Догматическое богословие: руководство к выпускному экзамену

Догматическое богословие: руководство к выпускному экзамену / сост. Д. Ф. Аникин. Екатеринбург: Информ.-изд. отдел ЕДС, 2013. 506 с.

250 руб. (предлагаемый размер пожертвования за pdf)

Описание

Пособие предназначено для подготовки к выпускному экзамену по догматическому богословию. Составленное на основе классических и наиболее употребительных учебных пособий по догматическому богословию, Руководство включает вопросы к экзамену и развернутые ответы на них и имеет целью предельно упростить и облегчить подготовку выпускников к экзамену.

Издание, в первую очередь, ориентировано на студентов Екатеринбургской духовной семинарии очного и заочного отделений.

Автор – Дмитрий Федорович Аникин, магистр педагогики, старший преподаватель библейско-богословской кафедры (Екатеринбургская духовная семинария)

Рецензенты:
  • Архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов), кандидат богословия, профессор, проректор по научной работе (Екатеринбургская духовная семинария)
  • Протоиерей Сергий Алексеев, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин (Екатеринбургская духовная семинария)
  • Протоиерей Виктор Зырянов, преподаватель (Екатеринбургская духовная семинария);
  • Иерей Константин Павлюченко, кандидат богословия, преподаватель (Екатеринбургская духовная семинария)

Рекомендовано Библейско-богословской кафедрой ЕПДС в качестве учебного пособия для подготовки к выпускному экзамену по догматическому богословию (протокол заседания кафедры № 02-ББК-10/11 от 24.03.2011)

Переплет: мягкий
Ш х В: 145 х 215 мм

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ 4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 6
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 14
1. Богословие: определение, краткая история термина. Понятие о религиозной вере (Евр 11.1). Соотношение веры и богословия. Цель богословия 15
2. Догмат: определение, этимология термина. В каком значении употреблялся в античной культуре; употребление в Священном Писании, у отцов Церкви; когда приобретает современное значение. Свойства догматов. Богословские мнения (теологумены, частные богословские мнения), их отличие от догматов. Догматы и нравственность 22
3. Догматическое богословие как церковно-научная дисциплина. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Научный характер, предмет, задачи и метод православно-догматического богословия. Разделение догматического богословия. Теория догматического развития 33
4. Первый период истории развития догматической науки: временные рамки, характеристика, состояние богословской мысли, важнейшие догматические сочинения 37
5. Второй период истории развития догматической науки: временные рамки, характеристика, состояние богословской мысли, важнейшие догматические сочинения 41
6. Третий период истории развития догматической науки: временные рамки, характеристика, состояние богословской мысли. Важнейшие догматические сочинения современных греческих авторов. Русская школа догматистов 44
7. Вероучительные тексты (вероизложения) православной Церкви. Причины догматического творчества Вселенских Соборов. Значение понятия «орос». Вероопределения Вселенских и Поместных Соборов 49
8. Вероучительные тексты (вероизложения) православной Церкви. Древние Символы и Исповедания веры. «Символические книги» — происхождение и значение термина. «Символические книги» Православия: время и причины появления, их оценка 54
9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс 18.2–4; Рим 1.20; 1Тим 2.4). Нравственные условия богопознания (Прем 1.4; Мф 5.8; Ин 3.20; 4.7–8; 1Кор 2.14) 61
10. Вопрос о границах богопознания и его разрешение в истории Церкви: доктрина Евномия и святоотеческое учение о непостижимости сущности Божией и постижимости Его действий в мире 65
11. Вопрос о границах богопознания и его разрешение в истории Церкви: доктрина Варлаама и учение свт.Григория Паламы о различии сущности и энергий Бога. Апофатическое и катафатическое богословие 71
12. Божественное Откровение: понятие, виды и способы сохранения. Понятие о Священном Предании. Формальное Предание, его структура 79
13. Понятие о Священном Писании. Происхождение слова «Библия». Библейские и богословские корни понятия «Новый Завет» (Иер 31.31–33; 1Кор 11.25). Богословский и литературный смысл слова «Евангелие». Понятие богодухновенности, ее признаки. Канон Священного Писания Ветхого и Нового Заветов — структура, состав, краткая история формирования 83
14. Отношения Священного Писания и Священного Предания. Старая (латинская) концепция Писания и Предания. Протестантский принцип «только Писание». Суть воззрений на соотношение Писания и Предания в православном богословии XX в. 90
15. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух (Ин 4.24; 2Кор 3.17). Отрицание в Боге свойств, принадлежащих веществу. Свойства, принадлежащие только духу. Понятие о существенных свойствах Божиих и их разделение. Свойства существа Божия вообще (Ис 43.10; Ин 5.26; Откр 1.8; Мал 3.6; Числ 23.19; Иак 1.17; Ис 48.12; Пс 89.2; 2Пет 3.8; Ис 66.1; Пс 138.7–10; Деян 17.27–28; Еф 4.6) 95
16. Свойства ума Божия (Пс 146.5; Есф 4.17; Дан 13.42; Мф 11.27; Рим 11.33; 1Кор 2.10–11; Пс 37.10; 1Ин 3.20). Свойства воли Божией (Пс 113.11; Дан 4.32; Еф 1.5,11; 1Кор 12.11; Лев 19.2; Притч 11.20; Ис 6.3; Пс 32.9; Быт 17.1; Лев 19.2; Втор 32.35; Иер 32.41; Пс 44.8; Ин 3.16) 105
17. О троичности Лиц (Ипостасей) в Боге при единстве существа: доказательства из Священного Писания (Быт 1.1,26; 3.22; 11.6–7; 18.1–3; Ис 6.3; Мф 28.19; 1Ин 5.7). Единство и нераздельность существа трех Божеских Лиц (Ин 10.30,38; 1Кор 2.10–12). Доказательства Священного Предания (верование Древней Церкви) 115
18. Догмат о Пресвятой Троице: формулировка «Пространного катихизиса». Происхождение термина «Троица». Особенности троичного богословия доникейского периода. Антитринитарные ереси (кроме арианства): краткая характеристика, причины возникновения 122
19. Состояние учения о Святой Троице в IV веке. Арианская доктрина. Терминологическая работа Великих каппадокийцев: разграничение понятий οὐσία (сущность), ὑπόστασις (ипостась), наделение новым содержанием понятия πρόσωπον (лицо). Выработка нового для античности понятия «личность». Отношения природы и личности 128
20. Различия восточной и западной триадологии. Римо-католический догмат «филиокве»: его смысл и критика в православном богословии. Святоотеческое учение о монархии Бога Отца 135
21. О равенстве и единосущии Божеских Лиц (Ипостасей): связь с учением о троичности Лиц, доказательства их Божественности и равенства из Писания (Рим 1.7; 1Кор 8.6; 2Кор 1.3; Ин 1.1–2; Ин 10.30; 1Ин 5.20; Рим 9.4; 1Тим 3.16; Тит 2.11–13; Кол 2.9; Ин 15.26; Деян 5.3–4; 1Кор 6.19; Мф 28.19). Доказательства из Священного Предания 141
22. О различии Божеских Лиц по личным (ипостасным) свойствам: отношения между Лицами и вытекающие из этих отношений личные свойства: 1) Бога Отца (Пс 2.7; Пс 109.3; Мф 11.27; Ин 5.23,26); 2) Бога Сына (Ин 1.18; 10.38; 20.17; Рим 8.32; Евр 1.5); 3) Бога Духа Святого (Ин 15.26) 148
23. Три основных группы нехристианских теорий происхождения мира: характеристика и оценка. Понятие о творении, особенность христианского учения о творении (Быт 1.1; Пс 145.5–6; Неем 9.6; Евр 11.3; 2Мак 7.28) 154
24. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения (1Кор 8.6; Кол 1.16; Пс 32.6; Иов 33.4). Основные виды творений Божиих, порядок творения. Побуждение и цель творения 160
25. Понятие об ангелах, их происхождение и время сотворения (Кол 1.16; Иов 38.6–7). Природа ангелов и ее свойства (Тов 12.19; Мф 22.29–30; Евр 1.14). Число ангелов, небесная иерархия (Дан 7.10; Ис 6.2; Иез 1.10; 1Цар 4.4; 1Пет 3.22; Кол 1.16; 1Фес 4.16) 165
26. Творение мира видимого. Содержание и продолжительность дней творения. Совершенство творения 175
27. Творение человека. Особенности библейского повествования о творении человека. Состав природы человека. Мнения о происхождении человеческих душ. Образ и подобие Божие в человеке 186
28. Назначение человека. Важность учения о происхождении человеческого рода от Адама и Евы (Деян 17.26; Рим 5.12). Попечение Божие о человеке до грехопадения 196
29. Понятие о Промысле Божием. Действия и виды Промысла (Пс 103.27–30; Деян 17.28; Евр 1.3; Пс 144.15–16; Мф 6.26–30). Предметы Божественного Промысла. Естественный и сверхъестественный способы промышления о мире 206
30. Промысл Божий об ангелах. Служение ангелов Богу (Ис 6.3; Дан 7.10; Пс 102.20–21), людям (Откр 1.20; Пс 38.8; 90.10–11; Мф 18.10; Евр 1.14). Нравственное состояние ангелов 212
31. Бытие злых духов: их природа, число и степени. Этимология слов «демон», «диавол», «сатана». Падение злых духов, искажение их природы (Иуд 6; Откр 12.9; Лк 10.18; Ин 12.31; 2Кор 4.4; Прем 2.24; 1Ин 3.8). Отношение злых духов к человеку (1Пет 5.8; Ин 8.44). Промысл Божий о злых духах (Иов 1.12; Иак 1.12; 1Кор 10.13; 2Кор 12.17) 216
32. Грехопадение прародителей, его образ и причины. Психологическая достоверность библейского повествования о грехопадении. Следствия грехопадения: проклятие — определение и смысл; последствия в отношениях между Богом и человеком; в природе человека; в отношениях между людьми; во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком (Быт 3) 224
33. Понятие о первородном грехе. Переход греха прародителей на весь человеческий род. Действительность первородного греха и способ распространения (Иов 14.4–5; Пс 50.7; Рим 5.12; 1Кор 15.22). Вменение первородного греха (Ин 3.5–6; Рим 3.10,23; 7.15–23) 233
34. Доктрина Пелагия. Учение блж.Августина о свободе и благодати. Римо-католическое учение о первобытной праведности и первородном грехе 240
35. Понятие о спасении, две стороны спасения (Еф 2.8; Флп 2.12; 1Кор 3.9). Необходимость особенного промышления Божия для спасения падшего человека (Пс 48.8–9). Средство, избранное Богом для спасения человеческого рода; участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле спасения и почему воплотился именно Бог Сын (Ин 3.16–17; 10.17–18; 12.49; 14.10; Лк 1.35; 4.18–19; Рим 3.25; 1Кор 2.7,8, 10; Тит 3.4–6) 246
36. История догмата о Боговоплощении. Христологические ереси: иудействующих, гностиков-докетов, монархиан, аполлинариан 251
37. История догмата о Боговоплощении. Христологические ереси: несторианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество 255
38. О Лице Господа Иисуса Христа: Он есть истинный Бог и истинный Человек (Пс 2.7; 109.3; Ин 1.14,17; 5.19,21, 23,26; Мк 14.61–62; 1Ин 5.20; 1Тим 3.16; Флп 2.6; Мф 8.20; Лк 24.39; Рим 5.15; 1Кор 15.21; 1Тим 2.5). Сверхъестественное рождение и безгрешность Богочеловека (Ис 7.14; Лк 1.30–32; Ис 53.9; Ин 8.46; 14.30; 1Пет 2.22; 1Ин 3.5; 2Кор 5.21) 265
39. Соединение Божественной и Человеческой природ во Христе: действительность и образ соединения (Ин 3.13; 1Кор 8.6; Флп 2.6–8; Рим 9.5), орос Халкидонского Собора. Следствия соединения природ (Ин 3.13; 1Кор 2.8; Рим 5.10; 1Кор 15.47; Ин 5.22–23; Лк 22.42) 274
40. О Лице Пресвятой Девы Марии — Богородицы (Лк 1.31,35, 41–43; Гал 4.4). Римо-католический догмат о непорочном зачатии Божией Матери 285
41. Этимология имени «Иисус Христос». Понятие о тройственном служении Господа Иисуса Христа. Пророческое служение Господа Иисуса Христа (Лк 4.18-19; Ин 5.20; Рим 10.4; Евр 1.1) 290
42. Понятие о первосвященническом служении Господа Иисуса Христа (Пс 109.4; Евр 3.1; 4.14,16; 5.5–6). Божественный кеносис (Ис 53.4–6; Евр 10.5–7; Флп 2.6–8; Гал 3.13) 299
43. Этимология слова «искупление». Смерть Иисуса Христа как искупительная за нас Жертва (Ис 53.5–7; Мф 20.28; Мк 10.45; Ин 1.29; 3.14–15; 10.17–18; 1Пет 1.18–20; 1Ин 1.7; 5.8–10; 1Кор 6.20; 2Кор 5.21; Еф 1.7; 5.2; Кол 1.14). Спасительные плоды Жертвы Христовой (Лк 24.25–26; 1Пет 1.11; 3.22; Еф 1.20–22; Ин 3.16; 17.24; 1Ин 2.2; Рим 3.23–25; Еф 5.25–27; 2Кор 5.14–15; Кол 1.20; Евр 2.14) 304
44. Юридическая и нравственная теории Искупления 317
45. Царское служение Господа Иисуса Христа (Ис 9.6–7; Зах 9.9; Ин 5.36; 10.37–38; 12.13; 14.2–3; 17.1–2; 1Пет 3.18–19; Евр 2.14; 9.24; Еф 4.8–10; Кол 3.1–3) 325
46. Понятие об освящении человека, участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле освящения (1Кор 1.2; 6.11; 12.3; 1Фес 5.23; Рим 1.7; Гал 5.22). Учение о благодати, ее виды, необходимость благодати для освящения человека (Ин 3.5; 6.43–45; 15.4–5; Деян 15.11; 2Пет 1.2–3; Рим 5.20–21; 8.14; 1Кор 12.3; 2Кор 12.9; 2Тим 1.8–9; Флп 2.12–13) 332
47. Всеобщность благодати (1Ин 2.2; 1Тим 2.4,6). Православное понимание предопределения Божия, значение человеческой свободы (Ис 66.4; Зах 1.3; Мф 16.24; Деян 7.51; Рим 8.29–30; Откр 3.20). Условия освящения человека благодатью Божией — значение веры и добрых дел в нашем спасении (Мк 16.16; Ин 3.36; Деян 3.19; Иак 1.18; 1Кор 6.11; Гал 3.5–7; Рим 1.17; 2.13; Евр 11.6; Мф 7.21; Ин 14.21; Иак 2.26; Еф 2.10) 343
48. Понятие о Церкви. Основные смыслы слова «Церковь». Богоучережденность Церкви (Мф 16.18; Деян 20.28; Еф 5.25). Цель существования Церкви и средства, данные ей для осуществления этой цели (Еф 4.11–13). Необходимость принадлежать к Церкви для спасения 351
49. Члены Церкви (1Кор 12.13). Состав Церкви: паства и богоучрежденная иерархия, ее степени, взаимные отношения степеней церковной иерархии (Ин 20.21–23; Лк 10.16; Еф 4.11; Деян 14.23; 20.28; Евр 13.17; 1Фес 5.12–13; Тит 1.5) 360
50. Глава Церкви (Мф 28.20; Еф 1.22-23; 4.15–16; Кол 2.19). Существенные свойства Церкви (Мф 16.18; Ин 17.21,23; Еф 2.19–21; 5.25–27; Тит 2.14) 372
51. Понятие о таинствах Церкви, число таинств. Происхождение учения о седмеричном числе таинств. Таинство Крещения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, его необходимость (Мф 28.18–20; Мк 16.16; Ин 3.5; Деян 2.38; 8.36,38; Гал 3.26–28; 1Кор 12.13). Крещение младенцев (Мф 19.14; Деян 16.14–15; 30–39; 1Кор 1.16). Неповторяемость Крещения (Рим 6.3–4; Еф 4.5) 382
52. Таинство Миропомазания: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, необходимость его (Ин 7.37–39; Деян 8.14–17; 19.1–6; 1Ин 2.20,27; 2Кор 1.21–22) 395
53. Таинство Священства: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, необходимость его (Деян 6.6; 14.23; 20.28; 1Тим 4.14; 2Тим 1.6; Еф 4.12) 402
54. Таинство Евхаристии: Божественное установление, его видимая сторона (Мф 26.26–28; 1Кор 11.23–25). Невидимое существо таинства: действительность, образ и следствия присутствия Христа в Евхаристии (Ин 6.47–51,53–56; 1Кор 10.16; 11.27–29). Отношение Евхаристии к Жертве крестной (Ин 6.51; 1Кор 11.26) 410
55. Таинство Покаяния: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, необходимость его (Мф 18.18; Ин 20.21–23; Иоил 2.12–13; Лк 15.18–19; 18.13; 2Пет 3.9). Значение епитимий, краткая история сложения покаянной дисциплины в Церкви (1Кор 5.1–5; 11.32; 2Кор 2.6–8). Особенности римо-католического учения о покаянии. Удовлетворение и индульгенции 418
56. Таинства Брака и Елеосвящения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинств, их необходимость (Быт 1.27–28; 2.23–24; 9.1; Мф 19.4–6; 1Кор 7.1–2,8–11,39; Еф 5.22–25,32; Евр 13.4; Иак 5.14–15). Особенности римо-католического учения о Браке и Елеосвящении 430
57. Понятие о Боге как Судии и Мздовоздаятеле. Понятие о частном суде, его действительность (Лк 12.20; 16.22–25; 20.38; 23.43; Евр 9.27; 11.6; Сир 11.26–27; Флп 1.23–24; 2Кор 5.1,8). Учение о посмертной участи человека. Понятие о рае и аде 441
58. Прославление праведников на земле — почитание святых, их мощей и икон. Вероопределение VII Вселенского Собора. Молитвы за усопших (Мф 12.32; Вар 3.4–5; 2Мак 12.39–46). Римо-католическое учение о чистилище 450
59. Неизвестность времени Второго славного пришествия Господа Иисуса Христа и признаки его приближения (Мф 16.27; 24.14, 30, 36; Лк 18.8; Деян 1.11; Иуд 14–15; 2Тим 3.1–5; Евр 9.28). Понятие об антихристе (Ин 5.43; 2Фес 2.3–4,7–10) 461
60. Второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Воскрешение мертвых, изменение живых и всеобщий Страшный Суд (Иов 19.25; Мф 19.28; Ин 5.25,28,29; Рим 8.11; 1Кор 15.12–17,35–38,42–44,51–53; 2Кор 5.10; Флп 3.21; 1Фес 4.16–17; Евр 9.27). Вечность Царства Христова. Кончина мира и жизнь будущего века: мздовоздаяние грешникам и праведникам (2Пет 3.7,10,12–13; Рим 8.19–21; 1Кор 15.24–26; Лк 12.47–48) 467
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 481
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 484
УКАЗАТЕЛЬ 493

Пожертвовать

На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)