Данный предмет является составной частью профессиональной подготовки обучающихся Регентского отделения. Предмет предусматривает развитие навыков ансамблевого пения в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности. По окончании семинарии, выпускник Регентского отделения получает квалификацию: регент церковного хора, преподаватель.
В профессиональной работе выпускник Регентского отделения сталкивается не только с хоровым коллективом (явление желаемое, а на практике — редкое), но и с организацией различных по составу вокальных ансамблей. Распространенное явление в клиросной практике — это взаимозаменяемый состав певчих с неравноценными по силе, тембру голосами, а порой и по количественному составу в партиях; состав певцов, часто не имеющих музыкального образования, поэтому будущему регенту необходим навык владения всеми приемами как индивидуальной вокальной работы с отдельно взятыми певцами, так и приемами работы с различными по составу вокальными ансамблями.
Для студентов отделения, не обладающих в основной своей массе хорошими вокальными данными, сольное выступление на зачетных уроках и экзаменах уже является психологическим барьером. Выступления же в составе даже небольшого ансамбля (дуэт, трио) помогают этот барьер преодолеть. А также постепенно формируются навыки ансамблевого пения, как-то: умение слушать партнера, ощущать свой голос в аккорде, выстраивать ансамбль искусственным путем (при неравных голосовых возможностях) и т. д.
По мере изучения того или иного произведения в классе ансамбля студенты в пассивной форме путем наблюдения осваивают некоторые элементы аранжировки, что в самостоятельной практике будет необходимо в связи с меняющимся составом на клиросе.
Занятия в классе вокального ансамбля расширяют поле деятельности в плане исполнительской практики: ансамблевые составы более мобильны, нежели хор, и могут, наряду с клиросной практикой, принимать участие в шефских концертах, в просветительских мероприятиях (лекции-концерты) и прочее.
Обучающиеся Регентского отделения, прошедшие курс ансамблевого пения, в дальнейшем могут применять свои знания и умения в работе с детскими вокальными ансамблями воскресной школы.
Задачи дисциплины:
- воспитание навыков совместной работы над партитурой;
- формирование ответственности за чистоту интонационного строя — важнейшего условия ансамблевого пения;
- достижение максимальной слитности звучания в отношении тембральной окраски, единства динамических оттенков, распределения дыхания, фразировки и т. д.;
- выполнение всех элементов партитуры, демонстрируя чувство единения, полной слитности звучания с партнером по всем параметрам;
- развитие умения раскрыть богословское содержание песнопения, чутко улавливая ритмическую структуру, все темповые, динамические, штриховые особенности песнопения;
- умение достичь духовного и творческого единства в процессе совместного исполнения духовных песнопений;
- воспитание творческой дисциплины, чувства ответственности перед участниками ансамбля.