27-29 мая в Высшей школе экономики и Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) прошли очередные курсы повышения квалификации «Принципы, методы и этические аспекты использования искусственного интеллекта».
Слушателями программы стали проректоры, руководители учебных, научных и информационных подразделений, преподаватели шестнадцати образовательных организаций Русской Православной Церкви: Санкт-Петербургская духовная академия, Вологодская, Воронежская, Екатеринбургская, Екатеринодарская, Казанская, Коломенская, Кузбасская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Саратовская, Смоленская, Ставропольская, Хабаровская, Ярославская семинарии.
Екатеринбургскую духовную семинарию на курсах представил секретарь Ученого совета, преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин иеромонах Прокопий (Рудченко).
В качестве спикеров курсов выступили преподаватели и исследователи НИУ ВШЭ и ОЦАД. На лекционных занятиях слушателям рассказали про основы машинного обучения и искусственного интеллекта, имеющиеся на данный момент цифровые методы и инструменты для работы с античными и средневековыми текстами, про возможности применения технологии ИИ для анализа и генерации текстов и визуальных данных.
Также проблематика технологий машинного обучения была рассмотрена через призму христианских богословских идей. В частности, участники курсов обсудили возможности и перспективы использования ИИ в богословской академической сфере. Практические занятия позволили слушателям получить базовые навыки в построении моделей ИИ в no-code инструментах и поработать с некоторыми генеративными моделями.
Особое внимание на курсе уделили этическим аспектам применения технологии. Слушатели вместе с экспертами попытались выявить слабые места, которые сопровождают внедрение ИИ в научное и образовательное пространство, и оценить имеющиеся предложения по мягкому регулированию технологии в образовании для сохранения высоких стандартов в академической сфере.
В последний день обучения в качестве проектного задания учащиеся, поделившись на команды, представили экспертной комиссии идеи по применению ИИ в различных областях церковной жизни. Такая работа была направлена на развитие компетенции по переводу реальных задач на язык машинного обучения.
По итогам прохождения курсов слушателям были вручены удостоверение о повышении квалификации установленного ОЦАД образца и сертификаты участников установленного НИУ ВШЭ образца.
По материалам сайта ОЦАДа