Читать номер целикомК 500-ЛЕТИЮ ПРИБЫТИЯ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ГРЕКА В РОССИЮЛ. И. Журова Т. В. Пентковская Аннотация (Abstract)В работе рассматриваются Деяния Апостольские с толкованиями в переводе-восполнении Максима Грека 1519 г. Устанавливаются различия между списками, позволяющие разделить их на две группы по текстологическим основаниям. Анализируется запись, содержащая выходные данные перевода. В языке перевода выявляются лексические и грамматические регионализмы, принадлежащие, по всей вероятности, сотруднику Максима Власу Игнатову: выбор окончания -ѣ в форме род.п. сущ. склонения на *ā, форма сослагательного наклонения 1 л. ед. ч. с дополнительной связкой в презенсе, лексема сестричичь — ‘племянник’ для перевода ὁ ἀνεψιός. Центральное место занимает рассмотрение так называемых двойных толкований избранных фрагментов (Деян 15. 37–40 и Деян 16. 16). Выделяется два типа удвоения толкований: собственно дублирование, то есть двойной перевод того же текста, и дополнение толкования другим, относящимся к тому же эпизоду. Возможно, новые толкования призваны были не заменить, а дополнить старые ради достижения наибольшей полноты экзегезы. Этот же подход вызывает и появление внутритекстовых глосс, которые объясняют реалии, обозначенные, как правило, грецизмами. Такие глоссы не поддерживаются опубликованными греческими текстами толкований. Частичной параллелью им могут служить так называемые энциклопедические глоссы, известные по переводу латинских книг в составе Геннадиевской Библии. Таким образом, переводческая деятельность Максима Грека и его сотрудников развивает принципы и подходы к экзегетическим текстам, выработанные в традиции предшествующего периода. Ключевые слова (Keywords)прп. Максим Грек, Деяния Апостольские, толкования, текстология, переводческая техника, язык, грамматические и лексические регионализмы. ИССЛЕДОВАНИЯА. А. Андреев Аннотация (Abstract)Отдел о богослужении, проповедничестве и храме Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг. рекомендовал использование в Русской Церкви т. н. воздвиженской отступки — т. е. такого порядка чтения Евангелия за Божественной литургией, при котором чтение Евангелия от Луки начинается после праздника Воздвижения, — и высказал мнение о необходимости увидеть в печати таблицы, позволяющие выбрать необходимые апостольское и евангельское чтения, с учетом «отступки», для любого дня любого богослужебного года. Хотя с 1960-х годов воздвиженская отступка указана в календарях и Богослужебных указаниях, издаваемых Московской Патриархией, таблицы, указывающие порядок чтения Евангелия, так и не были разработаны, что часто приводит к недоразумениям по поводу выбора чтений. В греческой богослужебной практике известны таблицы Эммануила Глизония, разработанные в XVI в., которые указывают порядок чтения Евангелия на каждый пасхальный год. Однако эти таблицы не решают до конца все вопросы, связанные с переносами чтений, не учитывают все возможные комбинации пасхальных годов, а также отражают ряд своеобразных перестановок, которые не вошли в русскую богослужебную практику и известны только в греческой традиции. В данной статье объясняется проблематика распределения апостольских и евангельских зачал в течение богослужебного года с учетом указаний, зафиксированных в Типиконе и Богослужебном Евангелии. В статье предоставляются разработанные автором таблицы, позволяющие найти необходимое апостольское и евангельское зачало для любого дня любого года. Таблицы учитывают зафиксированные в богослужебных книгах указания, а также отражают тот принцип, что все указанные в Лекционарии зачала должны быть, по возможности, прочитаны в течение года без пропусков и без повторений. В отличии от таблиц Глизония, предлагаемые в статье таблицы учитывают все возможные комбинации пасхальных годов. Таблицы созданы путем расчета на персональном компьютере распределения зачал для всех годов «великого миротворного цикла». Материал будет полезен как для составителей календарей, так и для священнослужителей и уставщиков. Ключевые слова (Keywords)воздвиженская отступка, богослужебный устав, Типикон, Лекционарий, Зрячая пасхалия, ключевая буква, вычислительные методы, Поместный Собор Православной Российской Церкви. А.А. Бондаренко Аннотация (Abstract)В Великом княжестве Литовском право церковного патроната принадлежало светским лицам — великим и удельным князьям, а позднее и нетитулованным землевладельцам. Право патроната могло передаваться великокняжеской властью в качестве пожалования, дававшего в том числе возможность назначения священнослужителей и распоряжения церковным имуществом. К польской королеве Боне Сфорца церковная инвеститура переходила вместе с правами на землю. Ее деятельность в сфере назначения священнослужителей на иерейские и архиерейские места противоречила каноническому праву и шла вразрез с постановлениями государственной власти, однако не выходила за рамки сложившейся в Великом княжестве Литовском к первой половине XVI в. системы светского церковного патроната. Королева Бона отстаивала интересы православного духовенства в своих владениях, принуждая урядников и иных должностных лиц соблюдать законодательство и установившиеся нормы обычного права в отношении местных священнослужителей. В публикуемом хронологическом перечне учтено 77 документов. Формирование комплекса этих источников основано на признаках их происхождения (канцелярия королевы Боны Сфорца и ее подразделения) и адресата (церковные корпорации и отдельные представители Православной Церкви Великого княжества Литовского). Выявление грамот проводилось в книгах метрики королевы Боны, изданиях Императорской Археографической комиссии, в основу которых легли документы Литовской метрики и книги регионального судебного делопроизводства Литовского княжества, а также в описаниях ряда архивных коллекций. Следует полагать, что изучение системы видов исторических источников, регулировавших правовые отношения между светской и духовной властью в Великом княжестве Литовском раскрывает перспективы дальнейшего проведения сравнительно-исторических исследований этой социально-правовой сферы в Литовском и Московском княжествах. Ключевые слова (Keywords)метрика королевы Боны, Литовская метрика, Западнорусская митрополия, Киевская митрополия, Великое княжество Литовское, дипломатика, православное духовенство, Бона Сфорца. И. Л. Манькова Аннотация (Abstract)Статья посвящена проблеме участия монастырей в духовной жизни населения Урало-Сибирского региона в процессе его колонизации. Показана динамика возникновения монастырей по мере заселения территории русскими. Сначала обители основывались в городах-острогах, являвшихся опорными базами освоения, затем на уездных еще малоосвоенных землях стали появляться пустыни и скиты. Инициаторами их создания выступали миряне, монашествующие и епархиальные власти. В монастыри людей приводили разные жизненные ситуации, часто они принимали решение принять постриг под давлением жизненных обстоятельств. На начальном этапе колонизации монастыри выполняли в первую очередь функции богаделен и сакральной защиты территории проживания православного населения. Это объясняется сложными условиями жизни на колонизуемых землях. Вместе с тем, монастыри способствовали укреплению норм благочестия в местных сообществах. Миряне ходили в монастыри на богомолье, делали вклады на помин души. В некоторых монастырях появились особо почитаемые святыни — чудотворные и местночтимые иконы, мощи местных святых, могилы основателей обителей. К концу XVII в. некоторые монастыри стали подлинно духовными центрами. Этому способствовали стабильность внутримонастырской жизни, обладание святынями, широкая популярность и авторитетность некоторых старцев — подвижников благочестия. Участие монастырей в христианизации коренного населения выразилось в том, что в них проводились катехизация и крещение, монастырские вотчины становились местами проживания новокрещенов. По просьбе кондинских остяков был создан Кондинский Троицкий монастырь. Началом активной миссионерской политики Москвы в Сибири можно считать решение церковного Собора 1680 г. об отправке за Байкал на р. Селенгу так называемой «Даурской духовной миссии» во главе с игуменом Феодосием. Сохранившиеся документы не позволяют оценить результаты и масштабы миссионерской деятельности селенгинских иноков. Ключевые слова (Keywords)колонизация Урала и Сибири, история Православия XVII в., монастыри, чудотворные иконы, мощи святых, христианизация. Т. В. Панич Аннотация (Abstract)В статье исследуется небольшое сочинение на тему нищелюбия и благотворительности, условно названное здесь «Слово о больнице Федора Ртищева» (в рукописи сочинение не имеет названия). Текст содержится в рукописном сборнике конца XVII в. из Синодального собрания ГИМ, № 716. Он расположен в конце рукописи и содержит сведения о больнице, основанной в Москве известным общественным и культурным деятелем XVII в. Федором Михайловичем Ртищевым. Изначально сборник находился в составе келейной библиотеки монаха Чудова монастыря Евфимия. В статье отмечается состав сборника, его тематическая направленность. Проводится сравнительный анализ изучаемого текста с фрагментом из «Жития Федора Ртищева», где также повествуется о больнице. Сопоставление текстов позволило установить отличия в их содержании, что помогло понять мотивировку написания «Слова о больнице». Сочинение дополнило новыми фактическими данными житийный рассказ о богадельном доме Ф. М. Ртищева. Создание текста увязывается автором статьи также с изменениями в системе общественного призрения и благотворительности во второй половине XVII в., попытками со стороны властей искоренить нищенство. В статье рассмотрены литературные особенности сочинения, его образный строй, выявлена использованная в нем книжная топика: текст выстроен на основе выписок из Священного Писания (сюжеты, мотивы и образы, цитаты и парафразы). Высказано предположение о принадлежности сочинения перу Евфимия Чудовского, владельца и, возможно, составителя сборника. «Слово о больнице Федора Ртищева», разрабатывающее традиционную для христианского назидания тему нищелюбия, свидетельствует о ее актуальности в литературе второй половины XVII в., а также демонстрирует преемственную связь творчества автора сочинения с традициями православной учительной литературы. В приложении публикуется текст «Слова о больнице Федора Ртищева». В публикации отмечаются особенности текста и приводятся установленные отсылки к использованным в сочинении цитатам из Священного Писания. Ключевые слова (Keywords)XVII век, Федор Михайлович Ртищев, «больница Ртищева», Евфимий Чудовский, тематический сборник, темы нищелюбия и благотворительности. Е. П. Пирогова Аннотация (Abstract)Личная библиотека владельца Сысертского горного округа А. Ф. Турчанинова, крупнейшая на Урале в XVIII в., не сохранилась, но ее объем и состав можно представить благодаря Описи имущества, составленной в 1789 г. после смерти заводовладельца. Именно этот уникальный исторический источник делает возможным осуществление реконструкции библиотеки в библиографической форме. Подобные работы можно по праву назвать одним из наиболее интересных и перспективных направлений отечественного книговедения, они необходимы для научного обоснования и более глубокого представления истории книжности эпохи русского Просвещения. Особенно важно значение таких реконструкций для понимания духовных запросов общества той поры, читательских предпочтений и интересов разных общественных групп, в данном случае — представителя привилегированного сословия, принадлежавшего к дворянам-промышленникам. Через библиотеку заводчика А. Ф. Турчанинова открывается возможность познания личности владельца, его духовного облика, интеллектуального уровня, мировоззрения, а в целом — неповторимого пути личности в пространстве культуры своего времени. В данной статье продемонстрирован опыт сложной реконструкции части библиотеки А. Ф. Турчанинова, которая касается литературы духовно-нравственного и религиозно-философского содержания, дано общее представление об этой литературе. Задача статьи — в обосновании предлагаемой автором реконструкции, том или ином «прочтении» кратких и не всегда понятных записей в тексте Описи, за которыми следует «угадать» конкретное издание, дать мотивацию выбранных предпочтений. Общее количество условно религиозной литературы, выявленной из всего состава библиотеки, представлено 81 наименованием, включая рукопись и 15 западноевропейских изданий. В приложениях к статье публикуются фрагмент Описи 1789 г., касающийся духовной литературы, а также сама Реконструкция, включающая издания, напечатанные кириллическим и гражданским шрифтом, иностранные и рукопись. This article demonstrates an experience of the complex reconstruction of that part of the Turchaninov’s library, which deals with the books of spiritual, moral and religious-philosophical content; a general idea of this literature is provided. The article aims to substantiate the reconstruction proposed by the author, to interpret “reading” of short and sometimes incomprehensible entries in the Inventory list and make an effort to “guess” a particular publication, giving motivation for the chosen preferences. The total number of conditionally religious books, identified from the entire library, is represented by 81 titles, including 1 manuscript and 15 editions from the West Europe. Attached to the article is a fragment of the Inventory of 1789, concerning spiritual literature, as well as the reconstruction itself, including foreign publications and manuscripts and the publications printed in Cyrillic and civil script also. Ключевые слова (Keywords)личная библиотека, реконструкция библиотеки, уральский промышленник А. Ф. Турчанинов, Опись имущества XVIII в., духовная литература, кириллические издания, издания гражданской печати XVIII в. М. Ю. Нечаева Аннотация (Abstract)В статье анализируется информационная структура ведомостей о монашествующих, составлявшихся в православных монастырях Российской империи на протяжении всего синодального периода. На основе изучения законодательной базы и обширного круга делопроизводства Синода, епархиальных органов и монастырей Среднего Урала (с привлечением материалов Сольбинской Николаевской пустыни Владимирской епархии и Оптиной пустыни Калужской епархии) выявлены основные этапы изменения этой структуры, ее устойчивые компоненты, а также региональные и локальные различия в практике ведения документации. За 200 лет своего существования именные ведомости, составлявшиеся в монастырях, претерпевали изменения, но обладали преемственной структурой, что позволяет положить именно этот вид источника в основу просопографического изучения монашества синодального периода. По сравнению с формулярными списками на чиновников и военных, именные ведомости монашествующих меньше регламентировались, поэтому имели более вариативную структуру. Самой «бедной» информационной структурой обладали именные ведомости, составляемые для получения штатного жалования после 1764 г., а также списки насельников после 1917 г. Остальные содержали ценную информацию не только социодемографического характера, но и относительно жизненного пути насельника в самом монастыре. Поскольку ведомости о монашествующих и послушниках составлялись регулярно, при хорошей сохранности архивных фондов некоторых монастырей имеется уникальная возможность проследить основные вехи жизни насельника в обители на протяжении ряда лет и даже десятилетий. Ведомости о монашествующих возникли не из внутренних потребностей монастырей фиксировать социальные, возрастные характеристики насельников, их способности к послушаниям, а в ходе реализации реформы монастырской жизни, проводимой центральными светскими и церковными властями. Поэтому они отражали те сегменты монастырского сообщества, которые подлежали реформированию в различные временные промежутки. Автор благодарит коллег по историческим изысканиям за возможность познакомиться со структурой документов Сольбинской Николаевской пустыни (Константина Геннадиевича Капкова) и Оптиной пустыни (о. Платона (Рожкова)). The “poorest” information structure had the nominal statements compiled to receive a full-time salary after 1764, as well as the lists of residents after 1917. The rest of the records contained valuable information of the socio-demographic character, and also data on an inhabitant’s life in the monastery. The statements about monks and novices were compiled regularly; and in case the archival data of the monasteries are especially well-preserved there is a unique opportunity to trace the main landmarks of the life of monastery inhabitants for a number of years or even decades. The statements on monastics appeared as a result of the monastic life reform conducted by the central church and secular authorities, and were not determined by any internal needs of the monasteries to fix the social and age characteristics of their inhabitants, or by their ability to obey. Therefore, the statements reflected those segments of the monastic community that were to be reformed at different time intervals. The author thanks his colleagues-historians for the opportunity to get acquainted with the structure of documents from the St. Nicholas hermitage on Solba (Konstantin Gennadievich Kapkov) and from the Optina Pustyn (Fr. Plato (Rozhkov)). Ключевые слова (Keywords)Русская Православная Церковь, монашество, секуляризация, Церковь и государство, формулярные списки, послужные списки, ведомости о монашествующих, просопография, источниковедческий анализ. А. В. Сартаков Аннотация (Abstract)Настоящая статья, не претендуя на фундаментальность, является одной из попыток реконструкции жизни выдающегося отечественного ученого, наставника плеяды блистательных исследователей, основателя целого направления в литургической науке и церковной археологии — Николая Фомича Красносельцева (1845–1898). Жизненный путь ученого был недолгим, но несмотря на это он сумел добиться выдающихся успехов как в своих педагогических, так и в исследовательских занятиях, о чем позволяют судить немногочисленные воспоминания его современников. В личной жизни Н. Ф. Красносельцев был очень несчастным человеком — серьезным испытанием на протяжении всей жизни для ученого были его слабое, с отрочества подорванное здоровье, а также неудачный брак, приведший в конечном счете даже и к вынужденному переезду ученого в другой город. Не сумев, в силу различных причин, сохранить узы своего брака, Н. Ф. Красносельцеву вплоть до последнего дня своей жизни удалось сохранить священные узы научной дружбы с И. С. Бердниковым — своим преподавателем по Казанской духовной академии, а позже близким другом. От их общения сохранилась взаимная переписка, дающая исторически важную информацию к биографии обоих ученых и позволяющая реконструировать круг их общения и читательские интересы. Особо автор статьи сосредоточивается на мало разработанном в отечественной науке вопросе — обстоятельствах перехода Н. Ф. Красносельцева в 1889 г. из Казанской духовной академии на службу в Новороссийский университет. Поводом к переезду послужили семейные неурядицы, и связан он был не только с переменой места жительства, но и с вынужденной сменой преподаваемых дисциплин. В Приложении к статье публикуются несколько писем из взаимной переписки Н. Ф. Красносельцева и И. С. Бердникова, иллюстрирующих эпистолярные контакты корреспондентов и основные темы, затрагиваемые при общении. Having failed, for various reasons, to develop strong marital relationships, N. F. Krasnoseltsev managed to maintain to his last breath the sacred bonds of scientific friendship with I. S. Berdnikov, his teacher in the Kazan Theological Academy, and later — his close friend. Reflected in mutual correspondence their communication provided historically important information for the biographies of both scientists and made it possible to reconstruct the circle of their communication and reader’s interests. The author pays special attention to the issue which has not been sufficiently studied in the Russian science — the circumstances of 1889, when N. F. Krasnoseltsev was reassigned from the Kazan Theological Academy to the Novorossiysk University. Family problems had caused the relocation which resulted not only in changing the city to reside but also in a forced change of the subjects N. F. Krasnoseltsev taught. The published Appendix contains several letters of the mutual correspondence of N. F. Krasnoseltsev and I. S. Berdnikov; the letters demonstrate epistolary contacts of the correspondents and main topics touched upon during their communication. Ключевые слова (Keywords)Н. Ф. Красносельцев, И. С. Бердников, литургика, церковная археология, ученая дружба, Казанская духовная академия, Императорский Новороссийский университет. С. А. Белобородов Аннотация (Abstract)В статье рассматривается история старообрядческих общин в поселке Быньговского завода Екатеринбургского уезда Пермской губернии и «подзаводских» деревнях Верхние и Нижние Таволги в XVIII — начале XX вв. Исследование староверия «малых центров» горнозаводского Урала позволяет значительно подробнее изучить внутренние процессы, протекавшие в локальных старообрядческих организациях, без чего не может быть адекватно представлена ни общая история староверия, ни история русской религиозной мысли в целом. Недостаток конкретной информации, касающейся региональных особенностей старообрядческого движения, позволяет некоторым исследователям говорить о старообрядцах как о самых ревностных хранителях древнерусских традиций, соблюдающих их едва ли не в первозданном виде. При этом само староверие рассматривают как некое единое целое, не учитывая такие «детали», как контекст конкретных исторических эпох, социальную и конфессиональную неоднородность старообрядчества, неравномерность влияния на разные старообрядческие общества социально-политических и экономических факторов общественного развития, и т. п. Один из старейших уральских заводов, Быньговский в XVIII — первой половине XX вв., был одновременно и весьма значимым центром старообрядчества. При этом нельзя говорить о какой-либо его «уникальности» или «особенности». Наоборот, на примере быньговской общины беглопоповцев/часовенных мы попытались рассказать о некоторых общих процессах и тенденциях, характерных для всего староверия горнозаводского Урала. Особое внимание уделено так называемым «сводным бракам» (т. е. бессвященнословным), которые старообрядцы начали устраивать в конце 1830-х гг. Именно традиция бракосведения стала своеобразным рубежом при переходе бывших беглопоповцев к беспоповской практике и появления согласия часовенных. The factory in Byngi, one of the oldest Ural factories, in the 18th — first half of 20th centuries was also a very important center of Old Believers. However, one cannot speak of any uniqueness or particularity of it. On the contrary, the author takes Byngi community of Beglopopovtsy (the so-called Chasovennye, or the Chapeliers) as an example to show some common processes and tendencies typical for the whole Old Believers’ movement of the mining Urals. Special attention has been given to the “consolidated marriages” (with no priest-blessings) which the Old Believers began to organize in the late 1830’s. It was the tradition of “consolidated marriages” that became an important step to transit former Beglopopovtsy to the priest-less practice of Bezpopovtsy when the Consent of the Chapeliers (Chasovennoe Soglasie) emerged. Ключевые слова (Keywords)старообрядцы, Быньговский завод, часовни, полемика о браках, скиты, «святые могилы». Т. С. Романюк Аннотация (Abstract) В статье рассматривается роль старообрядцев в восстании под руководством Емельяна Ивановича Пугачева на Яике. Дореволюционные историки не занимались специально исследованием данного вопроса. Советская историография была посвящена изучению причин, хода военных действий, локализации основных центров сторонников «Петра III», последствий, социального состава участников движения, документов ставки Е. И. Пугачева. В то же время вопрос о религиозной принадлежности восставших оставался за рамками научных исследований. Впервые особое внимание этой проблеме было уделено в конце 1950-х гг. Тем не менее, даже с появлением специальных работ, прежде всего И. З. Кадсона, ситуация практически не изменилась. Многие авторы и по сей день не затрагивают данную тему, в первую очередь это относится к обобщающим работам. Исследователи не придавали большого значения роли старообрядцев в событиях 1773–1775 годов. Единственным исключением был В. Г. Карцов, который даже преувеличивал роль старообрядцев в восстании под предводительством Е. И. Пугачева. На основе опубликованных и неопубликованных источников, в том числе и впервые введенных в научный оборот, автор данной статьи пришел к выводу, о неправомерности преуменьшения или вовсе игнорирования роли старообрядцев в восстании под руководством Е. И. Пугачева на Яике. Источники свидетельствуют о том, что местные и центральные власти были осведомлены о широком распространении среди казаков и духовенства старообрядчества. Также было известно о тесных контактах населения Яицкого войска со старообрядческими Иргизскими монастырями. Осведомленность властей подтверждается и широко известным розыском Гавриила Романовича Державина в Саратовской губернии среди местных старообрядцев. После подавления восстания в войске не было специального розыска среди староверов. А для успокоения населения в сентенции от 10 января 1775 г. было объявлено, что староверы не подозреваются более в участии в восстании. Правительство стремилось как можно быстрее закончить следствие и вернуть войско в боеспособное состояние. Ключевые слова (Keywords)Яицкое казачье войско, восстание под предводительством Е. И. Пугачева, староверие, старообрядчество, Е. И. Пугачев. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯВ. П. Трут Аннотация (Abstract)Рецензия посвящена сборнику документов и материалов по истории Юго-Восточного Русского Церковного Собора 1919 г., подготовленному Ю. А. Бирюковой. Автор отмечает высокий уровень, научную новизну и актуальность данного издания, в котором впервые осуществлена наиболее полная научная публикация источников по истории Собора, прошедшего в 1919 году в занятом белыми городе Ставрополе.The review is devoted to the collection of documents and materials on history of the South-East Russian Church Council of 1919, prepared by Yu. A. Biryukova. The author notes the high level, scientific novelty and relevance of this edition which is the first full scientific publication of sources on history of the Council that took place in 1919 in Stavropol occupied by the White Army. Ключевые слова (Keywords)Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 г., Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг., белые, Русская Православная Церковь на Юге России, Гражданская война, исторический источник.South-East Russian Church Council of 1919, All-Russian Local Council of 1917–1918, the White Movement, Russian Orthodox Church in the South of Russia, Civil war, historical source.
|