Читать номер целикомК СТОЛЕТИЮ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СВЯТОЙ ЦАРСКОЙ СЕМЬИНиколай Малета, протоиерей; Разин Андрей Викторович Мефодий (Зинковский), иеромонах; Кирилл (Зинковский), иеромонах Аннотация (Abstract)В статье на основе свидетельств русских святых XX века рассматриваются главные причины и уроки революций 1917 года в России. Раскрыта картина нависавшей над Родиной духовной и социальной катастрофы, о которой предупреждали лучшие пастыри Русской Церкви. Основание случившейся трагедии угодники Божии видели не в социально-экономической, но в духовно-нравственной сфере. Благодаря мощной пропаганде, расшатывающей основы государственной и церковной жизни, увлечение западной культурой, безбожие и нравственное разложение распространились во всех сословиях русского общества. Главной причиной трагических событий в России стала именно духовно-нравственная деградация, особенно в среде духовенства, интеллигенции и аристократии. Святые новомученики Русской Церкви осознавали все события – распространение атеизма, гонения на Церковь, массовые аресты и расстрелы священнослужителей и активных прихожан, как воспитательное наказание от Бога. В частности, именно поэтому во время страшных гонений духовные лидеры Русской Православной Церкви говорили о необходимости покаяния и молитвы за «власть имущих», следуя в этом традициям первых христиан. Труды и подвиги новомучеников были направлены на сохранение церковного единства, духа кротости и смирения, огня живой веры. Одним из главных уроков, оставленных нам новомучениками, следует считать задачу создания крепких христианских общин, устроенных на основе евангельских межличностных отношений. Прозревая грядущее возрождение Русской Церкви и государственности, новомученики завещали хранить верность преданию Православной Церкви и традиционным национальным ценностям. Исходя из личного опыта прихода к православию в России в конце ее советского периода, авторы статьи делятся родившимися в их сознании аналогиями между парадигмами коммунистической идеологии и тенденциями современного глобализма. В нашу непростую эпоху мы должны постоянно обращаться к заступничеству и урокам новомучеников, помня, что сохранение Богом заповеданного христианского единения зависит от подвига веры, верности и любви каждого из нас. Ключевые слова (Keywords)Россия, Революция, Бог, Православная Церковь, Русское Государство, Церковное Единство, Новомученики, Покаяние, Возрождение, Глобализация Исаченко Татьяна Александровна Аннотация (Abstract)Новые сведения, открывающиеся исследователям по мере обработки архивов, позволяют вносить дополнения в ранее известные факты, оценивая их в кругу новых источников. К уникальным источникам подобного рода относятся рукописные материалы из собрания Дворцовых библиотек, хранящиеся в Отделе рукописей РГБ (ф. 492). В фонде представлены материалы из так называемой «россыпи», т. е. разрозненные материалы, некогда принадлежавшие различным библиотекам семьи Романовых. Среди них есть дневники, альбомы, воспоминания, письма, путевые заметки, рисунки, но важнейшую часть собрания составляют рукописные книги, поступившие в Московский публичный и Румянцевский музеи, а после революции в Библиотеку им. В. И. Ленина из множества Дворцовых библиотек. Статья посвящена редким поступлениям такого рода, в числе которых нами выделена коллекция рукописных Евангелий XIV-XVI вв., принадлежавшая личной библиотеке императора-страстотерпца Николая II, пергаменный Часовник XV в., принадлежавший преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, дневник императрицы Марии Александровны с вложенной в него молитвой игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) и альбом великой княжны Анастасии, младшей дочери императора Николая II. Принято считать, что Анастасия в 1917 г. уничтожила все свои дневниковые записи, однако в собрании Дворцовых библиотек находится не описанный до настоящего времени альбом, который содержит подборку автографов, принадлежащих лицам из ближайшего окружения Анастасии. Хронологически записи, занесенные в альбом, охватывают период с июня 1912 по ноябрь 1917 г. Можно допустить, что Анастасия не расставалась со своим дневником до отъезда в Екатеринбург и дневник был сохранен, будучи вывезен из Тобольска кем-то из ближайшего окружения принцессы. Альбом сопровождал Анастасию во всех ее перемещениях, на что указывают даты и места пребывания: большая часть записей 1912-1913 гг. сделана на яхте «Штандарт» (Балтийский порт, Ливадия), записи 1915-1917 сделаны в Царском Селе, Могилеве и Тобольске. Последняя запись альбома сделана в Тобольске 17 ноября 1917 г. рукой Клары Битнер. Ключевые слова (Keywords)Евангелия личной библиотеки императора Николая II, дары Е. В. Барсова, Часовник великой княгини Елисаветы Феодоровны, дневник императрицы Марии Александровны, собрание Дворцовых библиотек, альбом великой княжны Анастасии, автографы. ИССЛЕДОВАНИЯХондзинский Павел Владимирович Аннотация (Abstract)Сочинения блаженного Августина, в частности De civitate Dei, становятся известны русскому читателю в конце XVIII столетия, а уже в первой четверти XIX столетия возникает экклесиологическая концепция святителя Филарета Московского, в основание которой, как и у блаженного Августина, ложится прочтение Ветхого Завета как пророчества не только о Христе, но и о Церкви. При этом если для блаженного Августина ключевым понятием его экклесиологии становится представление о граде Божием, то для святителя Филарета в центре экклесиологических рассуждений оказывается понятие храма. В связи с этим возникают, по меньшей мере, три вопроса. Что общего у обоих авторов в подходе к ветхозаветным текстам и чем эти подходы различны? Можно ли говорить о том, что святитель Филарет испытал влияние блаженного Августина, или его концепция явилась независимой? Как соотносятся между собой «экклесиология града» и «экклесиология храма»? Проведенный анализ экклесиологической терминологии обоих авторов показывает, что для первого из них важнейшей ветхозаветной Книгой становится Псалтирь как Книга, в которой предстает перед нами totus Christus – Глава Церкви в неразрывной связи со Своим телом, – а второй акцентирует внимание прежде всего на исторических Книгах Ветхого Завета. Можно предполагать, что выстраивая свою экклесиологию, святитель ведет диалог с отцом Западной Церкви, настаивая на том, что храм, как мистический дом Божий, не менее важен для новозаветной Церкви, чем для ветхозаветной. Наконец, если «экклесиология града» исходит из эсхатологической реальности, то «экклесиология храма» подчеркивает связь этой реальности с историческим бытием Церкви. Ключевые слова (Keywords)Град Божий, град земной, храм, экклесиология, блж. Августин, свт. Филарет, Священная история. Полетаев Андрей Валентинович Аннотация (Abstract)Статья представляет материалы по книжной археографии и продолжает знакомить читателей с коллекцией старопечатных кириллических книг Православного музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Публикация содержит научное описание 6-ти старопечатных книг XVII в. Все книги были изданы в Москве. Самая ранняя по времени типографского выхода – Служебник 1602 г. Это первый русский печатный Служебник. Он был изготовлен одним из последователей Ивана Федорова – Андроником Тимофеевым Невежей. Вторая книга является т. н. конволютом – кодексом, скомпонованным из фрагментов разных изданий – вышеупомянутого «невежинского» Служебника 1602 г. и Служебников, напечатанных в 1627 и 1633 гг. Третья книга – изданный на Печатном дворе в 1635 г. Апостол. Четвертая – знаменитый полемический сборник «Кириллова книга» 1644 г., сыгравший, как известно, существенную роль в формировании идеологии старообрядчества. Завершают статью описания двух служебных Миней – сентябрьской (1644 г.) и августовской (1646 г.). Все книги имеют интереснейшие записи (XVII-XX вв.). Ключевые слова (Keywords)Православный музей Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, камеральная книжная археография, старопечатная книга XVII в. Михеева Анна Антоновна Аннотация (Abstract)Цель данного исследования – рассмотреть вопросы организации богослужебного пения у староверов беспоповских согласий на Вятке. В частности, автор обращает внимание на следующие аспекты: особенности проведения молений на дому, проблемы беспоповской литургики, устройства хора, исполнительской практики, обучения певчих, текущей деградации богослужебно-певческой традиции вятских старообрядцев, не приемлющих священство. К исследованию привлекается широкий круг разнообразных источников: богослужебные (в первую очередь певческие) книги и записки, фонозаписи с интервью и богослужением местных беспоповцев, полевые дневники экспедиций разных лет. Анализируя их, автор сравнивает вятскую практику со сведениями о других старообрядческих общинах и обычаях Русской Православной Церкви. При этом организация литургического пения беспоповцев Вятки рассматривается в диахронии. Автор отмечает разнообразие локальных традиций литургического пения. Кроме того, определяется время, когда на клиросах местных староверов, не приемлющих священство, появляются женщины. Отмечается, что вятские беспоповцы имели и до наших дней сохраняют многие собственные промыслы, обслуживающие их религиозные нужды. Обозначается роль проведения специальных богослужений, на которые должны съезжаться одноверцы из разных мест, в поддерживании духовных связей и традиции. Подчеркивается типичный для беспоповской традиции характер методики обучения литургическому пению на Вятке. Делается вывод о связи деградации богослужебно-певческой традиции беспоповцев Вятки не только с последствиями войн XX века и советской антирелигиозной политики, но и с особенностями организации беспоповских общин, а также с изменением облика семьи. Новизна исследования в том, что специалисты в области литургического пения староверов почти не обращались к опыту беспоповцев Вятки. Малоизученным предметом является и сама беспоповская литургика как таковая, некоторые этнографические наблюдения и источники для которой предлагаются в настоящей статье. Ключевые слова (Keywords)богослужебное пение, беспоповцы, Вятка, организация церковного хора, беспоповское богослужение. Печерин Андрей Владимирович, Сухарев Юрий Михайлович Аннотация (Abstract)Статья посвящена важным событиям в жизни Русской Православной Церкви, происходившим в 1917 году, – Всероссийскому съезду духовенства и мирян (июнь 1917 года), предварявшему Поместный Собор 1917-1918 гг., а также самому Собору (его первым дням работы). Дается краткий обзор деятельности съезда и взгляд на события непосредственного их участника – екатеринбургского протоиерея Алексия Игнатьева, публикуются его отчеты о работе Всероссийского съезда духовенства и мирян и статья о Соборе. Воспоминания автора, бывшего участником двух крупнейших форумов Русской Православной Церкви, помогают понять атмосферу, царившую на них, раскрыть новые малоизвестные стороны работы Собора и съезда.
Ключевые слова (Keywords)Первый чрезвычайный всероссийский съезд духовенства и мирян, Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., протоиерей Алексий Игнатьев, революция. Е. П. Пирогова Аннотация (Abstract)Статья посвящена одному из самых трагических периодов в истории Русской Православной Церкви, наступившему после октябрьского переворота 1917 г. Советское государство развернуло тогда невиданную по своим масштабам антирелигиозную войну, лишив Церковь собственности и прав, начав по всей стране кампанию по изъятию церковных ценностей. Документы об этой войне, глубоко скрытые в недрах секретных архивов, стали доступны исследователям только в 1990-е гг., им еще предстоит дать оценку истинных масштабов послереволюционных потерь и разрушений. Как эти процессы проходили на Урале в 1920-е гг. в статье показывается на конкретных фактах, полученных из новых, выявленных в местных архивах, документов с привлечением уже опубликованных данных по национализации имущества церквей, монастырей, старообрядческих общин Екатеринбурга, Ревды, Туринска, Верхотурья, Челябинска, Ижевска и других городов, по уничтожению храмов, икон. Документы наглядно показывают масштабы изъятий церковных ценностей в разных регионах Урала, сколько конкретно золота, серебра и драгоценных металлов было благодаря им передано государству. Деятельность другой комиссии — по ликвидации церковного имущества — развернулась в конце 1920-х гг., когда началась ударная кампания по закрытию церквей, многие из которых при этом варварски уничтожались. Кампании по изъятию церковных ценностей, снятию колоколов, закрытию многочисленных церквей и монастырей, уничтожению святынь православия, икон и ценнейших образцов церковно-прикладного искусства привели к печальному итогу — утрате церковного достояния, часто имевшего огромную художественную ценность, а русской культуре и традициям был нанесен невосполнимый ущерб. Та же часть этого национального достояния, которая оказалась в музеях, как правило, утратила связь с их создателями и духовными владельцами, хранителями. Надеемся, что приведенные в статье документы помогут восстановить эти связи, а значит и идентифицировать какую-то часть церковного имущества, ставшего по воле советского государства музейным экспонатом. В качестве приложений публикуются две описи изъятых из храмов Сысертского и Полевского заводов церковных ценностей. Campaigns on withdrawal of church property, removal of church-bells, closing of numerous churches and monasteries, destruction of Orthodox shrines, icons and the most valuable samples of church applied art led to a very sad result — the loss of the church property which often had a huge art value; the Russian culture and traditions suffered irreparable damage. The part of this national property which was sent to museums as a rule lost the connection with its creators, spiritual owners and keepers. The author hopes that the documents provided in the article would help to reestablish this connection and identify some part of the church property which was made museum exhibit at will of the Soviet state. Two inventories of the church property withdrawn from the churches of Sysertsky and Polevskoy plants are published in the supplement. Ключевые слова (Keywords)Русская Православная Церковь, церковное имущество, кампания по изъятию церковных ценностей, голод 1921 г., антирелигиозная война, Грязновский монастырь, Ревдинская старообрядческая община, УОЛЕ — Уралмузей, Екатеринбург, Туринск, Верхотурье, Сысерть, Полевской. Священник Мариан Дерцо Аннотация (Abstract)Статья написана на материале не публиковавшихся воспоминаний уроженца словацкой деревни Ладомирова Николая Гвозды, который в течение более десяти лет жил при монастыре прп. Иова Почаевского, основанном архимандритом Виталием (Максименко), бывшим почаевским типографом и издателем известнейшего в России журнала «Русский инок» — первого в отечественной истории периодического издания, предназначенного специально для лиц монашеского звания. Н. Гвозда (1926–2010) с юного возраста воспитывался при монастыре, участвовал во всех монастырских работах. Особенно опекал его известный православный журналист и воспитатель юношества иеромонах Савва (Струве; 1900–1949), издатель известных «Сергиевских листков». Благодаря свидетельству Н. Гвозды впервые становятся известными точные обстоятельства праведной кончины архимандрита Саввы, устойчивое почитание которого как святого подвижника и праведника сложилось в Словакии за последние десятилетия. N. Gvozda (1926–2010) was brought up at the monastery since his childhood and participated in all kinds of monastic work. He was especially patronized by Hieromonk Savva (Struve; 1900–1949), the well-known Orthodox journalist and educator of the youth, publisher of the famous review “Sergius’ Notes”. Thanks to the testimony of N. Gvozda, exact circumstances of the righteous death of Archimandrite Savva are published for the first time; steady veneration of Savva as a holy ascetic and righteous person has been developed in Slovakia over the past decades. Ключевые слова (Keywords) архимандрит Савва (Константин Петрович Струве), православие в Словакии, Типографское братство прп. Иова Почаевского в Ладомировой, архиепископ Виталий (Максименко), Николай Гвозда. ПУБЛИКАЦИИПротоиерей Николай Буткин Аннотация (Abstract)В настоящей публикации вниманию читателей предлагается третья часть романа протоиерея Николая Буткина (1882–1937) «Виноградари», названная автором «Детская экскурсия», в которой продолжается повествование о жизни послереволюционного Шадринска. Как и в предыдущих частях романа «Виноградари», повествование ведется от лица священника Григория Загуменных (литературный псевдоним протоиерея Николая Буткина). Описываемые события относятся к первой половине 1919 года[2]. После страшных разрушений гражданской войны в городке начинается налаживание жизни. Но «… как много детей <…> лишены самого естественного блага: ласки родительской и лакомого кусочка», — думает о. Григорий; «…он видел, как раздраженная от горя и нужды мать щедро наделяет колотушками мешающих ей малышей»; «…на сердце легла мысль взять детей в экскурсию» — в Далматовский монастырь, дать возможность детям из беднейших семей, полубеспризорникам, прикоснуться к Источнику воды живой. «…наше путешествие не пикник и не гулянье», — объясняет о. Григорий богатой благотворительнице и поясняет, что после увиденного и пережитого сердце ребенка всколыхнется мыслью, что «религия и Церковь Христова открывают незабываемые моменты восхищения и срастворения с природой». Удивительными встречами и открытиями дарит это путешествие не только детей… Обратный путь «по правому берегу Исети превратился в сплошной триумф». По сообщению местной прессы, в паломничестве участвовало до 800 человек. “Our journey is neither a picnic nor a stroll”, Fr. Gregory explained to a rich benefactress clarifying that as soon as the children have this experience their hearts would be stirred up by the thought that “religion and the Church of Christ can provide unforgettable moments of admiration reuniting people with nature”. That trip had brought wonderful meetings and new revelations not only to children… Their way back “along the right bank of the Iset river has turned into a continuous triumph”. According to the local media report there were up to 800 people that took part in the pilgrimage. Ключевые слова (Keywords)протоиерей Николай Буткин, Григорий Загуменных, история Церкви на Урале, Шадринск, Далматовский монастырь, детская экскурсия. А. Г. Грушевой Аннотация (Abstract)Обновленная программа обучения для семинарий Императорского православного палестинского общества в Назарете и Бейт-Джале стала итогом развития теории и практики обучения в русских школах на Ближнем Востоке. Программу планировали ввести с осени 1914 года, что стало невозможным в связи с началом Первой мировой войны. Предлагаемый материал включает в себя публикацию Доклада о содержании этой программы, помещенного в Приложении к журналу № 248 заседаний Совета ИППО от 23 июня 1914 г. (АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 3. Д. 2. Л. 60, 64–87), и статью о школах Общества и об общих принципах обучения в них. Во вводной к публикации статье затронут ряд вопросов, способствующих лучшему пониманию проблематики новой программы: охарактеризованы источники по истории школ ИППО, дана краткая характеристика арабов-христиан, для детей которых и были организованы школы, выделены типы этих школ и прослежена организации обучения в них. В рассматриваемое время школ Общества было три типа: учительские семинарии, образцовые и начальные, преобладавшие по численности. В выводах сформулировано значение каждого типа школ применительно к условиям общества того времени. В начале XX в. заметный след в истории оставили все типы школ. Учительские семинарии подготовили первых профессионально образованных педагогов. Значение массовых начальных школ определяется условиями жизни арабов-христиан того времени. Общий образовательный уровень в эти годы был крайне низок, и обучение прежде всего письму и грамотности на родном языке имело большое значение. В статье кратко рассмотрена также информация о преподавательском составе и изучаемых предметах. Ключевые слова (Keywords)Императорское православное палестинское общество, Палестина, Сирия, школы, учительские семинарии, педагоги из России, арабы-христиане, Бейт-Джальская женская семинария, Назаретская мужская семинария. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯН. В. Ануфриева Аннотация (Abstract)Проблемы изучения иконографии книжного лицевого Апокалипсиса, затронутые в XIX в. Ф. И. Буслаевым, в современной науке также не теряют своей актуальности и находят отражение в трудах исследователей. В рецензируемой книге прослеживается процесс складывания и поступательного развития апокалиптической иллюстрации, в том числе раскрываются вопросы появления ранних изобразительных циклов на Руси, влияния западноевропейского искусства на русское и распространения западноевропейских гравюрных образцов Апокалипсиса, особенности русской культурной традиции иллюстрирования текстов. Исследование миниатюрного ряда в контексте исторического развития позволяет сделать выводы об общих корнях христианского искусства и о взаимодействии искусства русского и западноевропейского. In the book under review the process of origination and progressive development of the apocalyptic illustration is traced, including questions of the appearance of early pictorial cycles in Russia, the influence of Western European art on the Russian one and the dissemination of Western European engravings of the Apocalypse, as well as the peculiarities of the Russian cultural tradition of illustrating texts. The study of a miniature series in the context of historical development allows concluding about the common roots of Christian art and the interaction between the art of Russia and Western Europe. Ключевые слова (Keywords)рукопись, миниатюра, гравюра, иконография, редакция, православная традиция. С. Ю. Акишин Аннотация (Abstract)В настоящей рецензии рассматривается изданная в 2017 г. издательством «Индрик» переписка выдающегося ученого А. А. Дмитриевского и библиотекаря Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схимонаха Матфея (Ольшанского), охватывающая собой период времени с 1886 по 1911 г. За время своего личного и эпистолярного общения корреспонденты обменялись в общей сложности 141 письмом, являющимися, с одной стороны, памятниками культуры, с другой — ценнейшими источниками, проливающими свет на некоторые элементы биографии и внутренний мир обоих адресатов. Публикация писем выполнена коллективом автором на высоком профессиональном уровне, все важные для понимания содержания реалии снабжены подробным и качественным комментарием. Publication of the correspondence has been performed by a team of authors at a high professional level; all facts essential for understanding the content are supported by the high-quality and detailed commentaries. Ключевые слова (Keywords)А. А. Дмитриевский, схимонах Матфей (Ольшанский), эпистолография, русская богословская наука, монашество, Святая Гора Афон.
|