Иеромонах Корнилий (Зайцев),
О. Е. Шелудякова
К 20-летнему юбилею регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии
В 2022 году исполнилось 20 лет со дня основания регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии (в дальнейшем – ЕДС). За это время произошли большие изменения, как в количественном, так и в качественном отношении. Екатеринбургская семинария совершает весьма значимое служение, вносит важный вклад в развитие христианского просвещения на Урале, талантливая молодежь имеет возможность получить качественное богословское и музыкальное образование. Профессора и преподаватели семинарии известны по всей России, а выпускники семинарии востребованы как на территории Екатеринбургской Митрополии, так и далеко за ее пределами.
В данной статье нам хотелось бы вспомнить основные события этого пути, отметить важнейшие вехи в развитии процесса регентского образования на Среднем Урале.
В выступлении на торжественном открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства» 23 января 2012 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. От того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и трудов».
Именно в этом направлении были предприняты основные усилия, когда в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II осуществлялся первый набор на певческо-регентское (впоследствии регентское) отделение Екатеринбургской духовной семинарии. 17 июля 2002 года соответствующий Указ был подписан архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.
Необходимость открытия регентского отделения семинарии была обусловлена недостаточным количеством грамотных регентов, уставщиков, певчих богослужебного хора в имеющихся храмах; острой необходимостью в регентах, уставщиках, певчих во вновь открываемых храмах; отсутствием на Среднем Урале специального учебного заведения, готовящего регентов, уставщиков, певчих.
Целью создания регентского отделения семинарии стала подготовка высококвалифицированных регентов и певчих Русской Православной Церкви.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- теоретическая и практическая профессиональная подготовка для клиросного служения (на базе церковного хора Свято-Троицкого кафедрального собора, в отдельных случаях и других храмов по благословению священноначалия);
- духовно-нравственное воспитание православных регентов, уставщиков, певчих церковно-богослужебного хора;
- формирование музыкантов, владеющих знаниями как в области церковной, так и русской классической музыки;
- подготовка регентов, способных вести воспитательно-организационную работу в церковно-богослужебном хоре, создать взрослый или детский церковный хор;
- подготовка преподавателей церковного пения в воскресных и церковно-приходских школах.
Организаторами регентского отделения стали проректор по воспитательной работе Екатеринбургской духовной семинарии иеромонах Аркадий (Логинов) и заслуженная артистка России Лидия Александровна Громыко-Титовская. Первыми преподавателями стали протоиерей Петр Мангилев — проректор по учебной работе ЕДС, преподаватель дисциплины «Общая церковная история»; иеромонах Аркадий (Логинов) — преподаватель дисциплины «Литургика»; иерей Георгий Юранев, преподаватель дисциплин «Катихизис», «Нравственное богословие»; Оксана Анатольевна Бондарец — преподаватель дисциплин «Церковное пение», «Церковный обиход», «Богослужебный хор»; Лариса Михайловна Никольская — преподаватель дисциплин «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хороведение», «Учебный хор»; Оксана Евгеньевна Шелудякова — преподаватель дисциплин «История церковного пения», «Гармония», «Сольфеджио», «История русской музыки», «Анализ музыкальных форм»; Лидия Александровна Титовская — преподаватель дисциплин «Постановка голоса», «Церковное чтение», «Основы голосообразования»; Ольга Аркадьевна Алябьева, преподаватель предмета «Фортепиано»; Татьяна Петровна Александрова — концертмейстер. В дальнейшем количество преподавателей значительно увеличилось, в состав профессорско-преподавательской корпорации вошли доктора наук, профессора, доценты, регенты ведущих храмов Екатеринбурга.
При выработке концепции воспитания специалистов на регентском отделении Екатеринбургской духовной семинарии изначально была поставлена задача – не ограничиваться изучением только отечественной духовной музыки, но познакомить учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной духовной и светской музыки различных этапов. Все музыкальные дисциплины имеют направленность на специализацию. Классические музыкальные дисциплины изучаются в контексте богатейшего духовного музыкального наследия, на материале отечественной духовной музыки и тесно взаимосвязаны с профилирующими предметами.
При этом очень важным является сохранение канонических традиций церковного воспитания и церковного пения. По мысли святителя Иоанна Златоуста духовное пение должно быть назидательным, утешительным, благодатным и чинным, «духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение, и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни»[1].
Во всех установлениях церкви и творениях святых отцов подчеркивается, что чистота, святость поведения и мыслей являются обязательными для написания иконы или распева и исполнения богослужебного текста. Поэтому обучение происходит в контексте духовного воспитания будущих регентов и певчих, приобщения к таинствам святой Церкви.
За это время студенты изучают 39 дисциплин и практик: богословские, музыкально – теоретические, дирижерско-хоровые, церковно-певческие и педагогические дисциплины.
Профильными дисциплинами стали церковное пение, церковный обиход, клиросная практика, дирижирование-регентование. Именно умение руководить хором во время службы, создать и сохранить во время Богослужения молитвенный настрой хора, знание богослужебного репертуара являются основными результатами обучения. Поэтому практически ежедневно в расписание включены либо учебный, либо богослужебный хор, на спевках работают как педагоги, так и учащиеся.
В музыкально-теоретический модуль входят дисциплины, создающие необходимую базу знаний по теории и истории музыки: «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)», «Гармония», «Анализ музыкальных форм».
В дирижерско-хоровой модуль входят профилирующие дисциплины, непосредственно направленные на специализацию «регент церковного хора»: «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хороведение», «Фортепиано», «Практика работы с хором», «Постановка голоса», «Вокальный ансамбль» и «Хоровая аранжировка».
Важное место в учебном плане регентского отделения занимает церковно-певческий и церковно-исторический модуль, дисциплины которого направлены на глубокое изучение устава и обихода Русской Православной Церкви: «Церковный устав», «Церковное пение (обиход)», «История церковной музыки». Изучают исторические этапы развития церковного пения в России, биографии и творчество композиторов.
Основополагающим разделом в обучении является богословский модуль. Дисциплины модуля формируют представление о вероучении Церкви: «Введение в догматическое богословие», «Введение в Священное Писание Ветхого и Нового Заветов», «История Христианской Церкви», «История Русской Православной Церкви», «Нравственное богословие», «Церковнославянский язык».
Педагогический модуль направлен на обучение студентов работе с детьми и включает 2 дисциплины – «Основы педагогики и психологии» и «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
Вариативный модуль позволяет учесть региональный компонент преподавания, изучаются дисциплины «Духовная и музыкальная культура Урала», «Региональные клиросные традиции». Широко представлен и модуль практик, что подчеркивает практическую ориентацию процесса обучения. Богослужебная практика учащихся проходит в различных храмах: в Иоанно-Предтеченском соборе, в Кафедральном Свято-Троицком соборе Екатеринбурга, в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г.Верхняя Пышма.
За 20 лет деятельности на регентском и певческом отделениях обучалось более 200 человек. На сегодняшний день наши воспитанники и выпускники охватывают своим служением более 70 храмов Екатеринбургской митрополии.
На всем протяжении существования регентское отделение ощущало особое духовное попечение со стороны правящих архиереев Екатеринбургской митрополии. Хор Регентского отделения часто сопровождал архиерейские Богослужения, многократно принимал участие в самых заметных духовных событиях Екатеринбургской епархии, в богослужебной и концертной жизни Митрополии. Особые слова благодарности за всемерную поддержку и неустанную архипастырскую заботу о регентском отделении Екатеринбургской духовной семинарии хотелось бы высказать Митрополиту Екатеринбурскому и Верхотурскому, а ныне Казанскому и Татарстанскому Кириллу.
31 августа 2017 года Учебным комитетом РПЦ было утверждено решение о присвоении регентскому отделению ЕДС статуса «Общецерковной апробационной площадки по реализации программ подготовки регентов». Создан новый четырехлетний учебный план, разработаны новые учебные программы дисциплин и практик, создаются новые локальные акты и положения. Происходит сложнейший процесс выработки единых критериев и стандартов обучения регентов в России.
19-20 марта 2018 года во главе c председателем рабочей группы по регентскому стандарту Е.М.Гундяевой состоялась инспекция регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии. По ее результатам Учебный комитет Русской Православной Церкви выдал свидетельство о церковной аккредитации программы подготовки регентов Екатеринбургской духовной семинарии сроком на шесть лет (2018-2024 гг.). Согласован и подписан учебный план подготовки регентов.
9 рабочих программ по дисциплинам музыкально-теоретического и дирижерского модулей учебного плана, разработанных заведующей регентским отделением Оксаной Евгеньевной Шелудяковой, были рекомендованы в качестве типовых программ регентским отделениям духовных учебных заведений России. Кроме того, регентское отделение Екатеринбургской духовной семинарии рекомендовано в качестве центра повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин регентских отделений.
20-22 декабря 2018 года на базе Екатеринбургской духовной семинарии были проведены первые курсы повышения квалификации для преподавателей музыкально-теоретического модуля церковных программ подготовки регентов, реализуемых в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Курсы включали лекции, открытые уроки, мастер-классы, дискуссионные площадки и рабочие совещания. 22 декабря была проведена экскурсия «Царский маршрут». Проведенные занятия получили высокую оценку представителя Учебного комитета Н.В.Леонтьевой и всех слушателей.
Наиболее важным событием для ЕДС стал прошедший 1-3 мая 2019 года в Екатеринбургской епархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всероссийский хоровой фестиваль имени священника Василия Зиновьева для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
Фестиваль был посвящен творчеству замечательного регента и педагога, духовного композитора священника Василия Зиновьева, который был регентом Архиерейского хора г. Ярославля, преподавал в Ярославской духовной семинарии, организовал ряд замечательных церковных хоровых коллективов, создал множество ярких церковных песнопений и более 100 детских хоровых песен.
В Фестивале принимало участие 10 хоровых коллективов из духовных академий и семинарий всей России: хоры Санкт-Петербургской Духовной Академии, Московской Духовной Академии, Воронежской семинарии, Екатеринбургской семинарии, Казанской семинарии, Кузбасской семинарии, Пензенской семинарии, Самарской семинарии, Саранской семинарии, Ярославской семинарии.
Это был первый фестиваль хоров регентских отделений, проводимый в России. Прежде всего он был направлен на сохранение и развитие певческой православной культуры, повышение исполнительского уровня хоровых коллективов духовных учебных заведений.
Первоочередными задачами Фестиваля стали популяризация, сохранение, преемственность и развитие отечественных традиций православного хорового искусства; расширение репертуара и активизация творческой деятельности хоров регентских отделений духовных учебных заведений; расширение межрегионального культурного сотрудничества.
В программе Фестиваля была архиерейская литургия в Храме-на-Крови, выставка «Священник Василий Зиновьев» в филармонии, прослушивание хоровых коллективов и гала-концерт в Филармонии, запись диска и сочинений священника Василия Зиновьева для детей, паломническая поездка хоровых коллективов в Невьянск, курсы повышения квалификации для преподавателей регентских отделений духовных академий и семинарий.
Безусловно, подобные проекты способствуют сближению регентских духовных учебных заведений, вносят большой вклад в укрепление дружбы и соработничества регентов и певчих, а также укреплению культурных связей между регионами и взаимного духовного обогащения всех участников. Исполнение высоких образцов русской церковной хоровой музыки – ценная возможность еще глубже воспринять русскую церковно-певческую традицию, а это залог развития и продвижения творческих инициатив в области многогранной красоты церковного искусства, культурно-творческий обмен прошлого и настоящего.
В 2018 году Регентское отделение Екатеринбургской духовной семинарии было рекомендовано Учебным комитетом в качестве центра повышения квалификации преподавателей по разработке и внедрению нового стандарта «Певчий церковного хора». 19-20 февраля 2020 года на базе Екатеринбургской духовной семинарии проведены первые курсы повышения квалификации для преподавателей церковной программы подготовки певчих, реализуемой в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. В проведении курсов приняли участие преподаватели О.Е.Шелудякова, О.А.Бондарец, И.В.Тверякова, Г.С.Денисова. В качестве слушателей курсов приняли участие преподаватели и руководители регентских отделений из Москвы, Пензы, Вологды, Самары, Саранска, Тулы, Красноярска, Оренбурга, Нижнего Новгорода.
Курсы 20-21 декабря включали лекции, открытые уроки, мастер-классы, дискуссионные площадки, И.В.Тверяковой проведена экскурсия «Царский маршрут», экскурсии по Храму-на-Крови и духовному центру «Царский», состоялась лекцию-спектакль «Рождественская драма святителя Димитрия Ростовского» в исполнении студентов Уральской консерватории и студии «Лествица» (руководитель О.Е.Шелудякова). Все мероприятия получили высокую оценку представителя Учебного комитета и всех участников. 20 слушателей курсов получили удостоверения о пройденных курсах повышения квалификации.
На певческо-регентском отделении весьма насыщенная жизнь: Богослужения, различные послушания, паломничества, культурно-образовательные мероприятия.
Стало доброй традицией участие хора в ежегодных городских праздниках, посвященных святой великомученице Екатерине, в днях памяти святых Царственных Страстотерпцев, святого праведного Симеона Верхотурского, а также в праздновании годовщин Дня Победы, в Пасхальных и Рождественских концертах, в различных мероприятиях в монастыре на Ганиной яме, в Семинарии, в записи песнопений и концертах у Храма-на Крови в составе сводного епархиального хора.
Хор регентского отделения участвовал в трех онлайн-конкурсах хоровой музыки, два из которых – с международным жюри. На всех трех конкурсах коллектив под руководством Оксана Анатольевны Бондарец завоевал Гран-при.
Особо хотелось бы выделить совместные проекты регентского отделения ЕДС и Отделения древнерусского певческого искусства Уральской консерватории. Наши учебные заведения связывает прочная дружба – выпускники Уральской консерватории являются профессорами и преподавателями Екатеринбургской духовной семинарии, а выпускники певческо-регентского отделения продолжают обучение в стенах консерватории.
Первый проект – «Пещное действо» – показал воплощение ветхозаветного сюжета в широком историческом контексте – от элементов действа и «росных стихов» Древней Руси до авторского сочинения начала ХХ столетия А.Д.Кастальского «Пещное действо». Это позволило увидеть интереснейший путь русского искусства, выявить в нем ключевые моменты. В результате возникает возможность познакомиться с процессом трансформации сюжета Пещного действа – от религиозного обряда до пьесы школьного театра, скоморошьего балаганного действа и концертного хорового сочинения.
Чин «Заздравной чаши» («За приливок о здравии государя») объединил различные жанры молений за царя: 1) песнопения, в том числе Многолетие; 2) молитву «Владыко многомилостиве; 3) заздравную речь при поднятии чаши. Первое действие было посвящено древнерусскому обряду с пением песнопений Заздравной чаши. Во втором действии были исполнены виваты и многолетия позднейшего времени, а также сохранившиеся возглашения в честь Российских государей XVII-XVIII столетий.
Третий важнейший проект – «Ростовское действо» – уникальный образец русского театрального искусства начала XVIII столетия. Это своеобразная театральная мистерия с элементами сакральности. Ее автором стал митрополит Димитрий Ростовский (Даниил Туптало, 1651–1709) – выдающийся деятель Русской Православной Церкви, просветитель, философ и драматург. В постановке прозвучали большой и малый знаменный распевы, колядки, псальмы, в том числе авторства самого святителя Димитрия Ростовского, кант, плач, элементы Обедни, фрагмент партесного концерта. Этот музыкальный ряд представляет собой панораму музыкального искусства (причём не только духовного, но и светского) рубежа XVII-XVIII веков.
В процессе подготовки мероприятий О.Е.Шелудяковой и О.А.Бондарец подготовлены компакт-диски «Священника Василий Зиновьев. Хоровые сочинения для детей», «Музыкальное приношение святым царственным страстотерпцам», «Заздравная чаша», в записи которых принимал участие хор регентского отделения.
Преподаватели регентского отделения активно занимаются научной деятельностью. За 20-летний период ими создано более чем 100 публикаций, в том числе в изданиях ВАК, 4 монографии.
К юбилею регентского отделения приурочено издание книги О.Е.Шелудяковой «Вопросы истории, теории и практики клиросного воспитания», получившей гриф Учебного комитета Патриархии, а также новое издание трех выпусков Хрестоматий по церковному пению, составленных Оксаной Анатольевной Бондарец.
Сейчас начат проект по описанию и анализу архива Иоанно-Предтеченского собора: часть архива, хранящегося в крипте собора, уже описана и подготовлена к научному исследованию.
Завершить статью хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который выступая на Первом Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви 1 декабря 2016 года, сказал: «церковный регент должен быть катехизатором, должен знать богословские дисциплины. Он должен знать историю Церкви, конечно, догматическое богословие, должен быть богословски просвещенным человеком. Тогда, соприкасаясь с таким регентом, будут меняться и певчие, в том числе и те, которые из мира придут и будут петь в наших хорах». Мы видим в этих словах Его Святейшества указание и пожелание того, каким должно быть регентское образование, каким должен быть сегодня регент и певчий.
Главное состоит в том, что обучение и воспитание регента – это сложнейший путь приближения к идеалу, при котором требуются не только серьезность, добросовестность и творческое отношение, но и немалые нравственные усилия. Регентское и певческое послушание – это благодатное и благодарное дело, это, по слову Иоанна Златоуста – «служение самое лучшее, достойное ангельской жизни»[2].
Пусть юбилейная дата станет для всех профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии источником силы и духовной крепости, утешения, доброго здравия и благополучия, успеха во всех трудах и начинаниях! Пусть радость и свет всегда живут в сердцах, служат неиссякаемым родником живой веры, надежды и любви на многая и благая лета!
[1] Из толкования на 41 псалом святителя Иоанна Златоуста: Иоанн Златоуст. Полное собрание творений св.Иоанна Златоуста в 12 тт. Т.5, кн.2. – СПб, 1904. – 976 с.
[2] Там же