ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КЛИРОСНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Шелудякова О. Е. Вопросы истории, теории и практики клиросного обучения и воспитания : учебное пособие. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2022. 270 с.

ISBN 978-5-6046937-6-6 

450 руб. (предлагаемый размер пожертвования)

Описание

Учебное пособие «Вопросы истории, теории и практики клиросного обучения и воспитания» предназначено для преподавателей и студентов регентских отделений семинарий, отделений древнерусского певческого искусства и всех интересующихся историей и теорией церковного пения нашей страны. Пособие содержит исследование основных особенностей профессионального обучения и нравственного воспитания, в нем выявляются потенциальные воспитательные возможности богослужебного пения и анализируются инструменты его педагогического воздействия. Два первых раздела издания включают исправленный, расширенный и дополненный вариант учебного пособия «Проблемы древнерусской клиросной педагогики», третий раздел — «Современные проблемы клиросного обучения и воспитания» — основан на результатах исследований последних лет.

Автор книги – доктор искусствоведения, профессор, заведующая регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии, профессор кафедры теории музыки уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского Шелудякова Оксана Евгеньевна.

Издание рекомендовано Учебным комитетом Русской Православной Церкви (решение от 16.11.2021, протокол № 9)

Переплет: мягкий
Ш х В: 145 х 215 мм

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение4

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

 
Глава 1. Концепция богослужебного пения в Древней Руси10
Глава 2. Теоретическая система древнерусского пения21
Глава 3. Жанровая система древнерусского певческого искусства35
Глава 4. Гласовая система древнерусского певческого искусства47
Глава 5. Богословская идея круга в богослужебной певческой системе55
Глава 6. Некоторые особенности канонических песнопений как типа высказывания63
Глава 7. Символика в древнерусском богослужебном пении, иконописи и формы взаимосвязи искусств75

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КЛИРОСНОЙ ПРАКТИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 
Глава 1. История возникновения и развития церковно-певческого обучения на Руси89

Глава 2. Некоторые особенности учебно-воспитательного процесса и педагогической концепции

106
Глава 3. Система педагогических и профессиональных требований120
Глава 4. Особенности структуры клиросного хора в Древней Руси128

Глава 5. Принципы нравственного воспитания в древнерусской клиросной педагогике

147

Глава 6. Певческие азбуки и богослужебные книги в структуре образовательного процесса

165

Глава 7. Подготовка к богослужению как основная форма учебно-воспитательного процесса в клиросной практике

180

РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИРОСНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Глава 1. Непрерывное духовно-музыкальное образование (на примере образовательной деятельности Екатеринбургской епархии)

188

Глава 2. Концепция духовно-музыкального образования в церковных и светских вузах

199

Глава 3. Современная традиция пения осмогласия в контексте взаимодействия устной и письменной культур

205
Глава 4. Певческие курсы как модель духовно-музыкального образования214

Глава 5. Литургические аспекты анализа духовных песнопений православной традиции

221

Глава 6. Древнерусские чины-действа в образовательной и творческой деятельности современных музыкальных вузов

228

Глава 7. Формы и виды освоения традиций древнерусского певческого искусства в современном вузовском музыкальном образовании

235
Заключение244
Список литературы248

Пожертвовать

На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)