Цель предмета — основание и закрепление навыков правильного уставного чтения текстов, используемых в богослужении.
Для выполнения этой цели нужно:
- научить студента правильно использовать свой голосовой аппарат, изучив его строение.
- на основе правильного использования голосового аппарата выработать навык традиционного, речитативного чтения текстов, характерных для православного христианского богослужения.
Изучение данной дисциплины неразрывно связано с дисциплинами музыкального и богослужебного цикла «Литургика», «Постановка голоса», «Культура речи».Знания, умение и навыки, приобретенные в результате освоения дисциплины, подготовят студента факультета к богослужению в храме (в качестве уставщика, чтеца, дъякона).
Исходя из этого, программой предусмотрено:
- изучение строения голосового и речевого аппарата, основ голосообразования, типов дыхания, дикции, как средства художественной выразительности;
- упражнения для развития речеобразующих органов, установки верных артикуляционных позиций, укрепление дыхательных мышц;
- правильное произношение гласных и согласных звуков в церковно-славянском языке, отличное от русского языка;
- четкое произношение подряд нескольких согласных звуков ( Взбранной, Высшую…);
- правильная постановка смыслового ударения;
- произношение возгласов, ектений и других чтений в сочетании с пением;
- чтение ровное, речитативное (читком) ;
- овладение чтением различных богослужебных текстов.
Вследствие практических занятий студент должен:
- уяснить место каждой разновидности текста в структуре богослужения и понять мистическое значение произносимых сакральных текстов;
- знать содержание текстов разных жанров, используемых в церковно-славянском богослужении и перевод данных текстов на русский язык;
- обязан выработать навык речитативного чтения текстов, традиционно характерных для православного христианского богослужения;
- для предотвращения процессов обнищания церковно-славянского языка и слияния его с современным разговорным русским языком, студент формирует навыки правильного церковного произношения звуков «о»-«е»-«г».