Читать номер целикомИССЛЕДОВАНИЯСвященник Иоанн Кечкин Аннотация (Abstract)Статья посвящена вопросу почитания святого Оптата (ок. 320 — ок. 390), епископа Милевитского (Северная Африка, Нумидия), автора известного трактата против донатистского раскола. Рассматривается почитание как в древние времена, так и в настоящее время в Католической и Православной Церквах. Уже в V–VI веках находятся подтверждения почитания епископа Оптата в сочинениях блж. Августина и Фульгенция Руспийского. В католической традиции память святого Оптата почитается со Средних веков. В Восточной Православной Церкви в византийский период имя Оптата было неизвестно. Вопрос о почитании св. Оптата Милевитского в Русской Православной Церкви берет свое начало с XIX века, благодаря трудам свт. Филарета (Гумилевского). Ключевые слова (Keywords)св. Оптат Милевитский, донатизм, северо-африканский раскол, карфагенские святые, православный месяцеслов. Д. И. Макаров Аннотация (Abstract)В гл. 6–9 трактата «Об образованности» (10-го Слова) Феодор Метохит излагает свое понимание основ православной догматики. И. Полемис, издатель трактата, считал, что это понимание не отклоняется от ортодоксии. Б. Бюден указал в 2003 г., что Метохит по сравнению с отцами Церкви пользуется не столь строгими терминами, но не стал развивать это наблюдение. Уже предварительный анализ 6-й главы показывает, что Метохит в вопросах триадологии опирался на Плотина, что повело его, по сути, к разрыву сущности и Ипостасей Троицы. А в христологии наш автор отклонился от учения св. Иоанна Дамаскина и не смог раскрыть учение о восприятии Спасителем непорочных страстей, присущих человеческой природе после грехопадения. В то же время Метохит старательно ссылается на св. Григория Богослова. Возможно, он считал, что после св. Григория закончился «золотой век» святоотеческого богословия. Отождествлена одна важная цитата из св. Григория, оставшаяся незамеченной издателем. Ключевые слова (Keywords)Феодор Метохит, трактат «Об образованности», догматика, триадология, христология, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин, консерватизм. Д. А. Пшеницын, М. С. Черкасова Аннотация (Abstract)В статье рассмотрена церковная по происхождению документация по брачности. Проанализированы как опубликованные, так и архивные источники из хранилищ Петербурга, Вологды и Великого Устюга. Это венечные памяти, записные книги венечных пошлин и венечные разделы в приходо-расходных книгах архиерейской кафедры — они еще недостаточно выявлены и разработаны в нашем источниковедении. Разобрана терминология источников, восходящая к языческим обрядам древних славян. Показано соотношение нормативов брачных пошлин и реальной практики архиерейских кафедр и монастырей. Привлекаются также актовые источники и законодательные памятники церковного, канонического и гражданского права. Статья имеет широкие хронологические рамки: XVI — первая половина ХVIII в. Это позволяет проследить эволюцию основных видов источников на протяжении длительного времени, изменение размеров венечных пошлин за первый, второй и третий брак, организацию этого сбора должностными лицами архиерейских кафедр. Приведены сравнения учета брачности в разных церковных институциях — архиерейских кафедрах, монастырях, в Патриаршем доме. На протяжении изученного времени величина пошлин за первый — второй — третий брак неуклонно возрастала. Достигнутые к концу ХVII в. нормативы в дальнейшем стали образцом, на который в первой половине ХVIII в. ориентировалось государство: 12–18–25–30 копеек. В 1714 г. был издан указ Петра I о взимании пошлин на лазареты с венечных памятей. Это вдвое увечило для населения расходы на церковную регистрацию браков. При этом государство не определяло сами размеры пошлин, не вникало в эту сугубо внутрицерковную сферу. В практике двух епархий — в Вологде и Устюге — в 1720-е годы размеры взиманий еще более возросли по сравнению с концом ХVII в. In 1714 Peter the Great issued a decree on levying duties on hospitals from the wedding letters fee. It doubled the cost of church registration of marriages. At the same time, the state did not determine the size of duties, never interfering into this purely intra-church sphere. Practically in the 1720’s the dimensions of the collection rates in the two eparchies — Vologda and Ustyug — were even more increased in comparison with the end of the 17th century. The high share in the budget of Vologda Bishop’s house (up to 36%) shows the fiscal significance of this income item. This caused discontent in the country and demanded government intervention. Government regulation of the Church practice of charging wedding fees reflected in the decrees of 1730–1731 which determined lower size and uniform order of registration of the wedding fees. These requirements were strictly adhered to in the Ustyug eparchy. It is confirmed by a large number of customs’ and hospital’s books of 1731–1765. The cancellation of these books in 1765 gave rise to the metric books system as a new form of demographic accounting in Russia. Ключевые слова (Keywords)историческая демография, брачность, церковное регулирование, учетная документация. Священник Иоанн Никулин Аннотация (Abstract)Приходо-расходные книги являются сводными документами простого бухгалтерского учета, широко распространенными в России в XVII — начале XX вв. Автор делает обзор изучения церковных приходо-расходных книг, публикации памятников. Рассматриваемая в статье приходо-расходная денежная книга относится к административно-управленческому и торгово-распределительному типам книг (по классификации В. И. Иванова). За весь XVII в. сохранилась лишь одна приходо-расходная денежная книга Тобольского архиерейского дома. Причина этого — пожар, случившийся в 1701 г. Книга сохранилась в двух списках в фонде Сибирского приказа в связи с финансовой проверкой деятельности Тобольского архиерейского дома. Приходо-расходная книга 1696/97 г. показывает расходы и доходы Тобольского архиерейского дома за 7205 год от сотворения мира, то есть с 1 сентября 1696 по 31 августа 1697 г. На основании источников и археографического описания списков автор утверждает: список А был создан в Тобольске как подлинная приходо-расходная книга и выслан в Сибирский приказ. Список же Б создан уже в Сибирском приказе как копия, чтобы вернуть оригинал в Тобольск. Книга велась как каждодневные записи всех денежных расходов и доходов. Подробно рассматриваются структура и содержание книги, указывается общий размер бюджета, в сравнении с другими подобными источниками. В статье на основании изучения списков приходо-расходной денежной книги Тобольского архиерейского дома 1696/97 г. показывается важность этого исторического источника для изучения истории Православной Церкви в Сибири. The book was kept for everyday records of all money expenditures and incomes. The structure and content of the book are reviewed in detail; the total amount of the budget is indicated in comparison with other similar sources. The author shows great importance of this historical source for studying history of the Orthodox Church in Siberia through the study of copies of the Income-expenditure Monetary Book of the Tobolsk Bishop’s House of 1696–1697. Ключевые слова (Keywords)приходо-расходная книга, Тобольский архиерейский дом, православие в Сибири, митрополит Игнатий (Римский-Корсаков), Тобольская кафедра, дьяк Григорий Яковлев, казенный приказ. Протоиерей Андрей Сапсай Аннотация (Abstract)В статье рассматриваются история образования и формы деятельности Православного миссионерского общества в Пермской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Созданный в 1872 г. Пермский комитет Православного миссионерского общества взял на себя труды по организации системной миссионерской деятельности среди инородцев. Общество финансово поддерживало священников-миссионеров, а затем и созданную на его базе инородческую миссию. Однако деятельность пермских инородческих миссионеров была малоэффективной. Она затруднялась большой площадью губернии, недостаточным финансированием миссии, ее слабой внутренней организацией. Пермский комитет Православного миссионерского общества проводил большую просветительскую работу среди населения Пермской губернии (черемисов, вотяков, татар, башкир и др.). Благодаря его деятельности в Пермской епархии была организована система начального образования инородцев на их родном языке, в местах их компактного проживания были построены храмы и созданы миссионерские станы. Новой формой обращения инородцев в христианство стала организация в 1896 г. Боголюбского женского миссионерского монастыря в с. Сарсы Красноуфимского уезда. Действуя в русле государственных и церковных интересов, Православное миссионерское общество способствовало дальнейшей христианизации и культурной ассимиляции коренного нерусского населения Прикамья. The Perm Committee of the Orthodox Missionary Society carried out a great work of educating people in the Perm province (the Cheremises, Votyaks, Tatars, Bashkirs, etc.). Thanks to those activities, the elementary education of national minorities in the Perm eparchy was organized in their native language; construction of temples and missionary camps was provided in the places with the high concentration of minorities. Organization of the Bogolyubsky Missionary Convent in the village of Sarsy of the Krasnoufimsky Uyezd in 1896 became a new form of conversion of non-Russians to Christianity. Working in line with the state and church interests, the Orthodox Missionary Society contributed to the further Christianization and cultural assimilation of the indigenous non-Russian population of the Kama region. Ключевые слова (Keywords)Пермская епархия, Православное миссионерское общество, Пермская губерния, христианизация, черемисы, инородческие школы, миссионерские станы, миссионерский монастырь, архимандрит Зосима (Рашин), культурная ассимиляция. А. В. Печерин, А. В. Мангилёва Аннотация (Abstract)Статья посвящена малоизученному явлению — уходу духовенства с белыми войсками в результате наступления Красной армии, а также последствиям этого ухода. В статье представлен обзор источников по истории уральского духовенства периода гражданской войны. Дается предварительная оценка информационного потенциала таких источников, как следственные дела, анкеты, клировые ведомости, метрические книги, источники личного происхождения. Оцениваются масштабы ухода духовенства с колчаковскими войсками, анализируются причины этого ухода, зависимость масштабов бегства от конкретных обстоятельств. Рассматриваются действия белых и красных, повлиявшие на решение многих священно- церковнослужителей покинуть места своего служения. Сделана попытка объяснить мотивы, по которым те или иные духовные лица уходили с белыми войсками, возвращались в дальнейшем в родные места либо в течение всего рассматриваемого времени предпочитали оставаться на своих приходах. Анализируются изменения, произошедшие в составе уральского духовенства в результате массового бегства клириков. Рассматривается социальное происхождение духовных лиц, поставленных на приходы в связи с уходом их предшественников, и тех священно- церковнослужителей, которые не отлучались с мест своего служения. Данные о социальном происхождении клириков, служивших после массового «исхода», уровне их образования сведены в таблицы. Делается вывод о значительном снижении образовательного уровня духовенства после событий гражданской войны, утраты им профессиональных навыков. Важные изменения происходят в отношении духовенства к советской власти, которую (по крайней мере, внешне) оно начинает поддерживать. Происходит фактическое разрушение социальной группы, которая существовала до революции, и формирование нового духовенства, значительно отличающегося по своему социокультурному облику от прежнего, сохранявшего многие наследственные черты сословия. The authors assess scale of the clergy exodus with Kolchak troops, analyzing the reasons for this withdrawal and influence of specific circumstances on the extent of the exodus. The actions of the White and Red Armies’ representatives which affected the decision of many clergymen to leave their places of service are also considered. The authors try to explain the motives of both the clerics which escaped with the White troops and later returned to their native places, and those who preferred to stay in their parishes during the whole period of the Civil War. The article analyzes the changes that occurred in the Ural clergy due to the mass flight of the clerics. Social origin of the clergymen appointed to parishes after the departure of their predecessors and the clerics who never left their places of service is considered. Data on the social origin of clergymen which served after the mass flight of clerics as well as the level of their education are tabulated. It is concluded that the Civil War led to a significant decline in the level of education and the loss of professionalism among the priesthood. The authors trace important changes in the attitude of clergymen to the Soviet power, supported later by the priests (at least formally). Social group of the priesthood that existed before the revolution was destroyed; and the new clergy, in its socio-cultural appearance significantly different from the former one, which retained many of the hereditary features of the estate, began to form. Ключевые слова (Keywords)уральское приходское духовенство, гражданская война, социальное происхождение, уровень образования. С. Ю. Акишин Аннотация (Abstract)В статье анализируются не введенные в научный оборот до настоящего времени воспоминания бывшего профессора Киевской духовной академии П. П. Кудрявцева о своем учителе и сослуживце в том же учебном заведении А. А. Дмитриевском, сохранившиеся в одном из дел архива библиотеки Московской духовной академии. Воспоминания были созданы в рамках работы над большим проектом по истории Киевской духовной академии, задуманным П. П. Кудрявцевым, который, однако, не удалось реализовать. Мемуары ценны тем, что основываются они на повествовании самого А. А. Дмитриевского и касаются его поездок в заграничные библиотеки, рассказывают об основных научных находках ученого и лицах, так или иначе оказавших на него влияние. Некоторое внимание автор мемуаров уделил предкам ученого, рассказав, опять же со слов А. А. Дмитриевского, об обстоятельствах их переселения из Тульской губернии в Астраханскую в 40-е гг. XIX в. Совсем кратко воспоминания описывают черты характера А. А. Дмитриевского, к которому П. П. Кудрявцев относился с заметной симпатией и уважением. В Приложении к статье представлена комментированная публикация текста воспоминаний. Ключевые слова (Keywords)А. А. Дмитриевский, П. П. Кудрявцев, Киевская духовная академия, литургика, воспоминания, мемуаристика, архив библиотеки Московской духовной академии. ПУБЛИКАЦИИА. В. Полетаев Аннотация (Abstract)В работе представлены историко-генеалогические реконструкции биографий иноков, священно- и церковнослужителей, монастырских крестьян и других лиц, сопричастных функционированию Верхотурского Свято-Николаевского монастыря в XVII — начале XVIII в. За первое столетие существования этой древнейшей за Уральским хребтом православной обители (основана в 1604 г.), с ней различным образом были связаны многие сотни людей. По архивным документам (по преимуществу — неопубликованным), а также по касающейся нашей темы научной литературе удалось выявить более 200 персон. На основе собранного материала был составлен данный словарь-синодик. Работа аннотирована так потому, что завершает ее словарную (исследовательскую) часть поминальный синодик. В список, предназначенный для церковного поминовения, включено 242 имени. В их числе схиархимандрит, 5 архимандритов, 8 игуменов, 3 схимонаха, 7 иеромонахов, 75 «рядовых» иноков Свято-Николаевского монастыря. Кроме того — 8 иереев, 2 диакона, игумения и «рядовая» монахиня Верхотурского Покровского монастыря («никольские просвирницы»), а также 132 мирянина — церковнослужители (псаломщики, алтарники, просфорницы-мирянки, «трапезник»), «бельцы», крестьяне, «половники» и наемные люди, трудившиеся в хозяйстве Никольской обители. Ключевые слова (Keywords)урало-сибирская церковная история, Верхотурский Свято-Николаевский монастырь в XVII — начале XVIII в., историческая генеалогия. М. А. Вишняк Аннотация (Abstract)Статья представляет собой снабженный введением и историко-богословским комментарием перевод со среднегреческого двух писем святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского (1289–1293; 1303–1309): письма диакона Филиппа Сиропула и письма свт. Афанасия Марии, супруге императора Михаила IX Палеолога. Эти два кратких письма представляют собой один из немногих литературных памятников — свидетельств борьбы патриарха Афанасия с арсенитским расколом (1265–1310), одним из наиболее значимых событий церковной истории раннепалеологовского периода. В статье приводятся доводы в пользу того, что составление письма диакона Филиппа можно условно приписывать свт. Афанасию, а также того, что в письме Марии речь идет именно об арсенитах, а не об армянах, как предполагали некоторые исследователи. Оба письма позволяют охарактеризовать политику свт. Афанасия относительно раскола как бескомпромиссную. Письмо диакона Филиппа дает понять, что догматический вопрос занимал первостепенное место в полемике между иерархией и арсенитами; в нем звучит также обвинение арсенитов в политической неблагонадежности. Более важным с исторической и богословской точки зрения представляется письмо Марии, в котором свт. Афанасий раскрывает свой взгляд на духовные причины раскола, предостерегает Марию от покровительства раскольникам в надежде на их обращение, выражает сомнение в политической лояльности раскольников. Вторая часть письма Марии представляет из себя редкий для поздневизантийской письменности пример осмысления раскола в экклезиологическом ключе. The article shows arguments for the fact that deacon Philip’s writing can be conditionally attributed to St. Athanasius, as well as the fact that the letter to Maria concerns specifically the Arsenites, and not the Armenians, as some researchers suggest. Both letters allow to characterize St. Athanasius’s policy on the split as uncompromising. The letter of deacon Philip makes it clear that the dogmatic question was of paramount importance in the polemics between the hierarchy and the Arsenites; in this letter the Arsenites are accused of political unreliability. The letter to Maria is considered to be more important from both historical and theological point of view as here St. Athanasius states his view on the spiritual causes of the schism, warns Maria against any protection of the schismatics in hope of their conversion, and doubts their political loyalty. The second part of the letter to Maria presents a rare for late Byzantine literature example of comprehension of schism in an ecclesiological key. Ключевые слова (Keywords)патриарх Афанасий I Константинопольский, арсениты, арсенитский раскол, противораскольническая литература, раскол, византийская литература, Филипп Сиропул, Мария Дукена Палеологина, Игнатий Ракендит. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯИ. В. Починская Аннотация (Abstract)В рецензии рассмотрены два каталога старопечатных книг, которые вышли в форматах художественных альбомов. Первый из них подготовлен сотрудниками Эрмитажа. Он содержит описание 179 экземпляров 125 изданий XVI–XVII веков из фондов музея. Особое внимание составители каталога уделили переплетам. Они не только имеют подробное описание, но им посвящены и аналитические статьи, сопровождающие описания книг. Второй каталог издан на Украине (Львов). В нем опубликовано описание коллекции кириллических книг униатского Свято-Онуфриевского монастыря во Львове, состоящее из 69 книг (64 издания). В рецензии дан анализ структуры описательных статей каталогов, высказан ряд замечаний по поводу каждого издания. В ходе анализа книг автор рецензии высказал свое мнение о принципах описания памятников письменности. Несмотря на критические замечания, автор считает, что публикация каталогов является очень важным событием в научной жизни. Подобного рода издания решают целый комплекс задач, стоящих перед современной археографией. The review analyses the structure of the descriptions in the catalogues and remarks on them. The author of the review expresses their opinion about the principles of describing literary artefacts. Despite some critical remarks, the author argues that the publication of these catalogues is a very important event in scholarship. Such publications resolve a range of tasks standing before modern archaeography. Ключевые слова (Keywords)археография, каталог старопечатных книг, описание памятников письменности, Эрмитаж, Львовский Свято-Онуфриевский монастырь. Протоиерей Пётр Мангилёв Аннотация (Abstract)В рецензии предпринят разбор нового издания «Каталог фонда редких книг библиотеки Омской духовной семинарии». Рассмотрены принципы описания, принятые составителем каталога, высказаны суждения в отношении описания периодических изданий, книг кириллического и гражданского шрифта, рукописей. Ключевые слова (Keywords)Омская духовная семинария, библиотека, книжные памятники, книжные собрания, православная периодика. ПЕРСОНАЛИИК 55-ЛЕТИЮ НАТАЛИИ ЮРЬЕВНЫ СУХОВОЙ К 55-ЛЕТИЮ ОКСАНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ШЕЛУДЯКОВОЙ
|