В рамках XXXIII Международных образовательных чтений Учебный комитет Русской Православной Церкви провел ряд мероприятий, посвященных духовному образованию. В работе мероприятий приняли участие представители Екатеринбургской духовной семинарии: проректор по учебной работе Вероника Васильевна Малинина и секретарь Ученого совета иеромонах Прокопий (Рудченко).
Так, в актовом зале Синодальной библиотеки им. Святейшего Патриарха Алексия II 27 января 2025 г. прошла встреча председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова с представителями руководства и администраций высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В рабочем заседании приняли участие ректоры и проректоры духовных школ Русской Православной Церкви.
Протоиерей Максим Козлов озвучил итоги работы Учебного комитета за 2024 г. С руководством духовных семинарий и академий был обсужден рейтинг духовных школ 2024 г., утвержденный на совместном заседании Высшего Церковного Совета и Священного Синода 26 декабря 2024 г., было предложено развитие в изменениях параметров рейтинга в следующем цикле инспекционных проверок ввиду завершения этапа прохождения всеми духовными учебными заведениями государственной аккредитации.
Председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов в своем выступлении отметил:
«По благословению Священноначалия в будущем рейтинг высших учебных заведений Русской Православной Церкви будет утверждаться на летних Синодах и следующий рейтинг выйдет по окончании 2025/26 учебного года. За грядущие полтора года Учебный комитет проведет инспектирование всех духовных школ.
Значительный вес и главный акцент в новом рейтинге будет сделан на результатах обучения и воспитания. Будут проводиться расширенные собеседования со студентами всех курсов, изучаться векторы и плоды воспитательской работы: как то, что мы увидим во время очной инспекции, так и по совокупности информации, которая будет связана с высшим духовным учебным заведением.
По аналогии с государственной аккредитацией и мониторингом особое значение сохранит за собой проверка остаточных знаний студентов-выпускников. В утвержденном формате письменные работы, которые прежде проводились в период очного инспектирования, теперь будут проводиться единовременно для выпускных курсов семинарий каждой рейтинговой группы, с единим набором вопросов и группой экспертов-преподавателей из ведущих учебных заведений».
В ближайшее время для ответственных сотрудников администраций высших духовных учебных заведений будет проведен обучающий вебинар, на котором будут подробно представлены обновленные параметры инспектирования и рейтинга.
Кроме того, в ходе заседания были озвучены статистические данные о работе духовных школ, обсуждены нововведения в рамках планируемой реформы высшего образования, заявленные Министерством высшего образования и науки Российской Федерации.
В рамках доклада была подтверждена актуальность дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит ВКР.
Протоиерей Максим Козлов, как руководитель проекта «Учебник бакалавра теологии», представил руководству духовных школ результаты проекта в 2024 г. и рассказал о планах его развития в 2025 г.
Также было сообщено о том, что в настоящее время ведется подготовка IV Общецерковной олимпиады по богословию, которая состоится на базе ПСТГУ 23–25 апреля 2025 г.
В конце своего выступления Председатель Учебного комитета рассказал о развитии общецерковного проекта «Память Церкви», в котором принимают участие высшие духовные учебные заведения. Сайт «Память Церкви» является уникальным проектом по сохранению церковной исторической памяти о жизни верующих людей в советскую эпоху. В дальнейшем возможно использование этих источников в научных работах и учебной деятельности.
В этот же день в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Информационная деятельность высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви». Мероприятие было посвящено актуальным вопросам организации системного сопровождения высшего духовного учебного заведения в информационном пространстве.
В заседании приняли участие представители администраций и руководители информационных отделов высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Модератором круглого стола выступила главный редактор сайта Учебного комитета, начальник отдела по связям с общественностью Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Мария Синюк.
Специалист Учебного комитета открыла круглый стол докладом «Стратегические коммуникации высшего духовного учебного заведения: цели и задачи», в котором подчеркнула:
«На сегодняшний день высшие духовные учебные заведения призваны стать полноценными центрами религиозного-образовательного диалога в своих регионах. Выстраивание точного и грамотного позиционирования духовных школ как мест подготовки будущих пастырей и как высших учебных заведений Российской Федерации – является смыслообразующим процессом в информационной работе каждого учреждения. При наличии системной работы в коммуникационном поле духовные школы могут, сохраняя приверженность традициям и укладам, быть понятными и актуальными своим аудиториям и уверенно отвечать на вызовы времени».
Роман Левкович, директор по связям с общественностью Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» выступил с докладом «Роль коммуникаций в современном учебном заведении».
Михаил Кузнецов, исполнительный редактор редакции сайтов Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, Старший редактор сайта журнала «Фома» представил доклад на тему «Здесь и сейчас: на что обратить внимание при наполнении информационных площадок духовной школы».
В рамках встречи специалисты рассмотрели и обсудили текущую работу информационных площадок духовных школ и рассмотрели наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с текущей работой по выпуску новостных материалов.
27 января в Большом зале Синодальной библиотеки состоялся круглый стол на тему «Искусственный интеллект в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви». Модератором мероприятия выступил иерей Александр Стародубцев, специалист по дистанционным образовательным технологиям Учебного комитета.
В приветственном слове отец Александр отметил актуальность темы круглого стола, в связи с все большей интеграцией в сферу образования различных технологий, связанных с системами искусственного интеллекта, а также рассказал, что в настоящее время Учебным комитетом Русской Православной Церкви осуществляется подготовка «Проекта положения об использовании систем генеративного искусственного интеллекта (СГИИ) в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви».
Для обмена опытом и обсуждения выработки подходов к сфере искусственного интеллекта в области образования выступили специалисты со следующими докладами:
Оксана Владимировна Молчанова, ведущий специалист учебно-методического центра компании «Антиплагиат» выступила с докладом «Антиплагиат и генеративный искусственный интеллект в учебных и научных работах: вызовы и решения» – об опыте, накопленным при исследовании многочисленных текстовых работ, подчеркнув важность экспертной оценки их содержания, а также о необходимости проведения бесед со студентами о плюсах и минусах использования искусственного интеллекта в собственных трудах с этической стороны.
Евгений Андреевич Соколов, доцент, руководитель департамента больших данных информационного поиска, факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ выступил с докладом «Образование в содружестве с искусственным интеллектом — опыт НИУ ВШЭ» в котором отразил многосторонний опыт ВШЭ по использованию систем искусственного интеллекта преподавателями и студентами в разных областях науки. Евгений Андреевич подчеркнул важность изучения систем ИИ в первую очередь преподавателями, а также поделился основным принципом университета в отношении ИИ – «можно использовать, при уведомлении для чего и где именно в письменных работах это было сделано».
Иерей Александр Стародубцев, специалист Учебного комитета по дистанционным образовательным технологиям, в своем докладе о «Проекте положения об использовании систем генеративного искусственного интеллекта (СГИИ) в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви» рассказал, что СГИИ как неизбежное явление в образовательной сфере требует выработки принципиальных подходов к его использованию. В одном из пунктов доклада отметив, что «Учебный комитет Русской Православной Церкви не отрицает возможную пользу различных систем искусственного интеллекта в образовательной сфере, при этом призывает не заменять естественный интеллектуальный процесс на генерацию текстов в СГИИ, поскольку это может противоречить глубинному развитию личности во время образовательного процесса. Искусственный интеллект необходимо воспринимать как вспомогательный инструмент для соработничества, но не как быстрый способ замены человеческих интеллектуальных возможностей». Также были перечислены те немногие ситуации при работе с ВКР, когда использование ИИ может быть допустимо (напр. перевод текстов на иностранных языках вне рамок дисциплин по их изучению).
Дмитрий Львович Кречман, заместитель генерального директора компании «Гиперметод» (компания – создатель системы дистанционного обучения, которая используется в 28 высших духовных учебных заведениях), кандидат технических наук, доцент выступил с докладом «Как ИИ помогает преподавателю. Примеры». В своем выступлении он привел различные примеры, как преподаватели в разных областях могут использовать достижения ИИ с целью достижения результата при обучении. В частности, он отметил, что именно ИИ позволяет быстро создать вопросы к выпускной квалификационной работе, чтобы выявить понимание содержания диплома у студента.
Гусев Андрей Вячеславович, начальник управления образовательных программ Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия выступил с докладом «Регламентация и этика использования искусственного интеллекта студентами духовных учебных заведений: подходы и реализация». В своем докладе он рассказал об опыте работы с ИИ сотрудниками и студентами в ОЦАД, об особенностях работ, где использовался ИИ. На его взгляд: «Прямой запрет ИИ может привести к негативным последствиям. Важно найти баланс между контролем и свободой, создавая условия для этичного использования ИИ». Андрей Вячеславович рассказал о 4 принципах, которые реализуются в ОЦАД при работе с ИИ: «Разумное использование, академическая честность, прозрачность, ответственное использование ИИ».
После докладов были даны ответы на вопросы. В целом, обсуждение нового, особенно в сфере духовного образования, явления – системы генеративного искусственного интеллекта вызвало неподдельный интерес у многих участников круглого стола. Отдельными участниками высказывались самые разные точки зрения вплоть до полного запрета использования ИИ в образовании как в Китае. Но, учитывая широкую популярность СГИИ в среде студентов российских светских ВУЗов по представленным опросам, большинство голосов спикеров и участников круглого стола высказывались в сторону допустимости использования СГИИ в духовных учебных заведениях с выработкой рекомендуемых принципов с определенными условиями, с соблюдением академической этики и христианских норм. Были высказаны ряд пожеланий к проекту Положения об ИИ, которые в итоге будут изучены в Учебном комитете.
27 января 2025 г. в Учебном комитете Русской Православной Церкви прошла секция «Духовные школы в правовом поле». Заседание было посвящено актуальным проблемам правового регулирования деятельности духовных учебных заведений. Основные докладчики сделали акцент на тех темах, которые вызывают, как показывает опыт инспекционных проверок Учебного комитета, особые сложности в деятельности академий и семинарий.
В программе секции были сделаны следующие доклады:
1. Диакон Дионисий Макаров, специалист Учебного комитета, профессор кафедры филологии Московской духовной академии, зам. руководителя аспирантуры МДА, эксперт Рособрнадзора, доктор культурологии. Тема доклада: «Особенности организации НИР и НИРС в духовных учебных заведениях».
2. Наталия Сергеевна Семенова, руководитель юридической службы Учебного комитета Русской Православной Церкви, и.о. зав. кафедрой церковной истории и церковного права Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцент кафедр церковно-практических дисциплин Московской духовной академии и Тульской духовной семинарии, эксперт Рособрнадзора, кандидат юридических наук, доцент. Тема доклада: «Особенности правового регулирования образовательной деятельности духовных учебных заведений».
3. Петр Андреевич Лескин, специалист Учебного комитета. Тема доклада: «ЛНА по работе кафедр: опыт вузов».
4. Диакон Никита Двинянинов, проректор по учебной работе Новосибирской православной духовной семинарии, эксперт Рособрнадзора, соискатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Тема: «КЦП для духовных учебных заведений».
5. Андрей Владимирович Дружинин, ст. преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, советник при ректорате Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, эксперт Рособрнадзора, кандидат теологии. Тема доклада: «Правовые основы сбора статистических данных у духовных образовательных организаций».
6. Артём Рональдович Айрапетов, руководитель юридической службы, заместитель исполнительного директора Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви по сетевому взаимодействию; старший преподаватель кафедр богословских и церковно-практических дисциплин Таврической духовной семинарии и Псково-Печерской духовной семинарии; начальник отдела магистратуры, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви. Тема доклада: «Правовой комментарий последних изменений, связанных с понижением тарифа страховых взносов для духовных учебных заведений».
После каждого доклада участники имели возможность задать вопросы докладчику, а также обсудить наболевшие вопросы в соответствующей области.
В рамках секции прошел также круглый стол на тему «Форма и содержание государственного итогового экзамена в духовных школах», модератором которого выступил иерей Андрей Лысевич, специалист по аккредитационному сопровождению Учебного комитета, проректор по лицензированию и аккредитации Московской духовной академии, эксперт Рособрнадзора. Отец Андрей начал круглый стол со своего вступительного доклада об основных подходах к совершенствованию итогового экзамена и о собранных предложениях от духовных учебных заведений.
После вступительного доклада о. Андрея представители духовных школ смогли высказать свои предложения, ряд которых будут приняты во внимание Учебным комитетом.
В конце заседания модератор круглого стола Наталия Сергеевна Семенова подвела итоги, поблагодарила докладчиков и участников, а также сообщила, что доклады будут опубликованы в научном журнале Московской духовной академии «Праксис».
27 января в актовом зале Синодальной библиотеки состоялся закрытый семинар воспитательных работников духовных учебных заведений.
Мероприятие проводилось под руководством Учебного комитета Русской Православной Церкви. С докладами выступили представители Московской духовной академии.
В ходе работы семинара были затронуты следующие темы:
1. «Подготовка помощников проректора по воспитательной работе в МДА». Иеромонах Даниил (Василенко) проректор по воспитательной работе МДА.
2. «Традиции регулярной исповеди и причащения как основа воспитания студентов духовных школ». Сергей Бадукин, помощник проректора по воспитательной работе МДА.
3. «Труд и воспитание». Суханов О.А., помощник проректора по воспитательной работе МДА.
4. «Культурно-воспитательная деятельность в МДА в советский период». Илья Рязанов, помощник проректора по воспитательной работе МДА.
В работе семинара приняли участие представители духовных академий, семинарий и ПСТГУ. Всего во встрече приняло участие более 50 человек.
27 января в актовом зале Синодальной библиотеки состоялся закрытый семинар тьюторов духовных учебных заведений. Мероприятие проводилось под руководством Учебного комитета Русской Православной Церкви. С докладами выступили представители Московской духовной академии и Казанской духовной семинарии.
В ходе работы семинара были участникам были представлены следующие доклады:
1. «Воспоминания и замечания о воспитании в духовных школах в труде митрополита Вениамина (Федченкова) «О вере, неверии и сомнении»». Иеродиакон Пимен (Шеин).
2. «Тьюторство и наставничество в свете евангелия от Иоанна». Иеромонах Феодосий (Макаров), индивидуальный наставник МДА.
3. «Современные вызовы, стоящие перед индивидуальными наставниками духовных учебных заведений». Рогатина Елена Сергеевна, старший индивидуальный наставник Казанской духовной семинарии.
По материалам сайта Учебного комитета