Тема очередной встречи, которую традиционно организовали Екатеринбургская духовная семинария и миссионерский отдел Екатеринбургской епархии, называлась «Век науки». Докладчиком выступил доктор физико-математических наук, профессор Виталий Леонидович Гапонцев. Виталий Леонидович читает лекции в УрФУ, активно занимается наукой. Область его научных интересов – теплофизика и физика твердого тела. Результаты его работ обсуждаются в институтах физики металлов, математики и механики УрО РАН, статьи публикуются в академических журналах. В «Диалоге науки и религии» он известен как постоянный и активный участник семинара.
Как рассказали организаторы «Диалога», семинар имеет два направления: просветительское и научное. Прошедшее заседание относилось к научному направлению. Виталий Леонидович познакомил участников семинара с результатами своих последних исследований, посвященных граничным явлениям в сплавах. Казалось бы, какая связь между граничными явлениями в сплавах и Библейскими сюжетами, отмечают организаторы семинара? Но верующий человек легко находит Божий промысел в любых явлениях тварного мира.
Один из выводов научных изысканий Виталия Леонидовича – отказ от принятой в классической термодинамике идеи локальности в пространстве и причинности во времени в пользу нелокальности с нарушением причинности. Вместе принципы локальности и причинности соединяются в принцип близкодействия, который возник и развивался со времени возникновения науки (Фалес Милетский 625-545 гг до РХ, Аристотель 384-322 гг до РХ).
Ветхий и Новый Заветы описывают явления, не согласующиеся с этим принципом. В качестве примеров нарушения локальности докладчик упоминает проникновение Иисуса в комнату сквозь закрытую дверь, спасение моряков святителем Николаем Чудотворцем, обрушение стен Иерихона, переход евреев через Красное море, сошествие вод Всемирного потопа. Нарушение принципа причинности докладчик усматривает во всех пророчествах Ветхого и Нового Заветов, подтвержденных методами истории, археологии, палеонтологии.
Вывод, который Виталий Леонидович делает из этих фактов, сугубо апологетический: представления религии о пространстве-времени шире, чем у классической науки, поскольку Священное Писание допускает, что пространство-время нашего мира имеет как свойства локальности его объектов, так и свойство их нелокальности, в то время как научный подход вплоть до XX века опирался на принципы локальности и причинности. Слившись в понятие близкодействия, принятое научным сообществом, свойства локальности и причинности содействовали бурному развитию науки, но также и ее отдалению от религии.
Особое внимание в работах по физике сплавов Виталий Леонидович уделяет понятию границы. В изучении границ очень важны масштабы: то, что в одном масштабе представляется непроходимой стеной, в другом имеет вид достаточно пологого перехода. Применение весьма сложного математического аппарата для исследования граничных явлений приводит ученого к выводу о нарушении жесткого принципа детерминизма Лаплпса. («Дайте мне начальные условия, и я предскажу будущее мира», – известнейшее высказывание Пьер-Симона Лапласа, 1749-1827). Примерно в то же время Исаак Ньютон (1642-1727) усматривал в математическом описании мира как непреложный закон, устанавливаемый Творцом, так и волю Божиих тварей. В математике «непреложный закон», с точки зрения Ньютона, – это строгое описание явления уравнением, а «воля Божьих тварей» – выбор начальных условий.
Развитие математической теории, используемой в работах Виталия Леонидовича, позволяет увидеть замену принципа причинности, как способа упорядочения мира, упорядочением по «смыслам», возникающим в результате решения уравнений со всеми возможными наборами начальных условий. Другими словами, такой математический аппарат позволяет проводить научно осмысленное описание ряда ситуаций, упомянутых в Библии, но не допустимых в рамках традиционных представлений науки.
Наука начинает говорить на языке, пригодном для более полного восприятия Откровения, уверен докладчик. По его словам, «век науки» – примерно 2500-3500 лет (от исхода евреев из Египта до современности). Это период отделения науки от религии, противопоставления науки и религии, отрицания наукой истин христианства. Этот век заканчивается. Наука возвращается к своим истокам, к единству религиозного и научного методов познания, сделал вывод профессор.