17–18 мая 2021 года XXIX в рамках Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского под эгидой Патриаршего совета по культуре прошла конференция «Русская духовная музыка: между Востоком и Западом».
Тематика конференции была весьма широкой: обсуждались происхождение древнерусского богослужебного пения и его самобытность; музыкальные традиции Православных Церквей; духовные жанры русской музыки эпохи барокко: проблемы изучения и исполнения; влияние западного искусства на русскую духовную музыку XVII‒XIX веков; влияние церковной музыки на образно-интонационный строй светских сочинений отечественных композиторов XIX‒XXI веков; традиции исполнения шедевров европейской духовной музыки в России: от XVIII к XXI столетию; русская духовная музыка как фактор национальной идентичности в произведениях литературы, живописи, театра и кино, в философских трудах и публицистических текстах, в медиамузыке.
В конференции приняла участие заведующая Регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии, доктор искусствоведения Оксана Евгеньевна Шелудякова, которая выступила с докладом: «Зарубежные сочинения как первоисточники в отечественных православных богослужебных произведениях». В докладе была сделана попытка выявить условия внедрения таких сочинений в официальную богослужебную практику. Анализировались наиболее яркие «переинтонирования» европейских шедевров для православного богослужения: «Херувимская» (Ave verum) В. А. Моцарта-М. А. Балакирева, хоралы И. С. Баха в транскрипции митрополита Ионафана (Елецких) и др. Отмечены особые условия, в которых эти сочинения могли звучать в храме, прежде всего во время духовных концертов.
Доклад Оксаны Евгеньевны был прослушан с большим вниманием и вызвал горячее обсуждение.
Пресс-служба ЕДС