Выставка «Рязановская церковь – два века истории. От первого проекта до фресок ХХI века» открылась в Екатеринбурге

Открытие выставки состоялось 3 июня 2021 года с участием руководства Уральского государственного архитектурно-художественного университета и Государственного архива Свердловской области. В мероприятии также принял участие духовник Екатеринбургской семинарии, клирик Свято-Троицкого собора священник Константин Корепанов. Отец Константин обратился к собравшимся со словом и отслужил небольшой молебен на начало доброго дела.

Выставка посвящена ранней и новейшей истории Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга, известного в городе как Рязановская церковь. Храм, расположенный по адресу ул. Розы Люксембург, 57, в котором в советское время располагался ДК «Автомобилист», по праву считается одним из красивейших и крупнейших в нашем городе.

В интерьере этого храма в 2002–2011 годах силами артели художников под руководством екатеринбургского художника-монументалиста Олега Геннадьевича Вострецова (1960–2020) и при постоянном участии архитектора Сергея Полякова и художника Ильи Пьянкова были созданы фрески. Исполненные на высоком художественном уровне, c соблюдением православного канона, на основе традиций древнерусского искусства XV–ХVII веков, программные фрески создавались в реконструированной технике affresco – по сырой штукатурке, применявшейся в русском и западноевропейском Средневековье.

Большая часть пространства выставки отведена новому поступлению в фонды Музея архитектуры и дизайна – коллекции авторской графики Олега Геннадьевича Вострецова и его мастерской, переданной в дар музею в октябре 2020 года вдовой художника Любовью Михайловной Вострецовой. Это подготовительные материалы к монументальным фресковым росписям. Эскизы, рисунки (цветные и черно-белые), созданные для программной декорации храма, включают помимо обязательных сюжетов дополнительные – цикл Деяний Святой Троицы, темы из российской истории, серию росписей, посвященных уральским святым и новомученикам ХХ века.

Так как в предварительных материалах художник использовал иконописные приемы, мастером которых он был, данная коллекция авторской графики во многом уникальна. Наброски, рисунки, прориси, изначально задуманные как вспомогательная часть, исполнены настолько тщательно, что представляют собой самодостаточные произведения искусства.

Выставка призвана привлечь внимание к Свято-Троицкому храму, уникальному памятнику архитектуры эпохи классицизма первой половины ХIХ века, а также к важной проблеме – сохранности фресковой живописи как неотъемлемой части архитектуры собора.

О раннем периоде жизни храма свидетельствуют документы из Государственного архива Свердловской области, который выступил партнером выставки. На основании этих источников делается научное предположение о первом храмовом зодчем.

Куратор проекта – Наталья Ваньчугова, хранитель фондового отдела Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, магистр искусствоведения.

Работа выставки, приуроченной к празднику Святой Троицы, продлится до 4 июля.

Музей, Горького, 4а. 1 этаж, Малый зал.

 

Пресс-служба ЕДС / Сайт музея архитектуры и дизайна