Дорогие участники конференции!
Рад приветствовать всех вас на нашей, уже ставшей традиционной, XI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История».
Эта конференция начиналась, как студенческие чтения, посвященные памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и теперь выросла в серьезный научный форум, который собрал церковных и светских ученых из разных городов России. Более 170 участников заявили на конференцию свои доклады, в том числе 27 докторов наук и 48 кандидатов наук и кандидатов богословия. Работа конференции будет проходить по десяти направлениям на различных площадках – в Екатеринбургской духовной семинарии, Миссионерском институте, Уральском федеральном университете, Уральском государственном горном университете. Выражаю надежду, что ближайшие три дня будут днями живого, плодотворного научного общения и послужат делу развития церковной науки.
Трудно переоценить значение богословской науки. Благодаря богословскому образованию человек приобретает знания, которые в значительной мере могут повлиять на процесс духовного совершенствования и даже спасения. Через пророка Осию Господь говорит нам о последствиях, когда человек пренебрегает знанием: «Истреблен будет народ Мой за недостаток знания: так как ты отверг знание, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6). С другой стороны, в пользу того, что знание не столь уж важно, нередко можно услышать цитирование слов апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1). Но на самом деле, едва ли справедливо говорить о том, что апостол Павел относился пренебрежительно, или хотя бы даже безразлично к знанию. Уже во втором послании к этим же христианам тот же апостол Павел пишет следующее: «Я, может быть, и не преуспел в красноречии, но вовсе не чужд знания» (2 Кор. 11:6). Хотя действительно, знание может привести к надменности, однако не стоит забывать, что знание может принести и огромную, во многом незаменимую помощь. Апостол Павел, который потрудился более всех апостолов, авторству которого принадлежит больше половины книг Нового Завета, был единственным апостолом, который имел богословское образование. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом». Как мы видим, знание в жизни человека имеет далеко немаловажное значение.
Какое значение имеет богословское образование в деле достижения спасения наших бессмертных душ? Святитель Григорий Богослов пишет: «Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что в лукавую душу не войдет премудрость». Святитель учит, что очищать себя для Бога несравненно больше, чем говорить о Боге. Но в то же время, Григорий Богослов утверждает, что и говорить о Боге – это великое дело. Только единицы святых отцов говорили о Боге исключительно своим образом жизни. Подавляющее же большинство, говорили также и словом о Боге и это способствовало достижению их спасения. Поэтому действительно можно говорить о том, что богословское образование имеет важное значение в достижении спасения.
Богословское образование начинается с того, что тем или иным способом, мы получаем определенную информацию. Как во времена Иоанна Златоуста, так и сейчас основным таким способом является чтение. «Не читал — не знал. Не знал — не исполнял. Не исполнял — погибал. А все от того, что не читал!» — такими словами святитель Иоанн указывает на важность этого начального этапа богословского образования. Таким образом, в богословском образовании каждый этап постижения науки крайне важен.
В современном мире существует довольно много различных богословских дисциплин. Как же человеку определиться с тем, какая из них более важная? Какую необходимо изучать в первую очередь, а каким можно отвести второстепенное место? Апостол Павел пишет: «Да и все почитаю потерей ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3:8). После описания того, как практически он воплощает в своей жизни этот принцип, апостол пишет: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил. 3:15). Таким образом, Господь через апостола Павла на все века запечатлел, что является самым главным в богословском образовании — познание Господа Иисуса Христа. С одной стороны, это познание доступно при изучении самых различных богословских дисциплин, хотя однозначно, что некоторые, как например изучение Священного Писания, больше способствуют этому. С другой стороны, это познание недоступно без практического применения в жизни приобретаемых знаний.
Один из отцов-пустынников, Евагрий Понтийский, говорил: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов». Молитва является основным источником, посредством которого мы познаем Господа. И, к сожалению, можно знать различные богословских дисциплины, знать их глубоко и при этом не уметь молиться. И тогда, действительно, богословское образование может не принести никакой пользы. Иисус Христос предупреждает нас: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф. 7:21). Важно учитывать, что первая и главная цель богословских дисциплин – богопознание доступна каждому. Для этого не нужно обладать огромных багажом знаний, иметь выдающийся интеллект и превосходную память. Для этого нужно молиться и исполнять те заповеди Божьи, которые мы уже знаем.
Пусть же Господь благословит наше собрание здесь. Пусть наши разговоры о Боге действительно приводят к тому, что мы будем очищенными для Бога, а не просто увеличим багаж знаний.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений