Иеромонах Аркадий (Логинов): “Вечерами мы проводили диспуты, цитируя святых отцов Церкви”. Интервью к 25-летию возобнолвения духовного образования на Урале

В 2019 году Екатеринбургская духовная семинария празднует знаменательное событие – 25-летие возобновления духовного образования на Урале. В частности, 15 октября 1994 г. по ходатайству владыки Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского, указом Священного Синода было открыто духовное училище.

Возобновлению духовного образования на Урале мы обязаны тем, кто стоял у истоков этого события и тем, кто поддерживал это возрождение на первых этапах. Одним из таких людей является иеромонах Аркадий (Логинов), который в разные годы исполнял обязанности инспектора, проректора по воспитательной работе, заведующего певческо-регентским отделением, проректором по административно-хозяйственной работе.

Добрый день, отец Аркадий! Спасибо, что согласились встретиться и ответить на наши вопросы.

Добрый день! Всегда рад!

Известно, что Вы являетесь одним из первых студентов, кто учился в только образованном в 1994 году училище. Расскажите о жизни студента первого набора.

В наши времена свободное время студенты проводили в богословских диспутах, например, рассуждая о природе ангелов. В вечернее время устраивали споры, цитируя святых отцов: Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и других. Но, с точки зрения быта, конечно, жизнь была непростой. В первых годах обучения, еще в училище на улице Вали Котика не все помещения были отремонтированы. Обучение происходило в тесных классах, а жить приходилось в небольших комнатах. Так же не все так просто было с питанием. Помню, что 1997 г. был в этом плане очень сложным, нечем было разговеться даже на Пасху. В то время были трудности с приобретением мяса и рыбы, вместо этого была каша и макароны, которые доставляли в качестве гуманитарной помощи из-за рубежа. Но, с точки зрения общения, жили очень дружно. Если же, конечно, говорить о дисциплине, то всякое бывало, ведь в числе поступавших были разные люди: кто-то был более одухотворен, кто-то менее. Но, все же, впечатления о годах обучения светлые.

Расскажите, чем отличается образовательная структура духовной школы того времени, от современной духовной образовательной системы. Существуют ли эти отличия?

Отличия, конечно, существенные, потому что все эти годы образовательная система пребывает в состоянии реформирования. Что же касается того времени, то тогда стояла задача для нашей духовной школы увеличить продолжение количества лет обучения. Ситуация была такова, что изначально духовная образовательная система обучения была рассчитана на 2 года, по истечении этих лет было отправлено обращение с Священный Синод с просьбой об увеличении курса до 4 лет. Иными словами, прировнять наше училище к статусу семинарии, то есть использовать семинарские программы обучения. семинария в то время вела образование по 4-летней программе, аналогичной дореволюционной, или, лучше сказать, то, что было изобретено в советский период, ориентировались на Московскую духовную семинарию. Именно тогда, в масштабах Церкви началась реформа. Целью реформы было приведение образования духовных школ в статус высшего образования. То есть поднять до уровня специалитета, а это предполагало 5-ти летнюю образовательную программу. Первый набор учился 4 года и выпуск был совершен в 1998 г.

Как была связана Ваша дальнейшая судьба с духовным учебным заведением после выпуска?

После выпуска я был вовлечен в жизнь духовной школы не как учащийся, а как преподаватель. Моя преподавательская деятельность началась еще на последнем курсе моего обучения, где я преподавал 1 курсу литургику. Это было связано с нехваткой преподавательских кадров, а так же с тем, что в первый набор поступали уже люди взрослые, имеющие опыт, поэтому такое явление не было редким. По окончании обучения я был поставлен на должность исполняющего обязанности инспектора духовного училища. Эта должность называлась так до 2000-го года. Тогда в рамках реформы системы духовного образования и приведения ее к статусу высшего светского образования должность инспектора была приравнена к должности проректора по воспитательной работе, в качестве которого я и продолжал работать до 2007 года, совмещая это с преподавательской деятельностью.

Вы были в числе первого выпуска, поступившего в 1994 году. Хотели бы услышать от Вас, так скажем, пожелания от тех, кто начинал, тем, кто сейчас продолжает обучаться в уральской духовной школе.

В первую очередь, пожелал бы осознания своего выбора. Чтобы каждый человек, приходящий в духовную семинарию, на протяжении обучения искал для себя ответ: готов ли он связать свою жизнь со служением Господу. Это необходимо, чтобы те знания, которые он получит, были не просто как сумма знаний, потому что получить теологическое образование сегодня можно не только в семинарии. Семинария во все времена была и остается тем местом, где человек должен взращивать в себе будущего пастыря. А это предполагает не только какое-то обучение, но именно воспитание, которое в дальнейшем выразится в служении ближним. Поэтому я хочу пожелать, чтобы человек, переступающий порог семинарии, давал себе отчет, что же он действительно ищет в своей жизни. Он должен осознать, верный выбор им был сделан, или нет. Семинария – это не только место обучения верующих, т.к. верующий человек может учиться где угодно. Семинария – это место где выпускаются будущие пастыри.

Благодарю вас, отец Аркадий за напутственные слова, а так же за то, что поделились своими воспоминаниями о семинарской жизни.

Пресс-служба ЕДС. Материал подготовил студент 4 курса бакалавриата Кирилл Костылев.