Цель дисциплины “Хороведение и методика работы с хором” — воспитать высококвалифицированных регентов, теоретически и практически подготовленных к исполнительской и педагогической деятельности.
Основные задачи дисциплины — дать воспитанникам глубокие и разносторонние знания:
- теоретических основ хорового искусства;
- методических и организационно- творческих принципов и приемов работы с хоровым коллективом.
Изучение данной дисциплины неразрывно связано с дисциплинами как музыкально-теоретического цикла (“Теория музыки”, “Сольфеджио”, “Гармония”), так и дирижерско-хорового (“Дирижирование”, “Хоровой класс”, “Чтение хоровых партитур”).
Знания, умения и навыки, приобретенные в результате дисциплины “Хороведение и методика работы с хором”, необходимы для практической работы воспитанника с хором (клиросная и хормейстерская практика), где формируется творческий облик руководителя церковного хора (регента).
Данная дисциплина предусматривает:
- ознакомление с главными этапами становления и историческими особенностями развития русского хорового искусства, работами видных мастеров русской хоровой школы;
- изучение специфики хорового исполнительства, качества хоровой звучности, методов и приемов работы с хором.
В результате изучения предмета студент Регентского отделения должен:
- знать теоретические основы хороведения, классификацию певческих и хоровых голосов, правила интонирования ступеней и мажорного и минорного звукорядов в мелодическом и гармоническом изложении, основную музыкальную терминологию;
- понимать теоретическую основу хорового строя и ансамбля;
- знать пути достижения строя и ансамбля в хоре для передачи художественного образа песнопения;
- уметь аннотировать хоровые партитуры, анализируя их выразительные средства, вокально-хоровые и интонационные трудности.
Изложение теоретических основ хорового искусства обязательно должно подкрепляться примерами из хоровой литературы и хоровой исполнительной практики. Особую роль здесь играет музыкально-иллюстрационный материал — образцы русской духовной музыки различных стилей и жанров.
Теоретические знания следует сочетать с практическими. Практическими формами работы могут быть:
- хороведческий и методический (соответственно изучаемому материалу) анализ хоровых партитур;
- подбор упражнений и распеваний для хора;
- определение певческих голосов в существующей классификации;
- выполнение письменных работ по различным темам: “Вокально-хоровая дикция”, “Строй хора”, “Разновидности хорового ансамбля” и др.
Овладению обучающимися методической работы с хором способствует систематическое наблюдение за проведением хоровых занятий руководителем учебного хора, ибо именно руководитель создает профессиональный уровень хорового коллектива (учебного хора) и в то же время демонстрирует урок профессионального мастерства.
Требования к уровню подготовки студента, обучающегося по данной программе
По окончании изучения дисциплины “Хороведение и методика работы с хором” студент должен:
- овладеть теоретическими знаниями в объеме данной учебной программы;
- научиться практическим приемам владения камертоном;
- ориентироваться в определении темпа;
- усвоить принцип интонирования ступеней ладов, интервалов и аккордов в различных сочетаниях;
- овладеть специальной терминологией;
- познакомиться с основами целостного анализа хорового произведения.