ФИО: Макаров Дмитрий Игоревич
Должность: профессор кафедры библеистики и богословия.
Ученое звание, ученая должность: доктор философских наук, доцент
Педагогический стаж: 18 лет
Образование и специальность: высшее, магистратура, магистр истории.
Повышение квалификации: 2023. «Технологии работы преподавателя вуза с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Удостоверение о повышении квалификации № 743103662121 от 26.12.2023 г., 36 часов, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Челябинск (РуМЦ ЧелГУ). 2021. “Реализация образовательных программ в условиях развития ЭИОС и ДОТ”, Удостоверение о повышении квалификации № 661295000458 от 09.11.2021 г., 18 часов, НЧУ ООВО “Миссионерский институт”; “Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС”, Удостоверение о повышении квалификации № 180002993952 от 15.11.2021 г., 72 часа, АНО ДПО “Московская академия профессиональных компетенций”. 2019. “Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи”, Свидетельство о повышении квалификации № 662409511058 от 04.12.2019 г., 16 часов, АНО “МЦОТ МСП”; “Реализация образовательных программ в условиях развития ЭИОС и ДОТ”, Удостоверение о повышении квалификации №УО196/19 от 06.02.2019 г., 16 часов, НЧУ ООВО “Миссионерский институт”.
Биография:
Родился в 1977 г. в г. Екатеринбурге. В 2000 г. окончил исторический факультет Уральского государственного университета им. А.М. Горького, где специализировался по кафедре истории древнего мира и средних веков под руководством проф. М.А. Поляковской («Портреты византийских интеллектуалов». СПб., 1998). Византийский язык изучал у проф. Х.-Ф. Байера (Вена – Екатеринбург). По окончании курса обучения поступил в очную аспирантуру к М.А. Поляковской. 27 июня 2003 г. защитил в УрГУ кандидатскую диссертацию «Византийское общество и человек в гомилиях св. Григория Паламы», за которую был удостоен степени кандидата исторических наук. В 2003 – 05 гг. переводил со среднегреческого языка «Пять слов о Свете Фаворском» Феофана Никейского (XIV в.), на материале которых написал в 2005 г. докторскую диссертацию по истории философии «Проблема человека в паламитском исихазме: историко-философский анализ» (защищена в УрГУ на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября 2006 г.). В 2007 г. прошел краткосрочную стажировку в Институте палеохристианских и византийских исследований Лёвенского Католического университета (Бельгия). С 2007 г. и.о., с 2008 г. – зав. кафедрой теологии. Сфера научных интересов – византийская святоотеческая традиция XIII – XIV вв.; заключительный этап Исихастских споров (вторая треть – середина XIV в.); и др.
Работает над монографией о богословии Феофана Никейского.
Трудовую деятельность начал в 2000 г. преподавателем Екатеринбургского Духовного училища (с 2002 г. – Екатеринбургская Духовная Семинария), где ведет патрологию и византологию. В 2003 г. принят в штат кафедры теологии РГППУ (с 2004 г. – доцент, с 2007 – в должности профессора), где ведет блок исторических дисциплин (включая вероучительную литературу), христианскую антропологию и др.
Автор свыше 150 публикаций на русском и английском языках, выходивших в России, Великобритании, Франции, Болгарии, на Украине, в том числе монографии «Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий)» (СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 544 с.), удостоенной премии Российской ассоциации антиковедов РАН за лучшую монографию, написанную молодым кандидатом исторических наук (2003). Среди основных публикаций:
Публикации:
1996.
1. Антропология Григория Паламы и её след в русской мысли: к проблеме византийско-русских культурных связей // Россия в контексте мировой истории. Тезисы докладов Всероссийской межвузовской научной конференции студентов и аспирантов исторических факультетов, 18 – 19 октября 1996 г. Екатеринбург: УрГУ, 1996. С. 72 – 74.
1997
2.Антропология Григория Паламы и культура Серебряного века // Актуальные проблемы культурологии. Тезисы I – II конференций. Екатеринбург: УрГУ, 1997. С. 26 – 27.
3.Своеобразие художественного мира В.В. Розанова: об идейно-композиционных константах произведений «Уединённое», «Опавшие листья» и «Мимолётное» // Вопросы истории культуры. Екатеринбург: БКИ, 1997. Вып. 1. С. 101 – 112.
4.Проблема человека в мировоззрении Григория Паламы // АДСВ. Екатеринбург: УрГУ, 1997. Т. 28. С. 79 – 92.
1998
5.Основные этапы развития византийской гомилетики: (к вопросу о периодизации жанра) // История Византии и византийская археология. Тезисы докладов Х научных Сюзюмовских чтений, 25 – 27 марта 1998 г. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С. 79 – 81.
6.Народная культура глазами Церкви: Григорий Белгородский и Григорий Палама о винопитии // Древнерусская книжная традиция и современная народная литература. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, состоявшейся 14 – 16 октября 1998 г. / Пред. Д. С. Лихачёва. Нижний Новгород: Институт рукописной и старопечатной книги, 1998. С. 22 – 24.
7.Создание и организация мироздания в интерпретации Григория Паламы (по материалам Шестой гомилии) // Средневековое Православие от прихода до патриархата / Отв. ред. Н. Д. Барабанов. Волгоград: ВолГУ, 1998. Вып. 2. С. 97 – 108.
1999
8.Очерки российской историографии паламизма (1860 – 1998 гг.) // Античная древность и Средние века. Екатеринбург: УрГУ, 1999. Т.30. С. 338 – 353.
9.Отражение социальной структуры населения Фессалоники после восстания зилотов в гомилиях Григория Паламы // Эпоха Средневековья: проблемы истории и культуры. Тезисы докладов XVIII Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 23 – 27 ноября 1998 г.). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 25 – 26.
10.Моменты преемственности между историософией Н. С. Трубецкого и семиотикой В. Н. Топорова // XXI век: будущее России в философском измерении. Т.2. Ч.1. Социальная философия и философия политики. Екатеринбург: УрГУ, 1999. С. 210 – 211.
11.Тема Преображения в византийской гомилетике V – XIV вв. (Христологические предпосылки учения об обожении) // История Церкви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции, посвященной 2000-летию христианства (Екатеринбург, 22 – 25 ноября 1999 г.). Екатеринбург: УрГУ, 1999. С. 292 – 295.
12.Гомилетика в творчестве П.А. Флоренского: штрих к портрету // Вопросы истории культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1999. Вып. 3. С. 70 – 79.
2000
13.Об истоках физиологических взглядов св. Григория Паламы (на материале Двенадцатой гомилии): к проблеме существования галеновской традиции в поздней Византии // Орёл шестого легиона. Вып. 2. Тезисы докладов научно-практической конференции студентов и молодых ученых исторического факультета УрГУ (11 мая 2000 г.). Екатеринбург: УрГУ, 2000. С. 46 – 48.
14.Место 34 и 35 гомилий св. Григория Паламы в контексте византийской гомилетики на Преображение (III – XIV вв.) // Проблемы истории и культуры средневекового общества. Тезисы докладов XIX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 22 – 26 ноября 1999 г.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 66 – 68.
15.Место антропологических идей св. Григория Паламы в контексте византийской гомилетики на праздник Преображения (VII – XIV вв.) и в традиции афонского исихазма // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России: (Материалы международной конференции, 26 – 30 сентября 2000 г., Санкт-Петербург). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С. 224 – 249.
16.К средневековым истокам мировоззрения Л.П. Карсавина: (Заметки к теме) // Русская философия ХХ века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Материалы III Всероссийской научной заочной конференции (Екатеринбург, июль – сентябрь 2000 г.). Екатеринбург: УрГУ, 2000. С. 108 – 114.
17.Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату «Три главы о молитве и чистоте сердца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике // Мир Православия. Вып. 3. Волгоград: ВолГУ, 2000. С. 61 – 72.
18.Из истории византийской философии XIV в. (Об определении термина «философия» в «Четырех исихастских трактатах» св. Каллиста Ангеликуда) // Историко-археологический альманах. Вып.6. Армавир – М.: Армавирский краеведческий музей; Институт археологии РАН, 2000. С. 50 – 52.
2001
19.К вопросу о нумерологии св. Григория Паламы // Средневековое общество в социально-политическом и культурном аспекте. Тезисы докладов ХХ Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 27 ноября – 1 декабря 2000 г.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 72 – 73.
20.Исихастские мотивы в гомилиях св. Григория Паламы // Вера и Церковь в Средние века и раннее Новое время (Западная Европа и Византия). Тезисы докладов Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, 7 – 8 февраля 2001 г.). М.: МГУ, 2001. С. 24 – 25.
21.St. Gregory Palamas’s idea of the transfiguration // XXe Congrès International des Études Byzantines (Collège de France – Sorbonne, 19 – 25 août 2001). Pré-actes. Paris: Collège de France, 2001. V.3. Communications libres. P. 102.
22.Гомилии Григория Паламы как исторический источник // Вестник Тюменского государственного университета. Тюмень: ТюмГУ, 2001. № 1. С. 116 – 126. [BAK!!!]
2002
23.Своеобразие учения св. Геннадия Схолария о Промысле // История и культура Средних веков: Актуальные проблемы. Тезисы докладов XXI Межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 26 – 30 ноября 2001 г.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 5 – 7.
24. О значении слова «космос» в гомилиях св. Григория Паламы // Мир Православия. Вып. 4. Волгоград: ВолГУ, 2002. С. 131 – 140.
25.Истолкование образа св. Иоанна Предтечи в Сороковой гомилии [св. Григория Паламы] // Études Balkaniques. Sofia: Académie des sciences de Bulgarie, 2002. V. XXXVIII/2. P. 44 – 63.
2003
26.Черты концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы // АДСВ. Екатеринбург: УрГУ, 2002 [2003]. Т.33. К 70-летию М.А. Поляковской. С. 228 – 231.
27.Ещё раз о чертах концепции социального мира в гомилиях св. Григория Паламы // Кумуляция и трансляция византийской культуры. Материалы XI Научных Сюзюмовских чтений, 26 – 28 марта 2003 г. Екатеринбург: УрГУ, 2003. С. 58 – 61.
28.Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 544 с. (Библиотека христианской мысли. Исследования).
* Рец.: Магомедова И. // Вопросы литературы. М., 2003. № 6. Ноябрь – декабрь. С. 354 – 355; Пржегорлинский А. А. // Мир Православия. Волгоград: ВолГУ, 2004. Вып. 5 / Отв. ред. Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. С. 529 – 541; Еманов А. Г. // Европа. Международный альманах. Вып. IV. Тюмень: Мандрика, 2004. С. 224 – 225.
29.Необходимо вносить хоть самую скромную лепту в дело возрождения Православной России / Интервью Л. Косовской // Православная газета. Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской и Верхотурской епархии РПЦ. № 18 (243). Май 2003 г. С. 6.
30.Византийское общество и человек в гомилиях св. Григория Паламы. Автореферат… кандидата исторических наук. Екатеринбург: УрГУ, 2003. 26 с.
*Рец.: Лурье В. М. Новые диссертации, посвященные византийской патристике. 1. Д.И. Макаров, «Византийское общество и человек в гомилиях св. Григория Паламы», Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук (Уральский Государственный университет; Екатеринбург, июнь 2003 г.; научный руководитель – М.А. Поляковская) // Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique. T.2. Universum hagiographicum. Mémorial R.P. Michel van Esbroeck, s.j. (1934 – 2003) / Ed. par B.Lourié et A.Mouraviev. Saint-Pétersbourg, 2006. P. 463 – 465.
31.О научных разработках молодых уральских византинистов за 1996 – 2001 гг. // ВВ. М.: Наука, 2003. Т. 62 (87). С. 229 – 235. [BAK!!!]
32.Достоевский и Житие Андрея Юродивого: возможное заимствование? // Историческая роль Константинополя (в память о 550-летии падения византийской столицы). Тезисы докладов XVI Всероссийской научной сессии византинистов. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2003. С. 71 – 72.
33.Св. Кирилл Александрийский. Гомилия пятая, произнесенная в Эфесе во время богослужебных собраний, когда Несторий был низвержен из сана / Пер. Д.И. Макарова // Современные проблемы теологического образования (культурологический, богословский, педагогический и лингвистический аспекты). Материалы Международной первой богословской научно-практической конференции 9 – 10 декабря 2003 г. (Екатерининские чтения. Вып.1). Екатеринбург: РГППУ, 2003. С. 178 – 182.
34.Publications of the Department of Ancient and Mediaeval History of the Urals State University: Античная древность и средние века // Христианский Восток. Новая серия. СПб. – М.: Алетейя, 2002 [2004]. Т. 3 (IX). С. 526 – 531.
35.Рабочая программа по дисциплине «История вероучительной литературы» (ГОС – 2001): Для студентов очной и заочной форм обучения специальности 520200 – Теология (бакалавр теологии), 020500 – Теология (теолог, преподаватель). Екатеринбург: РГППУ, 2003.46 с. Тираж 50 экз.
2004
36.Ita dixit Theophanes? О некоторых особенностях работы с источниками в «Пяти словах о Свете Фаворском» Феофана Никейского // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов (Москва, 26 – 27 мая 2004 года). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. С. 117 – 120.
37.Этюды о раннехристианской и византийской гомилетике на Преображение Господне (III – XV века). Ч.1. Св. Кирилл Александрийский как последователь Златоуста // Мир Православия. Волгоград: ВолГУ, 2004. Вып. 5 / Отв. ред. Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. С. 80 – 89.
*Рец.: Лурье В.М. (игумен Григорий)// Мир Православия. Волгоград: ВолГУ, 2006. Вып. 6. С. 527 – 528.
38.Задание к контрольным работам и методические указания к их выполнению по дисциплине «История вероучительной литературы» (ГОС-2001). Для студентов заочной формы обучения по направлению 520200 – Теология (бакалавр теологии), 020500 – Теология (теолог, преподаватель). № 2918. Екатеринбург: РГППУ, 2003 [2004]. 10 с. Тираж 100 экз. Отпечатано на ризографе.
39.Слово и вещь: Философско-эстетические аспекты семиотической теории В. Н. Топорова перед лицом вызова постмодернизма // Глобализация и региональная культура: методологические проблемы изучения. Материалы международной научно-практической конференции, 28 октября 2004 г. Тюмень: Мединфо, 2004. С. 56 – 59.
40.Виссарион (Кукушкин), иером., Макаров Д. И. Василиск (Гаврилов Василий Гаврилович) // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ ПЭ, 2004. Т. VII. C. 222 – 223.
2005
41.Св. Прокл Константинопольский. Слово VIII. На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа / Перевод с греческого // Византия: общество и Церковь. Сборник научных статей / Отв. ред. С. Н. Малахов; сост. Н. Д. Барабанов. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2005. С. 272 – 277.
42.Без ансамбля (Заметки любителя) // ZAART. Журнал создателей и потребителей искусства. Екатеринбург: Центр современной культуры УрГУ, 2005. № 6. Безответственность. С. 86 – 87. Цитируется в статье «Википедии» о Мирче Арделяну.
43.Рец. на кн.: Поляковская М. А. Византия, византийцы, византинисты. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003 (Серия «Античная древность и средние века». Т. 2). 432 с. // ВВ. М.: Наука, 2005. Т. 64 (89). С. 290 – 297. [BAK!!!]
44.Из заметок о Джойсе // Проблемы теологического образования в современной России (культурологический, богословский, педагогический и лингвистический аспекты). Вып. 2. Материалы Всероссийской богословской научно-практической конференции 30 мая 2005 г. Екатеринбург: РГППУ, 2005 [Проблемы теологии, 2]. С. 192 – 197. Член редколлегии данного издания.
2006
45.Предисловие // Проблемы теологии. Вып. 3. Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа, 2 – 3 марта 2006 г. / Отв. ред. Д. И. Макаров. Екатеринбург: РГППУ, 2006. Ч. 1. С. 3.
46.О переводе одного трудного места из трактата «Метод священной молитвы и внимания» // Там же. Ч. 2. С. 117 – 121.
47.Учение св. Феофана Никейского о грехопадении и тлении естества // Там же. С. 122 –134.
48.Пер. с англ.: Шуфрин А. Развитие понятия «ипостась» у св. Василия Великого // Там же. С. 3 – 28.
49.Проблема человека в паламитском исихазме: историко-философский анализ. АДД (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук). Екатеринбург: УрГУ, 2006. 42 с.
50.О полемике с антипаламитами в «Пяти словах о Свете Фаворском» Феофана Никейского // АДСВ. Екатеринбург: УрГУ, 2006. Вып. 37. С. 329 – 340. С. 341 – немецкое резюме (Х.-Ф. Байер).
51.Some Problems of the Theology of the Divine Light in the Mystical Treatise of Theophanes of Nicaea // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies (London, 21 – 26 August 2006). V.III. Abstracts of Communications. Padstow, Cornwall: Ashgate, 2006. P. 229 – 230.
52.Поспелов Д. А., Макаров Д. И. «Слово на святое Воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа» св. Иоанна Бейрутского (V в.) // Мир Православия. Волгоград: ВолГУ, 2006. Вып. 6. С. 26 – 35.
53.Учение св. Феофана Никейского о христологических основаниях обожения // Христианская мысль. Киев: Киевское Религиозно-философское общество, 2006. № III. С. 52 – 61.
54. Рец. на: Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея) / Отв. ред. Р. М. Мунчаев. Армавир – М., 1996 – 2000. Вып. 2 – 6 // Христианский Восток. Т. 4 (Х). М.: Индрик, 2006. С. 553 – 559.
2007
55.Предисловие // Проблемы теологии. Выпуск 4. Материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции 16 февраля 2007 г. / Отв. ред. Д. И. Макаров. Екатеринбург: РГППУ, 2007. С. 3.
56.Из комментариев к поздневизантийским текстам // Там же. С. 114 – 141.
(Содержание: Заметка первая. Св. Феофан Никейский, апостол Павел и богословская традиция иконопочитателей: к постановке проблемы. С. 114 – 132; Заметка вторая. С кем полемизировал Георгий Пахимер в трактате «Против утверждающих, что Дух Святой по той причине называется Духом Сына, что обладает тем же естеством, что и Сын, или же из-за того, что Сыном подается верным?» С. 132 – 141). Критикуется в кандидатской диссертации Л. В. Луховицкого (МГУ, 2010). См. также: https://core.ac.uk/download/pdf/84822519.pdf.
57.Факрасис. Диспут прп. Григория Паламы с Никифором Григорой: [Предисловие к публикации части перевода одноименного источника, выполненного Д.А. Поспеловым] // Волшебная гора. Традиция. Религия. Культура. М.: Волшебная гора, 2007. Т. XIV. C. 36. Д.И. Макарову принадлежат также прим. 2 – 6, 9 – 11, 14 – 15, 17 на с. 38 – 44 и составление библиографии на с. 45. [Фрагмент перевода Д.А. Поспелова и комментариев, со вступительной статьей и библиографией, Д.И. Макарова, готовящихся к изданию отдельной книгой в серии Smaragdos Philocalias].
58.Макаров Дмитрий. Через Свет Фаворский к божественной перихорезе: Основные моменты богословия обожения св. Феофана Никейского // Символ. Париж – М., 2007. № 52. С. 117 – 138.
59.Макаров Д., Кузнецов А. Дискурсология: проблемы и вызовы сегодняшнего дня. Рец. на кн.: Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. Екатеринбург, 2006. 210 с. // Свободная мысль. 2007. № 6. С. 217 – 221.
2008
60.The Target of George Pachymeres’ Polemics in his Treatise on the Holy Spirit // Scrinium. St Petersburg, 2008. T.4: Patrologia Pacifica. Selected papers presented to the Western Pacific Rim Patristics Society 3rd Annual Conference (Nagoya, Japan, September 29 – October 1, 2006) and other patristic studies / Ed. V. Baranov and B. Lourié. P. 235 – 248.
61.Слава Божия или слава ангелов? Некоторые аспекты полемики об ангелах на третьем этапе исихастских споров (Постановка проблемы) // ΣΤΡΑΤΗΓΟΣ. Сборник статей в честь Владимира Васильевича Кучмы [1938 – 2011, requiescat in pace] / Отв. ред. С. Н. Малахов. Армавир, 2008. С. 71 – 94.
2009
62.Последний диспут свт. Григория Паламы // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с философом Никифором Григорой. Философские и богословские аспекты паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков. М.: Никея-букс; Святая Гора Афон, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия. Т. 4). С. 7 – 15.
63.Комментарии // Там же. С. 63 – 111 (совместно с Д. С. Бирюковым).
64.Предисловие // Проблемы теологии. Выпуск 5. Материалы 5-й Международной богословской научно-практической конференции (16 мая 2008 г., Екатеринбург) / Отв. ред. Д. И. Макаров. Екатеринбург: РГППУ, 2009. С. 3.
65. Безмолвные странствия души: авторский миф в «Поэме о смерти» Л.П. Карсавина (Идейные истоки и аспекты претворения) // Там же. С. 53 – 94.
66.К проблеме понимания Евхаристии Феофаном III, митрополитом Никейским // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. СПб.: Изд-во РХГА, 2009. Т. 10. Вып. 1. С. 53 – 61. [ВАК!!!]
67.Рабочая программа дисциплины «Вероучительная литература» (ГОС-2002) для студентов всех форм обучения специальности 031901.65 Теология (020500). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2009. 30 с. Тираж 50 экз.
68.Рабочая программа дисциплины «Христианская антропология» (ГОС-2002) для студентов всех форм обучения специальности 031901.65 Теология (020500). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2009. 16 с. Тираж 50 экз.
69. Макаров Д. И., Беневич Г. И. Св. Нил Кавасила //Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. Т. 2 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М. – СПб.: Никея; Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2009. С. 524 – 530. 0,4 п. л.
70. Пер. со среднегреч. яз.: Иже во святых отца нашего Нила [Кавасилы], архиепископа Фессалоникийского, Слово краткое против неправильного понимания еретиками акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что «кроме Божественной природы, нет ничего нетварного». Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и Ее природные свойства // Там же. С. 531 – 539. 0,7 п. л.
71. Пер. со среднегреч. яз.: Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем-то заданный со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же речь пойдет о Божественной сущности и божественном приобщении (фрагменты) // Там же. С. 581 – 586. 0,4 п. л.
72. Пер. со среднегреч. яз.: [Феофана, епископа Никейского,] Речь вторая (фрагмент) // Там же. С. 587. 0,1 п. л.
73. Пер. со среднегреч. яз.: [Феофана, епископа Никейского,] Речь третья, в которой выносится на рассмотрение высказывание божественного Максима, выдвигаемое против нас еретиками-акиндинистами: «Сей наибожественнейший Свет, на Фаворе воссиявший, есть не что иное, как символ»; и доказывает речь сия, что Свет этот одновременно и символ, и истина (фрагмент) // Там же. С. 588 – 589. 0,15 п. л.
74. Пер. со среднегреч. яз.: [Феофана, епископа Никейского,] Речь четвертая, в которой опровергается возражение, выдвигаемое против нас сторонниками Акиндина, относительно Божественного символа и учения о нем. Здесь же рассматриваются и разрешаются и иные недоумения, связанные с такого рода вещами (фрагмент) // Там же. С. 589 – 592. 0,2 п. л.
75. Пер. со среднегреч. яз.: [Феофана, епископа Никейского,] Речь пятая, в которой разрешается еще одно затруднение (по-видимому, более серьезное, чем остальные) – относительно символического созерцания явлений Божественных. В ней же дается более полный ответ и на первоначальный вопрос, который и вызвал к жизни настоящее исследование (фрагмент) // Там же. С. 592 – 594. 0,15 п. л.
76. Пер. со среднегреч. яз.: Феофана, митрополита Никейского, Похвальное слово Пресвятой Богородице. Глава XII (фрагмент) // Там же. С. 598 – 600. 0, 1 п. л.
77. The Target of George Pachymeres’ Polemics in his Treatise on the Holy Spirit // Scrinium. Piscataway, N.J.: Gorgias Press, 2009. T.4: Patrologia Pacifica. Selected papers presented to the Western Pacific Rim Patristics Society 3rd Annual Conference (Nagoya, Japan, September 29 – October 1, 2006) and other patristic studies/ Ed. V. Baranov and B. Lourié. P. 249 – 262.
Перепечатка № 60.
2010
78. Безмолвные странствия души. Авторский миф в «Поэме о смерти» Л.П. Карсавина // Русская философия: историко-философские дескрипты: к 75-летию проф. Б. В. Емельянова / Науч. ред. А. В. Перцев. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2010. С. 360 – 393.
79. Иоанн Кантакузин. Богословские сочинения // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ ПЭ, 2010. Т. XXIV. C. 303 – 309.
80. Иоанн VI Кантакузин как полемист // Проблема континуитета в византийской и поствизантийской истории: Тезисы докладов XIII Международных научных Сюзюмовских чтений, Екатеринбург, 18 – 20 ноября 2010 года. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. университета, 2010. С. 65 – 66.
* Рецензия: Beyer H.-V. Erinnerungen und Gedanken zu den 13. Jekaterinburger Sjuzjumov-Lesungen im November 2010 // Byzantinoslavica. 2013. V. LXXI/1-2. S. 360 – 372, специально о Д. И. Макарове – S. 367 – 370.
81. The Holy Spirit as Life and Energy. The Treatment of Athanasius’ Ad Serapionem I, 20 – 21 in the Late Thirteenth Century and Its Implications for the Hesychast Controversy // Byzantion. 2010. V. LXXX. P. 197 – 246.
2011
82. К анализу мариологии Феофана Никейского // Российское византиноведение: Традиции и перспективы. Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. М.: Изд-во Московского университета, 2011. С. 150 – 152.
83. Some Notes on the Notions of Synergy and Interpenetration in Theophanes of Nicaea // Studia Patristica. V. LI / Ed. A. Brent et al. Leuven – Paris – Walpole, MA, 2011. P. 205 – 216.
84. Отзывы на дипломные работы выпускников Екатеринбургской духовной семинарии: Корякин А. А., «Принцип симфонии властей: трансформации церковно-государственных отношений в исторической ретроспективе»; Башкирцев Д. В., «Церковное законодательство Юстиниана Великого»; Глинский А. В., «Умное делание»; Поздин П. С., «Жизнь и учение святителя Киприана Карфагенского» // Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. Екатеринбург: Екатеринбургская Православная Духовная Семинария, 2011. Вып. 1. С. 199 – 201, 216 – 219.
85. Некоторые аспекты учения о Свете и символе в Богородичном слове Феофана Никейского // Огонь и Свет в сакральном пространстве. Материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2011. С. 42 – 46.
86. Лествица даров Духа Феофана Монаха, памятник исихастской поэзии [предисловие к публикации перевода памятника Д.А. Поспеловым] // Камень веры. Духовное наследие Христианства и Ислама. М.: Фонд исследований исламской культуры; Волшебная Гора, 2011. Т. I. C. 486.
2012
87. Образ св. Мелхиседека в «Похвальном слове Пресвятой Богородице Феофана Никейского» // Вестник Екатеринбургской Православной Духовной семинарии. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской Православной Духовной семинарии, 2011 [2012]. Вып. 2. С. 26 – 36.
88. Отзывы на дипломные работы выпускников семинарии 2002/2003 учебного периода поздней Византии: богословие св. Григория Паламы и средневековый Ренессанс (паламизм и светский гуманизм)»; Ильин М. Б. «Воскресение Христа как принципиально новое откровение Божественной силы, правды и любви»; Константинов Е. Н. «История молитвенной практики на Руси. Монах Василиск Сибирский и Иисусова молитва в свете святоотеческого учения византийской эпохи» // Там же. С. 293 – 297.
89. Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции (VII – XIV вв.). Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2012. 568 S.
90. Мариология Феофана Никейского и Псевдо-Дионисий Ареопагит: еще раз о влиянии Корпуса на исихастское богословие XIV в. // Записки Александрийского семинара. СПб.: Философский факультет СПбГУ, 2011 [2012]. Вып. 1. С. 70 – 99.
91. Рецензия на кн.: Поляковская М. А. Византийский дворцовый церемониал XIV в.: «театр власти» / Науч. ред. Т. В. Кущ. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011. 334 с. // Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. Екатеринбург: Екатеринбургская Духовная Семинария, 2012. Вып. 1 (3). С. 312 – 316.
92. Рецензия на дипломную работу выпускника Екатеринбургской духовной семинарии С. Ю. Акишина, выполненную на тему: «Митрополит Исидор Киевский. Жизнь и деятельность» // Там же. С. 281 – 282.
93. Рецензии на дипломные работы выпускников семинарии 2011/2012 учебного года: Норкин В. С. «Взаимоотношения святителя Геннадия II Схолария и митрополита Виссариона Никейского»; Смирнов Н., иер. «Преподобный Ефрем Сирин как догматист» // Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. Екатеринбург: Екатеринбургская Духовная Семинария, 2012. Вып. 2 (4). С. 229 – 231.
94. Рецензии на дипломные работы выпускников семинарии 2004/2005 учебного года: Бобров С. П. «Святоотеческое учение о микрокосме и макрокосме»; Капралов М. В. «Антропологические и христологические воззрения преп. Максима Грека»; Синакаев С. Р. «Религиозно-нравственный аспект подвига юродства. На примере жития Андрея, Христа ради юродивого»; Скатов И. В. «Учение о Боговоплощении святителя Афанасия Великого»; Шестаков А., иер. «Учение о догматах, нравственности и богослужении преподобных Марка Подвижника, Максима Исповедника и Петра Дамаскина» // Там же. С. 255 – 256, 266 – 268, 270 – 271, 272 – 273, 274 – 275.
95. О пневматологических основаниях мариологии Феофана Никейского // Πολεμολόγος. Сборник статей памяти профессора В. В. Кучмы / Отв. ред. Н. Д. Барабанов. Волгоград: ВолГУ, 2012. С. 242 – 258.
96. Безмолвные странствия души: авторский миф в «Поэме о смерти» Л. П. Карсавина (Аспекты претворения) // Лев Платонович Карсавин / Под ред. С. С. Хоружего. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. (Философия России первой половины ХХ в.). С. 353 – 384.
97. Рецензия на кн.: Поляковская М. А. Византийский дворцовый церемониал XIV в.: «театр власти» / Науч. ред. Т. В. Кущ. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011. 334 с. // ВВ. 2012 [2013]. Т. 71 (96). С. 307 – 311.
Перепечатка № 91.
2013
98. Тема imago Trinitatis в поздневизантийском богословии и философия языка преп. Григория Синаита: (Постановка проблемы) // ̒Ρωμαῖος: сборник статей к 60-летию проф. С. Б. Сорочана // Нартекс. Byzantina Ukrainensis. T. 2. Харьков: Майдан, 2013. С. 269 – 280.
99. Три заметки о датировке «Двух слов о Свете Фаворском» св. Филофея Коккина // Вестник Екатеринбургской Духовной семинарии. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской митрополии, 2013. Вып. 1 (5). С. 63 – 69.
100. Отзывы и рецензии на дипломные работы выпускников 2011/ 2012 г.: Рец. на дипломную работу выпускника ЕПДС сектора заочного обучения иг. Нестора (Болкова), выполненную на тему: «Нравственная жизнь православного христианина по трудам Паисия Святогорца» // Там же. С. 236 – 237.
101. Отзывы и рецензии на дипломные работы выпускников 2005/ 2006 г.: Рец. на дипломную работу выпускника ЕПДС сектора заочного обучения, выполненную на тему: «Аскетическое учение прп. Нила Сорского в свете Восточной аскетики» // Там же. С. 274 – 275.
102. Determining the Historical Context of Theophanes of Nicaea’s Theological Propensities // Phronema. Journal of St Andrew’s Greek Orthodox Theological College (Sydney, Australia). Sydney, 2013. Vol. 28 (1). P. 29 – 53.
103. Рецензия на кн.: Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. – СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. – 315 с. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия. Т. 11) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. СПб., 2013. Т. 2. Философия. № 2. С. 254 – 266.
104. К уяснению исторического контекста мариологии Феофана Никейского (XIV в.) // Byzantinoslavica. Praha, 2013. Vol. LXXI/1-2. P. 233 – 247.
105. Учение св. Каллиста I, патриарха Константинопольского, о Божественном Свете и Огне и его истоки в традиции афонского и студийского исихазма // Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: ООО «Феория», 2013. С. 368 – 379.
106. Третий этап исихастских споров: столкновение исихазма и схоластики // Феномен человека в его эволюции и динамике. Труды Открытого семинара Института синергийной антропологии / Отв. ред. и вст. ст. С. С. Хоружий. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2013. (Научные доклады; Вып. 13). С. 246 – 269. См. также материалы дискуссии: С. 269 – 285.
107. Была ли поздняя триадология Никифора Влеммида традиционной? // АДСВ. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013 [2014]. Вып. 41. К 80-летию доктора исторических наук, профессора М. А. Поляковской. С. 203 – 238.
2014
108. Пресвятая Богородица как идеал совершенного исихаста согласно Феофану Никейскому (XIV в.) // Церковь. Богословие. История: материалы II Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 12 февраля 2014 г.). Екатеринбург: Информационно-издательский отдел ЕДС, 2014. С. 127 – 133.
109. Рецензия на дипломную работу: а) выпускника ЕДС А. Э. Калимуллина, выполненную на тему: «Христианская жизнь семьи как путь ко спасению (на материале Священного Писания, сочинений религиозных философов и христианских психологов)»; б) выпускника ЕДС А. Э. Калимуллина, выполненную на тему: «Учение о спасении святителя Григория Нисского» // Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел ЕДС, 2013 [2014]. Вып. 2 (6). С. 313 – 314, 316 – 317.
110. Рецензия на дипломную работу выпускника ЕПДС А. М. Абызова, выполненную на тему: «Проблема личности в религиозно-философском синтезе Ф. М. Достоевского» // Там же. С. 321 – 322.
111. A Recommendation of Rev. Fr. Christiaan W. Kappes’ Book on Mariology // Kappes Christiaan W., fr. The Immaculate Conception. Why Thomas Aquinas Denied, While John Duns Scotus, Gregory Palamas, & Mark Eugenicus Professed the Absolute Immaculate Existence of Mary. New Bedford, MA: Academy of the Immaculate, 2014. (Mariological Studies in Honor of Our Lady of Guadalupe, 2). P. 251 – 252.
112. Bohorodička jako ideal dokonalého heychasty podle Theofana Nikájského (14. Století) // Parrésia. Revue pro východní křest’anství / A Journal of Eastern Christian Studies. Praha, 2013 [2014]. Vol. 7. S. 131 – 137.
Перевод № 108.
113. Рецензия на кн.: Plested M. Orthodox Readings of Aquinas. Oxford, 2012 // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2014. Вып. 1 (7). С. 301 – 307.
114. Рецензия на дипломную работу: а) выпускника ЕДС сектора заочного обучения иером. Мардария (Тарасова), выполненную на тему: «Учение о Иисусовой молитве на примере творений свт. Григория Паламы, св. прп. Григория Синаита и св. Каллиста Ангеликуда»; б) выпускника ЕДС иерея Сергия Понича, выполненную на тему: «Личность преподобного Сергия Радонежского и история Свято-Троицкой Сергиевой лавры»; в) выпускника ЕДС сектора заочного обучения иером. Серафима (Дмитриева), выполненную на тему: «Разделение Церквей в 1054 году и его предпосылки» // Там же. С. 266, 275 – 276, 279 – 280.
115. Предисловие к публикации русского перевода трактата Нила Кавасилы «Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что «нет ничего нетварного, кроме Божественной природы». Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства» // EINAI. Проблемы философии и теологии. Научный журнал. СПб.: ГУАП, 2012 [2014]. № 2 (2). С. 390 – 394.
116. Иже во святых Отца нашего Нила [Кавасилы], архиепископа Фессалоникийского, Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что «нет ничего нетварного, кроме Божественной природы». Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства / Пер. Д. И. Макарова; прим. Д. И. Макарова, Д. С. Бирюкова // Там же. С. 395 – 405 [по сравнению с № 69 слегка отредактированная редакция перевода].
2015
117. Св. Симеон Новый Богослов. Гимн 40. Исповедание благодати даров Божиих… / Вступ. ст., пер. со среднегреч. яз. и прим. Д. И. Макарова // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014 [2015]. Вып. 2 (8). С. 281 – 288.
118. Гардзанити М. Рец. на кн.: Scarpa M. Gregorio Palamas slavo. La tradizione manoscritta delle opera. Recensione dei codici. Milano, 2012. 218 p. / Пер. с итал. Д. И. Макарова // Там же. С. 450 – 454.
119. Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII – XIV вв. С приложением переводов трактатов Никифора Влеммида и св. Каллиста I Константинопольского. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2015. (Библиотека христианской мысли. Исследования). 416 с. 26 п. л.
120. Некоторые аспекты триадологии и учения о видении Света Господня в «Гимнах Божественной Любви» прп. Симеона Нового Богослова // Церковь. Богословие. История: материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6 – 7 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Информационно-издательский отдел ЕДС, 2015. С. 384 – 397.
121. Матфей Властарь и традиция греческой патристики (на примере трактата «Против заблуждений латинян») // ВВ. Т. 73 (98). М.: Наука, 2014 [2015]. С. 127 – 139.
122. Рецензия на дипломную работу: а) выпускника ЕДС Е. В. Бахарева, выполненную на тему: «Сотериология митрополита Московского свт. Филарета (Дроздова)»; б) выпускника ЕДС сектора заочного обучения иерея Леонида Глебца, выполненную на тему: «Библейское повествование о творении мира в святоотеческом и научном аспектах»; в) выпускника ЕДС сектора заочного обучения иерод. Евстратия (Чернышова), выполненную на тему: «Смысл и содержание православной иконы (на примере образов Святой Троицы, Господа Иисуса Христа и Божией Матери)»; г) выпускника ЕДС А. В. Русина, выполненную на тему: «Жизнеописание патриарха Константинопольского Михаила Кирулария»; д) выпускника ЕДС сектора заочного обучения иерея Владимира Светлакова, выполненную на тему: «Основные этапы борьбы с помыслами в египетском и синайском монашестве»; е) выпускника ЕДС М. Г. Хафизова, выполненную на тему: «Вопросы антропологии в богословско-философских воззрениях Виктора Несмелова и священника Павла Флоренского» // Вестник Екатеринбургской Духовной семинарии. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской митрополии, 2015. Вып. 1 (9). С. 148, 158 – 159, 161, 176 – 177, 179 – 180, 183 – 184.
123. Бирюков Д. С., Макаров Д. И. Некоторые аспекты учения Давида Дисипата о сущности и мышлении Божества в контексте поздневизантийской мысли // Формирование современного информационного общества. Проблемы, перспективы, инновационные подходы: Материалы международного форума, Санкт-Петербург, 01 – 05 июня 2015 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2015. С. 210 – 221.
124. Отзывы на дипломные работы выпускников ЕДС 2009 г.: 1) на дипломную работу И. О. Мязина, выполненную на тему: «Софиология прот. Сергия Булгакова в контексте развития и критики в русском зарубежье (архиеп. Серафим (Соболев) и В. Н. Лосский)»; 2) на дипломную работу А. В. Суханова, выполненную на тему: «Духовные причины русской октябрьской революции 1917 года по трудам И. А. Ильина» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2015. Вып. 2 (10). С. 134, 151 – 152.
125. О некоторых особенностях тринитарных и христологических воззрений св. Иоанна Кронштадтского в контексте святоотеческой традиции Византии XI – XIV вв. (Статья первая) // Мир Православия. Волгоград: Изд-во Волгоградской епархии РПЦ, 2015. Вып. 9 / Отв. ред. Герман, митр. Волгоградский и Камышинский. С. 189 – 205.
126. The First Origin, Thinking and Memory in the Byzantine Philosophy of the Late Thirteenth and Fourteenth Centuries: Some Historico-Philosophical Observations // The Ways of Byzantine Philosophy / Ed. M. Knežević. Alhambra, CA: Sebastian Press, 2015. P. 341 – 351.
127. Из наблюдений над образом паука в 23-м «Гимне Божественной Любви» прп. Симеона Нового Богослова // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2015. Вып. 4 (12). С. 79 – 85.
128. Отзыв на дипломную работу выпускника Екатеринбургской духовной семинарии А. А. Яцейко, выполненную на тему: «Христология св. Максима Исповедника (на примере писем преподобного)» // Там же. С. 268.
129. Взаимодействие античных и христианских элементов в малых произведениях Георгия Акрополита (предварительные замечания в связи с типологией византийского гуманизма) // Научная сессия ГУАП. Ч. III. Гуманитарные науки. Сборник докладов (6–10 апреля 2015 г.). СПб.: ГУАП, 2015. С. 121 – 132.
130. От мёда поэзии – к Первоистоку. Взаимодействие античных и христианских элементов в риторических и философских произведениях Георгия Акрополита [расширенный вариант № 129] // Црквене студиjе. Ниш: Центар за црквене студиjе, 2015. Броj 12. С. 489 – 512. С. 513 – английское резюме.
2016
131. Триадология Николая Месарита: между Андроником Каматиром и Никифором Влеммидом (предварительные заметки) // Церковь. Богословие. История: материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5–6 февраля 2016 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. С. 235 – 240.
132. Пресвятая Богородица как идеал совершенного исихаста согласно Феофану Никейскому (XIV в.) // Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: материалы конференций (2007 – 2015 гг.) / Под ред. еп. Панкратия (Жердева) и др. М.: Древлехранилище, 2015. С. 128 – 133.
Перепечатка № 108. Ср. чешский перевод (№ 112).
133. Из истории греко-латинской полемики начала XIII в. Николай Месарит как компилятор Андроника Каматира // Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия: тезисы докладов XXI Всероссийской научной сессии византинистов / Под ред. М. В. Грацианского, П. В. Кузенкова. М. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. С. 134 – 135.
134. A Moveable Feast: Life in the Church as Education and Celebration // Young People in Church & Society (Tinerii în Biserică şi în Societate). Proceedings of the 15th International Symposium on Science, Theology and Arts (ISSTA 2016) / Ed. M. Himcinschi. Alba Iulia: Editura Reîntregirea, 2016. Vol. 1. P. 199 – 205. (Altarul Reîntregirii, Serie nouă, Anul XXI, Nr. 1, ianuarie – aprilie, 2016).
135. Некоторые аспекты своеобразия этнонимики в византийских антилатинских трактатах XI – XIV вв. (Никита Никейский, Лев Переяславский, Николай Месарит, Матфей Властарь) // Диалог двух культур Востока и Запада через призму единства и многообразия: древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время: сборник научных статей / Отв. ред. В. Н. Вдовин. Алматы – Екатеринбург, 2016. С. 26 – 35.
136. Матфей Властарь о почитании святых (по трактату «Против заблуждений латинян»): догматические основания и риторическая практика // Политика, идентитет, традициjа (међународни тематски зборник) / Уредили и приредили А. Петровић, М. Кнежевић. Косовска Митровица: Филозофски факултет Универзитета у Приштини, 2015 [2016]. С. 211 – 238.
137. Theology for Rent: Nicholas Mesarites as a Compiler of Andronicus Camaterus // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. Leiden – Boston: Brill, 2016. Vol. 12. P. 291 – 307.
138. От боговидения – к ангелам Церкви. Св. Симеон Новый Богослов, Феофан Никейский и проблемы катехизации в современной России // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2016. Т. 3 (15). С. 15 – 32.
139. Некоторые замечания о понимании брака и монашества св. Германом II (1223–1240) // Научная сессия ГУАП. Часть III. Гуманитарные науки. Сборник докладов 11 – 15 апреля 2016 г. / Под общей ред. Ю. А. Антохиной. СПб.: ГУАП, 2016. С. 71 – 73.
2017
140. Роман Якобсон и византийско-славянская философия языка: дополнение к теме // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 2 – 4 февраля 2017 г.) / Под ред. прот. П. И. Мангилёва и др. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. С. 149 – 153.
141. Отзыв на дипломную работу выпускника ЕДС сектора заочного обучения иерея Игоря Ермакова, выполненную на тему: «Полемика св. Максима Исповедника с оригенизмом и монофелитством» // Вестник ЕДС. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. Вып. 1 (17). С. 340 – 341.
142. In terram visionis: Образ патриарха Авраама в Слове на Преображение Никифора Хумна (BHG 1998w) // Вестник ЕДС. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. Вып. 2 (18). С. 34 – 72.
143. К уяснению своеобразия поздневизантийской библейской экзегезы: св. Герман II (1223 – 1240) и Феофан Никейский об образе груди // Диалог двух культур Востока и Запада через призму единства и многообразия: древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время: сборник научных статей / Отв. ред. В. Н. Вдовин. Алматы – Екатеринбург, 2017. С. 179 – 187.
144. Через самоотречение – к озарению Светом Божиим: «Томления Божественных гимнов» св. Симеона Нового Богослова в контексте поздневизантийской исихастской традиции // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие. Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия (Москва, 11 – 13 декабря 2014 года) / Под общей ред. митрополита Волоколамского Илариона. М.: Издательский дом «Познание», 2017. (Патристические исследования и переводы). С. 398 – 415.
145. Лекции по поздневизантийской патрологии XIII – XIV веков. Лекция 1. Введение // Вестник ЕДС. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. Вып. 3 (19). С. 233 – 255.
146. The 13th-Century Prerequisites of St. Gregory Palamas’ Theology // Proceedings of the 23rd International Congress of Byzantine Studies (Belgrade, 22 – 27 August 2016). Thematic Sessions of Free Communications / Ed. D. Dželebdžić, S. Bojanin et al. Belgrade, 2016 [2017]. P. 321 – 322.
147. In terram visionis. The Image of Abraham in Nicephorus Choumnus’ Homily on the Transfiguration (BHG 1998w) // Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography. Leiden – Boston: Brill, 2017. P. 339 – 360.
148. Триадология Григория Синаита и учение Симеона Нового Богослова: некоторые параллели // Значение – смысл – символ – II. Теология, философия и эстетика на рубеже веков. Материалы международной научной конференции (26 – 28 октября 2017 г., Мцхета, Грузия) / Под ред. А. Резниченко. М., 2017. С. 21 – 25.
149. The thirteenth-century prerequisites of st. Gregory Palamas’ theology // Parrésia. A Journal of Eastern Christian Studies. Červený Kostelec, 2015 – 2016 [2017]. Vol. 9 – 10. P. 99 – 112.
150. From My Memories about Hans-Veit Beyer (1937–2011). A Commemorative Note // Ibid. P. 477 – 479.
151. Макаров Д. И., Бирюков Д. С. Материя, природа, душа у Феофана Никейского в интеллектуальном контексте эпохи // Научная сессия ГУАП. Ч. III. Гуманитарные науки. Сборник докладов 10 – 14 апреля 2017 г. / Под общей ред. Ю. А. Антохиной. СПб.: ГУАП, 2017. С. 66 – 73.
152. К уяснению ключевых философско-логических категорий в Византии: концепт частной сущности в эпоху догматических споров VI в. и в поздневизантийской мысли // Там же. С. 74 – 78.
153. Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII–XIV вв.: некоторые наблюдения / Отв. ред. Д. С. Бирюков. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. 92 с.
2018
154. Исихазм и внимание к классическому прошлому: две заметки о чертах своеобразия византийского гуманизма XIII – XIV вв. // Диалог двух культур Востока и Запада через призму единства и многообразия: древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время: сборник научных статей / Отв. ред. В. Н. Вдовин. Алматы – Екатеринбург, 2018. С. 217 – 229.
155. Рец. на кн.: Сокурова О. Б. Слово в истории русской духовности и культуры. СПб., 2013. (История и культура. Вып. 10) // Христианское чтение. СПб.: Издательство СПбДА, 2018. № 1. С. 256 – 258. ВАК
156. Феодор Метохит о двух видах созерцания // Византийский мир: реалии и интерпретации. Тезисы докладов XIV научных Сюзюмовских чтений (Екатеринбург, 10–12 октября 2018 г.) / Под ред. Т. В. Кущ. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018. С. 35 – 37.
157. Трактат «Об образованности» Феодора Метохита и некоторые аспекты понятия созерцания у позднего Бергсона: к проблеме перекличек // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2018. С. 48 – 59. Scopus
158. Безупречная догматика? Плотин, Феодор Метохит и 6-я глава трактата «Об образованности» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург: ЕДС, 2018. Вып. 3 (23). С. 24 – 43.
2019
159. Азаренко С. А., Макаров Д. И. Синергийная антропология как междисциплинарная парадигма. Размышления об онтологии «интерфейса» // ВФ. 2019. № 2. С. 61 – 71 [рецензия на: Хоружий 2016].
160. Из размышлений о русской, испанской и византийской духовных традициях на переломе XIX – XXI вв. // Церковь. Богословие. История. Материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8–10 февраля 2019 г.) / Под ред. иером. Корнилия (Зайцева) и др. Екатеринбург: ЕДС, 2019. С. 145 – 157.
161. Сад расходящихся судеб. Средневековая традиция в современной литературе: Кржижановский, Вольпони, Барикко, Моччиа. М.: Аграф, 2019. 288 с.
Поэтические публикации
1.Серебряков Дмитрий. Стихи // Добрый Малый. Литературный журнал. Екатеринбург, 2004. № 1 (11). Весна. С. 35. (3 стихотворения) 2. Джанлука (стихотворение от 27.11.16) // www.vk.com/ilvolovers/ (от 11.12.2016).
3. Серебрянцев Святослав. Песни любви и опыта. Стихотворения. Екатеринбург, 2018.
4. Макаров Дмитрий Игоревич. Воспоминания стареющего [стихотворение «Воспоминания стареющего» (2017) + перевод «В деснице Божией» А. де Кентала + перевод «Осенней песни» О. В. де Любич Милоша] // О вечном и преходящем: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Р. Х. Лукманова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. Вып. 9. С. 142 – 144.
Интернет-публикации
1.Макаров Д.И. Рецензия на книгу Г. Подскальски (Podskalsky G. Von Photios zu Bessarion… Wiesbaden, 2003)// http://uralteologia.ucoz.ru/publ/5-1-0-5.
2.Он же. Отзыв на диссертацию В.М. Лурье, представленную на соискание ученой степени доктора философских наук, «Трансформации аристотелевской онтологии в византийских богословских дискуссиях VI – VII веков»// http://uralteologia.ucoz.ru/publ/5-1-0-1.
3.Он же. Отзыв на диссертацию И.В. Зиновьева, представленную на соискание ученой степени доктора философских наук, «Проблемы русской философии диалога (историко-философский анализ)»// http://uralteologia.ucoz.ru/publ/7-1-0-2.
4.Он же. Отзыв на автореферат диссертации свящ. А.А. Пржегорлинского на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Идейно-политические процессы в Византии на рубеже XIII-XIV вв.: митрополит Феолипт Филадельфийский и его наследие», представленной по специальности 07.00.03 – Всеобщая история// http://uralteologia.ucoz.ru/publ/4-1-0-6.
5.Мариология Феофана Никейского и Псевдо-Дионисий Ареопагит: Еще раз о влиянии Корпуса на исихастское богословие XIV в.// Записки Александрийского семинара. Электронное научное рецензируемое периодическое издание богословско-философского “Александрийского семинара” и научно-практического семинара “Музей и Церковь” (Организаторы: Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный Эрмитаж; ISSN: 2222-8500). 2011. № 1. С. 70 – 99 // http://alexandreia.ru/index.php/alexandreia/article/view/18.
6.Теология в светском вузе на Урале: возможности, проблемы, перспективы / Интервью О. Богдановой // http://www.taday.ru/text/1646051.html (дата обращения – 12 июня 2012 г.).
7. Макаров Дмитрий. Учение св. Каллиста I, Патриарха Константинопольского, о Божественном Свете и Огне (на материале «Ста девяти глав») и его предыстоки в традиции афонского и студийского исихазма: (К постановке проблемы) // www.radonezh.ru/64355 (дата обращения – 24 июня 2013 г.).
8. Предисловие к Нилу Кавасиле (см. № 115).
9. Феофана, епископа Никейского, Речь первая о Фаворском Свете… / Пер. Д. И. Макарова под ред. Д. А. Черноглазова // http://www.bogoslov.ru/text/3995754.html (дата обращения — 10 июня 2014 г.).
10. Прекрасная жизнь. Темы творчества и веры в романе Ф. Моччиа «Человек, который не хотел любить» // http://articult.rsuh.ru/articult-17-1-2015/d-i-makarov-wonderful-life-the-themes-of-creativity-and-faith-in-the-novel-f-moccia-the-man-who-wanted-t.php: Art & Cult. Артикульт. Научный электронный журнал факультета истории искусства РГГУ / Гл. ред. В. А. Колотаев. М., 2015. № 17 (1 – 2015). Январь – март. С. 27–44 (электронная публикация). ISSN 2227-6165. РИНЦ
11. The 13th-Century Prerequisites of St. Gregory Palamas’ Theology // http://byz2016.rs/TematskeSednice/sreda/TSFC_3_Saint%20Gregory%20Palamas.pdf [тезисы доклада на 23 Международном конгрессе византинистов (Белград, 22 – 27 августа 2016 г.), размещенные в сети накануне открытия конгресса].
12. Преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии Д. И. Макаров принял участие в работе Международного конгресса византинистов в Белграде // http://epds.ru/about/new
перепечатано на официальном портале Учебного комитета Русской Православной Церкви: http://www.uchkom.info/index.php?option=com_content&view=article&id=4594%3A2016-09-20-08-15-36&catid=6%3Anew&Itemid=21. См. также: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2016/09/26/13540/ (дата обращения – 26.09.2016).
13. О христианских подтекстах в рассказе Паоло Вольпони «Аннибале Рама» // Art & Cult. Артикульт. Научный электронный журнал факультета истории искусства РГГУ / Гл. ред. В. А. Колотаев. М., 2017. № 27 (3 – 2017. Сентябрь – октябрь). С. 113 – 122 // http://articult.rsuh.ru/articult-27-3-2017/articult-27-3-2017-makarov.php.
14. Святитель Григорий Палама: образ совершенного исихаста // http://afonit.info/biblioteka/isikhazm/svyatitel-grigorij-palama-obraz-sovershennogo-isikhasta (дата обращения – 18.05.2018).
Эссе, литературные заметки
1. Предисловие // Аврех Юрий. Собор архангела Михаила и другие стихотворения. Кыштым: Евразийский журнальный портал «МЕГАЛИТ», 2015. (Антология РЕАльной литературы). С. 3 – 6. ISBN: 978 – 1 – 300 – 10515 – 2.
2. Несколько слов о моей работе в Екатеринбургской духовной семинарии // Твоя Церковь. Студенческий журнал Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург: ЕДС, 2016. № 22. С. 10 – 11.
Важнейшее из неопубликованного
Серия работ о С. Д. Кржижановском (включая доклад в Москве, в Институте славяноведения и балканистики РАН 27.03.2018 «Об актуализации средневековой традиции в творчестве С. Д. Кржижановского»).
Литература о Д.И. Макарове:
1. Указатель имен // Исихазм. Аннотированная библиография / Под общей и научной ред. С.С. Хоружего. М., 2004. С. 828; Шамгунова Т. А. XI научные чтения памяти М. Я. Сюзюмова // ВВ. 2005. Т. 64 (89). С. 311;
2. Соколов Ю. Г. Публикации по византиноведению в изданиях Волгограда: опыт аннотированной библиографии // ВВ. 2007. Т. 66 (91). С. 298, 299, 301; 3. Петрунин В. В. Политический исихазм и его традиции в Социальной концепции Московского Патриархата. СПб., 2009. С. 19;
4. Жуковський В. В. Проблема «Energeia» у фiлософському вченнi Григорiя Палами. Автореферат дисертацiï на здобуття наукового ступеня кандидата фiлософських наук. Львïв, 2009. С. 3: «Головними працями iсториографiчно-джерельного характеру є дослiдження Д. И. Макарова, С. С. Хоружого, Д. Стєрнона, Р. Е. Сiнкевiча…»;
5. Sénina T. (moniale Kassia). Un palamite russe du début du XXème siècle: le hiéromoine Antoine Boulatovitch et sa doctrine sur l’énergie divine // Scrinium. T. 6. Patrologia Pacifica Secunda. Selected papers presented to the Asia-Pacific Early Christian Studies Society Fifth Annual Conference (Sendai, Japan, September 10 – 12, 2009) and other patristic studies / Ed. V. Baranov, K. Demura, and B. Lourié. St Petersburg – Piscataway, N.J., 2010. P. 396. n. 10 (аналогичная оценка трудов Мейендорф 1997 и Макаров 2003);
6. Реш Д. Д. Симеон Фессалоникийский: епископ-юродивый? // Проблема континуитета в византийской и поствизантийской истории. Тезисы докладов XIII Международных научных Сюзюмовских чтений, Екатеринбург, 18 – 20 ноября 2010 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 86;
Пржегорлинский А., свящ. Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб.: Алетейя, 2011. (ВБ). С. 8, 29, 123, 169, 170;
6. Карпов С. П., Грацианский М. В., Захарова А. В., Шукуров Р. М. XIX Всероссийская научная сессия византинистов «Российское византиноведение: традиции и перспективы» (Москва, 27 – 29 января 2011 г.) // ВВ. 2011. Т. 70 (95). С. 311 (краткое упоминание); Кнежевић М. Максим Исповjедник (580-662): Библиографиjа. Београд, 2012. (Библиографиjа српске теологиjе, 6). С. 260 (№ 2819); Он же. Григориjе Палама (1296-1357): Библиографиjа. Београд, 2012. (Библиографиjа српске теологиjе, 7). С. 183, 189; Řoutil M. Hesychasmus jako badatelská výzva současnosti. Pražské přednášky docenta Jekatěrinburské státní konservatoře Dmitrije Igoreviče Makarova // Parrésia. Revue pro východní křest’anství / A Journal of Eastern Christian Studies. Praha, 2013 [2014]. V. 7. S. 517 – 524;
7. Акишин С. Ю., Глазкова Г. В. и др. Екатеринбургская духовная семинария в конце ХХ – начале XXI века // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2014 [2015]. Вып. 2 (8). С. 29 – 30 и прим. 24; и особенно ценное резюме (с критическими замечаниями) монографии Макарова 2003 г.: Крюков А. М. Ученая традиция и провинциальные реалии в гомилиях митрополита Афинского Михаила Хониата (1182–1205 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Науч. рук. – акад. РАН, проф. С. П. Карпов; доктор ист. наук, проф. И. С. Чичуров. М.: МГУ, 2015. С. 50 – 52;
8. Басок М. Под знаком Чайковского. Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского в 2015/ 2016 учебном году // Музыкальное обозрение (газета). М., 2016. № 11 – 12 (405 – 406). С. 24.