О том, как важно сохранить в себе желание служить Богу, о любви Бога, любви к Богу и любви к детям рассказал в своем пастырском слове за архиерейской Божественной литургией в День знаний руководитель Центра подготовки церковных специалистов при Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов. Напомним, богослужение состоялось в Свято-Троицком кафедральном соборе и его возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
– По традиции сегодня начинается учебный год. Учебный год — это событие и в жизни маленького человечка, ребенка, и в жизни большого человека, будь он родитель или учитель. То есть, по сути дела, учебный год – это такое действие, такая жизнь, в которую вовлекается каждый человек нашей страны либо в качестве учителя, либо в качестве ученика, либо в качестве родителя. В это включены все и это касается всех. Поэтому так много сегодня здесь людей, хотя день будний, но вас пришло очень много. И каждому из вас хотелось бы сказать слово. И первым, конечно, детям. Дети, вы пришли учиться, вы еще плохо понимаете, для чего вам это надо. Вас привели родители и вы пришли потому, что родителям верите и любите. И если мама или папа говорит, что учиться надо, то это во истину так, они же лучше знают жизнь, чем вы, маленькие. И они лучше знают, что потребно для этой жизни. Поэтому привели вас в школу, а не оставили дома. И вы будете изучать разные науки, сложные и не очень, но самая главная наука — это знать Бога, знать Того, Кто меня сотворил, и более того, знать Того, Кто меня любит, ибо Бог есть любовь. И самое важное, чтобы человек, маленький или большой, но особенно маленький, понял, что Бог есть любовь, Он любит нас больше, чем отец любит своего сына, чем мать любит свою дочь, чем изобретатель любит свое изобретение, чем бабушка любит свой огород. Бог любит нас больше, чем мы можем себе представить, больше, чем кто-либо может понять. Его любовь неизреченна, и вам, детям, это наиболее понятно. Когда вы провинились, вы же бежите к своим родителям, уверенны, что как бы не была тяжела ваша вина, родители вас любят. Они, конечно, поворчат, погневаются, даже может накажут, но потом-то все равно обнимут, потому что они любят. Бог любит нас больше, чем родители, и поэтому Он радуется тому, когда мы к Нему бежим больше, чем наши родители. И поэтому хорошо бы каждое утром прибегать к Богу, простирать к нему свои ручёнки и говорить: «Господи, я люблю Тебя. Научи меня как должно, защити меня, согрей меня, научи меня, помоги мне». И Бог всегда вас научит, поможет, защитит. Ибо мир вокруг злой и зла в нем много, этого зла Бог не сотворил, и потому может вас от этого зла защитить. Только простирайте к нему свои сердца и руки, и Он несомненно защитит вас, потому что любит вас.
Здесь стоят также и взрослые ученики, вон, их сразу видно: все дети беленькие, нарядненькие, а семинаристы черные и мрачные. Они уже знают, по чем фунт изюма, и понимают, что учеба это вовсе не праздник и радоваться нечему тут, надо поскорбеть, поплакать, слезу пустить от того, что начинается учебный год. Это потому, что они уже не дети, они забыли, что Бог их любит, они потеряли ощущение Его любви, поэтому учиться Его заповедям им тяжело, трудно. Они видят только трудность, а взор Бога, руки Бога, протянутые к ним и несущие их через житейское море, они уже не ощущают. Они бурчат больше, чем старые деды, потому что у них очень много горечи и очень мало мира. Но и семинарист должен помнить свою первую любовь, почему он сюда пришел, что его привело в стены семинарии, что привело его учиться закону Божьему, ведь он же сам пришел, не подневольно, значит, он горел желанием служить Богу.
Важно это желание сохранить, важно уберечь себя в любви к Богу, и тогда Бог убережет вас от всех искушений и соблазнов, среди которых самое страшное вовсе не искушение плотью, не искушение пище, не искушение вином, а искушение ложью. Когда человек еще не зрелый, чтоб сопротивляться лжи, но уже и не ребенок, и не может просто доверять своим родителям и учителям, он искушается ложью, он развешивает уши и раскидывает свои глаза по всем перекресткам этого мира чтобы слушать ложь. Чего же удивительного, что он через год-другой теряет не только любовь к своему Богу, но и веру, веру своему Богу. Он уже не верит ни Богу, ни учителям, ни священникам, он верит своему уму. Самое худшее из всех заблуждений – верить тому, что «я-то точно знаю, как оно на самом деле происходит».
И вот от этого да убережет вас господь Бог наш, ибо хуже этой лжи ничего нет. Ибо ложь, а не плоть, не соблазны пищи уронили всех нас в смерть, и праотец Адам согрешил именно потому, что поверил лжи, а не потому, что увидел женщину; именно потому, то поверил клеветнику, а не потому, что увидел плод. И вот в этом самый главный соблазн для каждого взрослого, но еще не зрелого человека — поверить лжи.
И чтобы не поверить лжи, единственный способ — это доверчиво протягивать, так же, как эти дети, руки к своему Создателю и говорить: «Господи, я слабый и немощный, я могу запутаться, помоги мне, выведи меня на путь, который приведет меня к свету, помоги мне сохранить свою любовь, помоги мне не верить лжи, помоги мне быть верным моему Богу и быть верным самому себе, ибо это ведь я когда-то сделал выбор, не кто-нибудь другой, а я, лучшая часть меня сделала этот выбор». Так будем же верны самим себе и сохраним свое горение перед Богом.
И учителям хочется пожелать, ведь каждый кто стал учителем, стал им не по своей воле, ибо не может человек по своей воле взять на себя такую великую ответственность — воспитывать детей Божьих. Каждому из нас Бог приводит Своих детей, ибо все, кто приходит к нам в наши православные образовательные учреждения — это Божьи дети. Нам доверяет их Бог, Своих собственных детей, какая же великая ответственность — воспитывать чада Божьи. И здесь очень важно помнить в первую очередь именно о том, что Бог, Которому мы служим, Бог, Который привел нам своих детей, есть Бог любви, Бог, Который любит всех. Именно этим должно быть исполнено мое сердце — любовью к человеку, которого привел ко мне Бог.
Некогда великий русский педагог Сухомлинский Василий Александрович сказал, что если в сердце учителя нет любви и уважения к ребенку, он не имеет права быть учителем, ибо у него нет основного качества, которое делает способным само научение: невозможно научить другого человека ничему, никогда, если мы его не любим. Только любовь открывает сердце, а сердце исполняет уста, и этой любовью и уважением к другому человеку, насколько бы мал он ни был, должна быть проникнута вся наша деятельность, вся наша жизнь, все наше служение. И тогда Бог, Которому мы служим, Бог, Который привел к нам Своих детей, Бог даст нам и мудрость, и разум, и нежность, и твердость, и принципиальность, и понимание, чтобы вместе в сотрудничестве, в соработничестве с Богом мы принесли плод нашей воспитательской, учебной, учительской, педагогический деятельности. Аминь.
Источник: сайт Екатеринбургской епархии.