«Понесем дело нашего служения достойно, и принесем тот плод, который Бог благоволит нам принести»: наставления духовника семинарии перед началом учебного года

Проповедь духовника Екатеринбургской духовной семинарии священника Константина Корепанова за Божественной литургией 1 сентября 2020 года, обращенная к учащим и учащимся духовных школ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня начинается учебный год в наших екатеринбургских духовных школах. Что значит духовная школа? Конечно, это название родилось в силу случайных исторических причин, когда так стали называть учебные заведения, в которых готовили людей для духовного служения, для духовного сословия, то есть готовили тех, кто будет организовывать общественные богослужения Церкви. Но само название, хотя оно и ввелось вполне по человеческим причинам, раскрывает некое нечеловеческое свидетельство о том, к какому служению призван обучающийся там и каким образом проходит образование человека в духовной школе.

Это название напоминает студентам, будь то семинаристы, либо студенты миссионерского или теологического институтов, что они получают духовное образование. То есть они каким-то образом связаны с областью, называемой духовной. В светское время это понятие сильно исказилось. Духовностью стали называть любое проявление каких-то глубинных человеческих движений. Но на самом деле, Священное Писание духовным называет только одно действие – действие Святого Духа. И ничто другое не может быть названо духовным, кроме действия Святого Духа. И человек, обучающийся в духовной школе, именно этому и учится – словам Святого Духа, как сказано в сегодняшней молитве, учится познавать волю Святого Духа, учится вырастать под воздействием Святого Духа, ибо каждый человек, который вступает в Церковь, имеет это начало. Ибо семя духа сеется в землю человеческого сердца в день его Крещения и Миропомазания. С этого самого момента, он становится сосудом, в который вложено высочайшее непостижимое сокровище – Сам Бог. Дух Святой живет в человеке и преображает его по образу его Создателя.

И вот этому должен учиться студент в духовной школе. Конечно, есть определённые профессиональные навыки, как мы привыкли говорить об этом. Но главное, что человек должен знать волю Божью, жить по ней и учить жить по ней других людей. В этом суть созидания Церкви, ибо Церковь созидается именно таким образом: благодатью Святого Духа люди включаются в действие церковного организма, церковной жизни, встраиваются в нее, чтобы исполнить главное назначение своей жизни. Ибо всех нас Бог сотворил во Христе Иисусе на добрые дела, которые предназначены нам. И дело Божие, о котором мы читаем у Исаака Сирина,  не всегда может быть понятным нам или приятным нам. Его нужно усвоить, вместить и быть к нему готовым. Ибо каждый поставляемый на божественное служение, на исполнение воли Божьей, с неизбежностью должен ограничить себя, ограничить проявление своей воли.

Так говорит одна из евангельских притчей, приводя в пример человека, который задумал построить башню. Он начал это очень выгодное предприятие: постройку башни, с помощью которой давится виноград. Такую башню можно сравнить в наших широтах с мельницей, потому что человек владеющий мельницей, имеет баснословные доходы. И вот человек решил построить башню и строит ее, и вдруг сделав половину дела, понимает, что не может закончить его: финансов не хватает, не хватает сил. И он должен будет смириться с тем, что он зря потратил свои деньги и никакого результата не получил. Делая вывод из этой притчи, Христос говорит, что люди никогда ничего не достигнут, тем более в деле служения Богу, если каждый не отречется от самого себя. Невозможно исполнять волю Божию и свою собственную. Невозможно быть служителем Бога и думать о том, как служить самому себе.

Именно тогда, когда самость, самоугодие, самонадеянность, самолюбие, своеволие и всё вытесняющее волю Божью входит в человека, тогда он начинает не созидать души, а разрушать, не созидать церкви, а разрушать, не созидать доверившихся ему людей, а разрушать их. Вся тайна спасения человека не в том хороший кто-либо или плохой, хорошие в нем качества или плохие, добрый он или не очень. Не за это спасается человек. Человек спасается только тогда, когда он принимает волю Божию как единственное основание своей жизни. Именно с таких слов начинается молитва, которую мы все должны возносить, именно возносить, а не читать только языком каждый день, и уж по крайне мере, начинать с этой молитвы свой грядущий день: «Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое! Да приидет царствие Твое! Да будет воля Твоя».

Мы, смиряясь под покровом нашего Бога, называем себя его детьми. Нужно как всякий ребенок, если вы не забыли, что такое маленькие дети, прибегать с утра к Отцу и говорить – «Отец, что нужно сделать? Какое сегодня ты задание мне дашь? Какое назначение мне сегодня будет?». Так делают дети в семье нормальной, где действительно есть отец и соединяющие людей забота и послушание. Что я должен делать, Отец? Куда ты меня пошлешь? Кому я сегодня должен сказать да, а кому – нет? Чему я должен научиться, когда приходит ко мне этот человек? Я должен его одеть и накормить? Или должен засвидетельствовать ему, что он ленивый и бегает труда, а таковым людям апостол Павел помогать запрещает, ибо это развращает их бессмертную душу. Что я должен делать сегодня?

Молитва, которая читалась сегодня, призывает Божие благословение на всякого учащегося. В ней были слова о том, чтобы Бог открыл каждому обучающемуся волю Свою. И мы учимся ее открывать не только тогда, когда читаем учебник по догматическому богословию или социальную концепцию Русской Православной Церкви, хотя, несомненно, и в этих книгах нам открыта воля Божия. И презирать и то и другое, одинаково пагубно для вечного спасения человека. Но учимся мы не только во время чтения, но и тогда, когда мы молимся. А мы должны молиться! Ибо какие мы служители Божии, если молиться не только не умеем, но и не желаем? Мы должны учиться тому, чтобы просто сердце свое раскрывать перед Богом в молитве, прошении, благодарении или славословии.

Но также воля Божия раскрывается нам в ближнем. Не в том ближнем, который очень далеко, а в том ближнем, который сидит с нами за одной партой, или который живет со мной в одной комнате, сидит за одним со мной столом – он и есть мой ближний. И если я, учась самоотречению, которое для служителя божьего обязательно, буду смотреть на то, что ему нужно подать, как утешить его, вдохновить или другим каким образом помочь, а не о себе, тогда ближний, по слову святых отцов, станет жизнью для меня и через него откроется мне воля Божия. В служении ближним мы познаем много, в нем кроется много великих божественных тайн. И они никогда не открываются человеку, который закрыл сердце свое от Бога.

Это все и есть духовная школа: когда мы спим, сидим за партой, когда мы просто едим или работаем, или еще какое-нибудь послушание творим, но прежде всего тогда, когда мы вместе молимся, вместе причащаемся, вкушаем благодать Христова Тела, Христовой Крови и Божественного Духа. Ибо невозможно причаститься человеку, если он не воззовёт к Духу Святому, ибо Святая – Святым. И только предочищенный этой благодатью может неосужденно вкушать Тело Христово.

Это все ступени, это все разные формы духовных школ и каждый, кто вступил на этот путь, идет ведомый благодатью Божией и несомненно не останется без плода. И жизнь мы должны мерить именно этим плодом. И он заключается не в том, сколько я собрал последователей, сколько купил машин, квартир, сколько построил храмов. Плоды жизни в Боге –смирение и послушание, любовь и вера, кротость и воздержание. И если я вижу, что эти добродетели во мне возрастают, то я иду путем Божиим, если во мне этого нет, а растет раздражение и злоба, то я забыл тот путь, который указывает апостол Петр в первом своем послании. Если вы видите приумножение в вас добродетелей воздержания, кротости, долготерпения, милосердия, братолюбия, то вы идете Божиим путем – говорит апостол Петр, а если в вас этого нет, то вы забыли об очищении прежде совершенных грехов.

И это бывает сплошь и рядом, когда мы часто видим вокруг людей, которые забыли о том, что они согрешили, забыли оплакать свой грех, свое падение, преступление, не помнят об этом, и, сойдя с пути покаяния, они выходят из под водительства Божия и начинают возноситься и гордиться, осуждать и прекословить, а все потому, что забыли о том, кто мы все такие. А если человек, стоя перед Причастием, не может всем сердцем и со слезами на глазах сказать: «Господи, верю и исповедую, яко ты еси воистину Христос Сын Бога Живого, пришедший в мир грешников спасти, из них же первый есть аз», если забыл о своих грехах, то развитие человека заканчивается. Ибо сердце его начинает леденеть от той гордыни, высокомерия и превозношения, которые всегда в любом сердце живут, ибо наше сердце рождено в грехе. И только покаянный плач, и смирение перед Богом, которые неразрывно должны связываться с нашей духовной жизнью, помогут нам пройти путь, отмеренный нам Богом, и понести дело нашего служения достойно, и принести тот плод, который Бог благоволит нам принести. Аминь.

Пресс-служба ЕДС