250 руб. (предлагаемый размер пожертвования за pdf)
Описание
Пособие предназначено для подготовки к выпускному экзамену по догматическому богословию. Составленное на основе классических и наиболее употребительных учебных пособий по догматическому богословию, Руководство включает вопросы к экзамену и развернутые ответы на них и имеет целью предельно упростить и облегчить подготовку выпускников к экзамену.
Издание, в первую очередь, ориентировано на студентов Екатеринбургской духовной семинарии очного и заочного отделений.
Автор – Дмитрий Федорович Аникин, магистр педагогики, старший преподаватель библейско-богословской кафедры (Екатеринбургская духовная семинария)
- Архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов), кандидат богословия, профессор, проректор по научной работе (Екатеринбургская духовная семинария)
- Протоиерей Сергий Алексеев, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин (Екатеринбургская духовная семинария)
- Протоиерей Виктор Зырянов, преподаватель (Екатеринбургская духовная семинария);
- Иерей Константин Павлюченко, кандидат богословия, преподаватель (Екатеринбургская духовная семинария)
Рекомендовано Библейско-богословской кафедрой ЕПДС в качестве учебного пособия для подготовки к выпускному экзамену по догматическому богословию (протокол заседания кафедры № 02-ББК-10/11 от 24.03.2011)
Переплет: мягкий
Ш х В: 145 х 215 мм
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ | 4 |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ | 6 |
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ | 14 |
1. Богословие: определение, краткая история термина. Понятие о религиозной вере (Евр 11.1). Соотношение веры и богословия. Цель богословия | 15 |
2. Догмат: определение, этимология термина. В каком значении употреблялся в античной культуре; употребление в Священном Писании, у отцов Церкви; когда приобретает современное значение. Свойства догматов. Богословские мнения (теологумены, частные богословские мнения), их отличие от догматов. Догматы и нравственность | 22 |
3. Догматическое богословие как церковно-научная дисциплина. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Научный характер, предмет, задачи и метод православно-догматического богословия. Разделение догматического богословия. Теория догматического развития | 33 |
4. Первый период истории развития догматической науки: временные рамки, характеристика, состояние богословской мысли, важнейшие догматические сочинения | 37 |
5. Второй период истории развития догматической науки: временные рамки, характеристика, состояние богословской мысли, важнейшие догматические сочинения | 41 |
6. Третий период истории развития догматической науки: временные рамки, характеристика, состояние богословской мысли. Важнейшие догматические сочинения современных греческих авторов. Русская школа догматистов | 44 |
7. Вероучительные тексты (вероизложения) православной Церкви. Причины догматического творчества Вселенских Соборов. Значение понятия «орос». Вероопределения Вселенских и Поместных Соборов | 49 |
8. Вероучительные тексты (вероизложения) православной Церкви. Древние Символы и Исповедания веры. «Символические книги» — происхождение и значение термина. «Символические книги» Православия: время и причины появления, их оценка | 54 |
9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс 18.2–4; Рим 1.20; 1Тим 2.4). Нравственные условия богопознания (Прем 1.4; Мф 5.8; Ин 3.20; 4.7–8; 1Кор 2.14) | 61 |
10. Вопрос о границах богопознания и его разрешение в истории Церкви: доктрина Евномия и святоотеческое учение о непостижимости сущности Божией и постижимости Его действий в мире | 65 |
11. Вопрос о границах богопознания и его разрешение в истории Церкви: доктрина Варлаама и учение свт.Григория Паламы о различии сущности и энергий Бога. Апофатическое и катафатическое богословие | 71 |
12. Божественное Откровение: понятие, виды и способы сохранения. Понятие о Священном Предании. Формальное Предание, его структура | 79 |
13. Понятие о Священном Писании. Происхождение слова «Библия». Библейские и богословские корни понятия «Новый Завет» (Иер 31.31–33; 1Кор 11.25). Богословский и литературный смысл слова «Евангелие». Понятие богодухновенности, ее признаки. Канон Священного Писания Ветхого и Нового Заветов — структура, состав, краткая история формирования | 83 |
14. Отношения Священного Писания и Священного Предания. Старая (латинская) концепция Писания и Предания. Протестантский принцип «только Писание». Суть воззрений на соотношение Писания и Предания в православном богословии XX в. | 90 |
15. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух (Ин 4.24; 2Кор 3.17). Отрицание в Боге свойств, принадлежащих веществу. Свойства, принадлежащие только духу. Понятие о существенных свойствах Божиих и их разделение. Свойства существа Божия вообще (Ис 43.10; Ин 5.26; Откр 1.8; Мал 3.6; Числ 23.19; Иак 1.17; Ис 48.12; Пс 89.2; 2Пет 3.8; Ис 66.1; Пс 138.7–10; Деян 17.27–28; Еф 4.6) | 95 |
16. Свойства ума Божия (Пс 146.5; Есф 4.17; Дан 13.42; Мф 11.27; Рим 11.33; 1Кор 2.10–11; Пс 37.10; 1Ин 3.20). Свойства воли Божией (Пс 113.11; Дан 4.32; Еф 1.5,11; 1Кор 12.11; Лев 19.2; Притч 11.20; Ис 6.3; Пс 32.9; Быт 17.1; Лев 19.2; Втор 32.35; Иер 32.41; Пс 44.8; Ин 3.16) | 105 |
17. О троичности Лиц (Ипостасей) в Боге при единстве существа: доказательства из Священного Писания (Быт 1.1,26; 3.22; 11.6–7; 18.1–3; Ис 6.3; Мф 28.19; 1Ин 5.7). Единство и нераздельность существа трех Божеских Лиц (Ин 10.30,38; 1Кор 2.10–12). Доказательства Священного Предания (верование Древней Церкви) | 115 |
18. Догмат о Пресвятой Троице: формулировка «Пространного катихизиса». Происхождение термина «Троица». Особенности троичного богословия доникейского периода. Антитринитарные ереси (кроме арианства): краткая характеристика, причины возникновения | 122 |
19. Состояние учения о Святой Троице в IV веке. Арианская доктрина. Терминологическая работа Великих каппадокийцев: разграничение понятий οὐσία (сущность), ὑπόστασις (ипостась), наделение новым содержанием понятия πρόσωπον (лицо). Выработка нового для античности понятия «личность». Отношения природы и личности | 128 |
20. Различия восточной и западной триадологии. Римо-католический догмат «филиокве»: его смысл и критика в православном богословии. Святоотеческое учение о монархии Бога Отца | 135 |
21. О равенстве и единосущии Божеских Лиц (Ипостасей): связь с учением о троичности Лиц, доказательства их Божественности и равенства из Писания (Рим 1.7; 1Кор 8.6; 2Кор 1.3; Ин 1.1–2; Ин 10.30; 1Ин 5.20; Рим 9.4; 1Тим 3.16; Тит 2.11–13; Кол 2.9; Ин 15.26; Деян 5.3–4; 1Кор 6.19; Мф 28.19). Доказательства из Священного Предания | 141 |
22. О различии Божеских Лиц по личным (ипостасным) свойствам: отношения между Лицами и вытекающие из этих отношений личные свойства: 1) Бога Отца (Пс 2.7; Пс 109.3; Мф 11.27; Ин 5.23,26); 2) Бога Сына (Ин 1.18; 10.38; 20.17; Рим 8.32; Евр 1.5); 3) Бога Духа Святого (Ин 15.26) | 148 |
23. Три основных группы нехристианских теорий происхождения мира: характеристика и оценка. Понятие о творении, особенность христианского учения о творении (Быт 1.1; Пс 145.5–6; Неем 9.6; Евр 11.3; 2Мак 7.28) | 154 |
24. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения (1Кор 8.6; Кол 1.16; Пс 32.6; Иов 33.4). Основные виды творений Божиих, порядок творения. Побуждение и цель творения | 160 |
25. Понятие об ангелах, их происхождение и время сотворения (Кол 1.16; Иов 38.6–7). Природа ангелов и ее свойства (Тов 12.19; Мф 22.29–30; Евр 1.14). Число ангелов, небесная иерархия (Дан 7.10; Ис 6.2; Иез 1.10; 1Цар 4.4; 1Пет 3.22; Кол 1.16; 1Фес 4.16) | 165 |
26. Творение мира видимого. Содержание и продолжительность дней творения. Совершенство творения | 175 |
27. Творение человека. Особенности библейского повествования о творении человека. Состав природы человека. Мнения о происхождении человеческих душ. Образ и подобие Божие в человеке | 186 |
28. Назначение человека. Важность учения о происхождении человеческого рода от Адама и Евы (Деян 17.26; Рим 5.12). Попечение Божие о человеке до грехопадения | 196 |
29. Понятие о Промысле Божием. Действия и виды Промысла (Пс 103.27–30; Деян 17.28; Евр 1.3; Пс 144.15–16; Мф 6.26–30). Предметы Божественного Промысла. Естественный и сверхъестественный способы промышления о мире | 206 |
30. Промысл Божий об ангелах. Служение ангелов Богу (Ис 6.3; Дан 7.10; Пс 102.20–21), людям (Откр 1.20; Пс 38.8; 90.10–11; Мф 18.10; Евр 1.14). Нравственное состояние ангелов | 212 |
31. Бытие злых духов: их природа, число и степени. Этимология слов «демон», «диавол», «сатана». Падение злых духов, искажение их природы (Иуд 6; Откр 12.9; Лк 10.18; Ин 12.31; 2Кор 4.4; Прем 2.24; 1Ин 3.8). Отношение злых духов к человеку (1Пет 5.8; Ин 8.44). Промысл Божий о злых духах (Иов 1.12; Иак 1.12; 1Кор 10.13; 2Кор 12.17) | 216 |
32. Грехопадение прародителей, его образ и причины. Психологическая достоверность библейского повествования о грехопадении. Следствия грехопадения: проклятие — определение и смысл; последствия в отношениях между Богом и человеком; в природе человека; в отношениях между людьми; во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком (Быт 3) | 224 |
33. Понятие о первородном грехе. Переход греха прародителей на весь человеческий род. Действительность первородного греха и способ распространения (Иов 14.4–5; Пс 50.7; Рим 5.12; 1Кор 15.22). Вменение первородного греха (Ин 3.5–6; Рим 3.10,23; 7.15–23) | 233 |
34. Доктрина Пелагия. Учение блж.Августина о свободе и благодати. Римо-католическое учение о первобытной праведности и первородном грехе | 240 |
35. Понятие о спасении, две стороны спасения (Еф 2.8; Флп 2.12; 1Кор 3.9). Необходимость особенного промышления Божия для спасения падшего человека (Пс 48.8–9). Средство, избранное Богом для спасения человеческого рода; участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле спасения и почему воплотился именно Бог Сын (Ин 3.16–17; 10.17–18; 12.49; 14.10; Лк 1.35; 4.18–19; Рим 3.25; 1Кор 2.7,8, 10; Тит 3.4–6) | 246 |
36. История догмата о Боговоплощении. Христологические ереси: иудействующих, гностиков-докетов, монархиан, аполлинариан | 251 |
37. История догмата о Боговоплощении. Христологические ереси: несторианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество | 255 |
38. О Лице Господа Иисуса Христа: Он есть истинный Бог и истинный Человек (Пс 2.7; 109.3; Ин 1.14,17; 5.19,21, 23,26; Мк 14.61–62; 1Ин 5.20; 1Тим 3.16; Флп 2.6; Мф 8.20; Лк 24.39; Рим 5.15; 1Кор 15.21; 1Тим 2.5). Сверхъестественное рождение и безгрешность Богочеловека (Ис 7.14; Лк 1.30–32; Ис 53.9; Ин 8.46; 14.30; 1Пет 2.22; 1Ин 3.5; 2Кор 5.21) | 265 |
39. Соединение Божественной и Человеческой природ во Христе: действительность и образ соединения (Ин 3.13; 1Кор 8.6; Флп 2.6–8; Рим 9.5), орос Халкидонского Собора. Следствия соединения природ (Ин 3.13; 1Кор 2.8; Рим 5.10; 1Кор 15.47; Ин 5.22–23; Лк 22.42) | 274 |
40. О Лице Пресвятой Девы Марии — Богородицы (Лк 1.31,35, 41–43; Гал 4.4). Римо-католический догмат о непорочном зачатии Божией Матери | 285 |
41. Этимология имени «Иисус Христос». Понятие о тройственном служении Господа Иисуса Христа. Пророческое служение Господа Иисуса Христа (Лк 4.18-19; Ин 5.20; Рим 10.4; Евр 1.1) | 290 |
42. Понятие о первосвященническом служении Господа Иисуса Христа (Пс 109.4; Евр 3.1; 4.14,16; 5.5–6). Божественный кеносис (Ис 53.4–6; Евр 10.5–7; Флп 2.6–8; Гал 3.13) | 299 |
43. Этимология слова «искупление». Смерть Иисуса Христа как искупительная за нас Жертва (Ис 53.5–7; Мф 20.28; Мк 10.45; Ин 1.29; 3.14–15; 10.17–18; 1Пет 1.18–20; 1Ин 1.7; 5.8–10; 1Кор 6.20; 2Кор 5.21; Еф 1.7; 5.2; Кол 1.14). Спасительные плоды Жертвы Христовой (Лк 24.25–26; 1Пет 1.11; 3.22; Еф 1.20–22; Ин 3.16; 17.24; 1Ин 2.2; Рим 3.23–25; Еф 5.25–27; 2Кор 5.14–15; Кол 1.20; Евр 2.14) | 304 |
44. Юридическая и нравственная теории Искупления | 317 |
45. Царское служение Господа Иисуса Христа (Ис 9.6–7; Зах 9.9; Ин 5.36; 10.37–38; 12.13; 14.2–3; 17.1–2; 1Пет 3.18–19; Евр 2.14; 9.24; Еф 4.8–10; Кол 3.1–3) | 325 |
46. Понятие об освящении человека, участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле освящения (1Кор 1.2; 6.11; 12.3; 1Фес 5.23; Рим 1.7; Гал 5.22). Учение о благодати, ее виды, необходимость благодати для освящения человека (Ин 3.5; 6.43–45; 15.4–5; Деян 15.11; 2Пет 1.2–3; Рим 5.20–21; 8.14; 1Кор 12.3; 2Кор 12.9; 2Тим 1.8–9; Флп 2.12–13) | 332 |
47. Всеобщность благодати (1Ин 2.2; 1Тим 2.4,6). Православное понимание предопределения Божия, значение человеческой свободы (Ис 66.4; Зах 1.3; Мф 16.24; Деян 7.51; Рим 8.29–30; Откр 3.20). Условия освящения человека благодатью Божией — значение веры и добрых дел в нашем спасении (Мк 16.16; Ин 3.36; Деян 3.19; Иак 1.18; 1Кор 6.11; Гал 3.5–7; Рим 1.17; 2.13; Евр 11.6; Мф 7.21; Ин 14.21; Иак 2.26; Еф 2.10) | 343 |
48. Понятие о Церкви. Основные смыслы слова «Церковь». Богоучережденность Церкви (Мф 16.18; Деян 20.28; Еф 5.25). Цель существования Церкви и средства, данные ей для осуществления этой цели (Еф 4.11–13). Необходимость принадлежать к Церкви для спасения | 351 |
49. Члены Церкви (1Кор 12.13). Состав Церкви: паства и богоучрежденная иерархия, ее степени, взаимные отношения степеней церковной иерархии (Ин 20.21–23; Лк 10.16; Еф 4.11; Деян 14.23; 20.28; Евр 13.17; 1Фес 5.12–13; Тит 1.5) | 360 |
50. Глава Церкви (Мф 28.20; Еф 1.22-23; 4.15–16; Кол 2.19). Существенные свойства Церкви (Мф 16.18; Ин 17.21,23; Еф 2.19–21; 5.25–27; Тит 2.14) | 372 |
51. Понятие о таинствах Церкви, число таинств. Происхождение учения о седмеричном числе таинств. Таинство Крещения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, его необходимость (Мф 28.18–20; Мк 16.16; Ин 3.5; Деян 2.38; 8.36,38; Гал 3.26–28; 1Кор 12.13). Крещение младенцев (Мф 19.14; Деян 16.14–15; 30–39; 1Кор 1.16). Неповторяемость Крещения (Рим 6.3–4; Еф 4.5) | 382 |
52. Таинство Миропомазания: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, необходимость его (Ин 7.37–39; Деян 8.14–17; 19.1–6; 1Ин 2.20,27; 2Кор 1.21–22) | 395 |
53. Таинство Священства: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, необходимость его (Деян 6.6; 14.23; 20.28; 1Тим 4.14; 2Тим 1.6; Еф 4.12) | 402 |
54. Таинство Евхаристии: Божественное установление, его видимая сторона (Мф 26.26–28; 1Кор 11.23–25). Невидимое существо таинства: действительность, образ и следствия присутствия Христа в Евхаристии (Ин 6.47–51,53–56; 1Кор 10.16; 11.27–29). Отношение Евхаристии к Жертве крестной (Ин 6.51; 1Кор 11.26) | 410 |
55. Таинство Покаяния: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, необходимость его (Мф 18.18; Ин 20.21–23; Иоил 2.12–13; Лк 15.18–19; 18.13; 2Пет 3.9). Значение епитимий, краткая история сложения покаянной дисциплины в Церкви (1Кор 5.1–5; 11.32; 2Кор 2.6–8). Особенности римо-католического учения о покаянии. Удовлетворение и индульгенции | 418 |
56. Таинства Брака и Елеосвящения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинств, их необходимость (Быт 1.27–28; 2.23–24; 9.1; Мф 19.4–6; 1Кор 7.1–2,8–11,39; Еф 5.22–25,32; Евр 13.4; Иак 5.14–15). Особенности римо-католического учения о Браке и Елеосвящении | 430 |
57. Понятие о Боге как Судии и Мздовоздаятеле. Понятие о частном суде, его действительность (Лк 12.20; 16.22–25; 20.38; 23.43; Евр 9.27; 11.6; Сир 11.26–27; Флп 1.23–24; 2Кор 5.1,8). Учение о посмертной участи человека. Понятие о рае и аде | 441 |
58. Прославление праведников на земле — почитание святых, их мощей и икон. Вероопределение VII Вселенского Собора. Молитвы за усопших (Мф 12.32; Вар 3.4–5; 2Мак 12.39–46). Римо-католическое учение о чистилище | 450 |
59. Неизвестность времени Второго славного пришествия Господа Иисуса Христа и признаки его приближения (Мф 16.27; 24.14, 30, 36; Лк 18.8; Деян 1.11; Иуд 14–15; 2Тим 3.1–5; Евр 9.28). Понятие об антихристе (Ин 5.43; 2Фес 2.3–4,7–10) | 461 |
60. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскрешение мертвых, изменение живых и всеобщий Страшный Суд (Иов 19.25; Мф 19.28; Ин 5.25,28,29; Рим 8.11; 1Кор 15.12–17,35–38,42–44,51–53; 2Кор 5.10; Флп 3.21; 1Фес 4.16–17; Евр 9.27). Вечность Царства Христова. Кончина мира и жизнь будущего века: мздовоздаяние грешникам и праведникам (2Пет 3.7,10,12–13; Рим 8.19–21; 1Кор 15.24–26; Лк 12.47–48) | 467 |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА | 481 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | 484 |
УКАЗАТЕЛЬ | 493 |
Пожертвовать
На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)