Научная деятельность имеет отнюдь не только академический характер. Замечательно, если есть возможность педагогам писать статьи в ВАКовские журналы, писать и защищать кандидатские и докторские диссертации. Но диссертации, монографии, подготовленные к изданию памятники и исторические документы – это не единственный путь в научной деятельности регентских отделений.
Помимо чисто научных изданий есть учебные и учебно-методические, в которых сведения преподносятся в форме, удобной для преподавания, и материал рассчитан на учащихся разного уровня обучения. Здесь материал чаще всего связан с определенной учебной дисциплиной – например, «История церковной музыки», «Педагогика и психология».
Очень нужны справочные издания – справочники, словари, алфавитные указатели, терминологические справочники и проч. по самым разным дисциплинам. На данный момент это едва ли не самая востребованная литература.
В течение года проходит множество конференций, на которых могли бы принять участие не только преподаватели, но и студенты. Тематика выступлений может быть как академической, научной, так и может быть связана с историей семинарии, освещением какого-то исторического события и проч.
Назовем еще несколько направлений, в которых могла бы развиваться научная деятельность регентских отделений:
1. Одно из важнейших научных направлений – поиск и научное описание, анализ современных духовных произведений. Это необходимо и для того, чтобы постепенно расширять репертуар регентских хоров, и для того, чтобы помочь воспитанникам сориентироваться в выборе имеющихся песнопений. В интернете сейчас выложено огромное количество никем не рецензированных сочинений, многие из которых откровенно плохого качества. Ученики не всегда в состоянии самостоятельно оценить их, и тем более не могут аргументировать, почему использование того или иного песнопения не рекомендуется на Богослужении. В результате в будущей профессиональной деятельности они рискуют оказаться беспомощными в выборе репертуара. Дать ключ к выбору сочинений с аргументацией, с примерами и образцами могут только педагоги. Могут помочь здесь и списки рекомендуемых песнопений.
2. Сборники и хрестоматии из сочинений, которые поются семинаристами на клиросе, своего рода «золотой репертуар», с которым они выйдут в профессиональную жизнь. Во многих семинариях к каждому празднику к каждой великопостной службе Страстной седмицы подготовлены очень интересные собрания замечательных песнопений. Издать сборники или рекомендательные списки по песнопениям к отдельным праздникам было чрезвычайно полезно.
3. Очень важны разработки авторских учебных курсов. Это могут быть и предметы, которые преподаются только в вашей семинарии, и авторские разработки общих для всех курсов. Ведь у нас в каждой семинарии есть великолепные специалисты – педагоги. Очень востребованными будут мастер-классы по конкретным дисциплинам, по конкретным проблемам. Особенно сейчас востребованы интерактивные пособия, видеоматериалы. Очень нужны презентации по различным темам и курсам. У многих преподавателей накоплен богатый лекционный материал, интересные раздаточные материалы. Все это можно публиковать в виде учебно-методических пособий или даже отдельных лекций. Очень полезными являются планы анализа, таблицы и раздаточные материалы по различным дисциплинам.
4. Вероятно, настала пора выделить экспертов, которые могли бы оказывать и оценочную, рецензионную, и, самое главное консультационную помощь педагогам семинарий.
5. Очень нужны различные методические материалы:
· Хрестоматии по различным предметам.
· Сборники диктантов на материале духовной музыки. Светские есть, но было бы полезно и на сольфеджио пополнять слуховой багаж, т.к. не всегда они знают много песнопений.
· Сборники для слухового гармонического анализа также на материале духовных песнопений. Исходя из тех же соображений.
· Сборники для анализа – фрагменты сочинений и целые хоровые произведения как материал к лекциям по анализу.
· Сборники сочинений конкретного региона, местных духовных композиторов.
6. Есть целый ряд научно-творческих мероприятий. Они включают этап написания сценария. И было бы весьма интересно поделиться таковыми с другими семинариями. На курсах ранее упоминалось о проектах Екатеринбургской духовной семинарии в содружестве с Уральской консерваторией – «Заздравной чаше», «Пещном действе», «Рождественской драме» святителя Димитрия Ростовского, лекции концерта по материалам царских архивов. Это были спектакли-концерты, которые требовали длительного предварительного изучения архивных и научных материалов, поисков соответствующих нотных источников. Могут быть проведены научно-творческие мероприятия: посвященные Истории одного песнопения на музыкальном материале разных веков. Весьма актуальным бы был концерт с научными пояснениями на тему – духовные песнопения и духовно-концертные сочинения, посвященные Первой мировой войне. А это и Кастальский с Панихидой и Братским поминовением и Чесноков Во дни брани, и многие, многие другие. Сценарии, а также видео подобных мероприятий были бы чрезвычайно нужны и востребованы.
7. Очень нужны программы и материалы для преподавания церковного пения в церковно-приходских школах. Назрел момент, когда мы можем выстраивать систему непрерывного трехуровневого церковно-певческого образования. У нас разработаны в значительной степени высшие две ступени, вторая и третья – подготовка певчих и подготовка регентов. Но подготовка детей, которые станут певчими, а может быть и регентами, пока выстроена явно недостаточно. Нужны учебные материалы, программы, сборники.
Отдельного внимания заслуживает региональный аспект научной деятельности. Это и история семинарии, и история регентского отделения, и фигуры наиболее крупных педагогов. Могут быть созданы и опубликованы отдельные очерки, воспоминания, статьи в семинарские журналы. Данное направление важно не только с научной, но и с этической и воспитательной точки зрения. Ведь человек не может и не должен жить с ощущением «разорванной связи времён». Прошлое, в особенности история родного города, области, края, дает ощущение устойчивости и надежности, дарит исследователю личную сопричастность событиям и людям прошлых столетий, а дерзания, поиски предков становятся для заинтересованных современников и бесценным опытом, и мудрым предостережением.
Прежде всего необходимо оговорить значение терминов, которые употребляем. Региональная культура – вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования. Она формирует систему ценностей и продуцирует особый тип личности. В этом кроется известная парадоксальность региональной культуры как феномена, существующего на значительных этапах своего развития и «внутри» национальной культуры и «наряду» с ней.
Региональная культура генетически связана с национальной культурой, соотношение национальной культуры и ее регионального варианта может быть рассмотрено как связь общего и особенного.
Региональный аспект на регентских отделениях может быть выражен на различных уровнях Можно включить соответствующий предмет в вариативную часть семинарского учебного плана: например, «Духовная культура какого-либо региона», «Церковно-певческая традиция такого-то региона». Разумеется, целесообразно проводить тематические вечера, связанные с историей семинарии, храма, и, шире региона. Кроме того, могут быть рекомендованы следующие шаги:
1. Краткое ознакомление с народными традициями региона, национальностями, особенностями верования, т.к. это позволяет почувствовать особый колорит местности, позволяет глубже понять жизнь каждого региона.
2. Внимание к традициям семинарии: события прошлого, преподаватели, которые внесли огромный вклад в жизнь семинарии, составление летописи семинарии и проч.
3. Анализ деятельности наиболее значительных регентов прошлого: в каких храмах служили, что пели, какие духовные концерты давали в Великий пост.
Внимание к певческой традиции региона: например, традиция пения осмогласия в разных храмах, репертуар храмов. В первую очередь должны быть проанализированы архивные документы, местная периодическая печать, что само по себе является ценнейшим материалом. Это позволяет не только обнаружить любопытнейшие факты, воздать долг благодарной памяти подвижникам
4. Очень много дает изучение нотных библиотек храмов. Сейчас занимаемся исследованием библиотеки Иоанновского храма. История, записи на рукописных нотах, неизвестные сочинения. Полезным является научное описание таких нот, рукописей и их издание.
На протяжении ХХ – начала ХХI вв. клиросные нотные собрания также значительно изменились. При этом изменения носят системный характер, приводя к рождению нового культурного феномена.
· Фонды постепенно развиваются: от собрания рукописных нот приходят к приобретению серьёзных дорогих изданий, рассчитанных на многие годы использования.
· От разрозненных песнопений библиотеки переходят к планомерно составляемым полным собраниям.
· От малых собраний постепенно большинство храмов приходят к многотомным библиотекам.
· Достаточно часто начинает прослеживаться конкретная стилевая направленность собраний.
· Во многих храмах возникают и активно развиваются приходские библиотеки, в которые постепенно включаются и фонды клиросных собраний.
· При этом всё бόльшую роль (в особенности в ХХI столетии) играют распечатки интернет-изданий, в особенности песнопений, звучащих на богослужении раз или несколько раз в год.
Все это позволяет говорить о том, что клиросные собрания вновь возвращают себе функцию хранителя духовной музыкальной культуры. Вокруг них начинают проводиться образовательные и просветительские мероприятия, собрания используются как иллюстративный и обучающий материал, что, в конечном счете, может привести к формированию нового феномена музыкальной культуры.
Хотелось бы пожелать всем семинариям смелее подавать на конкурсы грантов различного уровня. Среди них бывают и те, что связаны с разными сторонами научной деятельности.