Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2022. № 40. 280 с.; цв. вклейка.
ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)
Описание
В научном периодическом издании Екатеринбургской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории и смежных дисциплин, библиографические заметки и рецензии на новые актуальные для богословской науки исследования. Издание адресуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, а также всем интересующимся.Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.
Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений | 11 |
РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ | |
БОГОСЛОВИЕ | |
Ненарокова М. Р., Налегач Н. В. Maria R. Nenarokova, Natalya V. Nalegach Роль акафиста митрополита Трифона (Туркестанова) «Слава Богу за все» в сохранении православного мироощущения в русской культуре ХХ — начала XXI веков The Role of the Akathist by Metropolitan Tryphon (Turkestanov) “Glory to God for All Things” in Preserving the Orthodox Worldview in Russian Culture of the 20th — Early 21st Centuries Подробнее (Details)Аннотация. Предлагаемая статья посвящена осмыслению текста благодарственного акафиста митрополита Трифона (Туркестанова) «Слава Богу за все», предположительно созданного в 1929 г., а также его роли в сохранении духовных ценностей православной культуры и в эпоху гонений на Церковь со стороны советской власти, и в современности, отмеченной усилением позиций массовой культуры, ориентированной на аксиологию общества потребления, в установках которого легко просматривается актуализация того, что в совокупности можно определить как «мирская суета». Рассматриваемый акафист создан в полном соответствии с жанровым каноном, за исключением языка, на котором он написан, что и вызывает споры о его ценности в современном обществе, о чем свидетельствует мониторинг православных форумов, предпринятый авторами статьи. Анализ акафиста в контексте биографии и богословских взглядов владыки Трифона позволяет выдвинуть предположение, что выбор вместо церковнославянского языка, которым он в совершенстве владел, русского для создания текста представляется закономерным и обусловленным не нарушением жанрового канона, а прозорливым стремлением автора передать христианское утешение тем, кто в силу трагичной исторической ситуации оказался отъединен от православной обрядовой культуры, ее богослужебного языка. Эта гипотеза подкрепляется образно-тематической структурой акафиста и его интертекстами. Название символически объединяет три легенды о том, что молитвенная формула «Слава Богу за все» прозвучала как итог прожитой жизни из уст византийского святителя Иоанна Златоуста, оптинского старца Макария и петроградского новомученика митрополита Вениамина. Можно видеть, как в выборе заглавия акафиста соединился духовный опыт становления православия в Византии, его расцвета в российской старческой традиции и его испытания в годы гонений в первой половине ХХ столетия. Воплощенные в тексте молитвы владыки Трифона высокие ценности смирения, христианской любви, веры и надежды выступают в качестве универсальной духовной опоры человека в мире, обеспечивая сохранение и утверждение ценностей православного мировосприятия в любой неблагоприятной для религиозной традиции историко-культурной ситуации. Abstract. The proposed article deals with understanding the text of the akathist by Metropolitan Tryphon (Turkestanov) “Glory to God for All Things” (1929). The role of the akathist in the preservation of the Orthodox spiritual values is noted both in the era of persecution of the Church in Soviet Russia and in modern times, marked by the strengthening of the positions of mass culture. The given Akathist was created in full accordance with the genre of canon, but for the language, which causes controversy about its value in modern society, as evidenced by the monitoring of Orthodox forums. The analysis of Akathist in the context of its author’s biography and theological views suggests that the choice of the Russian language is conditioned by Vladyka Tryphon’s desire to convey Christian consolation to those separated from the Orthodox ritual culture and its liturgical language. This hypothesis is supported by the figurative-thematic structure of Akathist and its intertexts. The title “Glory to God for All Things” is noteworthy. It was used as a prayer formula by the Byzantine saint John Chrysostom, the Optina elder Macarius and the Petrograd New Martyr Metropolitan Veniamin. The choice of Akathist’s title combines the spiritual experience of Byzantium, Russian Elder tradition, and of the years of persecution in the first half of the 20th century. The high values of meekness, Christian love, faith and hope, embodied in the text of Metropolitan Tryphon’s prayer, act as universal spiritual support for a human being in the world. It ensures the preservation and affirmation of the values of the Orthodox worldview in any historical and cultural situation unfavourable for the religious tradition. Ключевые слова: Благодарственный акафист, митрополит Трифон (Туркестанов), культурная традиция, православие, смирение, любовь, вера, надежда Keywords: Metropolitan Tryphon (Turkestanov), akathist, cultural tradition, Orthodoxy, humbleness, love, faith, hope DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-13-29 | 13 |
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ | |
Хоруженко О. И Oleg I. Khoruzhenko Описание средневековых монастырских печатей из Кабинета Петра I: у истоков научной сфрагистики Description of Medieval Monastic Seals from the Cabinet of Peter I: at the Origins of Scientific Sphragistics Подробнее (Details)Аннотация. В статье исследуется и публикуется документ, содержащий уникальные сведения о печатях на средневековых актах, хранившихся в начале XVIII в. в архивах «московских» (т. е. кремлевских) монастырей. Установлено, что данное описание было составлено в Монастырском приказе в 1709 г. во исполнение запроса царя Петра I и было приложено к письму главы приказа И. А. Мусина-Пушкина. При публикации «Писем и бумаг императора Петра Великого» за 1709 г. документ не был разыскан и считался утраченным. В описании содержатся сведения об актовых печатях в архивах двух из четырех существовавших на тот период кремлевских монастырей — Чудова и Афанасьевского (подворье Кирилло-Белозерского монастыря). В Чудовском архиве были обнаружены, описаны и прорисованы четыре печати, в Афанасьевском — одна. Автор рассматривает описание как начало научной сфрагистики, поскольку составление этого документа явно выходит за рамки практических задач (идентификация акта в монастырском архиве, указание на его должное удостоверение). Abstract. A document containing unique information about the seals on medieval acts that were stored in the early 18th century in the archives of the “Moscow” (i. e. Kremlin) monasteries is examined and published in the article. It has been established that this description was compiled by the Monastyrskii Prikaz in 1709 in response to the request of Tsar Peter I and was attached to the letter of I. A. Musin-Pushkin, the Prikaz’s Head. The document was not found and was considered lost, when the Letters and Papers of Emperor Peter the Great were published in 1709. The description contains information about official seals from the archives of two of the four Kremlin monasteries that existed that time — Chudov and Afanasievsky (the courtyard of the Kirillo-Belozersky monastery). Four seals were discovered, described and drawn in the Chudov archive, and one in the Afanasevsky archive. The author considers the description as the origins of scientific sphragistics, since the compilation of this document is clearly out of the scope of practical tasks (identification of the act in the monastic archive and indication of its proper certification). Ключевые слова: сфрагистика, дипломатика, печати, акты, монастыри Keywords: Sphragistics, diplomatics, seals, acts, monasteries DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-30-47 | 30 |
Полетаев А. В., Полетаева Е. А. Andrey V. Poletaev, Elena A. Poletaeva Записи на старопечатных книгах кирилловской традиции XVI–XVII вв. из собрания Лаборатории археографических исследований УГИ УрФУ (часть 2) Notes in the Old-Printed Books of the Cyrillic Tradition of the 16th–17th Centuries from the Collection of the Archaeography Research Laboratory of the Urals Federal University (Part 2) Подробнее (Details)Аннотация. Книжные записи (маргиналии) являют собой интереснейший, подчас уникальный и до настоящего времени в должной степени неоцененный исследователями историко-культурный источник. Продолжая работу по введению в научный оборот корпуса записей, сохранившихся на старопечатных книгах кирилловской традиции из собрания Лаборатории археографических исследований Университета гуманитарных исследований Уральского федерального университета, представляем 2-ю по счету статью, посвященную этой проблематике. В статье воспроизводятся записи на 25-ти старопечатных книгах XVI–XVII столетий. Как и в предыдущей работе, отдельные записи на каждой из книг снабжены историческими комментариями. Abstract. Book entries (marginalii) present an interesting, sometimes unique phenomenon, and for today they are an underestimated historical and cultural source for researchers. Continuing the work on the introduction into scientific circulation of the corpus of records preserved on old printed books of the Cyrillic tradition from the collection of the Archaeography Research Laboratory of the University of Humanities Research of the Urals Federal University, the authors present the second article devoted to this issue. The article reproduces entries on 25 old printed books of the 16–17th centuries. As is in the previous work, separate entries in each of the books are provided with historical comments. Ключевые слова: древнерусская книжность, камеральная книжная археография, история церковно-монастырских и личных библиотек Keywords: Old Russian literary documents, cameral book archaeography, history of church-monastic and private libraries DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-48-69 | 48 |
Мангилёв П. И., прот. Archpriest Petr Mangilev Гектографированные издания в собрании редких книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии Hectographed Editions in the Rare Book Collection of the Library of Ekaterinburg Theological Seminary Подробнее (Details)Аннотация. В статье предлагается описание четырех единиц хранения собрания редких рукописных и старопечатных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии, содержащих гектографированные издания. Всего в статье описано девять гектографированных изданий, шесть из которых находятся в составе конволюта. Практически все издания (восемь) — старообрядческие и датируются началом ХХ столетия. Одно издание, датируемое 1965 г., изготовлено баптистами. Восемь из девяти изданий уникальны, на настоящий момент известны в единственном экземпляре. Шесть старообрядческих гектографированных изданий были изготовлены в Екатеринбурге старообрядцами белокриницкого («австрийского») согласия. Издательская деятельность осуществлялась в доме и на средства екатеринбургского купца Г. Н. Грачева. Издательской деятельностью руководил В. Г. Усов. Описанные в статье старообрядческие гектографированные издания содержат важный материал как для истории старообрядческого движения в целом, так и для истории старообрядчества на Урале. Изданный на гектографе в 1965 г. «Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов» представляет интересный образец религиозного «самиздата» советской эпохи. Описание гектографированных изданий выполнено по методике, принятой в Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета (ЛАИ УрФУ). Описание сопровождается указателем пятых строк. Abstract. The article describes four storage units from the collection of rare handwritten and old-printed books of the Ekaterinburg Seminary library, containing hectographed editions. In total, presented are nine hectographed editions, six of which are included in a pamphlet volume. Almost all the editions (eight of the nine) belong to the Old Believers and date back to the early 20th century. And one edition, dated 1965, was produced by the Baptists. Eight out of nine editions are unique and currently known in a single copy. Six Old Believer hectographed editions were made in Ekaterinburg by the Old Believers of the Belokrinitsky (“Austrian”) Agreement. Publishing activities were carried out under the leadership of V. G. Usov, at the expense and in the house of the Ekaterinburg merchant G. N. Grachev. The described hectographed Old Believer publications contain important material both for the history of Old Belief in general and for the history of the Old Believers in the Urals. Printed on a hectograph in 1965, the “Collection of Spiritual Songs of Evangelical Christian Baptists” is an interesting example of religious “samizdat” of the Soviet epoch. The hectographed publications are described according to the methodology adopted in the Laboratory of Archeographic Research of the Ural Federal University (LAI UrFU). The description is followed by an index of fifth lines. Ключевые слова: старообрядческие гектографированные издания, старообрядчество, белокриницкое согласие, В. Г. Усов, М. П. Безводин, евангельские христиане-баптисты Keywords: Old Believer hectographed editions, Old Belief, Belokrinitsky Agreement, V. G. Usov, M. P. Bezvodin, Evangelical Christian Baptists DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-70-86 | 70 |
Сафронова А. М. Alevtina M. Safronova Словесная школа Кунгура: состав учащихся и их судьба (1736–1740) Kungur Grammar School: Composition of Students and Their Fate (1736–1740) Подробнее (Details)Аннотация. В статье на основе комплекса архивных документов, впервые вводящихся в научный оборот, сравнительного анализа материалов переписи, ведомостей об успехах учащихся, впервые реконструируется организация и деятельность словесной школы г. Кунгура, о которой, по сути, ничего не известно в литературе. Раскрывается особое положение этого учебного заведения, открытого по инициативе В. Н. Татищева, в системе школ горнозаводского ведомства. Это была единственная школа, действовавшая в городе, а не заводском поселке, подчинявшаяся не заводской конторе, а Пермской земской. Ее отличал особый социальный состав учащихся — в ней обучались дети подьячих, священников и церковнослужителей, проживавших на территории Кунгурского уезда. Если дети заводских работников, составлявших большинство в горнозаводских школах, начинали школьное обучение с азбуки, за редким исключением, то 60 % учеников Кунгурской школы обучались грамоте еще на дому. Особенностью школы при зачислении был высокий процент юношей от 15 до 20 лет. Только в этой школе никто из учеников не получал казенного жалованья. Большинство из них были взяты из сел и острожков Кунгурского уезда и учились вдали от дома без какой-либо поддержки со стороны горной власти, даже сироты. Взамен и духовенство, и подьячие могли определять своих сыновей на службу по своему желанию, а не по предписанию властей. Но при этом Канцелярия Главного заводов правления пыталась контролировать распределение учеников к делам. Она использовала обученных письму учеников Кунгурской школы для пополнения немецкой и латинской школ Екатеринбурга, поэтому лишь в 1740 г. в Кунгуре началось обучение детей арифметике. Удалось установить судьбу большей части учеников этой школы: число уволенных в Вятскую архиерейскую школу в 1736 г., переведенных в немецкую и латинскую школы Екатеринбурга, продолживших обучение в арифметической школе Кунгура, определенных к делам в Пермскую земскую контору и Пермскую провинциальную контору. Школа перестала действовать в 1740 г. в результате запрета обучать детей духовного ведомства в горнозаводских школах, поступившего из Святейшего Правительствующего Синода и Генерал-берг-директориума. Требует дополнительных разысканий судьба последних шести человек, оставшихся в школе после увольнения 15 детей духовенства и отправки их в Вятскую архиерейскую школу в 1740 г. Abstract. This article is based on a set of archive documents introduced into scientific circulation, and comparative analysis of census data, as well as student’s progress reports. The paper is the first to reconstruct the organization and activities of the Kungur word school, about which nothing is known in the literature. The author reveals a special position of this educational institution, initiated by V. N. Tatishchev, in the system of Mining authorities’ schools. It was the only school acting in a town rather than in a factory settlement, that subordinated not to the factory office, but to the Perm Zemstvo. The school was distinguished by a special social structure of its pupils, children of clerks, priests and churchmen who lived in the territory of the Kungur district. While the children of factory workers, who constituted the majority in mining schools, began their school education with the alphabet with a rare exception, 60 % of the Kungur school pupils were taught to read and write at home. The peculiarity of enrollment to this school was a high proportion of young men from 15 to 20 years old. Only in this school the students did not receive any state salary. Most of them were taken from villages and forts of the Kungur district, and all the students, including orphans, studied away from home without any support from the Mining authorities. Meanwhile both clergy and clerks could assign their sons to the service at their own will, rather than at the behest of the authorities. At the same time the Chancellery of the Chief Mining Authorities tried to control the assignment of apprentices. It sent the Kungur schoolchildren to enter the German and Latin schools in Ekaterinburg, so it was not earlier than 1740 that pupils in Kungur began learning arithmetic. The author managed to determine the fate of most of the students from that school: the number of those dismissed to the Vyatka Bishop’s school in 1736, and those transferred to the German and Latin schools of Ekaterinburg and also them who continued their studies at the Kungur Arithmetic school and were assigned to the Perm Land Office and Perm Provincial Office. The school ceased to operate in 1740 as a result of prohibition to teach the children of clergy in mining schools, received from the Governing Synod and the General-Berg Direktorium. Further research is needed to discover the fate of the last six pupils who remained in the school after the dismissal and sending to Vyatka Bishop’s school 15 clergy children in 1740. Ключевые слова: В. Н. Татищев, Урал, горнозаводские школы, Кунгурская словесная школа, состав учащихся, судьба учеников Keywords: V. N. Tatishchev, the Urals, mining schools, Kungur Grammar school, composition of students, fate of students DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-87-114 | 87 |
Нечаева М. Ю. Marina Yu. Nechaeva Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь: становление обители (к 200-летию возведения в 1 класс) The Formation of Tradition in the Novo-Tikhvinsky Convent in Ekaterinburg (On the 200th anniversary of its promotion to the first-class category) Подробнее (Details)Аннотация. В статье рассматривается период истории Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря от учреждения в качестве заштатного на своем содержании в 1809 г. до возведения в штатный 1 класса в 1822 г. Показаны динамика изменения состава насельниц, спектр хозяйственных и церковных послушаний, формирование монастырского ландшафта и восприятие его значимости в религиозном ландшафте города. Охарактеризованы причины ходатайства о возведении монастыря в штатный в контексте потребностей развития монашеской общины, опыта выстраивания отношений монастыря и городского социума, проблем церковной жизни Пермской епархии. Приведены исторические данные о разработке специального общежительного устава для Ново-Тихвинского монастыря, обобщившего опыт 26-летнего существования женской монашеской общины в Екатеринбурге, который стал основой преемственности традиции монашеской жизни на будущие десятилетия не только в самой обители, но и в целом ряде женских общин, возникших в Зауралье вслед за женским монастырем в Екатеринбурге. В статье показано, что содействие мирян заштатному монастырю носило достаточно ограниченный характер, для дальнейшего стабильного и динамичного развития ему было актуально получить статус штатного с полагающимся по законодательству отводом земли под строения и хозяйственные нужды и с отпускаемым от государства, а не от городского сообщества, содержанием. Это было характерно не только для Ново-Тихвинского, но и для других заштатных монастырей страны. Ново-Тихвинский монастырь, получив положенные по штату средства на содержание, взял на себя и миссию призрения вдов и сирот (особенно из семей духовного сословия), обучения детей, что соответствовало и желанию самих насельниц, и епархиальных властей, и в целом общественным ожиданиям, которые возлагались на монастыри в XIX в. Возведение Ново-Тихвинского монастыря в штатный первого класса стало признанием обители в качестве одной из наиболее благоустроенных и зарекомендовавших себя достойным образом жизни в стране. Монастырь был новым не только по времени своего появления, но и по духу. Его история убедительно показывала, что у женского монашества, особо пострадавшего от секуляризационной реформы 1764 г., была возможность возродиться в условиях модернизирующегося общества России XIX в. и обеспечить свое существование. Abstract. The article examines a period of history of the Ekaterinburg Novo-Tikhvin Convent from its establishment in 1809 as a non-administrative one at its own expense to the promotion of it as a regular first-class monastery in 1822. The dynamics of changes in the composition of its inhabitants, and the range of economic and church obedience, as well as the formation of the monastic landscape and perception of its significance in the religious landscape of the city are shown. The author presents reasons for a petition to enroll the monastery into the regular class, within the context of the needs of the monastic community development and the experience of building relations between the monastery and the urban society, and also the problems of the church life of the Perm diocese. The article contains historical data on the development of a special coenobitic charter for the Novo-Tikhvin Monastery, summarizing the experience of the 26-year existence of the female monastic community in Ekaterinburg, which became the basis for the continuity of the monastic life tradition for the coming decades, not only in the Novo-Tikhvin monastery, but also in a number of women’s communities that arose in the Trans-Urals after. The article shows that the assistance of laypeople to a non-administrative monastery was rather limited, and for the further stable and dynamic development of the monastery it was important to obtain the status of a regular one with the allocation of land for buildings and economic needs, as well as with the state support, not from the urban community. This was typical not only for Novo-Tikhvin, but also for other minor monasteries in the country. The Novo-Tikhvin monastery, having received the state funds for maintenance, assumed the mission of caring for widows and orphans (especially from the clergy families), educating children, which corresponded to the desire of the residents themselves, and the diocesan authorities, and in general the public expectations that were imposed on monasteries in the 19th century. The promotion of the Novo-Tikhvin convent into a regular first-class one became the recognition of the monastery as one of the most comfortable and demonstrating a decent way of life in the country. The Novo-Tikhvin Female Monastery was new not only in time of its establishment, but also in spirit. Its history convincingly showed that female monasticism, which was particularly affected by the secularization reform of 1764, had the opportunity to revive in the conditions of the modernizing society of Russia in the 19th century and ensure its existence. Ключевые слова: Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь, синодальный период, монастыри, модернизация общественной жизни, городской ландшафт, монастырский ландшафт, штатные монастыри, монастыри 1 класса, православные монастыри Keywords: Novo-Tikhvinsky Convent in Ekaterinburg, Synodal period, monasteries, modernization of public life, urban landscape, regular monasteries, first-class monasteries, monastic landscape, establishment of a convent, Orthodox monasteries DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-115-177 | 115 |
Баган В. В, свящ. Priest Vladislav V. Bagan Методика преподавания учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи в 1860–1880-е гг. Methods of Teaching the Academic Discipline “Church Law” in Higher Educational Institutions of the Russian Empire in the 1860s–1880s Подробнее (Details)Аннотация. Настоящая статья представляет исторический обзор и систематизацию взглядов ведущих канонистов и правоведов в отношении проблемы методики преподавания учебного предмета «церковное право» в высших учебных (светских и духовных) заведениях Российской империи в 1860–80-е гг. В представленный исторический период завершился процесс формирования учебных программ и была выстроена четкая методология преподавания предмета «церковное право». Этому процессу способствовали несколько факторов. Во-первых, институциональные изменения в уставах светских и духовных учебных заведений дали мощный толчок к выработке унифицированной методики преподавания церковного права. Во-вторых, в 1860–1880-е гг. образовалась плеяда талантливых отечественных специалистов, усилиями которых были сформированы комплекс церковноправовых вопросов, принципы и методы построения системы церковного права. В-третьих, два противоположных направления (богословское и юридическое) в изучении и преподавании церковного права взаимно дополняли данную дисциплину, обогащали методическими находками, привносили в нее самобытный характер. Методика преподавания церковного права в образовательных заведениях Российской империи в 1860–1880-е годы приобрела специфику юридической дисциплины. Проблематика преподавания и специфики учебной дисциплины «церковное право» в высших учебных заведениях Российской империи вызывала серьезные профессиональные дискуссии на систематическом уровне уже с 1860-х гг. В представленной статье будет проведен систематический анализ трактовок дисциплины «церковного права» в рамках высшего образования в последней четверти XIX в. Проблематика понятия, природы и онтологии церковного права, наряду с вопросами, кто и как может и должен его преподавать, стали исключительным предметом сложных дискуссий в научно-академической среде в XIX в. До сих пор историко-каноническая наука нуждается в решении проблемных вопросов: место церковного права в ряду теологических дисциплин, основные направления развития церковного права в XIX столетии, актуальная систематизация «церковного права» в современности. Abstract. This article presents a historical review and systematization of the views of leading canonists and jurists regarding the problem of teaching methods for the subject “Church Law” in higher educational (secular and religious) institutions of the Russian Empire in the 1860s–1880s. In the period presented, the process of forming curricula was completed, and a clear methodology for teaching the subject of Church Law was built. Several factors contributed to this process. First, institutional changes in the statutes of secular and religious educational institutions gave a powerful impetus to the development of a unified methodology for teaching Church Law. Secondly, in the 1860s–1880s a galaxy of talented domestic specialists appeared whose efforts formed a complex of church legal issues, principles and methods for building a system of Church Law. And third, two different directions (theological and legal) in the study and teaching of “Church Law” mutually complemented this discipline, enriched it with methodological findings, and introduced an original character into it. The methodology of teaching “Church Law” in educational institutions of the Russian Empire in the 1860s–1880s acquired the specifics of a legal discipline. The problems of teaching and the specifics of the Church Law academic discipline in the higher educational institutions of the Russian Empire caused serious professional discussions at a systematic level since the 1860s. This article suggests a systematic analysis of the interpretations of the Church Law discipline in the framework of higher education in the last quarter of the 19th century. The problems of the concept, nature and ontology of Church Law, along with the questions about who and how can and should teach it, became the exclusive subject of complex discussions in the scientific and academic environment of the 19th century. Until now, historical and canonical science needs to solve problematic issues: the place of “Church Law” among the theological disciplines, and main directions of development of this academic discipline in the 19th century, as well as the actual systematization of “Church Law” in modern times. Ключевые слова: каноническое право, церковное законоведение, наука церковного права, правоведение, юриспруденция, духовное образование, богословская дисциплина, Российская империя Keywords: Canon Law, Ecclesiastical jurisprudence, science of Ecclesiastical Law, jurisprudence, law, religious education, theological discipline, Russian Empire DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-178-201 | 178 |
Ферапонт (Широков), иером. Hieromonk Therapont (Shirokov) Обер-прокурор С. М. Лукьянов и его предложения по усовершенствованию контрольно-ревизионной деятельности Учебного комитета при Святейшем Синоде Chief Procurator S. M. Lukyanov and His Proposals on Improving the Control and Auditing Activities of the Educational Committee under the Holy Synod Подробнее (Details)Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности обер-прокурора Святейшего Синода Сергея Михайловича Лукьянова по улучшению работы Учебного комитета при Святейшем Синоде в целом и контрольно-ревизионной деятельности комитета в частности. С. М. Лукьянов находился на посту обер-прокурора непродолжительное время (1909–1911 гг.), однако за это время мог осуществить ряд преобразований в том числе и в духовно-учебном ведомстве. Основными источниками исследования послужили делопроизводственные материалы, которые находятся в фонде Учебного комитета Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга (РГИА. Ф. 802). В качестве дополнительных источников при подготовке статьи были привлечены Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания и источники личного происхождения. Использование достаточно широкого доступного комплекса источников позволяет приблизиться к наиболее объективному взгляду на поставленный в исследовании вопрос. Цель работы заключается в попытке оценить вклад С. М. Лукьянова в реформирование органов высшего управления духовно-учебными заведениями, а именно контрольно-ревизионных функций Учебного комитета в контексте развития духовно-учебного ведомства. При подготовке статьи были использованы основополагающие принципы исторической науки — объективность и историзм, что обусловлено критическим подходом при изучении имеющихся исторических источников. При анализе материала автор использовал сравнительно-исторический метод с целью не просто представить описание происходивших событий, но и обозначить объяснение рассматриваемых фактов. По результатам исследования удалось установить, что С. М. Лукьянов, как и его предшественники на посту обер-прокурора, предпринимал попытку стабилизации положения духовных школ начала ХХ в. и указывал на важное значение в этом процессе ревизий духовно-учебных заведений. Обер-прокурор признавал, что отчеты ревизоров — ценнейший и объективный материал, в котором отражены все стороны жизни духовно-учебных заведений. Abstract. The article analyzes the activities of Chief Procurator of the Holy Synod Sergei Mikhailovich Lukyanov to improve the work of the Educational Committee under the Holy Synod in general and its control and auditing activities in particular. Serving as Chief Procurator for only a short time (1909–1911), S. M. Lukyanov was able to carry out a number of transformations during this period, both in the theological and educational departments. The main sources of the study are office materials, which belong to the fund of the Educational Committee from the Russian State Historical Archive of St. Petersburg (RGIA, Stock 802). The author used Most Submissive Reports of the Chief Procurator of the Holy Synod concerning issues of the Orthodox Confession Department, and personal papers as additional sources for the research. The use of a fairly wide range of available sources allows one getting closer to the most objective view and to the solution of the question posed in the study. The author attempts to evaluate S. M. Lukyanov’s contribution to the reform of the higher management of theological and educational institutions, namely the control and audit functions of the Educational Committee in the context of development of the theological and educational department. Following a critical approach in studying the available historical sources, the author used fundamental principles of the historical science, objectivity and historicism, when writing the article. He also adhered to a comparative historical method in order to present both a description of the events that took place, and an explanation of the facts under consideration. Basing on the results of the study, the article has concluded that S. M. Lukyanov, like his predecessors in the position of Chief Procurator, made an attempt to stabilize the position of theological schools in the early 20th century and pointed out the importance of revisions at theological and educational institutions. The Chief Procurator admitted that auditors’ reports were the most valuable and objective materials, which reflected all aspects of the theological and educational institutions’ life. Ключевые слова: Святейший Синод, Учебный комитет, обер-прокурор, С. М. Лукьянов, ревизии духовно-учебных заведений Keywords: Holy Synod, Educational Committee, Chief Procurator, S. M. Lukyanov, audits at religious and educational institutions DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-202-213 | 202 |
Сорокин М. В., свящ. Priest Maksim V. Sorokin Бенешевич и Э. Шварц: опыт международного сотрудничества и научной дружбы V. N. Beneshevich and E. Schwartz: The Experience of International Cooperation and Scientific Friendship Подробнее (Details)Аннотация. Взаимоотношения Владимира Николаевича Бенешевича с немецким историком и филологом Эдуардом Шварцем длились на протяжении 25 лет, начиная с международного признания русского ученого до его трагической кончины. Э. Шварц стал посредником во многих научных проектах В. Н. Бенешевича. Дело всей жизни В. Н. Бенешевича — издание корпуса текстов византийского права — было сложно осуществить в послереволюционной России, при этом оно нашло поддержку в Германии в лице Э. Шварца. Репрессии в отношении В. Н. Бенешевича сделали невозможным осуществление его научных планов в полной мере. После изменения политической ситуации в Германии в 1933 г. активные научные контакты с немецким ученым были маркированы как шпионаж. Осуществление издания Синагоги Иоанна Схоластика в 1937 г. в фашистской Германии в конечном счете инициировало преследование В. Н. Бенешевича по политическим мотивам, в результате чего он в 1938 г. был расстрелян. Благодаря содействию Э. Шварца В. Н. Бенешевич получил мировую известность и всеобщее признание. В то же время это сотрудничество стало роковым для В. Н. Бенешевича. В статье реконструируется история многолетнего знакомства и сотрудничества двух ученых. Важный источник истории их взаимоотношений — неопубликованная переписка, главным образом письма В. Н. Бенешевича из архива Э. Шварца в Мюнхене, которые впервые вводятся в научный оборот и дополняют предыдущие многочисленные исследования о жизни и творчестве русского историка и канониста. Abstract. The relationship between Vladimir Nikolaevich Beneshevich and the German historian and philologist Eduard Schwartz lasted for 25 years, starting from the international recognition of the Russian scientist and until his tragic death. E. Schwartz became an intermediary in many scientific projects for the Russian scientist. The matter of a lifetime of V. N. Beneshevich — publication of a corpus of texts of Byzantine law — was difficult to implement in post-revolutionary Russia, while in Germany it found support in the person of E. Schwartz. Repressions against V. N. Beneshevich interrupted him to carry out his scientific plans in full measure. As soon as the political situation in Germany changed in 1933, active scientific contacts of Beneshevich with the German scientist were labeled by Soviet authorities as espionage. The publication of the Synagogue of John Scholastikos in 1937 in Nazi Germany ultimately initiated the persecution of V. N. Beneshevich for political reasons, and he was shot in 1938. V. N. Beneshevich received world fame and universal recognition thanks to the assistance of E. Schwartz, but at the same time their cooperation became fatal for V. N. Beneshevich. The article reconstructs history of the long-term communication and cooperation of the two scientists. Previously unpublished correspondence, mainly the letters of V. N. Beneshevich from the E. Schwartz archive in Munich, introduced into scientific circulation for the first time, has supplemented numerous previous studies on the life and work of the Russian historian and canonist and become an important source of the history of the relationship between the scientists. Ключевые слова: Владимир Николаевич Бенешевич, Эдуард Шварц, личная переписка, каноническое право, церковное право, международные академические контакты Keywords: Vladimir Nikolaevich Beneshevich, Eduard Schwartz, personal correspondence, Canon law, Church law, international academic contacts DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-214-233 | 214 |
Исидор (Тупикин), митр. Metropolitan Isidor (Tupikin) Противостояние епископа Калининского и Кашинского Феодосия (Погорского) и уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР В. И. Хевронова (1958–1960 гг.) Confrontation Between the Bishop of Kalinin and Kashin Theodosius (Pogorsky) and V. I. Khevronov, Authorized Official of the Governmental Council for the Russian Orthodox Church Affairs under the USSR Council of Ministers (1958–1960) Подробнее (Details)Аннотация. Статья посвящена церковно-государственным отношениям и внутрицерковной жизни в СССР в период хрущевской антирелигиозной кампании 1958–1964 гг. На основе документов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) автором рассмотрен вопрос о взаимоотношениях епископата Русской Православной Церкви с уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР. Анализируется состояние церковно-государственных отношений и внутрицерковной жизни в Калининской области в начальной стадии хрущевских гонений, в период управления Калининской и Кашинской епархией Русской Православной Церкви преосвященного Феодосия (Погорского; 1958–1960 гг.). В центре внимания автора, с одной стороны, — активная деятельность епископа Феодосия, направленная на укрепление церковной жизни в регионе: сохранение действующих и открытие новых храмов, поддержка слабых деревенских церковных общин. С другой — деструктивная деятельность уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Калининской области В. И. Хевронова, преследовавшего цель ослабить влияние Русской Православной Церкви в Калининской области, дискредитировать духовенство Калининской епархии и ограничить его деятельность. Исследование выявило, что епископ Калининский и Кашинский Феодосий (Погорский) и уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Калининской области В. И. Хевронов оказались в ситуации непримиримого противостояния, перешедшего в открытый конфликт. Злоупотребление В. И. Хевронова своими правами и нарушение им государственного законодательства стали показательным примером присвоения уполномоченными Совета канонической епископской власти, что было типичным явлением в большинстве регионов Советского Союза периода хрущевской «оттепели». Abstract. This article describes church-state relations and church life in the USSR during the Khrushchev’s antireligious campaign of 1958–1964. Based on the documents from the State Archive of the Russian Federation the author studies relations between the religious leadership of the Russian Orthodox Church and regional representatives of the governmental Council for the Affairs of Russian Orthodox Church under the USSR Council of Ministers. The study analyzes church-state relations and church life in the Kalinin region at the initial phase of the Khrushchev’s persecution, when in 1958–1960 the Kalinin and Kashin diocese of the Russian Orthodox Church was governed by Bishop Theodosius (Pogorsky). The author focuses on both the bishop’s active work to strengthen church life in the region (such as preserving the existing and opening new churches, supporting weak village church communities) and V. I. Khevronov’s destructive policy to weaken the influence of the Russian Orthodox Church in Kalinin region. The target of Khevronov as a Regional Chair of Governmental Council for the Russian Orthodox Church Affairs under USSR Council of Ministers was to compromise and limit the activity of local clergy. The study reveals that Bishop Theodosius (Pogorsky) of Kalinin and Kashin and Representative of the Council of the ROC Affairs had been in a situation of impasse which escalated into an open conflict. V. I. Khevronov abused his rights and violated the state legislation. It was a typical example of that period regarding how canonical episcopal authority was discredited by regional representatives of the Council for the Affairs of the ROC in many regions of the Soviet Union during the “Khrushchev Thaw”. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, патриарх, Священный Синод, епископ, священник, Совет по делам Русской православной церкви при СМ СССР, уполномоченный Keywords: Russian Orthodox Church, Patriarch, Holy Synod, bishop, priest, Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs under USSR Council of Ministers, regional representative DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-234-246 | 234 |
Ваньчугова Н. Н. Natalia N. Vanchugova Свято-Троицкий кафедральный собор в Екатеринбурге: храмовый синтез. Избранные фрески Holy Trinity Cathedral in Ekaterinburg: The Temple Art Synthesis. Selected Murals Подробнее (Details)Аннотация. Статья посвящена проблеме синтеза архитектуры и монументальной живописи, рассмотренного на примере Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга. Современные фрески этого храма исполнены в 2002–2011 гг. по сырой штукатурке. В статье на примере избранных сюжетов[1] рассматриваются иконография, колористические особенности, стилистическое единство, преемственность современных монументальных росписей от древнерусских первоисточников. Автор эскизов и руководитель масштабных работ О. Г. Вострецов сумел согласовать стенопись с архитектурой храма и найти баланс между иконографической традицией и ее современной интерпретацией. В статье дается анализ системы связей различных видов искусства в Свято-Троицком соборе и отмечается роль каменной декорации интерьера в создании литургического соборного пространства, анализируется формирование индивидуального стиля как формы визуальной проповеди Ветхого и Нового Заветов, адекватного восприятию современного человека, входящего в церковь, как в пространство встречи с Богом. Abstract. The article is devoted to the problem of synthesis of architecture and monumental painting on the example of the Holy Trinity Cathedral of Ekaterinburg. The modern frescoes of this church, made on raw plaster in 2002–2011, are a unique phenomenon of regional church art. Using the example of selected images the author considers iconography, coloristic features and stylistic unity, as well as the consistency between the tradition of modern monumental paintings and ancient Russian murals. Oleg Vostretsov, the author of the sketches and leader of the large-scale works, managed to coordinate the wall painting with the architecture of the temple, and to find a balance between the iconographic tradition and its modern interpretation. The article analyzes the system of interrelations of different types of art in the Holy Trinity Cathedral. The role of the stone interior decoration in creating liturgical cathedral space is noted. The author analyzes development of individual style as a form of visual preaching of the Old and New Testaments, which is adequate of the perception of a modern person entering the church as a space of meeting with God. Ключевые слова: Свято-Троицкий кафедральный собор Екатеринбурга, Совет Предвечный, Деяния Пресвятой Троицы, техника фрески по сырой штукатурке, минеральные краски, монументальный цикл росписей, храмовый синтез, иконостас, серпентинит, В. А. Шадрин, О. Г. Вострецов, И. А. Пьянков, С. А. Поляков Keywords: Holy Trinity Cathedral of Ekaterinburg, Pre-Eternal Council, Acts of the Most Holy Trinity, fresco technique on raw plaster, mineral paints, monumental cycle of murals, temple synthesis, iconostasis, Serpentine, V. A. Shadrin, O. G. Vostretsov, I. A. Pyankov, S. A. Poliakov DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-247-272 | 247 |
РАЗДЕЛ II. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ | |
Никулин И. А., свящ. Priest Ivan A. Nikulin Рецензия на книгу: Матисон А. В. Архиерейские дворяне, дети боярские и приказные служители в XVII–XVIII веках (Тверской архиерейский дом, 1675–1764). М.: Старая Басманная, 2021. 344 с. Review on the book: Matison A. V. Episcopal Nobles, Boyar Scions and Administrative Servants in the 17th–18th Centuries (Tver Bishop’s House, 1675–1764). Moscow: Staraya Basmannaya, 2021. 344 pp. Подробнее (Details)Аннотация. Все большее внимание сегодня уделяется системе церковного управления в разные периоды существования Русской Церкви. Ярким примером этого служит монография А. В. Матисона, посвященная светским архиерейским чиновникам Тверского архиерейского дома последней четверти XVII–XVIII вв. Исследование сделано на высоком научном уровне, автор раскрывает особенности церковной службы различных категорий служилых людей, одновременно реконструируя историю их родов. Книга будет полезна не только интересующимся историей Русской Православной Церкви, историей епархиального управления, но и генеалогам, краеведам, специалистам по истории Тверской епархии и истории сословий в России. Abstract. More and more attention is being paid today to the system of church administration at different times of the Russian Church existence. A striking example of this is the monograph by A. V. Matison, dedicated to the secular episcopal officials of the Tver Bishop’s House of the last quarter of the 17th–18th centuries. The research is performed at a high scientific level; the author reveals features of the church service of various categories of serving people, while reconstructing the history of their families. The book will be useful not only for those interested in history of the Russian Orthodox Church and diocesan administration, but also for genealogists and local historians, as well as for specialists in the history of Tver diocese and that of social estates in Russia. Ключевые слова: Тверской архиерейский дом, церковное управление в России в XVII–XVIII вв., светские архиерейские служители, архиерейские дети боярские, А. В. Матисон Keywords: Tver Bishop’s House, church administration in Russia in the XVII–XVIII centuries, secular episcopal servants, episcopal boyar scions, A. V. Matison DOI: 10.24412/2224-5391-2022-40-273-278 | 273 |
Пожертвовать
На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)