ISBN 978-5-9908364-8-8
Описание
Работа посвящена комплексному изучению основных памятников византийской антилатинской полемики XII–XIV вв. (от Никиты Сеида до св. Нила Кавасилы). В общих чертах прослеживается процесс раскрытия в триадологии греческих отцов учения о совершающемся от века внутритроичном взаимопроникновении (перихорезе) Лиц Святой Троицы на основании единства сущности Божией и присущих Им энергий. Латинский догмат о Филиокве оказывается отрицанием такой перихорезы, приводит к формированию нового экклесиологического принципа, согласно которому папа, как наместник Петра, заменяет собой Христа как второе начало — носитель и податель особой харизмы Святого Духа, а Римская Церковь превращается в особую и превознесенную над остальными часть Церкви. Раскрытие этих мыслей опирается на два письма Иннокентию III, составленных Вселенским Патриархом Иоанном X Каматиром (1198–1206) в 1199–1200 гг. Исследование богато иллюстрировано цитатами из мыслей византийских и латинских авторов зрелого Средневековья и опирается на новейшую научную литературу.- Григорий Исаакович Беневич, кандидат культурологии
- Андрей Викторович Разин, старший преподаватель кафедры библеистики и богословия (Екатеринбургская духовная семинария)
Рекомендовано к публикации библейско-богословской кафедрой Екатеринбургской духовной семинарии (протокол № 03-ББК-17/18 от 16 ноября 2017 г.)
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 15-03-00665 «Многообразие гуманизма и его путей: Интеллектуальное наследие поздней Византии XIII–XIV вв.»
Переплет: мягкий
Ш х В: 145 х 215 мм
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 5 |
1. Спор о Филиокве и развитие протопаламитской и фотианской догматической мысли XII–XIV вв. Связь пневматологии и экклесиологии | 13 |
1.1. Николай Мефонский, Никита Сеид, Георгий Мосхамбар и Григорий Кипрский: критика Филиокве, учение о перихорезе Лиц Святой Троицы, обожении и дарах Святого Духа | 14 |
1.1.1. Николай Мефонский и Георгий Мосхамбар о перихорезе Ипостасей Святой Троицы | 14 |
1.1.2. Никита Сеид: связь учения о перихорезе с греко-латинской полемикой | 23 |
1.1.3. Николай Мефонский и Георгий Мосхамбар об обожении и дарах Святого Духа: некоторые замечания | 29 |
1.2. Иоанн Х Каматир, святой Нил Кавасила и Варлаам Калабрийский: от триадологии и пневматологии — к соборному учению о Церкви и критике римского примата | 37 |
1.2.1. Нил Кавасила, Варлаам Калабрийский, Никифор Григора и Матфей Властарь: критика папы, общая для паламитов и антипаламитов | 39 |
1.2.2. Образ Иоанна Векка у униатов и их противников как живая иллюстрация полемики вокруг Филиокве | 45 |
2. Принцип «экклесиологического Филиокве», его актуализация в переписке Иннокентия III и Иоанна Х Каматира и критика у византийских богословов и полемистов XIII–XIV вв. | 52 |
2.1. Постановка проблемы | 52 |
2.2. Георгий Акрополит, Герман II (1223–1240), Георгий Мосхамбар и Варлаам Калабрийский об уделении даров Святого Духа апостолам | 52 |
2.2.1. Георгий Акрополит и Герман II: Сын как единственный Податель Святого Духа Церкви | 53 |
2.2.2. Николай Мефонский, Георгий Мосхамбар и Варлаам Калабрийский: от перихорезы Ипостасей Святой Троицы — к равенству святого Петра и прочих апостолов | 55 |
2.3. Иннокентий III, Иоанн Х Каматир и Варлаам Калабрийский об «экклесиологическом Филиокве» | 60 |
2.3.1. Экклесиологическая аргументация Иннокентия III | 60 |
2.3.2. Критика Иоанном Х Каматиром экклесиологии Иннокентия III | 72 |
Заключение. Св Максим Исповедник и св. Иоанн Дамаскин: Христос, Его образ и Его Промысл (власть) над Церковью и миром | 77 |
Приложение | 83 |
Указатель имен древних и средневековых писателей и церковно-исторических деятелей | 83 |
Указатель имен современных авторов | 86 |
Указатель цитат из Священного Писания | 88 |
Ветхий Завет | 88 |
Новый Завет | 88 |
Список сокращений | 89 |
Summary | 90 |
Пожертвовать
На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)