследования, цель которого — проследить эволюцию управления Старообрядческой церковью Белокриницкой иерархии в 1898–1917 гг., преодолев отрывочность имеющихся представлений. Высшим органом церковного управления этой христианской деноминации в указанный период являлся Освященный Собор. В 1911 г. новым звеном в церковном управлении стал Совет при архиепископии, учрежденный в помощь Освященному Собору для решения практических задач в междусоборное время. Для проведения комплексного исследования на основе имеющегося корпуса источников и представления результатов в виде информационной модели нами была проанализирована деятельность Совета при архиепископии. Анализ был проведен на широком архивном материале — документах ф. 1475 РГАДА, который до сих пор использовался для изучения историй отдельных региональных общин или биографических исследований. В источниковую базу исследования входят и материалы архива митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви, которые были сформированы в 2010-е гг. Были привлечены материалы периодической печати, тексты которых сопоставлялись с делопроизводственными источниками. Ежегодно сохранение деятельности Совета при архиепископии ставилось под сомнение на каждом Соборе, и в итоге ее все равно продлевали на год — до новой проверки итогов его работы. Вместе с тем Совет получал и новые полномочия. Несмотря на критику, Совет при архиепископии показал себя как эффективный орган. В 1911–1913 гг. он только набирал силу, но замораживание соборной деятельности в 1914 г. и накопление множества дел к 1915 г. поставили вопрос о необходимости расширения его полномочий. Был разработан проект положения, регулирующего работу Совета, но его утверждение не состоялось. Вопрос о расширении полномочий Совета возбуждался и в 1916 г., но уже в ином контексте — о приобретении им судебной функции. Формально это изменение не было принято и не было закреплено на бумаге, но уже в 1917 г. Совет получил эту функцию de facto. В связи с революционными событиями деятельность Совета при архиепископии постепенно прекратилась.

Abstract. The article reflects the intermediate results of a large study devoted to the analysis of the management of the Old Believer Church of the Belokrinitskaya hierarchy in the early 20th century. The purpose of the study is to trace the evolution of the development of the church administration of the Old Believer Church of Belokrinitskaya hierarchy in 1898–1917, overcoming the fragmentary vision of it in the period mentioned. The supreme body of church administration of this Christian denomination was the Consecrated Council, with a number of important functions. In 1911, the Council under the Archdiocese became a new link in church administration. This body was established to help the Consecrated Council to solve practical problems in the period between its assemblies. To conduct a comprehensive study based on the existing corpus of sources and present the results as an information model, the author analyzed the activities of the Council under the Archdiocese. This analysis was carried out on wide archival material — documents from Stock 1475 of the Russian State Archive of Ancient Acts, which has been used before to study the histories of individual regional communities or biographical studies. The study used materials new to science: the archives of the Metropolitan of Moscow and All Russia of the Russian Orthodox Old Believer Church, which were formed in the 2010s. Materials of the periodical press were involved, the texts of which were compared with clerical sources. The continuation of the activities of the Council under the Archdiocese was annually questioned by each Sobor, and in the end it was still extended for another year, until a new check of the results of its work. At the same time, the Council also received new powers. Despite criticism, the Council under the Archdiocese proved to be an effective body. In 1911–1913 it was gaining strength, but the freezing of conciliar activities in 1914 and the accumulation of many cases by 1915 raised the question of the need to expand its powers. A draft provision regulating the work of this Council was developed, but its approval did not take place. The question of expanding the powers of the Council was also raised in 1916, but in a different context concerning its judicial function. Formally, this change was neither accepted nor fixed on paper, but already in 1917 the Council received this function de facto. In the course of revolutionary events, the activities of the Council under the Archdiocese gradually ceased.

Ключевые слова: старообрядчество, соборность, история Церкви, церковное управление, Освященные Соборы, Белокриницкая иерархия

Keywords: Old Believers, catholicity, church history, church ruling, Consecrated Council, Belokrinitskaya hierarchy

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-125-150

125
иеромонах Антоний (А. В. Малинский)
Hieromonk Antony (A. V. Malinsky)
«ГОСПОДЬ СЕРДЦЕВЕДЕЦ ДЕРЖИТ МЕНЯ В ДЕСНИЦЕ СВОЕЙ…» (К БИОГРАФИИ ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ НИКУЛЬЧЕВА)
“THE LORD SEER-OF-HEARTS HOLDS ME IN HIS RIGHT HAND…” (TO THE BIOGRAPHY OF ARCHPRIEST VASILY NIKULCHEV)
Подробнее (Details)

Аннотация. Данная статья — одна из серии публикаций автора, которая посвящена судьбе священника Русской Православной Церкви, шедшего после революционных событий 1917 г. путем исповедничества: исследователь стремится привлечь внимание к событиям жизненного пути кубанского священнослужителя протоиерея Василия Тимофеевича Никульчева (1876–1949 гг.). До революции жизнь о. Василия протекала в русле ничем не примечательной деятельности сельского пастыря и, если бы не смена политического строя и волна гонений на представителей Русской Православной Церкви, едва ли стала бы интересной для историка. Во время гражданской войны священник был арестован, осужден и отправлен для отбывания срока в стены когда-то цветущей женской обители — Казанского женского монастыря, где разместился Рязанский губернский концентрационный лагерь. Условия заключения сделали священника фактически инвалидом. Вернувшись в 1922 г. на Кубань, он вынужденно примыкает к представителям обновленчества. В 1930 г., будучи обновленческим священником станицы Пшехской, о. Василий был вновь арестован, осужден и отправлен на Дальний Восток. Вернувшись из заключения, он жил на иждивении сыновей. В период оккупации Кубани священник Василий Никульчев приносит покаяние в пребывании в обновленческом расколе и возвращается к священническим обязанностям, но репрессии сломили его стойкость и силу духа: при приближении фронта священнослужитель покидает место служения и пускается в странствование, которое приводит его в немецкий лагерь. В 1945 г. о. Василий был освобожден советской армией и вернулся на Кубань, получив приход в станице Кавказской. В процессе изучения биографии протоиерея Василия Никульчева использовались данные Центрального архива Министерства обороны, Государственного архива Краснодарского края, Государственного архива Рязанской области, Государственного архива Ставропольского края, Государственного архива Тульской области, копии уголовных дел священника Василия Тимофеевича Никульчева из Архива Управления ФСБ по Краснодарскому краю. На Кубани в настоящее время сведения об о. Василии и его непростой судьбе малоизвестны. Настоящей публикацией автор стремится возродить утраченную память об исповедническом пути почившего в 1949 г. священника.

Abstract. This article is part of a series of publications, which the author devoted to the fate of a priest of the Russian Orthodox Church, who followed the path of a confessor after the revolutionary events of 1917. In the publication, the researcher focuses on the events of life of the Kuban Archpriest Vasily Timofeevich Nikulchev (1876–1949). Before the revolution, Father Vasily’s life was filled with unremarkable activities of a rural pastor and, if not for the change of the political system and the wave of persecution of representatives of the Russian Orthodox Church, it would hardly have become interesting for a historian. During the Civil War, the priest was arrested, convicted and sent to serve his sentence in the walls of the once flourishing women’s monastery — the Kazan Convent, which then housed the Ryazan provincial concentration camp. The conditions of imprisonment made the priest nearly disabled. Returning to the Kuban in 1922, he was forced to join the representatives of Renovationism. In 1930, being a Renovationist priest in the Pshekhskaya village, Father Vasily was again arrested, convicted and sent to the Far East. After imprisonment he was supported by his sons. During the occupation of the Kuban, Priest Vasily Nikulchev repented of being in the Renovationist schism and returned to priestly duties, but the repressions broke his fortitude and strength of mind, so when the front approached, the priest left his service and had to flee, eventually he found himself in a Nazi camp. In 1945, Father Vasily was liberated by the Soviet Army and returned to the Kuban, receiving a parish in the village of Kavkazskaya. In the process of studying the biography of Archpriest Vasily Nikulchev, the author used data from the Central Archive of the Ministry of Defense, State Archive of the Krasnodar Territory, State Archive of the Ryazan Region, State Archive of the Stavropol Territory, and State Archive of the Tula Region, as well as copies of the criminal cases of Priest Vasily Timofeevich Nikulchev from the Archive of the Federal Security Service Directorate for the Krasnodar Territory. At present, information about Father Vasily and his difficult fate is little known in the Kuban. With this publication, the author seeks to revive the lost memory of the confessor’s path of the priest who died in 1949.

Ключевые слова: Кубанская епархия, станица Новомихайловская, хутор Рома-новский, обновленчество, репрессии, Великая Отечественная война, Транс¬нистрия, немецкий лагерь

Keywords: Kuban diocese, Novomikhailovskaya village, Romanovsky farmstead, Renovatio¬nism, repression, Great Patriotic War, Transnistria, Nazi concentration camp

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-151-178

151
митрополит Исидор (Р. В. Тупикин)
Metropolitan Isidor (Tupikin)
РЕСТАВРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО УСПЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ПЕРИОД УПРАВЛЕНИЯ ЕПИСКОПА СМОЛЕНСКОГО И ДОРОГОБУЖСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СОКАЛЯ) (1959–1964 гг.)
THE RESTORATION OF SMOLENSK DORMITION OF THE THEOTOKOS CATHEDRAL DURING THE TENURE OF BISHOP INNOKENTY (SOKAL) OF SMOLENSK AND DOROGOBUZH
(1959–1964)
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена истории реставрации выдающего храма-памятника отечественной истории и культуры — Успенского кафедрального собора в Смоленске, совпавшей с периодом «хрущевских» гонений на Русскую Православную Церковь 1958–1964 гг. В фокусе внимания автора оказалась архипастырская деятельность епископа Смоленского и Дорогобужского Иннокентия (Сокаля), возглавлявшего Смоленскую епархию в 1959–1964 гг. Вступив в управление епархией, преосвященный Иннокентий продолжил дело реставрации Успенского кафедрального собора, начатое его предшественником по кафедре епископом Михаилом (Чубом). Ремонтно-реставрационные работы в соборе проходили под контролем Хозяйственного управления Московской Патриархии, Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР и местных властей. Однако финансирование осуществлялось исключительно из средств Смоленской епархии и смоленского кафедрального собора. Автор подробно описывает итоги масштабной ремонтно-реставрационной деятельности, которая позволила воссоздать исторический облик величественного храма-памятника вопреки противодействию со стороны местных партийно-государственных органов и уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви. В статье дан анализ причин неудавшихся попыток властей закрыть смоленский Успенский кафедральный собор, ставший после завершения реставрации местом посещения иностранных туристов и крупнейшим приходом Смоленской епархии Русской Православной Церкви.

Abstract. The article relates the history of restoration of Smolensk Dormition Cathedral, which is an outstanding monument of Russian history and culture. The restoration process coincided with the period of Khrushchev’s persecution of the Russian Orthodox Church (1959–1964). The author focuses on the archpastoral activities of Bishop of Smolensk and Dorogobuzh Innokenty (Sokal), who governed Smolensk diocese in 1959–1964. He continued the restoration of Smolensk Dormition Cathedral which was initiated by his predecessor Bishop Mikhail (Chub). Repair and restoration work in the cathedral took place under the control of the economic department of the Moscow Patriarchate, Governmental Council for the Russian Orthodox Church Affairs under the USSR Council of Ministers and local authorities. However, the work was financed exclusively by the Smolensk diocese and Smolensk Dormition Cathedral. The author describes in details the results of large-scale repair and restoration work. These efforts made it possible to restore the historical appearance of the majestic church monument despite the opposition from the authorized official of the Governmental Council for the Russian Orthodox Church affairs and local authorities. The articles also analyzes the reasons behind the failed attempts of the authorities to close Smolensk Dormition Cathedral, which after the restoration was completed has become a destination for foreign tourists and the largest parish of the Smolensk Diocese of the Russian Orthodox Church.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви, патриарх, епископ, Успенский кафедральный собор, реставрация

Keywords: Russian Orthodox Church, Moscow Patriarchate, authorized official of the Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs, Patriarch, Bishop, Dormition Cathedral, restoration

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-179-190

179
А. С. Харчевников
Alexey S. Kharchevnikov
МИТРОПОЛИТ НИКОДИМ (РОТОВ) И ЕГО УЧАСТИЕ В ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ КЛАДБИЩЕНСКИХ ХРАМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ
Metropolitan Nikodim (Rotov) and His Participation in the Parish Life of Cemetery Churches of the Leningrad Diocese
Подробнее (Details)

Аннотация. Епископское служение многогранно и охватывает разные стороны церковной жизни. Одна из важных обязанностей епископского служения — пас¬тырское душепопечение, которое связано главным образом с заботой о хранении христианской веры, христианской нравственности и благочестия в епархии. Таким образом, правящие архиереи непременно должны интересоваться положением дел на приходах вверенной им епархии и предпринимать какие-то созидательные действия, если возникают определенные трудности и проблемы. В 2023 г. исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова). Поскольку святой апостол Павел завещал «поминать наставников» (Евр 13. 7), в статье анализируется именно вышеуказанная сторона епископского служения митр. Никодима в Ленинградской епархии, которое проходило с 1963 по 1978 гг. На основании архивных документов нескольких храмов северной столицы в статье описывается взаимодействие митрополита Никодима с приходскими церквями города. Из приводимых документов хорошо видно, как владыка выстраивал с приходами контакт, имевший разные формы. Помимо непосредственных обязанностей епископа, таких, как назначение духовенства в тот или иной храм, благословения или отказы в каких-то приходских просьбах, митрополиту Никодиму приходилось решать множество проблем, которые возникали среди духовенства и мирян епархии. На основании ряда резолюций митр. Никодима, которые отчасти представлены в данной работе, делается вывод, что, невзирая на различные церковные послушания, митрополит Никодим немалые время и силы уделял взаимодействию с приходами северной столицы и в каждом конкретном случае, решая ту или иную проблему, просьбу, давал ценные рекомендации. Таким образом, представленная сторона епископского служения митрополита Никодима не просто вносит яркий штрих к портрету владыки митрополита, но еще более указывает на многогранность служения, которое он совершал до последних дней своей земной жизни.

Abstract. Multifaceted episcopal ministry covers different aspects of church life. One of the important duties of the episcopal ministry is pastoral counseling, which is mainly associated with concern for the preservation of the Christian faith, Christian morality and piety in the diocese. The ruling bishops must certainly take interest in the state of affairs in the pari¬shes of the diocese entrusted to them and undertake some action if certain difficulties and problems arise. 2023 marks the 45th anniversary of the repose of Metropolitan Nikodim (Rotov). Since the Holy Apostle Paul commanded to “remember those who led you” (Heb. 13:7), the author analyzes the above-mentioned side of Metropolitan Nikodim’s episcopal ministry in the Leningrad diocese, which took place from 1963 to 1978. Based on archival documents from several churches of the northern capital, the article describes communication of Metropolitan Nikodim with the parish churches. The documents cited clearly demonstrate how Bishop Nikodim established contacts with the parishes, in different forms. In addition to the direct responsibilities of a bishop, such as assigning clergy to a particular church, blessings or refusals of some parish requests, Metropolitan Nikodim had to solve many problems that arose among the clergy and laity of the diocese. Analyzing a number of Metropolitan’s resolutions, which are partly presented in this work, the author concludes that, despite various church obediences, Metropolitan Nikodim devoted considerable time and effort to interacting with the parishes of Leningrad and in each specific case, solving a particular problem or request, and provided valuable advice. Thus, the presented side of the episcopal ministry of Metropolitan Nikodim not only adds a bright touch to his portrait, but even more points to the versatility of the service he performed until the last days of his earthly life.

Ключевые слова: история XX века, митрополит Никодим (Ротов), Ленинград, церкви Ленинграда, кладбищенские храмы

Keywords: Leningrad, history of the 20th century, Metropolitan Nikodim (Rotov), Leningrad churches, cemetery churches

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-191-207

191
РАЗДЕЛ II. ПУБЛИКАЦИИ 
протоиерей В. В. Лавринов
Archpriest Valery V. Lavrinov
МИТРОПОЛИТ ПЕТР (ХОЛМОГОРЦЕВ) И ЕГО СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО 1937 ГОДА
METROPOLITAN PETER (KHOLMOGORTSEV) AND HIS INVESTIGATIVE CASE OF 1937
Подробнее (Details)

Аннотация. Эпоха гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ в. насчитывает несколько волн репрессий против духовенства и активных мирян, следовавших одна за другой. Наиболее масштабной и ожесточенной оказалась та из них, которая была связанная с Большим террором 1937–1938 гг., начавшимся после выхода приказа наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова № 00447 от 30 июля 1937 г. Согласно этому документу, репрессиям подлежали «наиболее активные антисоветские элементы», в том числе из «церковников». К приказу прилагались лимиты на репрессируемых по каждой области. «Антисоветские элементы» делились на две категории. К первой относились «все наиболее враждебные», подлежавшие «по рассмотрении их дел на тройках расстрелу»; ко второй были отнесены «менее активные, но все же враждебные элементы», их ждало заключение в лагеря на срок 10 лет. При этом указанные в разнарядке изначально цифры в итоге были превышены в несколько раз. Настоящая публикация представляет документы (протоколы допросов, обвинительное заключение, приговор и акт о приведении его в исполнение) из следственного дела 1937 г., главным обвиняемым по которому был один из лидеров Высшего Церковного Совета — митрополит Свердловский и Челябинский Петр (Холмогорцев). Хотя материалы дела в отношении обвинительной части были почти полностью сфабрикованы следствием, они представляют немалый интерес для исследователей истории Церкви на Урале. Это один из немногих источников, в котором описывается состояние религиозной жизни Урала середины 1930-х гг. В протоколах допросов перечисляются многие представители духовенства разной ориентации, служившие в 1936–1937 гг. на приходах. Называются имена клириков, упоминаются храмы, в которых они несли свое служение. Конечно, эти сведения нуждаются в глубоком критическом анализе и соотнесении с другими источниками. В подстрочниках приведены сведения о последующей судьбе упоминаемых лиц, даются некоторые дополнения и уточнения. Во вводной статье к публикуемому источнику излагаются биографические сведения, касающиеся самого допрашиваемого архиерея, и описание архивно-следственного дела.

Abstract. The era of persecution of the Russian Orthodox Church in the twentieth century included several waves of repression against the clergy and active laity, followed one after another. The most large-scale and fierce became the one that was triggered by the Great Terror of 1937–1938, which began after the issuance of the Order of the People’s Commissar of Internal Affairs of the USSR N. I. Ezhov No. 00447 of July 30, 1937. According to this docu¬ment, “the most active anti-Soviet elements,” including “church members,” were subject to repression. The order contained plans on the number of those subject to repression for each region. “Anti-Soviet elements” were divided into two categories. The first one included “all the most hostile” who were “to be shot upon consideration of their cases by troika”. The second category implied “less active, but still hostile elements”; they faced imprisonment in camps for a period of 10 years. It should be noted that the figures initially indicated in the order were eventually exceeded several times. This article presents documents (interrogation protocols, indictment, sentence and act of exe¬cution) from the investigative case of 1937, the main accused in which was Metropolitan of Sverdlovsk and Chelyabinsk Peter (Kholmogortsev), one of the leaders of the Supreme Church Council. The materials of the case are of considerable interest to researchers of the history of the Church in the Urals, although its indictment part was almost completely fabricated by the investigation. This is one of the few sources that describes the state of religious life in the Urals in the mid-1930s. The interrogation protocols list many representatives of the clergy of various orientations who served in parishes in 1936–1937. The names of the clergy are documented here, and the churches in which they served are also mentioned. This information undoubtedly requires deep critical analysis and correlation with other sources. The interlinear passages contain information about the subsequent fate of the persons mentioned, and provide some additions and clarifications. The introductory article sets out bio¬graphical information concerning the interrogated Bishop himself and a description of the archival investigative file.

Ключевые слова: митрополит Петр (Холмогорцев), архиепископ Петр (Савельев), следственное дело, репрессии 1937–1938 годов, НКВД, Свердловская область, духовенство

Keywords: Metropolitan Peter (Kholmogortsev), Archbishop Peter (Savelyev), investigation, repressions of 1937–1938, NKVD, Sverdlovsk region, clergy

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-208-269

208
игумения Евфросиния (Е. В. Молчанова), А. К. Клементьев
Hegumenia Euphrosyne (E. V. Molchanova), A. K. Klementiev
МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИЯМ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО) И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ В АРХИВЕ БЮРО ПО ДЕЛАМ РОССИЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ В МАНЬЧЖУРСКОЙ ИМПЕРИИ
Materials for the Biographies of Metropolitan Philaret Voznesensky and Members of His Family from the Archives of the Bureau for Russian Emigrants in the Manchurian Empire
Подробнее (Details)

Аннотация. Впервые публикуются автобиографические анкетные опросные листы детей архиепископа Хайларского Димитрия (Вознесенского), в том числе и будущего митрополита Нью-Йоркского Филарета (Вознесенского) — первоиерарха Зарубежной Русской Церкви, два десятилетия направлявшего ее жизнь и во многом определившего последующее ее существование, а также и другие его биографические документы. Публикуемые документы сообщают много новых точных сведений о ранних годах жизни будущего святителя — его рождении, обучении в соборной церковно-приходской школе и мужской гимназии Благовещенска, курс которой ему удалось завершить незадолго до отъезда в Маньчжурию. Также впервые появляется возможность определенно датировать все этапы профессионального пути Г. Н. Вознесенского, как до принятия им монашества, так и в последующие годы — вплоть до начала новой мировой войны: обучение на юридическом факультете (1921 г.), в Русско-Китайском политехническом институте (1921–1927 гг.), службу преподавателем физики и воспитателем в I Харбинском реальном училище (1929 г.), преподавателем, уже в сане священника, Закона Божия в том же училище (1930 г.), законоучительство в 3-й городской школе (1932 г.), многообразную деятельность в Доме милосердия (1932–1936 гг.), службу законоучителем в гимназии М. А. Оксаковской (1935–1938 гг.), службу лектором богословского факультета, а затем Богословского института святого Владимира (1935–1938 гг.). Особый интерес представляют осведомительные сообщения о возможной причине прекращения сотрудничества архимандрита Филарета и архиепископа Нестора (Анисимова), повышенном внимании к нему и некоторым его сослужителям со стороны властей Маньчжурской империи, планах Архиерейского Синода Зарубежной Церкви еще в довоенные годы возвести архимандрита Филарета во епископы, намерениях направить его для миссионерского служения в Индию, его отношении к возможным формам государственного устройства. Весьма интересны и материалы к биографиям родственников архимандрита Филарета — его брата Сергея Николаевича, сестры Елены Николаевны, ее мужа и сына.

Abstract. The article contains autobiographical questionnaires of the children of Archbi¬shop Dimitry (Voznesensky) of Hailar, including the future Metropolitan of New York Philaret (Voznesensky), the First Hierarch of the Russian Church Abroad, who directed its life for two decades and largely determined the subsequent existence of it. Other biographical documents of Metropolitan Philaret are also published for the first time. Published documents provide a lot of new accurate information about the early years of the life of the future saint: his birth, training at the cathedral parochial school and the Men’s Gymnasium of Blagoveshchensk, which he managed to complete shortly before leaving for Manchuria. Also, for the first time, it becomes possible to definitely date all stages of G. N. Voznesensky’s professional path, both before he became a monk, and in subsequent years, right up to the beginning of the new World War. This includes studying at the Faculty of Law (1921), at the Russian-Chinese Polytechnic Institute (1921–1927); and serving as a Physics teacher and educator at the First Harbin Real School (1929) and as a teacher of the Law of God, already in the rank of priest, in the same School (1930); teaching the Law in the City School no. 3 (1932); his varied activities in the House of Mercy (1932–1936); and also his service as a teacher of the Law of God in the gymnasium of M. A. Oksakovskaya (1935–1938); service as a lecturer at the Faculty of Theology; and then at the Theological Institute of St. Vladimir (1935–1938). Of particular interest is the information on the possible reason for the termination of cooperation of Archimandrite Philaret and Archbishop Nestor (Anisimov), on the increased attention to him and some of his co-workers from the authorities of the Manchurian Empire, as well as on the plans of the Synod of Bishops of the Church Abroad to ordain Archimandrite Philaret to the rank of bishop in the pre-war years, and its intention to send him for missionary ministry to India, and also on his own attitude towards possible forms of government. The materials on the biographies of Archimandrite Filaret’s relatives — his brother Sergei Nikolaevich, sister Elena Nikolaevna, her husband and son, are also rather interesting.

Ключевые слова: митрополит Филарет (Вознесенский), архиепископ Димит¬рий (Вознесенский), Сергей Николаевич Вознесенский, монахиня Евгения (Возне¬сенская), Елена Николаевна Вознесенская (Виноградова), Православная Русская Церковь в Харбине и Маньчжури

Keywords: Metropolitan Philaret (Voznesensky), Archbishop Dimitry (Voznesensky), Sergei Nikolaevich Voznesensky, nun Evgenia (Voznesenskaya), Elena Nikolaevna Voznesenskaya (Vinogradova), Orthodox Russian Church in Harbin and Manchuria

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-270-316

270
РАЗДЕЛ III. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ 
Г. В. Бартенев
Grigory V. Bartenev
Рец. на кн.: Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать вас к молитве»: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова).
М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. 1248 с.
Review on the book by Pavlov D. V. «I will call you to prayer until the day I die»: Life and Ministry of Metropolitan Guriy (Egorov). Moscow: Izd-vo PSTGU, 2021. 1248 pp.
Подробнее (Details)

Аннотация. В предлагаемой рецензии на монографию Д. В. Павлова, посвященную исследованию жизненного пути митрополита Гурия (Егорова), сравниваются различные подходы к написанию биографий церковных деятелей ХХ в. Сделан вывод об оптимальности сочетания научного и публицистического методов Д. В. Павлова при изложении материала. Подобный формат проработки исторических описаний позволяет как заинтересовать читателя, так и в полной мере дать возможность использовать полученные научные результаты последующим исследователям. В рецензии приведен краткий план построения монографии и показан объем архивных информационных ресурсов, задействованных автором и разбросанных по разным концам территории бывшего Советского Союза. В рецензии рассматриваются две интересные проблемы, затронутые Д. В. Павловым. Во-первых, это укрупнение епархий в послевоенное время, связанное с нехваткой архиереев, а во-вторых, попытка автора определить тип архиерея, к которому принадлежал митрополит Гурий (Егоров). Отражена деятельность автора монографии по продвижению своего труда в научной и публичной сфере — как на основе личного общения с читателями, так и с использованием современных информационных технологий. Перечислены награды, которые уже успел получить данный труд, вышедший в 2021 г.

Abstract. The proposed review of the monograph by D. V. Pavlov, dedicated to the study of the life path of Metropolitan Guriy (Egorov), compares different approaches to writing biographies of church figures of the 20th century. A conclusion is made about the optimal combination of scientific and journalistic methods of D. V. Pavlov when presenting the material. This format of elaborating historical descriptions allows both to interest the reader and to fully enable subsequent researchers to use the obtained scientific results. The review provides a brief plan for constructing the monograph, and also shows the volume of archival information resources used by the author and scattered across different parts of the territory of the former Soviet Union. Two interesting problems raised by D. V. Pavlov are examined. First is the consolidation of dioceses in the post-war period, associated with a shortage of bishops, and second, the author’s attempt to determine the type of bishop to which Metropolitan Guriy (Egorov) belonged. Special attention is paid to activities of the author of the monograph to promote his work in the scientific and public sphere, both on the basis of personal communication with readers and using modern information technologies. The awards that this work, published in 2021, has already received are listed.

Ключевые слова: Д. В. Павлов, митрополит Гурий (Егоров), Русская Православная Церковь, укрупнение епархий, митрополит Григорий (Чуков), архиепис¬коп Филипп (Ставицкий)

Keywords: D. V. Pavlov, Metropolitan Guriy (Egorov), Russian Orthodox Church, consolidation of dioceses, Metropolitan Gregory (Chukov), Archbishop Philip (Stavitsky)

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2024-45-317-324

317

Пожертвовать

На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)