ВЕСТНИК ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. 2018. №2(22)

Вестник Екатеринбургской духовной семинарии / Информационно-издательский отдел ЕДС. Екатеринбург, 2018. № 2 (22). 364 с.: цв. ил.

ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)

Описание

В научном периодическом издании Екатеринбургской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории и смежных дисциплин, библиографические заметки и рецензии на новые актуальные для богословской науки исследования. Издание адресуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, а также всем интересующимся.

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.

Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений9
К СТОЛЕТИЮ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СВЯТОЙ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ 
Николай Малета, протоиерей; Разин Андрей Викторович
Maleta Nikolay, Razin Andrey V.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Instead of the Preface

Читать статью

11
Мефодий (Зинковский), иеромонах; Кирилл (Зинковский), иеромонах
Hieromonk Methody (Zinkovskiy), hieromonk Kirill (Zinkovskiy)
РУССКАЯ КАТАСТРОФА 1917 Г. ОЧАМИ СВЯТЫХ XX ВЕКА: ПРИЧИНЫ И УРОКИ
Russian Catastrophe of 1917 through the Eyes of Saints of the 20th Century: reasons and conclusions
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье на основе свидетельств русских святых XX века рассматриваются главные причины и уроки революций 1917 года в России. Раскрыта картина нависавшей над Родиной духовной и социальной катастрофы, о которой предупреждали лучшие пастыри Русской Церкви. Основание случившейся трагедии угодники Божии видели не в социально-экономической, но в духовно-нравственной сфере. Благодаря мощной пропаганде, расшатывающей основы государственной и церковной жизни, увлечение западной культурой, безбожие и нравственное разложение распространились во всех сословиях русского общества. Главной причиной трагических событий в России стала именно духовно-нравственная деградация, особенно в среде духовенства, интеллигенции и аристократии. Святые новомученики Русской Церкви осознавали все события – распространение атеизма, гонения на Церковь, массовые аресты и расстрелы священнослужителей и активных прихожан, как воспитательное наказание от Бога. В частности, именно поэтому во время страшных гонений духовные лидеры Русской Православной Церкви говорили о необходимости покаяния и молитвы за «власть имущих», следуя в этом традициям первых христиан. Труды и подвиги новомучеников были направлены на сохранение церковного единства, духа кротости и смирения, огня живой веры. Одним из главных уроков, оставленных нам новомучениками, следует считать задачу создания крепких христианских общин, устроенных на основе евангельских межличностных отношений. Прозревая грядущее возрождение Русской Церкви и государственности, новомученики завещали хранить верность преданию Православной Церкви и традиционным национальным ценностям. Исходя из личного опыта прихода к православию в России в конце ее советского периода, авторы статьи делятся родившимися в их сознании аналогиями между парадигмами коммунистической идеологии и тенденциями современного глобализма. В нашу непростую эпоху мы должны постоянно обращаться к заступничеству и урокам новомучеников, помня, что сохранение Богом заповеданного христианского единения зависит от подвига веры, верности и любви каждого из нас.

Abstract. In the article, based on the testimonies of Russian saints of the 20th century, the major causes of the Russian Revolution of 1917 are examined. The authors show signs of spiritual and social catastrophe coming at Russia, which the best shepherds of the Russian Church were warning about. The saints of the 20th century saw the main reason of the Russian tragedy not in the socio-economic sphere, but in the spiritual and moral spheres. Powerful propaganda was shaking the fundamentals of state and church life, fascination with Western culture, atheism and moral decay were spreading through all the classes of Russian society. It was this moral degradation, especially among the clergy, intelligentsia and aristocracy that did cause the Russian catastrophe. The holy mew martyrs of the Russian Church considered all the events – spreading atheism, persecution of the Church, mass arrests and executions of clergymen and active parishioners, as a warning punishment from God. That is why the spiritual leaders of the Russian Orthodox Church, faithful to the tradition of first Christians, spoke about the necessity of repentance and prayers for the authorities especially during the hard period of persecutions. All suffering and hard exploits of the new martyrs were aimed at preserving the church unity, spirit of meekness and humility, and at keeping the fire of living faith. One of the main lessons we are to be taught by the new martyrs is the task of creating strong Christian communities, arranged on the basis of the evangelical relation to each other. The new martyrs anticipating the coming revival of the Russian Church and the state, urged to remain faithful to the traditions of the Orthodox Church and the national values. Guided by their personal experience of adopting the Orthodoxy in Russia at the end of its Soviet period, the authors suggest drawing an analogy between the paradigms of the communist ideology and the tendencies of modern globalism. In this difficult period one must constantly turn to the intercession and experience of the new martyrs, remembering that maintenance of the Christian unity commanded by God depends on the efforts of faith, faithfulness and love taken by every one of us.

Ключевые слова: Россия, Революция, Бог, Православная Церковь, Русское Государство, Церковное Единство, Новомученики, Покаяние, Возрождение, Глобализация

Keywords: Russia, Revolution, God, Orthodox Church, Russian State, Church Unity, New Martyrs, Repentance, Revival, Globalization

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10201

17
Исаченко Татьяна Александровна
Isachenko Tatiana Aleksandrovna
РЕДКИЕ РУКОПИСИ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ В СОБРАНИИ ДВОРЦОВЫХ БИБЛИОТЕК РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Rare Manuscripts of Members of the Romanov Family in the Collection of the Palace Libraries of the Russian State Library
Подробнее (Details)

Аннотация. Новые сведения, открывающиеся исследователям по мере обработки архивов, позволяют вносить дополнения в ранее известные факты, оценивая их в кругу новых источников. К уникальным источникам подобного рода относятся рукописные материалы из собрания Дворцовых библиотек, хранящиеся в Отделе рукописей РГБ (ф. 492). В фонде представлены материалы из так называемой «россыпи», т. е. разрозненные материалы, некогда принадлежавшие различным библиотекам семьи Романовых. Среди них есть дневники, альбомы, воспоминания, письма, путевые заметки, рисунки, но важнейшую часть собрания составляют рукописные книги, поступившие в Московский публичный и Румянцевский музеи, а после революции в Библиотеку им. В. И. Ленина из множества Дворцовых библиотек. Статья посвящена редким поступлениям такого рода, в числе которых нами выделена коллекция рукописных Евангелий XIV-XVI вв., принадлежавшая личной библиотеке императора-страстотерпца Николая II, пергаменный Часовник XV в., принадлежавший преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, дневник императрицы Марии Александровны с вложенной в него молитвой игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) и альбом великой княжны Анастасии, младшей дочери императора Николая II. Принято считать, что Анастасия в 1917 г. уничтожила все свои дневниковые записи, однако в собрании Дворцовых библиотек находится не описанный до настоящего времени альбом, который содержит подборку автографов, принадлежащих лицам из ближайшего окружения Анастасии. Хронологически записи, занесенные в альбом, охватывают период с июня 1912 по ноябрь 1917 г. Можно допустить, что Анастасия не расставалась со своим дневником до отъезда в Екатеринбург и дневник был сохранен, будучи вывезен из Тобольска кем-то из ближайшего окружения принцессы. Альбом сопровождал Анастасию во всех ее перемещениях, на что указывают даты и места пребывания: большая часть записей 1912-1913 гг. сделана на яхте «Штандарт» (Балтийский порт, Ливадия), записи 1915-1917 сделаны в Царском Селе, Могилеве и Тобольске. Последняя запись альбома сделана в Тобольске 17 ноября 1917 г. рукой Клары Битнер.

Abstract. The new information received by processing of the archival documents allows the researchers to supplement well-known facts with new details, evaluating them with due regard for the new sources. The unique sources of this kind include hand-written materials from the Palace Libraries’ collection kept in the Department of Manuscripts of the Russian State Library, Fund 492. This fund contains materials from the so-called “a pile”, i. e. disparate materials that once belonged to various libraries of the Romanov family. These are diaries, albums, memoirs, letters, travel notes and drawings, but the most important part of the collection consists of hand-written books sent from different palace libraries to the Moscow Public and the Rumyantsev Museums, and after the revolution of 1917 – to the Lenin’s State Library. The article focuses on the rare incomes of this kind. There are collection of manuscript Gospels of the 14th-16th centuries, which belonged to the private book collection of Emperor Nicholas II; the parchment Horologion of the 15th century of Grand Duchess Elizabeth Feodorovna; Diary of the Empress Maria Aleksandrovna with the enclosed prayer of Maria (Tuchkova), the Abbess of the Savior-Borodinskiy Monastery; the album of Grand Duchess Anastasia, the youngest daughter of Emperor Nicholas II. It is commonly believed that in 1917 Anastasia destroyed all her diary entries. However, in the collection of Palace Libraries there is an uncharacterized album which contains a selection of autographs belonging to persons from the inner circle of Anastasia. Chronologically, the notes of the album cover the period from June 1912 to November 1917. It can be assumed that Anastasia had not parted with her diary until she was taken to Ekaterinburg, so the diary was preserved and brought from Tobolsk by someone closest to the princess. The album was with the princess in all her trips, as indicated by the dates and places of stay: most of the records of 1912-1913 were made on the yacht “Shtandart” (Baltic port and Livadia), records of 1915-1917 were made in Tsarskoe Selo, Mogilev and Tobolsk. The last note in the album was written by the class mistress Clara Bittner in Tobolsk on November 17th, 1917.

Ключевые слова: Евангелия личной библиотеки императора Николая II, дары Е. В. Барсова, Часовник великой княгини Елисаветы Феодоровны, дневник императрицы Марии Александровны, собрание Дворцовых библиотек, альбом великой княжны Анастасии, автографы

Keywords: Gospels of the private library of Emperor Nicholas II, gifts of E. V. Barsov, Horologion of Grand Duchess Elizabeth Feodorovna, Diary of the Empress Maria Alexandrovna, collection of the Palace libraries, the album of Grand Duchess Anastasia, autographs

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10202

45
РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ 
БОГОСЛОВИЕ 
Хондзинский Павел Владимирович
Khondzinskii Pavel Vladimirovich
“ГРАД” ИЛИ “ХРАМ”? – К ВОПРОСУ О КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЯХ ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА И СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО
The City or the Church? On the Key-categories of the St. Augustine’s and St. Philaret’s Ecclesiology
Подробнее (Details)

Аннотация. Сочинения блаженного Августина, в частности De civitate Dei, становятся известны русскому читателю в конце XVIII столетия, а уже в первой четверти XIX столетия возникает экклесиологическая концепция святителя Филарета Московского, в основание которой, как и у блаженного Августина, ложится прочтение Ветхого Завета как пророчества не только о Христе, но и о Церкви. При этом если для блаженного Августина ключевым понятием его экклесиологии становится представление о граде Божием, то для святителя Филарета в центре экклесиологических рассуждений оказывается понятие храма. В связи с этим возникают, по меньшей мере, три вопроса. Что общего у обоих авторов в подходе к ветхозаветным текстам и чем эти подходы различны? Можно ли говорить о том, что святитель Филарет испытал влияние блаженного Августина, или его концепция явилась независимой? Как соотносятся между собой «экклесиология града» и «экклесиология храма»? Проведенный анализ экклесиологической терминологии обоих авторов показывает, что для первого из них важнейшей ветхозаветной Книгой становится Псалтирь как Книга, в которой предстает перед нами totus Christus – Глава Церкви в неразрывной связи со Своим телом, – а второй акцентирует внимание прежде всего на исторических Книгах Ветхого Завета. Можно предполагать, что выстраивая свою экклесиологию, святитель ведет диалог с отцом Западной Церкви, настаивая на том, что храм, как мистический дом Божий, не менее важен для новозаветной Церкви, чем для ветхозаветной. Наконец, если «экклесиология града» исходит из эсхатологической реальности, то «экклесиология храма» подчеркивает связь этой реальности с историческим бытием Церкви.

Abstract. Russian reader has become acquainted with St. Augustine writings, particularly De civitate Dei, only in the late 18th century. But in the first quarter of the 19th century St. Philaret of Moscow formulated his ecclesiology, which was based, just like the Augustine’s one, on the interpretation of the Old Testament as a prophesy not only about the Christ but also about the Church. Meanwhile the Augustine’s ecclesiological key-category is the “City of God”, Philaret emphasizes the concept of “church”. How can we articulate the differences and commonalities of these concepts? Is it possible to talk about the influence of the Augustinian idea on the St. Philaret’s thought? What kind of correlation is between their concepts? This research shows that when it comes to the ecclesiology Augustine prefers Psalter – this book represents the image of the totus Christus – the Head of the Church inseparable from His Body, while Philaret places the emphasis on the Historical books of the Old Testament. The author suggests that Philaret accentuates in his ecclesiological dialogs with Augustine the reciprocal meaning of the “church” concept both for the Old and New Testaments. If the Augustine’s “city-ecclesiology” proceeds from the eschatological reality, the “church-ecclesiology” of St. Philaret reminds its historical conditionality.

Ключевые слова: Град Божий, град земной, храм, экклесиология, блж. Августин, свт. Филарет, Священная история

Keywords: City of God, Earthly city, church, ecclesiology, St. Augustine, St. Philaret of Moscow, Sacred history

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10203

81
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ 
Полетаев Андрей Валентинович
Poletaev Andrey Valentinovich
СТАРОПЕЧАТНЫЕ КНИГИ XVII В. В СОБРАНИИ ПРАВОСЛАВНОГО МУЗЕЯ ВЕРХОТУРСКОГО СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ (ЧАСТЬ 2)
Old-printed Books of the 17th century in the Collection of Orthodox Museum in the St. Nicholas Verkhotursky Monastery (2nd part)
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья представляет материалы по книжной археографии и продолжает знакомить читателей с коллекцией старопечатных кириллических книг Православного музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Публикация содержит научное описание 6-ти старопечатных книг XVII в. Все книги были изданы в Москве. Самая ранняя по времени типографского выхода – Служебник 1602 г. Это первый русский печатный Служебник. Он был изготовлен одним из последователей Ивана Федорова – Андроником Тимофеевым Невежей. Вторая книга является т. н. конволютом – кодексом, скомпонованным из фрагментов разных изданий – вышеупомянутого «невежинского» Служебника 1602 г. и Служебников, напечатанных в 1627 и 1633 гг. Третья книга – изданный на Печатном дворе в 1635 г. Апостол. Четвертая – знаменитый полемический сборник «Кириллова книга» 1644 г., сыгравший, как известно, существенную роль в формировании идеологии старообрядчества. Завершают статью описания двух служебных Миней – сентябрьской (1644 г.) и августовской (1646 г.). Все книги имеют интереснейшие записи (XVII-XX вв.).

Abstract. The article presents materials on the book archaeography and continues demonstrating to the readers the collection of the early-printed Cyrillic books from Orthodox Museum of the St. Nicholas Verkhotursky monastery. The author gives scientific description of six old-printed books of the 17th century which were published in Moscow. The oldest one – Service Book (Euchologion, or Sluzhebnik) – was printed in 1602. This Service Book had been the first one printed in Russian. It was one of the successors of Ivan Fedorov, Andronik Nevezha Timofeev, who printed it. The second book printed was the co-called Convolute (Miscellany) – a codex compiled from various fragments of the above-mentioned Andronik Nevezha’s Service Book of 1602 and the later-printed Service Books of 1627 and 1633. The next book described in the article is the Apostle (The Acts and Epistles of Apostles) published at the Print Yard in 1635. The fourth book is a famous polemical miscellany of 1644 called the Kirillova Kniga, which had played an important role in the development of the Old-Believers’ ideology. The last two books presented in the article are menaions for services – Menaion for September (1644) and for August (1646). All of the above-mentioned books contain a number of interesting notes and marks written during the 17th – 20th centuries.

Ключевые слова: Православный музей Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, камеральная книжная археография, старопечатная книга XVII в.

Keywords: the Orthodox Museum of Verkhotursky St. Nicholas Monastery, cameral book archaeography, old-printed book of the 17th century

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10204

97
Михеева Анна Антоновна
Mikheeva Anna Antonovna
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ У БЕСПОПОВЦЕВ ВЯТКИ (НА МАТЕРИАЛАХ XX ВЕКА)
On the Organization of Liturgical Singing of Vyatka Priestless (on materials of the 20th century)
Подробнее (Details)

Аннотация. Цель данного исследования – рассмотреть вопросы организации богослужебного пения у староверов беспоповских согласий на Вятке. В частности, автор обращает внимание на следующие аспекты: особенности проведения молений на дому, проблемы беспоповской литургики, устройства хора, исполнительской практики, обучения певчих, текущей деградации богослужебно-певческой традиции вятских старообрядцев, не приемлющих священство. К исследованию привлекается широкий круг разнообразных источников: богослужебные (в первую очередь певческие) книги и записки, фонозаписи с интервью и богослужением местных беспоповцев, полевые дневники экспедиций разных лет. Анализируя их, автор сравнивает вятскую практику со сведениями о других старообрядческих общинах и обычаях Русской Православной Церкви. При этом организация литургического пения беспоповцев Вятки рассматривается в диахронии. Автор отмечает разнообразие локальных традиций литургического пения. Кроме того, определяется время, когда на клиросах местных староверов, не приемлющих священство, появляются женщины. Отмечается, что вятские беспоповцы имели и до наших дней сохраняют многие собственные промыслы, обслуживающие их религиозные нужды. Обозначается роль проведения специальных богослужений, на которые должны съезжаться одноверцы из разных мест, в поддерживании духовных связей и традиции. Подчеркивается типичный для беспоповской традиции характер методики обучения литургическому пению на Вятке. Делается вывод о связи деградации богослужебно-певческой традиции беспоповцев Вятки не только с последствиями войн XX века и советской антирелигиозной политики, но и с особенностями организации беспоповских общин, а также с изменением облика семьи. Новизна исследования в том, что специалисты в области литургического пения староверов почти не обращались к опыту беспоповцев Вятки. Малоизученным предметом является и сама беспоповская литургика как таковая, некоторые этнографические наблюдения и источники для которой предлагаются в настоящей статье.

Abstract. The purpose of the study is to examine the organization of liturgical singing of Vyatka Priestless Old Believers. In particular, the author draws attention to the following aspects: the features of service in a house, the structure of a choir, the performing practice, the training of singers, the current degradation of the liturgical singing tradition of the Vyatka Old Believers who do not accept the priesthood. The research involves a wide range of sources: liturgical (primarily singing) books and notes, phonograms with interviews and services of local Priestless, field diaries of expeditions of different years. Analyzing them, the author compares Vyatka practice with the information about other Old Believer communities and customs of the Russian Orthodox Church. At the same time, the organization of the liturgical singing of the Vyatka Priestless is examined in diachrony. The author notes the diversity of local traditions of liturgical singing. In addition, the time when women appeared at the choirs of local Old Believers who do not accept the priesthood is determined. It is noted that Vyatka Priestless had and still retain many of their own crafts serving their religious needs. The role of special services, on which one-believers from different places should gather, in maintaining spiritual ties and traditions, is designated. The typicality for Priestless tradition of the method of teaching liturgical singing on Vyatka is emphasized. A conclusion is made about the links between the degradation of the liturgical singing tradition of Vyatka Priestless not only with the consequences of the wars of the 20th century and Soviet anti-religious policies, but also with the peculiarities of the organization of Priestless communities, as well as the changing of the shape of family. The novelty of the research is that specialists in the liturgical singing of the Old Believers almost did not apply to the experience of Vyatka Priestless. The Priestless service itself is a little studied subject and there are some ethnographic observations and sources for use in this article.

Ключевые слова: богослужебное пение, беспоповцы, Вятка, организация церковного хора, беспоповское богослужение

Keywords: liturgical singing, Priestless, Vyatka, organization of church choir, Priestless worship service

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10205

128
Печерин Андрей Владимирович, Сухарев Юрий Михайлович
Pecherin Andrey Vladimirovich, Sukharev Yurii Mikhailovich
ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПЕРВЫЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН В ВОСПОМИНАНИЯХ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ ИГНАТЬЕВА
The All-Russian Church Council of the Russian Orthodox Church and the First Extraordinary All-Russian Congress of the Clergy and Laity in the Memoirs of the Ekaterinburg Archpriest AlexeY Ignatiev
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена важным событиям в жизни Русской Православной Церкви, происходившим в 1917 году, – Всероссийскому съезду духовенства и мирян (июнь 1917 года), предварявшему Поместный Собор 1917-1918 гг., а также самому Собору (его первым дням работы). Дается краткий обзор деятельности съезда и взгляд на события непосредственного их участника – екатеринбургского протоиерея Алексия Игнатьева, публикуются его отчеты о работе Всероссийского съезда духовенства и мирян и статья о Соборе. Воспоминания автора, бывшего участником двух крупнейших форумов Русской Православной Церкви, помогают понять атмосферу, царившую на них, раскрыть новые малоизвестные стороны работы Собора и съезда.

Abstract. The article is devoted to the important for the Russian Orthodox Church events, which took place in 1917 – the All-Russian Congress of Clergy and Laity (in June 1917), that preceded the Church Council of 1917-1918, and describes the first days of work of the Council itself. The authors provide a brief overview of the Congress activities and a look at the events of its immediate participant, the Ekaterinburg archpriest Alexey Ignatiev, whose reports on the work of the All-Russian Congress of Clergy and Laity and an article about the Council are also published here. The memoirs of a participant of the two largest forums of the Russian Orthodox Church of the early 20th century would help to understand the atmosphere of these gatherings and uncover additional little-known aspects of the work of both – the Council and the Congress.

Ключевые слова: Первый чрезвычайный всероссийский съезд духовенства и мирян, Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., протоиерей Алексий Игнатьев, революция

Keywords: Extraordinary All-Russian Congress of the Clergy and Laymen, the Local Council of the Russian Orthodox Church of 1917–1918, Archpriest Alexey Ignatiev, Revolution

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10206

148
Е. П. Пирогова
Elena P. Pirogova
О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА НА УРАЛЕ
About Nationalization of Church Property in the Urals
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена одному из самых трагических периодов в истории Русской Православной Церкви, наступившему после октябрьского переворота 1917 г. Советское государство развернуло тогда невиданную по своим масштабам антирелигиозную войну, лишив Церковь собственности и прав, начав по всей стране кампанию по изъятию церковных ценностей. Документы об этой войне, глубоко скрытые в недрах секретных архивов, стали доступны исследователям только в 1990-е гг., им еще предстоит дать оценку истинных масштабов послереволюционных потерь и разрушений. Как эти процессы проходили на Урале в 1920-е гг. в статье показывается на конкретных фактах, полученных из новых, выявленных в местных архивах, документов с привлечением уже опубликованных данных по национализации имущества церквей, монастырей, старообрядческих общин Екатеринбурга, Ревды, Туринска, Верхотурья, Челябинска, Ижевска и других городов, по уничтожению храмов, икон. Документы наглядно показывают масштабы изъятий церковных ценностей в разных регионах Урала, сколько конкретно золота, серебра и драгоценных металлов было благодаря им передано государству. Деятельность другой комиссии — по ликвидации церковного имущества — развернулась в конце 1920-х гг., когда началась ударная кампания по закрытию церквей, многие из которых при этом варварски уничтожались.

Кампании по изъятию церковных ценностей, снятию колоколов, закрытию многочисленных церквей и монастырей, уничтожению святынь православия, икон и ценнейших образцов церковно-прикладного искусства привели к печальному итогу — утрате церковного достояния, часто имевшего огромную художественную ценность, а русской культуре и традициям был нанесен невосполнимый ущерб. Та же часть этого национального достояния, которая оказалась в музеях, как правило, утратила связь с их создателями и духовными владельцами, хранителями. Надеемся, что приведенные в статье документы помогут восстановить эти связи, а значит и идентифицировать какую-то часть церковного имущества, ставшего по воле советского государства музейным экспонатом. В качестве приложений публикуются две описи изъятых из храмов Сысертского и Полевского заводов церковных ценностей.

Abstract. The article is devoted to one of the most tragic periods in the history of the Russian Orthodox Church that came after the October revolution of 1917. The Soviet state unleashed antireligious war and deprived the Church of its right and property. It initiated the campaign on the withdrawal of the church property all over the country. The documents about this war hidden deeply in confidential archives became available to researchers only in the 1990’s. Researchers are to give an assessment of the true scale of post-revolutionary losses and destructions. Particular facts in the article show how these processes took place in the Urals in the 1920’s. The facts have been received from previously unknown documents, revealed in local archives, and combined with already published data on destruction of temples and icons, on nationalization of the property of churches, monasteries and Old Believers’ communities of Yekaterinburg, Revda, Turinsk, Verkhoturye, Chelyabinsk, Izhevsk and other cities. The documents demonstrate scales of the church property withdrawals in different regions of the Urals. They provide facts on the amount of gold, silver and precious metals that was given to the state. The activity of another Commission — on elimination of church property, was developed in the late 1920’s when the campaign on closing of churches had begun. Many churches were savagely destroyed at that time.

Campaigns on withdrawal of church property, removal of church-bells, closing of numerous churches and monasteries, destruction of Orthodox shrines, icons and the most valuable samples of church applied art led to a very sad result — the loss of the church property which often had a huge art value; the Russian culture and traditions suffered irreparable damage. The part of this national property which was sent to museums as a rule lost the connection with its creators, spiritual owners and keepers. The author hopes that the documents provided in the article would help to reestablish this connection and identify some part of the church property which was made museum exhibit at will of the Soviet state.

Two inventories of the church property withdrawn from the churches of Sysertsky and Polevskoy plants are published in the supplement.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, церковное имущество, кампания по изъятию церковных ценностей, голод 1921 г., антирелигиозная война, Грязновский монастырь, Ревдинская старообрядческая община, УОЛЕ — Уралмузей, Екатеринбург, Туринск, Верхотурье, Сысерть, Полевской

Keywords: Russian Orthodox Church, church property, campaign on church property withdrawal, hunger of 1921, antireligious war, Gryaznovsky monastery, the Revda Old Believers’ community, UOLE — Uralmuzey, Yekaterinburg, Turinsk, Verkhoturye, Sysert, Polevskoy

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10207

181
Священник Мариан Дерцо
Priest Marián Derco
АРХИМАНДРИТ САВВА (СТРУВЕ) В ВОСПОМИНАНИЯХ НИКОЛАЯ ГВОЗДЫ
Archimandrite Savva (Struve) in the Memories of Nikolay Gvozda
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья написана на материале не публиковавшихся воспоминаний уроженца словацкой деревни Ладомирова Николая Гвозды, который в течение более десяти лет жил при монастыре прп. Иова Почаевского, основанном архимандритом Виталием (Максименко), бывшим почаевским типографом и издателем известнейшего в России журнала «Русский инок» — первого в отечественной истории периодического издания, предназначенного специально для лиц монашеского звания. Н. Гвозда (1926–2010) с юного возраста воспитывался при монастыре, участвовал во всех монастырских работах. Особенно опекал его известный православный журналист и воспитатель юношества иеромонах Савва (Струве; 1900–1949), издатель известных «Сергиевских листков». Благодаря свидетельству Н. Гвозды впервые становятся известными точные обстоятельства праведной кончины архимандрита Саввы, устойчивое почитание которого как святого подвижника и праведника сложилось в Словакии за последние десятилетия.

Abstract. The article is based on the material of unpublished reminiscences of Nikolay Gvozda, a native of Slovak village Ladomirova, who spent more than ten years at the St. Job of Pochaev Monastery, founded by Archimandrite Vitaly (Maximenko), a former Pochaev typographer and publisher of the most famous magazine in Russia “The Russian Monk” — the first periodical in the domestic history that was dedicated especially for monks.

N. Gvozda (1926–2010) was brought up at the monastery since his childhood and participated in all kinds of monastic work. He was especially patronized by Hieromonk Savva (Struve; 1900–1949), the well-known Orthodox journalist and educator of the youth, publisher of the famous review “Sergius’ Notes”. Thanks to the testimony of N. Gvozda, exact circumstances of the righteous death of Archimandrite Savva are published for the first time; steady veneration of Savva as a holy ascetic and righteous person has been developed in Slovakia over the past decades.

Ключевые слова: архимандрит Савва (Константин Петрович Струве), православие в Словакии, Типографское братство прп. Иова Почаевского в Ладомировой, архиепископ Виталий (Максименко), Николай Гвозда

Keywords: Archimandrite Savva (Konstantin Petrovich Struve), Orthodoxy in Slovakia, Typographical Brotherhood of St. Job of Pochaev in Ladomirova, Archbishop Vitaly (Maximenko), Nikolay Gvozda

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10208

199
РАЗДЕЛ II. ПУБЛИКАЦИИ 
Протоиерей Николай Буткин
Archpriest Nikolay Butkin
РОМАН «ВИНОГРАДАРИ. ЧАСТЬ III. ДЕТСКАЯ ЭКСКУРСИЯ»
Novel “The Vineyard Laborers”. Part 3. Children’s Excursion
Подробнее (Details)

Аннотация. В настоящей публикации вниманию читателей предлагается третья часть романа протоиерея Николая Буткина (1882–1937) «Виноградари», названная автором «Детская экскурсия», в которой продолжается повествование о жизни послереволюционного Шадринска. Как и в предыдущих частях романа «Виноградари», повествование ведется от лица священника Григория Загуменных (литературный псевдоним протоиерея Николая Буткина). Описываемые события относятся к первой половине 1919 года[2]. После страшных разрушений гражданской войны в городке начинается налаживание жизни. Но «… как много детей <…> лишены самого естественного блага: ласки родительской и лакомого кусочка», — думает о. Григорий; «…он видел, как раздраженная от горя и нужды мать щедро наделяет колотушками мешающих ей малышей»; «…на сердце легла мысль взять детей в экскурсию» — в Далматовский монастырь, дать возможность детям из беднейших семей, полубеспризорникам, прикоснуться к Источнику воды живой. «…наше путешествие не пикник и не гулянье», — объясняет о. Григорий богатой благотворительнице и поясняет, что после увиденного и пережитого сердце ребенка всколыхнется мыслью, что «религия и Церковь Христова открывают незабываемые моменты восхищения и срастворения с природой». Удивительными встречами и открытиями дарит это путешествие не только детей… Обратный путь «по правому берегу Исети превратился в сплошной триумф». По сообщению местной прессы, в паломничестве участвовало до 800 человек.

Abstract. In this publication readers are offered a third part of the novel “The Vineyard Laborers” by archpriest Nikolay Butkin (1882–1937); the part entitled “Children’s Excursion” continues a story about the post-revolutionary life of the city of Shadrinsk. As in the previous parts of the novel, the narrative is made on behalf of the priest Gregory Zagumennykh (the literary pseudonym of archpriest Nikolay Butkin). The described events took place in the first half of 1919. The city life started to get better after the terrible destruction of Civil war. Still, there were “…so many children <…> deprived of the most natural good: parents’ care and something tasty to eat”, assumed Fr. Gregory. “He saw irritated with constant grief mothers who were so tired of poverty that punched their babies in despair”. So Fr. Gregory had “…an inspiration to take the children for a trip” — to the Dalmatovsky Monastery, to allow those who were nearly street children from the poorest families to touch “the well of springing water”.

“Our journey is neither a picnic nor a stroll”, Fr. Gregory explained to a rich benefactress clarifying that as soon as the children have this experience their hearts would be stirred up by the thought that “religion and the Church of Christ can provide unforgettable moments of admiration reuniting people with nature”.

That trip had brought wonderful meetings and new revelations not only to children… Their way back “along the right bank of the Iset river has turned into a continuous triumph”. According to the local media report there were up to 800 people that took part in the pilgrimage.

Ключевые слова: протоиерей Николай Буткин, Григорий Загуменных, история Церкви на Урале, Шадринск, Далматовский монастырь, детская экскурсия

Keywords: Archpriest Nikolay Butkin, Gregory Zagumennykh, history of Church in the Urals, Shadrinsk, Dalmatovsky Monastery, children’s excursion

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10209

214
А. Г. Грушевой
Alexander G. Grouchevoy
ПОСЛЕДНЯЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЬСКИХ СЕМИНАРИЙ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА
The last school program of the seminaries for teachers in the Imperial Orthodox Palestine Society
Подробнее (Details)

Аннотация. Обновленная программа обучения для семинарий Императорского православного палестинского общества в Назарете и Бейт-Джале стала итогом развития теории и практики обучения в русских школах на Ближнем Востоке. Программу планировали ввести с осени 1914 года, что стало невозможным в связи с началом Первой мировой войны. Предлагаемый материал включает в себя публикацию Доклада о содержании этой программы, помещенного в Приложении к журналу № 248 заседаний Совета ИППО от 23 июня 1914 г. (АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 3. Д. 2. Л. 60, 64–87), и статью о школах Общества и об общих принципах обучения в них. Во вводной к публикации статье затронут ряд вопросов, способствующих лучшему пониманию проблематики новой программы: охарактеризованы источники по истории школ ИППО, дана краткая характеристика арабов-христиан, для детей которых и были организованы школы, выделены типы этих школ и прослежена организации обучения в них. В рассматриваемое время школ Общества было три типа: учительские семинарии, образцовые и начальные, преобладавшие по численности. В выводах сформулировано значение каждого типа школ применительно к условиям общества того времени. В начале XX в. заметный след в истории оставили все типы школ. Учительские семинарии подготовили первых профессионально образованных педагогов. Значение массовых начальных школ определяется условиями жизни арабов-христиан того времени. Общий образовательный уровень в эти годы был крайне низок, и обучение прежде всего письму и грамотности на родном языке имело большое значение. В статье кратко рассмотрена также информация о преподавательском составе и изучаемых предметах.

Abstract. The renewed program of school studies in the Seminaries of Russian Imperial Orthodox Palestine Society (located in Nazareth and Beit Djalah) was a result of development of theory and practice of teaching at Russian Schools in the Middle East. The introduction of this program was to be started in autumn of 1914 which turned to be impossible due to the beginning of the First World War. Present publication contains the text of Report on the Content of the Curriculum, published in the Appendix to Journal No. 248 of the Imperial Orthodox Palestine Society Sessions from the 23rd of June, 1914 (Orientalists’ Archive of the Oriental Manuscripts Institute of RAS. Stock 120. L. 3. Dos. 2. Fols. 60, 64–87), as well as the article devoted to the schools of the Imperial Orthodox Palestine Society and its general principles of teaching. Introductory part of this article offers a number of questions which encourage the process of understanding of the new program problems: sources on the history of schools of the Russian Imperial Orthodox Palestine Society; short description of the Christian Arabs as all schools of the Society had been organized for their children. The types of these schools are also described. In the considered period there were three types of the Society schools: elementary schools, which were the most numerous, exemplary schools and the seminaries for teachers. In conclusion the author shows significance of each school type according to the needs of the society at that period. All the schools left a remarkable imprint for the region development. The seminaries for teachers in Nazareth and Beit Djalah prepared first professional teachers for the region. The elementary schools played a great role in systematic teaching of reading and writing skills, which gave a good opportunity to improve the educational level of the local Arabian population. The article also includes information of the teaching staff and courses.

Ключевые слова: Императорское православное палестинское общество, Палестина, Сирия, школы, учительские семинарии, педагоги из России, арабы-христиане, Бейт-Джальская женская семинария, Назаретская мужская семинария

Keywords: Russian Imperial Orthodox Palestine Society, Palestine, Syria, schools, seminaries for teachers, pedagogues from Russia, Christian Arabs, Beit Djalah Women’s Seminary, Nazareth Men’s Seminary

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10210

258
РАЗДЕЛ III. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ 
Н. В. Ануфриева
Natalia V. Anufrieva
РУССКАЯ АПОКАЛИПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: ЧИНЯКОВА Г. П. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И ЗАПАД. РУССКИЙ ЛИЦЕВОЙ АПОКАЛИПСИС XVI–XVII ВЕКОВ. МИНИАТЮРА, ГРАВЮРА, ИКОНА, СТЕНОПИСЬ. М., 2018. 386 С.: ИЛ.
Russian Illustrations of the Apocalypse: Origin and Development. Review on the Book: G. P. Chinyakovа. Ancient Russia and the West. Russian Illuminated Manuscripts of Apocalypses of the 16th–17th centuries. Miniature, Engraving, Icon, Murals. Moscow, 2018. 386 p.
Подробнее (Details)

Аннотация. Проблемы изучения иконографии книжного лицевого Апокалипсиса, затронутые в XIX в. Ф. И. Буслаевым, в современной науке также не теряют своей актуальности и находят отражение в трудах исследователей. В рецензируемой книге прослеживается процесс складывания и поступательного развития апокалиптической иллюстрации, в том числе раскрываются вопросы появления ранних изобразительных циклов на Руси, влияния западноевропейского искусства на русское и распространения западноевропейских гравюрных образцов Апокалипсиса, особенности русской культурной традиции иллюстрирования текстов. Исследование миниатюрного ряда в контексте исторического развития позволяет сделать выводы об общих корнях христианского искусства и о взаимодействии искусства русского и западноевропейского.

Abstract. The problems of studying iconography of the illuminated manuscripts of Apocalypses touched in the 19th century by F. I. Buslaev, have remained relevant in modern science and are also reflected in the researchers’ works.

In the book under review the process of origination and progressive development of the apocalyptic illustration is traced, including questions of the appearance of early pictorial cycles in Russia, the influence of Western European art on the Russian one and the dissemination of Western European engravings of the Apocalypse, as well as the peculiarities of the Russian cultural tradition of illustrating texts. The study of a miniature series in the context of historical development allows concluding about the common roots of Christian art and the interaction between the art of Russia and Western Europe.

Ключевые слова: рукопись, миниатюра, гравюра, иконография, редакция, православная традиция

Keywords: manuscript, miniature, engraving, iconography, edition, Orthodox tradition

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10211

332
С. Ю. Акишин
Sergey Yu. Akishin
ЭПИСТОЛЯРНЫЕ КОНТАКТЫ ПРОФЕССОРА КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ А. А. ДМИТРИЕВСКОГО И СХИМОНАХА РУССКОГО ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ НА АФОНЕ МАТФЕЯ (ОЛЬШАНСКОГО). РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: ДМИТРИЕВСКИЙ А. А., МАТФЕЙ (ОЛЬШАНСКИЙ), СХИМ. РУССКАЯ НАУКА И АФОН. ПИСЬМА 1886–1911. М.: ИЗД-ВО ИНДРИК, 2017. 512 С.
Epistolary Contacts of Professor of the Kiev Theological Academy A. A. Dmitrievsky and Schema Monk of the Russian St. Panteleimon Monastery on Athos Matthew (Olshansky). Review on the Book: Dmitrievsky A. A., Mathew (Olshansky), the schema monk. Russian Science and Athos. Letters of 1886–1911. Moscow: Publishing House Indrik, 2017. 512 p.
Подробнее (Details)

Аннотация. В настоящей рецензии рассматривается изданная в 2017 г. издательством «Индрик» переписка выдающегося ученого А. А. Дмитриевского и библиотекаря Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схимонаха Матфея (Ольшанского), охватывающая собой период времени с 1886 по 1911 г. За время своего личного и эпистолярного общения корреспонденты обменялись в общей сложности 141 письмом, являющимися, с одной стороны, памятниками культуры, с другой — ценнейшими источниками, проливающими свет на некоторые элементы биографии и внутренний мир обоих адресатов. Публикация писем выполнена коллективом автором на высоком профессиональном уровне, все важные для понимания содержания реалии снабжены подробным и качественным комментарием.

Abstract. The review considers published in 2017 correspondence between the outstanding scientist A. A. Dmitrievsky and Schema Monk Mathew (Olshansky), a librarian of the Russian St. Panteleimon monastery on Athos; the correspondence covering a period from 1886 to 1911, was published by the Publishing House Indrik. The number of letters sent during personal and epistolary communication by both addressees reached 141; on the one hand, these letters are cultural monuments, and on the other — most valuable sources that shed light on certain elements of the biography and inner world of A. A. Dmitrievsky and Schema Monk Mathew.
Publication of the correspondence has been performed by a team of authors at a high professional level; all facts essential for understanding the content are supported by the high-quality and detailed commentaries.

Ключевые слова: А. А. Дмитриевский, схимонах Матфей (Ольшанский), эпистолография, русская богословская наука, монашество, Святая Гора Афон

Keywords: A. A. Dmitrievsky, Schema monk Mathew (Olshansky), epistolography, Russian Theological science, monasticism, Holy Mount Athos

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10212

345

Пожертвовать

На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)