ВЕСТНИК ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. 2018. №3(23)

Вестник Екатеринбургской духовной семинарии / Информационно-издательский отдел ЕДС. Екатеринбург, 2018. № 3 (23). 418 с.: цв. ил.

ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)

Описание

В научном периодическом издании Екатеринбургской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории и смежных дисциплин, библиографические заметки и рецензии на новые актуальные для богословской науки исследования. Издание адресуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, а также всем интересующимся.

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.

Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений11
РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ 
БОГОСЛОВИЕ 
Священник Иоанн Кечкин
Priest Ivan E. Kechkin
К ВОПРОСУ О ПОЧИТАНИИ СВ. ОПТАТА МИЛЕВИТСКОГО
To the Issue of Veneration of St. Optatus of Milevis
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена вопросу почитания святого Оптата (ок. 320 — ок. 390), епископа Милевитского (Северная Африка, Нумидия), автора известного трактата против донатистского раскола. Рассматривается почитание как в древние времена, так и в настоящее время в Католической и Православной Церквах. Уже в V–VI веках находятся подтверждения почитания епископа Оптата в сочинениях блж. Августина и Фульгенция Руспийского. В католической традиции память святого Оптата почитается со Средних веков. В Восточной Православной Церкви в византийский период имя Оптата было неизвестно. Вопрос о почитании св. Оптата Милевитского в Русской Православной Церкви берет свое начало с XIX века, благодаря трудам свт. Филарета (Гумилевского).
В начале XXI века имя св. Оптата Милевитского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви Заграницей. И стоит надеяться, что данная статья послужит началом рассмотрения вопроса о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви святителя Оптата, епископа Милевитского, ревностного епископа и защитника Церкви против донатистского раскола.

Abstract. The article is dedicated to the veneration of the Holy Optatus, Bishop of Milevis (about 320 — about 390; North Africa, Numidia), who wrote a well-known treatise against the Donatist schism. The author considers St. Optatus’ veneration in the Catholic and Orthodox Churches in ancient times and now. The veneration of Bishop Optatus reflected already in the 5th–6th centuries in the works of Blessed Augustine and Fulgentius Ruspensis. In the Catholic tradition, the memory of St. Optatus is revered from the Middle Ages. In the Eastern Orthodox Church the name of Optatus was yet unknown in the Byzantine period. Venerating of St. Optatus of Milevis in the Russian Orthodox Church originates from the 19th century, thanks to the works of St. Filaret (Gumilevsky).
At the beginning of the 21st century the name of St. Optatus of Milevis was included in the Menologion of the Russian Orthodox Church Abroad. The author hopes that this article would provide the beginning of a process of including the name of St. Optatus of Milevis, a zealous bishop and defender of the Church against the Donatist schism into the Menologion of the Russian Orthodox Church.

Ключевые слова: св. Оптат Милевитский, донатизм, северо-африканский раскол, карфагенские святые, православный месяцеслов

Keywords: St. Optatus of Milevis, Donatism, the North-African schism, the Carthaginian saints, Orthodox Menologion

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10301

13
Д. И. Макаров
Dmitry I. Makarov
БЕЗУПРЕЧНАЯ ДОГМАТИКА? ПЛОТИН, ФЕОДОР МЕТОХИТ И 6 ГЛАВА ТРАКТАТА «ОБ ОБРАЗОВАННОСТИ»
An Irreproachable Dogmatics? Plotinus, Theodore Metochites and the 6th Chapter of the Latter’s Treatise On Education
Подробнее (Details)

Аннотация. В гл. 6–9 трактата «Об образованности» (10-го Слова) Феодор Метохит излагает свое понимание основ православной догматики. И. Полемис, издатель трактата, считал, что это понимание не отклоняется от ортодоксии. Б. Бюден указал в 2003 г., что Метохит по сравнению с отцами Церкви пользуется не столь строгими терминами, но не стал развивать это наблюдение. Уже предварительный анализ 6-й главы показывает, что Метохит в вопросах триадологии опирался на Плотина, что повело его, по сути, к разрыву сущности и Ипостасей Троицы. А в христологии наш автор отклонился от учения св. Иоанна Дамаскина и не смог раскрыть учение о восприятии Спасителем непорочных страстей, присущих человеческой природе после грехопадения. В то же время Метохит старательно ссылается на св. Григория Богослова. Возможно, он считал, что после св. Григория закончился «золотой век» святоотеческого богословия. Отождествлена одна важная цитата из св. Григория, оставшаяся незамеченной издателем.
Такой консерватизм Метохита (еще более явно выраженный, чем впоследствии у Акиндина), скорее всего, повлек бы его к конфликту со св. Симеоном Новым Богословом, если бы наш автор жил в XI в. В то же время Метохит являет собой редкий для Византии тип светского философа, достаточно независимого от церковного учения и при этом умершего в мире с Церковью. Весьма показательно, что оборотной стороной новизны Метохита как философа, открывающего своими сочинениями ряд интеллектуальных достижений Ренессанса, оказываются архаизм и консерватизм богословской составляющей его учения.
На основании анализа 6-й главы трактата выдвигается гипотеза о причинах отсутствия интереса Метохита к проблеме Филиокве. Дело здесь не только в психологической травме, связанной с судьбой его отца, как полагал И. И. Шевченко. Превознося сущность Божию над Лицами, выделяя роль Отца как Промыслителя о сущем, а Сына — как Искупителя, Метохит неизбежно отводит Святому Духу второстепенную роль в домостроительстве нашего спасения. Роль эта настолько второстепенная, что в главе о важнейших догматах веры Метохит о ней вовсе не упоминает. Предлагаются комментированный перевод данной главы трактата Метохита и комментарий к ее ключевым фрагментам.

Abstract. The Chapters 6 to 9 of his On Education Theodore Metochites exposed his own understanding of the fundamentals of Orthodox dogmatics. The editor I. Polemis considered this version of dogmatics quite Orthodox. B. Bydén in 2003 put forward a suggestion that Theodore had used not so exact terms as those found in the Church Fathers, but he did not thrust his thought further. But even a preliminary analysis of the 6th Chapter shows that in his treatment of Triadology Metochites used Plotinus, and that leaning towards Neoplatonism brought him, in fact, to dissociating the essence and Persons of the Holy Trinity. When speaking about Christology, Theodore did not fall back upon the teaching of St. John of Damascus on Christ’s irreproachable passions, which had been assumed by the Saviour together with our fallen nature as the consequences of the original sin. This fact accounts for Metochites’ inaptitude to deploy an Orthodox treatment of the passions. At the same time the philosopher is accurate in his quoting St. Gregory the Theologian. But the reason here seems to be his conviction that St. Gregory has closed with his work “the golden age” of the Fathers. We have identified a quotation from the Theologian which remained unnoticed by the editor.
Such a conservative stance which seems to be actually more rigorous than that of Akindynos would have led Metochites to get into a conflict with St. Symeon the New Theologian, if our philosopher had lived in the 11th century. But in the meantime Metochites showed himself a rather rare type of person in Byzantium, i. e., that of a lay philosopher who was rather independent from Church doctrines and who died in peace with the Church, nevertheless. It is highly remarkable, still, that the back side of his novelty as a philosopher who inaugurated with his ideas a long row of the brilliant achievements of the Renaissance was his archaism and conservatism in theological matters.
We put forward a new hypothesis on the reasons of Metochites’ pronounced lack of interest in the Filioque. And it is not only the author’s psychological trauma connected with the tragic destiny of his father, as Ihor Ševčenko thought in the 70-s, that is responsible for the lack. What matters here is theology proper as well. Exalting the Divine essence over the Persons, together with singling out the role of God the Father as the Keeper of Providence over the whole creation and that of God the Son as the Redeemer, Metochites assigned to the Holy Spirit only a secondary role in our salvation perforce. This role is so unnoticeable that in the 6th Chapter which is dedicated to the main Orthodox dogmas Metochites passes it over in silence at all. We offer our readers a new Russian translation of the Chapter in question and a commentary to its crucial points.

Ключевые слова: Феодор Метохит, трактат «Об образованности», догматика, триадология, христология, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин, консерватизм

Keywords: Theodore Metochites, treatise On Education, dogmatics, Triadology, Christology, St. Gregory the Theologian, St. John of Damascus, conservatism

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10302

24
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ 
Д. А. Пшеницын, М. С. Черкасова
Dmitry A. Pshenitsyn, Marina S. Cherkasova
ВЕНЕЧНЫЕ ПАМЯТИ, ПОШЛИНЫ И ЗАПИСНЫЕ КНИГИ ХVI–ХVIII ВВ.
Wedding Letters, Fees and Registration Books of the 16th–18th centuries
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье рассмотрена церковная по происхождению документация по брачности. Проанализированы как опубликованные, так и архивные источники из хранилищ Петербурга, Вологды и Великого Устюга. Это венечные памяти, записные книги венечных пошлин и венечные разделы в приходо-расходных книгах архиерейской кафедры — они еще недостаточно выявлены и разработаны в нашем источниковедении. Разобрана терминология источников, восходящая к языческим обрядам древних славян. Показано соотношение нормативов брачных пошлин и реальной практики архиерейских кафедр и монастырей. Привлекаются также актовые источники и законодательные памятники церковного, канонического и гражданского права. Статья имеет широкие хронологические рамки: XVI — первая половина ХVIII в. Это позволяет проследить эволюцию основных видов источников на протяжении длительного времени, изменение размеров венечных пошлин за первый, второй и третий брак, организацию этого сбора должностными лицами архиерейских кафедр. Приведены сравнения учета брачности в разных церковных институциях — архиерейских кафедрах, монастырях, в Патриаршем доме. На протяжении изученного времени величина пошлин за первый — второй — третий брак неуклонно возрастала. Достигнутые к концу ХVII в. нормативы в дальнейшем стали образцом, на который в первой половине ХVIII в. ориентировалось государство: 12–18–25–30 копеек. В 1714 г. был издан указ Петра I о взимании пошлин на лазареты с венечных памятей. Это вдвое увечило для населения расходы на церковную регистрацию браков. При этом государство не определяло сами размеры пошлин, не вникало в эту сугубо внутрицерковную сферу. В практике двух епархий — в Вологде и Устюге — в 1720-е годы размеры взиманий еще более возросли по сравнению с концом ХVII в.
О фискальном значении этой статьи дохода в Вологодском архиерейском доме говорит высокая его доля в бюджете — до 36%. Это вызывало недовольство на местах и потребовало правительственного вмешательства. В указах 1730–1731 гг. отражено правительственное регулирование церковной практики взимания венечных пошлин, определены их более низкие размеры, единообразный порядок оформления записных книг венечных пошлин. Требования эти неукоснительно соблюдались в практике Устюжской епархии. В этом убеждает большой корпус пошлинных и лазаретных книг 1731–1765 гг. С их отменой в 1765 г. необратимым стал переход к метрическим книгам, как новой форме демографического учета в России.

Abstract. The article considers Church documentation for marriage. Analyzed are both published and archival sources from the archives of Saint Petersburg, Vologda and Veliky Ustyug. There are wedding letters, registration books of wedding fees and marriage sections of the income-expenditure books of eparchies. All the materials are not sufficiently identified and developed in our Source Study. The authors analyze terminology sources, rising to pagan rites of the ancient Slavs. The article deals within a wide chronological framework from the 16th to the first half of the 18th century. Among the sources there are also legislative acts and church documents of canon and civil law. It allows to trace the evolution of the main sources for long time periods, changes in the size of wedding fees in case of the first, second and third marriage, the organization of duty collection by officials of the hierarchical departments. The comparison of marriage registrations in different church institutions — hierarchical departments, monasteries and in Patriarchal House — is also provided. Throughout the studied time, the amount of fees for the first, second and third marriages had steadily increased. Achieved by the end of the 17th century standard fees subsequently became a model, for which the state was oriented in the first half of the 18th century: 12–18–25–30 kopecks.

In 1714 Peter the Great issued a decree on levying duties on hospitals from the wedding letters fee. It doubled the cost of church registration of marriages. At the same time, the state did not determine the size of duties, never interfering into this purely intra-church sphere. Practically in the 1720’s the dimensions of the collection rates in the two eparchies — Vologda and Ustyug — were even more increased in comparison with the end of the 17th century.

The high share in the budget of Vologda Bishop’s house (up to 36%) shows the fiscal significance of this income item. This caused discontent in the country and demanded government intervention. Government regulation of the Church practice of charging wedding fees reflected in the decrees of 1730–1731 which determined lower size and uniform order of registration of the wedding fees. These requirements were strictly adhered to in the Ustyug eparchy. It is confirmed by a large number of customs’ and hospital’s books of 1731–1765. The cancellation of these books in 1765 gave rise to the metric books system as a new form of demographic accounting in Russia.

Ключевые слова: историческая демография, брачность, церковное регулирование, учетная документация

Keywords: historical demography, marriage, church regulation, accounting documentation

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10303

44
Священник Иоанн Никулин
Priest Ivan A. Nikulin
ПРИХОДО-РАСХОДНАЯ КНИГА ТОБОЛЬСКОГО АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА 1696/1697 Г. КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ В СИБИРИ
The Income and Expense Book of the Tobolsk Bishop’s House of 1696–1697 as a Source on History of the Church in Siberia
Подробнее (Details)

Аннотация. Приходо-расходные книги являются сводными документами простого бухгалтерского учета, широко распространенными в России в XVII — начале XX вв. Автор делает обзор изучения церковных приходо-расходных книг, публикации памятников. Рассматриваемая в статье приходо-расходная денежная книга относится к административно-управленческому и торгово-распределительному типам книг (по классификации В. И. Иванова). За весь XVII в. сохранилась лишь одна приходо-расходная денежная книга Тобольского архиерейского дома. Причина этого — пожар, случившийся в 1701 г. Книга сохранилась в двух списках в фонде Сибирского приказа в связи с финансовой проверкой деятельности Тобольского архиерейского дома. Приходо-расходная книга 1696/97 г. показывает расходы и доходы Тобольского архиерейского дома за 7205 год от сотворения мира, то есть с 1 сентября 1696 по 31 августа 1697 г. На основании источников и археографического описания списков автор утверждает: список А был создан в Тобольске как подлинная приходо-расходная книга и выслан в Сибирский приказ. Список же Б создан уже в Сибирском приказе как копия, чтобы вернуть оригинал в Тобольск. Книга велась как каждодневные записи всех денежных расходов и доходов. Подробно рассматриваются структура и содержание книги, указывается общий размер бюджета, в сравнении с другими подобными источниками. В статье на основании изучения списков приходо-расходной денежной книги Тобольского архиерейского дома 1696/97 г. показывается важность этого исторического источника для изучения истории Православной Церкви в Сибири.

Abstract. He income-expenditure books are summary documents of common accounting which were widely distributed in Russia in the 17th — early 20th centuries. The author makes an overview of the study of church ledgers and the publication of monuments. It is concluded that this Income-expenditure Monetary Book should be considered (according to V. I. Ivanov’s classification) as the administrative and managerial type of books, and also as the trade-distributive one. There is just a single income-expenditure monetary book of the Tobolsk Bishop’s house of the 17th century that has been preserved. It is a result of the fire occurred in 1701. The book was retained in two copies in the archive of the Siberian Government Department due to the financial review of the activities of the Bishop’s House in Tobolsk. The income-expenditure book of 1696–1697 shows the expenses and incomes of the Tobolsk Bishop’s House for the year 7205 from the beginning of the world, that is, from September 1, 1696 to August 31, 1697. The author approves this copy according to the sources and archeographic description of the copies. Made in Tobolsk the A-Copy was an original income-expenditure book sent to the Siberian Government Department. The B-Copy was made as a duplicate in the Siberian Government Department, in order to return the original book to Tobolsk.

The book was kept for everyday records of all money expenditures and incomes. The structure and content of the book are reviewed in detail; the total amount of the budget is indicated in comparison with other similar sources. The author shows great importance of this historical source for studying history of the Orthodox Church in Siberia through the study of copies of the Income-expenditure Monetary Book of the Tobolsk Bishop’s House of 1696–1697.

Ключевые слова: приходо-расходная книга, Тобольский архиерейский дом, православие в Сибири, митрополит Игнатий (Римский-Корсаков), Тобольская кафедра, дьяк Григорий Яковлев, казенный приказ

Keywords: The income-expenditure book, Tobolsk Bishop’s House, Orthodoxy in Siberia, Metropolitan Ignatius (Rimsky-Korsakov), the Tobolsk Chair, Tobolsk Eparchy, State Department

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10304

96
Протоиерей Андрей Сапсай
Archipriest A. V. Sapsay
УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРСКОГО ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ИНОРОДЧЕСКОЙ МИССИИ В ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.
Participation of the Orthodox Missionary Society in the Development of the Mission among non-russians in the Perm eparchy in the late 19th — early 20th centuries
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье рассматриваются история образования и формы деятельности Православного миссионерского общества в Пермской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Созданный в 1872 г. Пермский комитет Православного миссионерского общества взял на себя труды по организации системной миссионерской деятельности среди инородцев. Общество финансово поддерживало священников-миссионеров, а затем и созданную на его базе инородческую миссию. Однако деятельность пермских инородческих миссионеров была малоэффективной. Она затруднялась большой площадью губернии, недостаточным финансированием миссии, ее слабой внутренней организацией.

Пермский комитет Православного миссионерского общества проводил большую просветительскую работу среди населения Пермской губернии (черемисов, вотяков, татар, башкир и др.). Благодаря его деятельности в Пермской епархии была организована система начального образования инородцев на их родном языке, в местах их компактного проживания были построены храмы и созданы миссионерские станы. Новой формой обращения инородцев в христианство стала организация в 1896 г. Боголюбского женского миссионерского монастыря в с. Сарсы Красноуфимского уезда. Действуя в русле государственных и церковных интересов, Православное миссионерское общество способствовало дальнейшей христианизации и культурной ассимиляции коренного нерусского населения Прикамья.

Abstract. The article examines history and activities of the Orthodox Missionary Society in the Perm eparchy in the late XIX — early XX centuries. Established in 1872, the Perm Committee of the Orthodox Missionary Society took responsibility for organizing systematic missionary activities among non-Russians. The Society gave financial support for the missionary priests, and then also for the mission created on its basis. However, the activities of the Perm missionaries among the non-Russians were not effective enough. They were hampered by the large area of the province, insufficient financing and poor internal organization.

The Perm Committee of the Orthodox Missionary Society carried out a great work of educating people in the Perm province (the Cheremises, Votyaks, Tatars, Bashkirs, etc.). Thanks to those activities, the elementary education of national minorities in the Perm eparchy was organized in their native language; construction of temples and missionary camps was provided in the places with the high concentration of minorities. Organization of the Bogolyubsky Missionary Convent in the village of Sarsy of the Krasnoufimsky Uyezd in 1896 became a new form of conversion of non-Russians to Christianity. Working in line with the state and church interests, the Orthodox Missionary Society contributed to the further Christianization and cultural assimilation of the indigenous non-Russian population of the Kama region.

Ключевые слова: Пермская епархия, Православное миссионерское общество, Пермская губерния, христианизация, черемисы, инородческие школы, миссионерские станы, миссионерский монастырь, архимандрит Зосима (Рашин), культурная ассимиляция

Keywords: Perm eparchy, Orthodox Missionary Society, Perm province, Christianization, the Cheremises, national minorities’ (non-Russian) schools, missionary camps, missionary monastery, Archimandrite Zosima (Rashin), cultural assimilation

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10305

117
А. В. Печерин, А. В. Мангилёва
Andrey V. Pecherin, Anna V. Mangileva
МАССОВОЕ БЕГСТВО ДУХОВЕНСТВА НА УРАЛЕ В 1919 Г. И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Mass Flight of the Urals Clergy in 1919 and Its Consequences
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена малоизученному явлению — уходу духовенства с белыми войсками в результате наступления Красной армии, а также последствиям этого ухода. В статье представлен обзор источников по истории уральского духовенства периода гражданской войны. Дается предварительная оценка информационного потенциала таких источников, как следственные дела, анкеты, клировые ведомости, метрические книги, источники личного происхождения. Оцениваются масштабы ухода духовенства с колчаковскими войсками, анализируются причины этого ухода, зависимость масштабов бегства от конкретных обстоятельств. Рассматриваются действия белых и красных, повлиявшие на решение многих священно- церковнослужителей покинуть места своего служения. Сделана попытка объяснить мотивы, по которым те или иные духовные лица уходили с белыми войсками, возвращались в дальнейшем в родные места либо в течение всего рассматриваемого времени предпочитали оставаться на своих приходах. Анализируются изменения, произошедшие в составе уральского духовенства в результате массового бегства клириков. Рассматривается социальное происхождение духовных лиц, поставленных на приходы в связи с уходом их предшественников, и тех священно- церковнослужителей, которые не отлучались с мест своего служения. Данные о социальном происхождении клириков, служивших после массового «исхода», уровне их образования сведены в таблицы. Делается вывод о значительном снижении образовательного уровня духовенства после событий гражданской войны, утраты им профессиональных навыков. Важные изменения происходят в отношении духовенства к советской власти, которую (по крайней мере, внешне) оно начинает поддерживать. Происходит фактическое разрушение социальной группы, которая существовала до революции, и формирование нового духовенства, значительно отличающегося по своему социокультурному облику от прежнего, сохранявшего многие наследственные черты сословия.

Abstract. The article is devoted to a largely unexplored phenomenon — exodus of the clergy with the retreating White Army at the approach of troops of the Red Army; the consequences of this withdrawal are also analyzed here. The article overviews sources on the history of the Ural clergy in the Civil War period. A preliminary assessment of the information potential of such sources as investigation cases, questionnaires, clerical lists, metric books, sources of personal origin is given.

The authors assess scale of the clergy exodus with Kolchak troops, analyzing the reasons for this withdrawal and influence of specific circumstances on the extent of the exodus. The actions of the White and Red Armies’ representatives which affected the decision of many clergymen to leave their places of service are also considered. The authors try to explain the motives of both the clerics which escaped with the White troops and later returned to their native places, and those who preferred to stay in their parishes during the whole period of the Civil War. The article analyzes the changes that occurred in the Ural clergy due to the mass flight of the clerics. Social origin of the clergymen appointed to parishes after the departure of their predecessors and the clerics who never left their places of service is considered. Data on the social origin of clergymen which served after the mass flight of clerics as well as the level of their education are tabulated. It is concluded that the Civil War led to a significant decline in the level of education and the loss of professionalism among the priesthood.

The authors trace important changes in the attitude of clergymen to the Soviet power, supported later by the priests (at least formally). Social group of the priesthood that existed before the revolution was destroyed; and the new clergy, in its socio-cultural appearance significantly different from the former one, which retained many of the hereditary features of the estate, began to form.

Ключевые слова: уральское приходское духовенство, гражданская война, социальное происхождение, уровень образования

Keywords: parish clergy of the Urals, Civil War, social origin, level of education

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10306

138
С. Ю. Акишин
Sergey Yu. Akishin
ПРОФЕССОР КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ ЕГО КОЛЛЕГИ П. П. КУДРЯВЦЕВА
Professor of the Kiev Theological Academy A. A. Dmitrievsky in the Memoirs of His Colleague P. P. Kudryavtsev
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье анализируются не введенные в научный оборот до настоящего времени воспоминания бывшего профессора Киевской духовной академии П. П. Кудрявцева о своем учителе и сослуживце в том же учебном заведении А. А. Дмитриевском, сохранившиеся в одном из дел архива библиотеки Московской духовной академии. Воспоминания были созданы в рамках работы над большим проектом по истории Киевской духовной академии, задуманным П. П. Кудрявцевым, который, однако, не удалось реализовать. Мемуары ценны тем, что основываются они на повествовании самого А. А. Дмитриевского и касаются его поездок в заграничные библиотеки, рассказывают об основных научных находках ученого и лицах, так или иначе оказавших на него влияние. Некоторое внимание автор мемуаров уделил предкам ученого, рассказав, опять же со слов А. А. Дмитриевского, об обстоятельствах их переселения из Тульской губернии в Астраханскую в 40-е гг. XIX в. Совсем кратко воспоминания описывают черты характера А. А. Дмитриевского, к которому П. П. Кудрявцев относился с заметной симпатией и уважением. В Приложении к статье представлена комментированная публикация текста воспоминаний.

Abstract. The article analyzes the memoires of a former professor of the Kiev Theological Academy P. P. Kudryavtsev about his teacher and colleague A. A. Dmitrievsky; the memoires preserved in one of the archives of the library of the Moscow Theological Academy have not been put into scientific circulation before. Memories were written as a part of the large work devoted to the history of the Kiev Theological Academy, conceived by P. P. Kudryavtsev and failed to have been realized. These memoirs are of special value — they are based on the narrative of A. A. Dmitrievsky himself, concerning his trips to foreign libraries, and devoted to the main scientific discoveries of the scientist and those who somehow influenced him. The author of the memoirs paid some attention to the ancestors of the scientist and wrote, again according to A. Dmitrievsky’s words, about the circumstances of migration of his family to Astrakhan from Tula province in the 1840’s. The memoirs briefly describe character traits of A. A. Dmitrievsky, respected by P. P. Kudryavtsev who treated him with considerable sympathy. In the Appendix a commented publication of the memoirs text is presented.

Ключевые слова: А. А. Дмитриевский, П. П. Кудрявцев, Киевская духовная академия, литургика, воспоминания, мемуаристика, архив библиотеки Московской духовной академии

Keywords: A. A. Dmitrievsky, P. P. Kudryavtsev, Kiev Theological Academy, Liturgics, memoirs, memories, archive of the library of the Moscow Theological Academy

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10307

167
РАЗДЕЛ II. ПУБЛИКАЦИИ 
А. В. Полетаев
Andrey V. Poletaev
ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СИНОДИК ВЕРХОТУРСКОГО СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В ПЕРВОЕ СТОЛЕТИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБИТЕЛИ (XVII — НАЧАЛО XVIII В.)
The Historical Dictionary and Synodik of the Verkhotursky ST. Nicholas Monastery of the First Hundred Years of Its Existence (17th — early 18th cc.)
Подробнее (Details)

Аннотация. В работе представлены историко-генеалогические реконструкции биографий иноков, священно- и церковнослужителей, монастырских крестьян и других лиц, сопричастных функционированию Верхотурского Свято-Николаевского монастыря в XVII — начале XVIII в. За первое столетие существования этой древнейшей за Уральским хребтом православной обители (основана в 1604 г.), с ней различным образом были связаны многие сотни людей. По архивным документам (по преимуществу — неопубликованным), а также по касающейся нашей темы научной литературе удалось выявить более 200 персон. На основе собранного материала был составлен данный словарь-синодик. Работа аннотирована так потому, что завершает ее словарную (исследовательскую) часть поминальный синодик. В список, предназначенный для церковного поминовения, включено 242 имени. В их числе схиархимандрит, 5 архимандритов, 8 игуменов, 3 схимонаха, 7 иеромонахов, 75 «рядовых» иноков Свято-Николаевского монастыря. Кроме того — 8 иереев, 2 диакона, игумения и «рядовая» монахиня Верхотурского Покровского монастыря («никольские просвирницы»), а также 132 мирянина — церковнослужители (псаломщики, алтарники, просфорницы-мирянки, «трапезник»), «бельцы», крестьяне, «половники» и наемные люди, трудившиеся в хозяйстве Никольской обители.

Abstract. The work presents historical and genealogical reconstructions of biographies of the monks, priests and clergymen, monastery peasants and other persons involved in the functioning of the Verkhotursky St. Nicholas Monastery in the 17th — early 18th centuries. During the first hundred years of the existence of this ancient monastery (founded in 1604), located behind the Ural ridge, many hundreds of people were connected with it in different ways. According to the archival documents (mostly unpublished), as well as the scientific literature relating to this subject, more than 200 persons have been identified. This dictionary- synodik is compiled on the basis of the collected materials. The work is annotated as Synodik because in the final Part of the research an obituary is given. The list, intended for church commemoration, includes 242 names. Among them there are one schema-archimandrite, 5 archimandrites, 8 hegumens, 3 scimniks, 7 hieromonks and 75 “regular” cenobites of the St. Nicholas Monastery. In the obituary there are also 8 priests, 2 deacons, a Mother-Superior and a “regular” nun of the Verkhoturie Pokrovsky monastery (the so called “nikolskie prosvirnitsy” — bakers of communion bread), as well as 132 laymen — readers, psalmists, altar boys, laywomen, meal-men (“trapezniki”), peasants, those who departed from the hustle of the world (“beltsy”) and hired people who worked in the ST. Nicholas monastery.

Ключевые слова: урало-сибирская церковная история, Верхотурский Свято-Николаевский монастырь в XVII — начале XVIII в., историческая генеалогия

Keywords: Ural-Siberian Church History, Verkhoturie ST. Nicholas monastery in the 17th — early 18th century, Historical Genealogy

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10308

197
М. А. Вишняк
Mikhail A. Vishnyak
ДВА ПИСЬМА СВТ. АФАНАСИЯ I, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО, О ПРОБЛЕМЕ АРСЕНИТСКОГО РАСКОЛА: ИСТОРИКО-БОГОСЛОВСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Two Letters of St. Athanasius I, Patriarch of Constantinople, on the Problem of the Arsenite Schism: Historical and Theological Commentary
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья представляет собой снабженный введением и историко-богословским комментарием перевод со среднегреческого двух писем святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского (1289–1293; 1303–1309): письма диакона Филиппа Сиропула и письма свт. Афанасия Марии, супруге императора Михаила IX Палеолога. Эти два кратких письма представляют собой один из немногих литературных памятников — свидетельств борьбы патриарха Афанасия с арсенитским расколом (1265–1310), одним из наиболее значимых событий церковной истории раннепалеологовского периода. В статье приводятся доводы в пользу того, что составление письма диакона Филиппа можно условно приписывать свт. Афанасию, а также того, что в письме Марии речь идет именно об арсенитах, а не об армянах, как предполагали некоторые исследователи. Оба письма позволяют охарактеризовать политику свт. Афанасия относительно раскола как бескомпромиссную. Письмо диакона Филиппа дает понять, что догматический вопрос занимал первостепенное место в полемике между иерархией и арсенитами; в нем звучит также обвинение арсенитов в политической неблагонадежности. Более важным с исторической и богословской точки зрения представляется письмо Марии, в котором свт. Афанасий раскрывает свой взгляд на духовные причины раскола, предостерегает Марию от покровительства раскольникам в надежде на их обращение, выражает сомнение в политической лояльности раскольников. Вторая часть письма Марии представляет из себя редкий для поздневизантийской письменности пример осмысления раскола в экклезиологическом ключе.

Abstract. The article contains two letters of St. Athanasius I, Patriarch of Constantinople (1289–1293, 1303–1309): the letter of deacon Philip Syropoulos and the letter of St. Athanasius to Maria, the wife of Emperor Michael IX Palaiologos; both letters, translated from the Middle Greek to Russian, are furnished with an introduction and a historical and theological commentary. The two short letters represent a rare literary monument demonstrating the struggle of Patriarch Athanasius against the Arsenite schism (1265–1310), which was one of the most significant events of the Church history in the Early Palaiologan Period.

The article shows arguments for the fact that deacon Philip’s writing can be conditionally attributed to St. Athanasius, as well as the fact that the letter to Maria concerns specifically the Arsenites, and not the Armenians, as some researchers suggest.

Both letters allow to characterize St. Athanasius’s policy on the split as uncompromising. The letter of deacon Philip makes it clear that the dogmatic question was of paramount importance in the polemics between the hierarchy and the Arsenites; in this letter the Arsenites are accused of political unreliability. The letter to Maria is considered to be more important from both historical and theological point of view as here St. Athanasius states his view on the spiritual causes of the schism, warns Maria against any protection of the schismatics in hope of their conversion, and doubts their political loyalty. The second part of the letter to Maria presents a rare for late Byzantine literature example of comprehension of schism in an ecclesiological key.

Ключевые слова: патриарх Афанасий I Константинопольский, арсениты, арсенитский раскол, противораскольническая литература, раскол, византийская литература, Филипп Сиропул, Мария Дукена Палеологина, Игнатий Ракендит

Keywords: Patriarch Athanasius I of Constantinople, Arsenites, Arsenite schism, anti-schismatic literature, schism, Byzantine literature, Philip Syropoulos, Maria Doucaina Palaiologina, Ignatius Rhacendytes.

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10309

337
РАЗДЕЛ III. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ 
И. В. Починская
Irina V. Pochinskaia
НОВЫЕ КАТАЛОГИ КНИГ КИРИЛЛИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГИ: СТАРОПЕЧАТНАЯ КИРИЛЛИЧЕСКАЯ КНИГА XVI–XVII ВЕКОВ: КАТАЛОГ КОЛЛЕКЦИИ / Е. В. ПЛАТОНОВ, О. Н. МАЛЬЦЕВА, С. А. КУДРЯВЦЕВ. СПБ.: ИЗД-ВО ГОС. ЭРМИТАЖА, 2016. 344 С.: ИЛ.; КИРИЛИЧНI СТАРОДРУКИ У ФОНДАХ БIБЛIОТЕКИ ОТЦIВ ВАСИЛIЯН ПРИ СВЯТО-ОНУФРІЇВСЬКОМУ МОНАСТИРІ У ЛЬВОВІ XVI–XIX СТОЛІТЬ: КАТАЛОГ / СОСТ. С. ВОЛОЩЕНКО. ЖОВКВА: «МІСІОНЕР», 2015. 204 С.: ИЛ.
New Catalogues of Cyrillic Printed Books. Review on the Books: E. V. Platonov, O. N. Maltseva, S. A. Kudryavtsev (eds.). Old-printed Cyrillic Book of the 16–17th centuries: Catalog of the Collection. Saint Petersburg: State Publishing House. The Hermitage, 2016. 344 p.; S. Voloshchenko (ed.). Old-printed Cyrillic Books in the Collections of the Library of the Basilian Monks at the Holy Onuphrius Monastery in Lviv of the 17–19th centuries: Catalog. Zhovkva: “Misioner”, 2015. 204 p.
Подробнее (Details)

Аннотация. В рецензии рассмотрены два каталога старопечатных книг, которые вышли в форматах художественных альбомов. Первый из них подготовлен сотрудниками Эрмитажа. Он содержит описание 179 экземпляров 125 изданий XVI–XVII веков из фондов музея. Особое внимание составители каталога уделили переплетам. Они не только имеют подробное описание, но им посвящены и аналитические статьи, сопровождающие описания книг. Второй каталог издан на Украине (Львов). В нем опубликовано описание коллекции кириллических книг униатского Свято-Онуфриевского монастыря во Львове, состоящее из 69 книг (64 издания).

В рецензии дан анализ структуры описательных статей каталогов, высказан ряд замечаний по поводу каждого издания. В ходе анализа книг автор рецензии высказал свое мнение о принципах описания памятников письменности.

Несмотря на критические замечания, автор считает, что публикация каталогов является очень важным событием в научной жизни. Подобного рода издания решают целый комплекс задач, стоящих перед современной археографией.

Abstract. This review examines two catalogues of old printed books published as artistic albums. The first was produced by workers at the Hermitage. It contains descriptions of 179 examples of 125 editions from the 16th and 17th centuries in the museum’s collections. The editors have paid special attention to bindings. They not only give detailed descriptions of the books, but also provide analytical articles. The second catalogue was published in Ukraine (Lviv). Here, the editors provide a description of the collection of Cyrillic books in the Uniate St. Onuphrius monastery in Lviv (69 books from 64 editions).

The review analyses the structure of the descriptions in the catalogues and remarks on them. The author of the review expresses their opinion about the principles of describing literary artefacts. Despite some critical remarks, the author argues that the publication of these catalogues is a very important event in scholarship. Such publications resolve a range of tasks standing before modern archaeography.

Ключевые слова: археография, каталог старопечатных книг, описание памятников письменности, Эрмитаж, Львовский Свято-Онуфриевский монастырь

Keywords: archaeography, catalogues of old printed books, description of literary artefacts, the Hermitage, the Lviv St. Onuphrius monastery

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10310

355
Протоиерей Пётр Мангилёв
Archpriest Petr I. Mangilev
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: КАТАЛОГ ФОНДА РЕДКИХ КНИГ БИБЛИОТЕКИ ОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. ПРИЛОЖЕНИЕ К ВЕСТНИКУ ОМСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. 2018. № 1(4) / АВТ.-СОСТ. Н. В. ВОРОБЬЕВА. ОМСК: «ЗОЛОТОЙ ТИРАЖ», 2018. 94 С.
Review of the Book: The Rare Books Catalog from the Library of the Omsk Theological Seminary. Appendix to the Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary. 2018. № 1 (4) / auth.-comp. N. V. Vorobieva. Omsk: ‘‘Zolotoy Tirazh’’, 2018. 94 p.
Подробнее (Details)

Аннотация. В рецензии предпринят разбор нового издания «Каталог фонда редких книг библиотеки Омской духовной семинарии». Рассмотрены принципы описания, принятые составителем каталога, высказаны суждения в отношении описания периодических изданий, книг кириллического и гражданского шрифта, рукописей.

Abstract. Review provides an analysis of the rare books catalog of the library of the Omsk Theological Seminary. The principles of characterization used by the Catalog’s compiler as well as the description of periodicals, manuscripts, books of Cyrillic and civil print have been considered in this review.

Ключевые слова: Омская духовная семинария, библиотека, книжные памятники, книжные собрания, православная периодика

Keywords: Omsk Theological Seminary, library, literary monuments, book collections, Orthodox periodicals

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10311

364
РАЗДЕЛ IV. ПЕРСОНАЛИИ 


К 55-ЛЕТИЮ НАТАЛИИ ЮРЬЕВНЫ СУХОВОЙ

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10312

375


К 55-ЛЕТИЮ ОКСАНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ШЕЛУДЯКОВОЙ

Читать статью

DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10313

401

Пожертвовать

На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)