Хороведение

Цель дисциплины “Хороведение и методика работы с хором” — воспитать высококвалифицированных регентов, теоретически и практически подготовленных к исполнительской и педагогической деятельности.

Основные задачи дисциплины — дать воспитанникам глубокие и разносторонние знания:

  • теоретических основ хорового искусства;
  • методических и организационно- творческих принципов и приемов работы с хоровым коллективом.

Изучение данной дисциплины неразрывно связано с дисциплинами как музыкально-теоретического цикла (“Теория музыки”, “Сольфеджио”, “Гармония”), так и дирижерско-хорового (“Дирижирование”, “Хоровой класс”, “Чтение хоровых партитур”).

Знания, умения и навыки, приобретенные в результате дисциплины “Хороведение и методика работы с хором”, необходимы для практической работы воспитанника с хором (клиросная и хормейстерская практика), где формируется творческий облик руководителя церковного хора (регента).

Данная дисциплина предусматривает:

  • ознакомление с главными этапами становления и историческими особенностями развития русского хорового искусства, работами видных мастеров русской хоровой школы;
  • изучение специфики хорового исполнительства, качества хоровой звучности, методов и приемов работы с хором.

В результате изучения предмета студент Регентского отделения должен:

  • знать теоретические основы хороведения, классификацию певческих и хоровых голосов, правила интонирования ступеней и мажорного и минорного звукорядов в мелодическом и гармоническом изложении, основную музыкальную терминологию;
  • понимать теоретическую основу хорового строя и ансамбля;
  • знать пути достижения строя и ансамбля в хоре для передачи художественного образа песнопения;
  • уметь аннотировать хоровые партитуры, анализируя их выразительные средства, вокально-хоровые и интонационные трудности.

Изложение теоретических основ хорового искусства обязательно должно подкрепляться примерами из хоровой литературы и хоровой исполнительной практики. Особую роль здесь играет музыкально-иллюстрационный материал — образцы русской духовной музыки различных стилей и жанров.

Теоретические знания следует сочетать с практическими. Практическими формами работы могут быть:

  • хороведческий и методический (соответственно изучаемому материалу) анализ хоровых партитур;
  • подбор упражнений и распеваний для хора;
  • определение певческих голосов в существующей классификации;
  • выполнение письменных работ по различным темам: “Вокально-хоровая дикция”, “Строй хора”, “Разновидности хорового ансамбля” и др.

Овладению обучающимися методической работы с хором способствует систематическое наблюдение за проведением хоровых занятий руководителем учебного хора, ибо именно руководитель создает профессиональный уровень хорового коллектива (учебного хора) и в то же время демонстрирует урок профессионального мастерства.

Требования к уровню подготовки студента, обучающегося по данной программе

По окончании изучения дисциплины “Хороведение и методика работы с хором” студент должен:

  • овладеть теоретическими знаниями в объеме данной учебной программы;
  • научиться практическим приемам владения камертоном;
  • ориентироваться в определении темпа;
  • усвоить принцип интонирования ступеней ладов, интервалов и аккордов в различных сочетаниях;
  • овладеть специальной терминологией;
  • познакомиться с основами целостного анализа хорового произведения.