Исследованию жизни и трагической кончины епископа Кубанского (Екатеринодарского) Памфила (Лясковского) (1883-1936) посвятил свой труд научный сотрудник Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Владимирович Печерин
Исследование проводилось по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория. Исповедническая жизнь и таинственная кончина владыки Памфила (1883-1936) до сих пор вызывает горячие споры у жителей не только Кубани, но и всей России.
Яркий проповедник и молитвенник, борец с обновленчеством и подвижник, он был найден повешенным на дереве посреди двора собственного дома с запиской в кармане — «в смерти моей прошу никого не винить». Советские следователи поспешили квалифицировать смерть владыки как самоубийство. Но некоторые обстоятельства загадочной кончины заставили засомневаться в поспешных выводах следствия: выбор самого открытого места для «самоубийства», звуки борьбы, которые слышали соседи ночью, кляп из веревки во рту покойного. Сразу после смерти владыки народ начал почитать епископа Памфила как «убиенного» и как мученика, а церковное следствие благословило поминовение епископа Памфила как архиерея в церковных службах.
Исследование Андрея Владимировича, опубликованное в двух номерах журнала Московской духовной академии «Церковный историк» (статья 1, статья 2), проливает свет на все темные места биографии и обстоятельства кончины архипастыря.
В первой статье рассматривается ранний период службы владыки, который пришелся не первые годы советской власти, когда обновленческие движения, поддержанные восточными патриархами и большинством архиереев, увлекли в подчинение неканоническому Высшему Церковному Управлению многих новомучеников и искренних архипастырей — будущих борцов с церковным расколом, каковым являлся и владыка Памфил. Поэтому ставить в вину краткосрочное пребывание под каноническим омофором ВЦУ в начале 1920-х гг. архипастырю нельзя. В своей статье Андрей Владимирович основательно доказывает, что недолгое пребывание архипастыря в подчинении Высшему Церковному управлению нельзя рассматривать как уход в раскол.
Во второй статье «Я разрешаю именовать почившего епископом» рассматриваются обстоятельства загадочной кончины архипастыря и ее расследование. Автор на основании рассмотрения многих фактов доказывает, что епископ Памфил не покончил жизнь самоубийством, а был убит. А церковное следствие, которое не могло официально признать убийство архиерея и принять выводы, противоречащие светскому следствию, сделало все возможное, чтобы епископа Памфила похоронили с отпеванием и в дальнейшем поминали по полному архиерейском чину.
Дальнейшее почитание владыки, разрастающееся из года в год, записи многочисленных чудес, происходящих на могиле архипастыря, — показывают, что он является новым мучеником, убитым за свое архипастырское служение и после смерти принявшим не меньшее поношение, что и при своей жизни.
И сегодня множество паломников приходят, чтобы поклониться убиенному епископу Памфилу, на старое кладбище в Краснодаре. А над его могилой выстроена часовня, где нередко совершаются заупокойные службы и панихиды.