Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2024. № 48. 340 с.
ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)
Описание
«Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» — рецензируемый научно-богословский журнал открытого доступа, является дискуссионной платформой для обмена мнениями по вопросам, касающимся всего многообразия научных проблем, связанных с православием. Журнал публикует оригинальные исследовательские статьи, историографические обзоры, заметки, источники, рецензии, затрагивающие теологические, институциональные, политические, социальные, культурные, интеллектуальные аспекты истории и современного состояния православия, охватывая все регионы мира.
Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.
Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм
СОДЕРЖАНИЕ
БОГОСЛОВИЕ | |
Е. С. Семенова Elena S. Semenova Дружба как духовно-нравственная реальность в притче о неверном управителе Friendship as a Spiritual and Moral Reality in the Parable of the Unjust Steward Подробнее (Details)Аннотация. В статье рассматривается учение о дружбе, содержащееся в новозаветной притче о неверном управителе. Автором используется подход, предполагающий исследование темы дружбы в рамках нравственного богословия. При этом автор руководствуется понятием христианской нравственности святителя Феофана Затворника, а также святоотеческим пониманием дружбы как единодушия. Основываясь на высказываниях святых отцов, автор утверждает, что дружба не исчерпывается антропологическим уровнем, имеет не только естественное, но и духовно-нравственное измерение. Цель исследования — поиск ответа на вопрос: говорится ли о духовно-нравственном измерении дружбы в библейской притче о неверном управителе? И если да, то в каком именно аспекте? Ссылаясь на ряд публикаций и научных трудов в современной русской православной богословской науке, посвященных притче о неверном управителе либо теме дружбы, автор делает вывод, что в них не уделяется основного или отдельного внимания рассмотрению духовно-нравственного измерения дружбы в данной притчевой истории. Показывается, что, согласно толкованиям святых отцов и церковных писателей на эту притчу, в ее фрагменте, говорящем о поступке неверного управителя (приобретение друзей через неправедное богатство), сокрыта заповедь Господа Иисуса Христа о дружбе, которая представляет собой взаимность милосердия, являемую в отношениях между человеком и Богом, между христианином и небожителями (ангелами и святыми), между членами странствующей Церкви; единение членов странствующей и торжествующей Церкви в общем деле милосердия и добродетели беспристрастия к земному богатству, а также объединяющее их соподвижничество. Она основывается на милосердии и связана с ним, является одной из христианских добродетелей, имеет своей целью и наградой спасение, не ограничивается земной жизнью, но простирается в посмертное бытие человеческой души и в жизнь вечную. Автор заключает, что таковая дружба невозможна без домостроительства Господа Иисуса Христа и вне Церкви. Она коренится и обретается в христианской нравственной жизни и созидается Божественной благодатью, т. е. представляет собой духовную, нравственно-эсхатологическую реальность. Abstract. The article examines the teaching on friendship in the Parable of the Unjust Steward. The used approach involves the study of the topic of friendship within moral theology. The author is guided by St. Theophan the Recluse’s concept of Christian morality and the patristic understanding of friendship as unanimity. Based on the statements of Church Fathers, the author asserts that friendship is not limited to the anthropological level and it has not only a natural, but also a spiritual and moral dimension. The purpose of the research is searching for an answer to the question: does the Parable of the Unjust Steward speak about the spiritual and moral dimension of friendship? And, if so, in what aspect exactly? The author refers to a number of publications and researches in modern Russian Orthodox theology devoted to the Parable of the Unjust Steward or to the topic of friendship, and makes a conclusion that spiritual and moral dimension of friendship in the parable are underexamined by contemporary theologians. The author demonstrates that according to the exegesis of Church Fathers and spiritual writers, the fragment of the Parable narrating the steward’s action (making friends with the mammon of unrighteousness) inexplicitly contains Lord Jesus Christ’s declaration about the friendship which represents: mutuality of mercy in relationships between a human and God, Christian and the celestial beings (Angels and Saints), members of the Church Militant; the unity of members of the Church Militant and Triumphant in the common act of charity and the virtue of indifference to earthly wealth, and also the co-effort that unites them. This friendship is based on charity and, being connected with it, represents the one of the Christian virtues. Its goal and reward is salvation and it is not limited by earthly life but extends to the afterlife of a human soul and to eternal life. The author concludes that this friendship is impossible without Lord Jesus Christ’s Economy and beyond the boundaries of the Church. It is rooted in and acquired by the Christian moral life and, being created by the Divine grace, represents a spiritual, moral and eschatological reality. Ключевые слова: нравственное богословие, экзегетика, частная эсхатология, христианская нравственность, дружба, милосердие, Евангелие от Луки, притча о неверном управителе, экзегеза святых отцов и церковных писателей Keywords: Moral theology, Exegetics, Personal eschatology, Christian morality, friendship, charity, Gospel of Luke, Parable of the Unjust Steward, exegesis of Church Fathers and spiritual writers | 9 |
К. В. Козлов Konstantin V. Kozlov Идеологемы богоустановленности императорской власти в мемориальной проповеди православных священнослужителей епархий Центрального Черноземья в день памяти спасения царской семьи 17 октября 1888 г. Ideologemes of the Divine Establishment of Imperial Power in the Memorial Sermon of Orthodox Clergy of the Central Chernozem Region’s Dioceses on the Day of Remembrance of the Royal Family Rescue on October 17, 1888 Подробнее (Details)Аннотация. В статье рассматривается процесс конструирования идеологем богоустановленности императорской власти в России в конце XIX — начале XX в. в гомилетической практике православных священнослужителей и их транслирования в публичном пространстве в связи с ежегодным празднованием 17 октября памятного дня спасения императора Александра III и его семьи во время крушения поезда в 1888 г. Обстоятельства этого происшествия способствовали его концептуализации в православной гомилетической мысли как чудесного спасения царской семьи и, соответственно, богоизбранности правящего императора и его наследников. Дополнительным фактором актуализации идеи богоустановленности императорской власти в православной гомилетике стали внутриполитические события в России в конце XIX — начале XX в., связанные с модернизацией страны и трансформацией общества. В этой связи концептуализация идеологем становилась ответом Церкви на существовавший запрос консолидации власти и общества. Коммуникативным средством транслирования идеологем в публичное пространство стала мемориальная проповедь — вид тематической проповеди, создание которой было связано с празднованием спасения императора и его семьи. Названный процесс исследовался на материале гомилетических памятников, созданных православными архиереями и духовенством в епархиях Центрального Черноземья и опубликованных в «Епархиальных ведомостях». В рассматриваемый период в церковно-административном делении этот регион включал Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую епархии. В результате проведенного анализа указанных текстов были выявлены следующие идеологемы: «чудесного спасения царской семьи», «особого попечения Господа над Россией», «второго избрания династии Романовых», «17 октября — дня “двух даров Божиих”». Особую актуальность проповедям, которые становились частью церковных коммеморативных практик, придавало то, что этот день стал знаковым для двух последних царствований, в связи с хронологическим совпадением с рубежом завершения и начала правления императоров 20–21 октября 1894 г. и с началом нового этапа в политической жизни России 17 октября 1905 г. Abstract. The article deals with the constructing of the ideologemes of the divine origin of Imperial authority in Russia at the end of the 19th — beginning of the 20th century in the homiletic practice of Orthodox clergy and their broadcasting in public in connection with the annual celebration on October 17 of the memorable day of the salvation of Emperor Alexander III and his family in the train crash of 1888. The circumstances of this incident contributed to its conceptualization in the Orthodox homiletic thought as a miraculous salvation of the Royal family and, accordingly, the God chosenness of the Emperor and his heirs. The idea of the Divine establishment of the Imperial power in Orthodox homiletics was additionally actualized by the internal political events in Russia in the late 19th — early 20th centuries caused by the country’s modernization and society’s transformation. In this regard, the conceptualization of the ideologemes was the Church’s response to the existing demand for the consolidation of the power and society. The ideologemes were broadcast in public by means of the memorial sermon, a type of thematic sermon. The latter’s creation was associated with the annual church celebration on October 17 of the memorable day of Emperor Alexander III’s and his family rescue. This process has been analyzed on the basis of homiletic monuments created by Orthodox bishops and clergy of the Central Chernozem region’s dioceses and published in the diocesan gazette. According to the church and administrative division of that time the region included Voronezh, Kursk, Oryol and Tambov dioceses. As a result of the analysis of these texts, the following ideologemes were identified: «the miraculous salvation of the Royal family», «the special care of the God over Russia», «the second election of the Romanov dynasty», «October 17 as the day of the ”two gifts of God”». The sermons, which were part of the church commemorative practices, were particularly relevant because this day became a landmark for the last two reigns due to the chronological coincidence with the end and beginning of the emperors’ reign on October 20–21, 1894. This day also marked the beginning of a new stage in the political life of Russia on October 17, 1905. Ключевые слова: крушение царского поезда 17 октября 1888 г., император Александр III, мемориальная проповедь, православное духовенство, Центральное Черноземье Keywords: Emperor Alexander III, the Tsar’s train wreck on October 17, 1888, memorial sermon, Orthodox clergy, Central Chernozem region | 44 |
А. В. Щепёткин, диакон Anton V. Shchepetkin, deacon Молитвы 6–10 кафизм в древнерусских Псалтирях Prayers of the 6–10 Cathismata in the Old Russian Psalters Подробнее (Details)Аннотация. В статье исследованы 29 Псалтирей XIII–XVI вв. в контексте древнерусской литургической письменности: Часословов, богослужебных сборников и др., а также старопечатной Псалтири. Изучены и сопоставлены молитвы по 6–10 кафизмам. Обычно каждая кафизма имеет одну молитву, реже — две. Анализ набора молитв позволяет предположить бытование в Древней Руси некой «основной традиции» расположения молитв, имевшей, скорее всего, южнославянское происхождение. По отношению к данной традиции можно выделить три группы Псалтирей. 14 рукописей имеют набор молитв, в основном (или даже полностью) соответствующий данной традиции. 7 рукописей демонстрируют частичное соответствие, главным образом оно ограничивается молитвами по начальным кафизмам, а для остальных кафизм проявляется спорадически. 8 оставшихся рукописей не зависят от данной традиции, могут быть лишь отдельные частичные соответствия. Для 6–10 кафизм можно выделить «приоритетные» молитвы (т. е. принадлежащие к «основной традиции»). Они представлены в 5–13 рукописях, таким образом, их доля никогда не доходит до половины (в отличие от молитв по 1–5 кафизмам). Многие молитвы имеют византийское происхождение и известны по греческим рукописям. Так, четыре молитвы взяты из бесед святителей (свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского) или преподобных отцов (монаха Антиоха). Есть молитвы библейские (Манассии). Другие молитвы могут иметь и славянского автора. Так, четыре молитвы принадлежат свт. Кириллу Туровскому, а еще некоторые молитвы обнаруживают отчетливое сходство с его языком. Большинство исследованных молитв ныне нигде не употребляются, однако некоторые имеют келейное (2-я и 9-я вечерние, по 6-й и 7-й кафизмам, от осквернения) и богослужебное (мч. Мардария и царя Манассии) применение. Текст восьми молитв, до сих пор не опубликованных, приведен в данной статье. Особенно интересны молитвы F.п.I.2 по 9-й (имеющая дидактический характер и активно цитирующая редкие книги Ветхого Завета) и по 10-й кафизме (пространный покаянный гимн). Abstract. This article examines 29 Psalters of the 13th–16th centuries in the context of Old Russian liturgical writing: horologions, liturgical collections, etc., as well as the old-printed Psalter. Prayers for Cathismata 6–10 have been studied and compared. Usually, each Cathisma has one prayer, less often two. The analysis of the set of prayers suggests the existence in ancient Russia of a certain “basic tradition” of the arrangement of prayers, which is most likely of a South Slavic origin. In relation to this tradition, three groups of Psalters can be distinguished. 14 manuscripts have a set of prayers that mostly (or even completely) correspond to this tradition. 7 manuscripts show partial correspondence, mainly it is limited to the prayers after the initial Cathismata, and for the rest Cathismata manifests itself sporadically. The 8 remaining manuscripts do not depend on this tradition, and there may be only some partial correspondences. For 6–10 Cathismata, one can single out “priority” prayers (i. e. those belonging to the “main tradition”). They are presented in 5–13 manuscripts, so their share never reaches half (unlike prayers of 1–5 Cathismata). Many prayers are of Byzantine origin and known from Greek manuscripts. Thus, 4 prayers are taken from the conversations of the Holy Fathers (John Chrysostom, Basil the Great, Gregory of Nyssa, Rev. Antiochus). There are also biblical prayers (the prayer of Manasseh). Other prayers may have a Slavic origin. For example, 4 prayers belong to St. Kirill of Turov, and some more prayers show a distinct resemblance to his language. Most of these prayers become an item of the past, but some of them nowadays are used as cell prayers (Evening prayers 2 and 9, prayers after the 6th and 7th Cathismata, prayer against desecration) or in worship services (prayers of Martyr Mardari and King Manasseh). The text of the 8 prayers, which have not yet been published, is given in this article. Especially interesting are the F.п.I.2 prayers after the 9th Cathismata (which has a didactic character and actively quotes rare books of the Old Testament) and after the 10th Cathismata (a lengthy penitential hymn). Ключевые слова: древнерусское богослужение, Псалтирь, молитвы по кафизмам, древнерусские Псалтири, свт. Кирилл Туровский Keywords: Old Russian Church service, Psalter, prayers after the Cathismata, ancient Russian Psalters, St. Kirill of Turov | 70 |
ФИЛОЛОГИЯ | |
Е. В. Грудинина Elena V. Grudinina О соотношении дефиниций «религиозный дискурс» и «религиозный функциональный стиль»: конфессиональный и языковой аспекты On the Correlation between the Definitions “Religious Discourse” and “Religious Functional Style”: Confessional and Linguistic Aspects Подробнее (Details)Аннотация. В статье представлен опыт теоретического обобщения современных научных представлений о содержании и соотношении важнейших понятий современной речевой коммуникации в религиозной сфере: «религиозный дискурс» и «религиозный функциональный стиль». Актуальность исследования обусловлена необходимостью четкого определения указанных научных терминов для дальнейшего системного описания и выявления особенностей реализации религиозного стиля современного русского языка в православном дискурсе. Материалом исследования послужили современные научные концепции в области стилистики русского языка, теолингвистики и теории речевого дискурса. Основными методами научного исследования стали феноменологический, контентанализ, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретико-информационный. В результате проведенного исследования сформулированы авторские определения понятий «религиозный дискурс» и «религиозный функциональный стиль», определена система внутреннего структурирования российского религиозного дискурса, где главными дифференциальными признаками выступают конфессиональная принадлежность (христианский: православный, католический, протестантский; иудейский; исламский; буддистский и другие типы дискурса) и язык коммуникации (церковнославянский — современный русский). Автор обосновывает приоритет православного сегмента российского религиозного дискурса на основании исторических тенденций его формирования — православной духовной культуры и церковнославянской письменности и современных тенденций нормативно-правового закрепления русского языка как языка государствообразующего народа. В заключении сделан вывод, что ядро российского православного дискурса (богослужебная практика Русской Церкви) обслуживается ресурсами церковнославянского языка; а периферия (речевая коммуникация во всех направлениях церковно-общественного взаимодействия) — религиозным функциональным стилем современного русского языка. Abstract. The article presents the experience of theoretical generalization of modern scientific ideas about the content and correlation of the most important concepts of modern speech communication in the religious sphere: “religious discourse” and “religious functional style”. The relevance of the study results from the need to clearly define these scientific terms for further systematic description and identification of the peculiarities of the implementation of the religious style of the modern Russian language in the Orthodox discourse. Modern scientific concepts in the field of stylistics of the Russian language, theolinguistics and the theory of speech discourse served as the material for the research. The author used the phenomenological, content analysis, comparative analysis, and information theoretical analysis as main methods of scientific research. As a result of the study, the author’s definitions of the concepts “religious discourse” and “religious functional style” were formulated, a system of internal structuring of Russian religious discourse was defined, where the main differential features are confessional affiliation (Christian: Orthodox, Catholic, Protestant; Jewish; Islamic; Buddhist and others types of discourse) and language of communication (Church Slavonic — modern Russian). The author substantiates the priority of the Orthodox segment of Russian religious discourse on the basis of historical trends in its formation — Orthodox spiritual culture and Church Slavonic writing, as well as modern trends in the legal and regulatory consolidation of the Russian language as the language of the state-forming people. The author comes to the conclusion that the core of Russian Orthodox discourse (liturgical practice of the Russian Church) is served by the resources of the Church Slavonic language; and the periphery (speech communication in all areas of church-social interaction) is served by the religious functional style of the modern Russian language. Ключевые слова: религиозный дискурс, религиозный функциональный стиль, православный дискурс, современный русский язык, церковнославянский язык Keywords: religious discourse, religious functional style, Orthodox discourse, modern Russian language, Church Slavonic language | 108 |
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ | |
А. А. Бондаренко Andrey A. Bondarenko Борьба князей Острожских и Ярославичей за инвеституру в Туровской и Пинской епархии The Struggle of Princes Ostrozhsky and Yaroslavichi for Investiture in the Turov and Pinsk Eparchy Подробнее (Details)Аннотация. На основе анализа сохранившихся актовых источников XVI– XVII вв. в статье изучаются правовые отношения, установившиеся между представителями православных княжеских родов Острожских и Ярославичей и епископами Туровской и Пинской епархии. Более столетия Острожские вмешивались в дела управления епископией, обосновывая свои претензии наличием в полученной ими жалованной грамоте на Туров (1508 г.) формулы о «вольном подаваньи» туровских церквей. Их притязания не имели под собой оснований, поскольку со времен Витовта право церковного патроната над епархией принадлежало владельцам Пинска — в первые два десятилетия XVI в. ими были князья Ярославичи, а затем правящая династия Ягеллонов. Установлена соответствующая историческим реалиям дата вкладной записи князя К. И. Острожского, внесенной в напрестольное Евангелие соборного Успенского храма Турова. Ее следует датировать 1514 г., а не 1520 г., как это принято в историографии. Сопоставление содержания этого источника с подтвердительной грамотой князя Ф. И. Ярославича владыке Ионе 1518 г., которая до XVIII в. была одним из главных правоустанавливающих документов Туровской и Пинской епархии, позволяет поставить вопрос о частичной или полной фальсифицированности вкладной записи. В вероятном подлоге прежде всего были заинтересованы сами князья Острожские, искавшие веских оснований для присвоения прерогатив в области патроната над местным духовенством. Попытка поставить свой род в один ряд с такими ктиторами епархии, как князья Ярослав Владимирович и Иван Святославич, чьи имена не фигурируют в иных источниках по истории епископии, полностью отвечала такому замыслу, однако в итоге не имела видимых правовых последствий. Выдвигается версия, что заказчицей интерполяций во вкладную запись могла быть вдова князя К. И. Острожского Александра Семеновна, по указанию которой в середине XVI в. из церкви Успения Богородицы было изъято упомянутое Евангелие. В статье приводится и более полный, чем в современных справочных изданиях, перечень Туровских и Пинских владык, управлявших епархией в первой половине XVI в. Abstract. Based on the analysis of the extant act sources of the 16th–17th centuries, this article examines the legal relations established between the representatives of the Ostrozhsky and Yaroslavich Orthodox princely families and the bishops of the Turov and Pinsk Eparchy. For more than a century, the Ostrozhskys had been interfering in the affairs of the bishopric administration justifying their claims by the fact that in the charter they received for Turov in 1508 there was a formula on “volnoye podavanye” in respect of the Turov churches. Their claims were groundless: since Vytautas’ days the right of church patronage over the eparchy belonged to the owners of Pinsk — in the first two decades of the 16th century they were princes Yaroslavichi and then the ruling Jagiellonian dynasty. The date of the contribution record by Prince K. I. Ostrozhsky entered in the altar gospel of the Cathedral Church of the Assumption in Turov corresponding to historical realities, has been found out. It should be dated by 1514 rather than 1520 as is customary in historiography. Comparison of the contents of this source with the 1518 confirmation charter of Prince F. I. Yaroslavich to Bishop Jonah, which until the 18th century was one of the main entitlement documents of the Turov and Pinsk Eparchy, allows to raise a question of partial or complete falsification of the contribution record. Princes Ostrozhsky themselves had an interest in the probable forgery while looking for good reasons for appropriating prerogatives in the field of patronage over the local clergy. The attempt to put their family on a par with such eparchy ktitors as Princes Yaroslav Vladimirovich and Ivan Svyatoslavich whose names do not appear in any other sources of the bishopric history fully met such a design, but in the end had no visible legal consequences. A version is put forward that the orderer of the interpolations into the contribution record could be Prince K. I. Ostrozhsky’s widow, Alexandra Semenovna on whose instructions the aforementioned gospel was withdrawn from the Church of the Assumption of the Virgin in the mid-16th century. This article also contains the list of Turov and Pinsk bishops who ruled the eparchy in the first half of the 16th century that is more comprehensive than those in modern reference publications. Ключевые слова: Туровская и Пинская епархия, князья Острожские, князья Ярославичи, инвеститура православного духовенства, церковный патронат, Великое княжество Литовское, Западнорусская митрополия, фальсификация средневековых актов Keywords: Turov and Pinsk Eparchy, Princes Ostrozhsky, Princes Yaroslavichi, investiture of Orthodox clergy, church patronage, Grand Duchy of Lithuania, Western Russian Metropolia, falsification of medieval acts | 127 |
Н. И. Петров Nikolai I. Petrov О религиозном восприятии грозы и отношении к громоотводу в России во второй половине ХVIII в. On the Religious Perception of a Thunderstorm and the Attitude to a Lightning Rod in Russia in the Second Half of the 18th Century Подробнее (Details)Аннотация. В одном документе 1799 г., относящемся к строительной деятельности Российского императорского двора, отражен отказ императора Павла I от устройства громовоотвода на шпиле церкви Михайловского замка, строившегося в ту пору в Санкт-Петербурге. Это решение выглядит весьма странно — к концу XVIII в. практика устройства громоотводов на зданиях получила заметное распространение. Настоящая статья посвящена выяснению контекста, который мог обусловить данное решение Павла I. Изобретение громоотвода было связано с исследованиями Б. Франклина и во второй половине XVIII в. непосредственно сопрягалось с его республиканскими убеждениями. Это отразилось в известной эпиграмме, адресованной Б. Франклину: «Вырвал у неба молнию и у тиранов скипетр». Можно предполагать наличие у Павла I ко времени его воцарения устойчивой ассоциативной связи между изобретением громоотвода и революционными идеями, уже реализовавшимися в ту пору во Франции. Эта связь могла быть актуализирована отрицательными откликами некоторых представителей духовенства на данное изобретение Б. Франклина, в начавшихся дискуссиях о котором звучали и религиозные контраргументы, восходившие к представлению о молнии, как об орудии Промысла Божия. Такие представления имели распространение и в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII в.: в одном из описаний российской столицы подобным образом характеризуются пожары, произошедшие от молнии в некоторых храмах. Очевидно, что для Павла I взгляд на молнию как на Божий знак должен был быть гораздо ближе, чем рационализм республиканца. Следует отметить сопряженность молнии в европейских средневековых преданиях с образом Архангела Михаила, значение которого для Михайловского замка хорошо известно: решению Павла I о его строительстве предшествовало формирование предания о явлении на том месте Архангела Михаила. Предание же о явлениях Архангела Михаила на горе Гаргано вполне может быть воспринято в качестве свидетельства устроения и освящения храма Архангела Михаила самим Архистратигом Божиим с помощью грома и молнии. В контексте данного предания сопротивление молнии с помощью громоотвода, видимо, должно было восприниматься Павлом I в качестве некоего «архангелоборчества». Abstract. One document of 1799, related to the construction activity of the Russian Imperial Court, contains the refusal of Emperor Paul I to make a lightning rod on the spire of the church of St. Michael’s Castle, which was then under construction at St. Petersburg. That decision was rather strange as far as during the late 18th century the installation of lightning rods on the buildings became widespread. This article is an attempt to clarify the context, which determined such a decision of Paul I. Invention of the lightning rod was connected with Benjamin Franklin’s researches which were, in the second half of the 18th century, directly associated with his republican ideas. It was reflected in the famous epigram addressed to Franklin: “He snatched lightning from the sky and the scepter from tyrants”. One can assume that by the time of his accession Paul had a stable association of the lightning rod invention with the revolutionary ideas, which had been already realized in France at that time. This association could be nourished by the negative responses of some clergymen on the Franklin’s invention: in the discussions about the lightning rod the religious counterarguments were used and they came back to understanding of a lightning as an instrument of God’s providence. These ideas were also widespread at St. Petersburg in the second half of the 18th century: one description of the Russian capital provides a similar explanation of the fires in some churches, which were caused by lightning. The understanding of a lightning as God’s favor should have been much closer to Paul I than Franklin’s rationalism of the republican. In the European medieval narrations a lightning was associated with the Archangel Michael’s image. And its significance for St. Michael’s Castle is well known: the decision of Paul I to build it was preceded by a formed legend about the Archangel Michael’s apparition at that place. Another tale about the apparitions of Archangel Michael on the mount Gargano could have been considered as the evidence of construction and consecration of St. Michael’s church by the Archangel himself, through the use of thunder and lightning. In the context of this tale, a resistance to the lightning with the help of a lightning rod, apparently, should have been perceived by Paul I as fighting against Archangel Michael. Ключевые слова: российский император Павел I, Санкт-Петербург, Михайловский замок, громоотвод, Бенджамин Франклин, Архангел Михаил, молния как атрибут Keywords: Russian Emperor Paul I, St. Petersburg, St. Michael’s Castle, lightning rod, Benjamin Franklin, Archangel Michael, lightning as an attribute | 161 |
М. Ю. Нечаева Marina Yu. Nechaeva Архивы православных монастырей Среднего Урала синодального периода: состав и сохранность Archives of Orthodox Monasteries of the Middle Urals of the Synodal Period: Composition and Preservation Подробнее (Details)Аннотация. Статья посвящена анализу состава сохранившихся на Среднем Урале архивов монастырей синодального периода и определявших этот состав обстоятельств, и выявлению динамики и причин утраты несохранившихся фондов. На основе изучения законодательства и управленческих практик монастырей показано, что нормативные положения, разработанные в синодальный период относительно порядка делопроизводства и хранения дел в архивах для государственных присутственных мест, православные обители адаптировали под особенности своих управленческих практик. Адаптация шла в направлении упрощения и отказа от неактуальных форм регистрации делопроизводства. Передача документации из монастырской канцелярии в архив тоже могла происходить с отступлениями от существующих правил. Описания архивов монастыри проводили по мере осознания делопроизводственной необходимости в систематизации документов, намерения опубликовать ставшие популярными в XIX в. «исторические описания» обителей и кадровой обеспеченности архивной работы. Из монастырей Среднего Урала только Далматовский Успенский монастырь с начала XIX в. имел описи архивных материалов и структурировал дела по тематическому принципу. Утраты архивов многих монастырей синодального периода были обусловлены проведением ряда реформ в XVIII в. (закрытие малобратственных монастырей, сокращение численности монашествующих по причине ограничений и запретов на постриг, штатная реформа 1764 г.). Со стороны светской и церковной власти не было предпринято попыток сохранения этих архивов, поскольку господствовало сугубо утилитарное отношение к архивным документам как к справочному компоненту текущих управленческих практик. Архивы монастырей, появившихся на Среднем Урале в конце XVIII — начале ХХ вв., оставались недооцененными членами ученых комиссий, церковно-археологических обществ, Исторического общества в XIX — начале ХХ вв., направлявших свои усилия на выявление и описание более древних документов. Изменившийся в 1917 г. политический строй, отличавшийся в идеологическом плане активной антирелигиозной позицией, привел к закрытию всех монастырей на Среднем Урале, как и в подавляющем большинстве других регионов. Архивы закрытых монастырей, особенно существующих относительно недавно, не были сочтены исторической ценностью и подверглись уничтожению. Архивы монастырей, имеющих более древнюю историю, на Среднем Урале были переданы на государственное хранение. В итоге из 47 архивов монастырей, существовавших в регионе в синодальный период, ныне сохранилось только четыре. Abstract. The article analyzes the composition of the monasteries archives of the Synod period preserved in the Middle Urals, and the circumstances that determined this composition, and, also, identifies the dynamics and reasons for the loss of non-preserved funds. Based on the study of legislation and management practices of monasteries, it is shown that the normative provisions regarding the order of record keeping and storage of files in archives for state offices developed in the Synodal period, were adapted by Orthodox monasteries to the specifics of their management practices. This adaptation was manifested in simplification and rejection of outdated forms of registration of office work. The transfer of documentation from the monastery office to the archive could also occur with deviations from existing rules. The monasteries began to carry out descriptions of archives as soon as the clerical need to systematize documents became evident, the staffing was ensured and the tendency to publish “historical descriptions” of monasteries during the 19th century gained popularity. Among the monasteries of the Middle Urals, only the Dalmatovo Assumption Monastery had been in operation since the beginning of the 19th century. It had inventories of archival materials and structured cases according to the thematic principle. The loss of the archives of many monasteries of the Synodal period was reasoned by a number of reforms of the 18th century (closure of minor monasteries, reduction in the number of monastics due to restrictions and prohibitions on tonsure, staff reform of 1764). On the part of the secular and ecclesiastical authorities, no attempts were made to preserve these archives, since a purely utilitarian attitude to archival documents as to the reference component of current management practices prevailed. The archives of monasteries that appeared in the Middle Urals in the late 18th — early 20th centuries remained underestimated by members of scientific commissions and church archaeological societies, as well as historical societies in the 19th — early 20th centuries, directing their efforts to identify and describe more ancient documents. The political system that changed in 1917, displayed ideologically active anti-religious position, which led to the closure of all monasteries in the Middle Urals, as it was in the vast majority of other regions. The archives of closed monasteries, especially those that existed relatively recently, were not considered of historical value and were destroyed. The archives of the monasteries with much older history in the Middle Urals were transferred to state custody. As a result, of the 47 archives of monasteries that existed in the region during the Synodal period, only 4 have been preserved. Ключевые слова: монастыри, православные монастыри, синодальный период, Средний Урал, монастыри Урала, архивы, монастырские архивы, фонды монастырей Keywords: monasteries, Orthodox monasteries, Synodal period, Middle Urals, monasteries of the Urals, archives, monastic archives, funds of monasteries | 187 |
С. Л. Звонарёв, протоиерей Sergey L. Zvonarev, archpriest Документальные свидетельства о взаимоотношениях Русской и Румынской Православных Церквей в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова) Documentary Evidence about the Relationships of the Russian and Romanian Orthodox Churches during the Years of Chairmanship of Metropolitan Nikodim (Rotov) in the Department for External Church Relations Подробнее (Details)Аннотация. Данная статья призвана познакомить читателя с содержанием и характером взаимоотношений Русской и Румынской Православных Церквей в 1960-е — начале 1970-х гг., когда Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата возглавлял митрополит Никодим (Ротов). Исследование построено преимущественно на материалах церковных и российских государственных архивов и других официальных источников. Значительный вклад в укрепление контактов Московского и Румынского Патриархатов вносили встречи и общение на уровне предстоятелей, иерархов и официальных церковных представителей. Взаимные визиты делегаций позволяли познакомиться с церковной жизнью в Советском Союзе и Румынии. Высокая степень координации действий двух сторон наблюдалась в сфере межправославных и межхристианских отношений, христианского мирного движения. Примечательно, что в исследуемый период позиция Румынской Церкви отличалась не просто большой открытостью к экуменическим контактам, которую демонстрировали и другие Поместные Церкви, в частности Московский Патриархат, но готовностью совершать поминовения неправославных представителей за богослужением. Такая позиция вызвала критику православных участников празднования двадцатилетия интронизации патриарха Румынского Юстиниана в 1968 г. в Бухаресте. Перспективным направлением сотрудничества двух Церквей стала академическая сфера. Обучение студентов Румынской Церкви в Московской и Ленинградской духовных академиях укрепляло основы будущих двусторонних связей. Постановка учебного процесса в духовных школах Русской Церкви служила образцом для реформирования семинарского образования в Румынии. Разнообразное содействие и помощь со стороны Московского Патриархата в отношении Румынской Церкви подчеркивали братский настрой Москвы. Автор статьи приходит к выводу, что между Русской и Румынской Церквами был достигнут высокий уровень взаимодействия на международном направлении. Это позволяло укреплять не только двусторонние церковные контакты, но и поддерживать отношения между СССР и Социалистической Республикой Румынией в период их охлаждения и напряженности, развивать дружественные связи советского и румынского народов. Abstract. This article is intended to acquaint the reader with the content and nature of the relationship between the Russian and Romanian Orthodox Churches in the 1960s and early 1970s, when the Department for External Church Relations was headed by Metropolitan Nikodim (Rotov). The research is based primarily on materials from church and Russian state archives, as well as other official sources. A significant contribution to strengthening contacts between the Moscow and Romanian Patriarchates was made by meetings and communication at the level of primates, hierarchs and official church representatives. Mutual visits of delegations made it possible to get acquainted with church life in the Soviet Union and Romania. A high degree of coordination of the actions of the two sides could be seen in the sphere of inter-Orthodox and inter-Christian relations, and the Christian peace movement. It is noteworthy that during the studied period, the position of the Romanian Church was distinguished not only by its great openness to ecumenical contacts, which was also demonstrated by other Local Churches, in particular the Moscow Patriarchate, but by its readiness to commemorate non-Orthodox representatives during divine services. This position aroused criticism from Orthodox participants in the celebration of the 20th anniversary of the enthronement of Patriarch Justinian of Romania in 1968 in Bucharest. The academic sphere has become a promising area of cooperation between the two Churches. The education of students of the Romanian Church at the Moscow and Leningrad Theological Academies strengthened the foundations of future bilateral ties. The organization of the educational process in theological schools of the Russian Church served as a model for reforming seminary education in Romania. Various assistance and help from the Moscow Patriarchate in relation to the Romanian Church emphasized the fraternal spirit of Moscow. The author of the article comes to the conclusion that a high level of interaction on the international front has been achieved between the Russian and Romanian Churches. This made it possible to strengthen not only bilateral church contacts, but also to maintain relations between the USSR and the Socialist Republic of Romania during the period of cooling and tension, and to develop friendly ties between the Soviet and Romanian peoples. Ключевые слова: межправославные отношения, Румынская Церковь, патриарх Юстиниан, румынские студенты, Отдел внешних церковных сношений, митрополит Никодим Keywords: Romanian Church, inter-Orthodox relations, Patriarch Justinian, Romanian students, Department for External Church Relations, Metropolitan Nikodim | 222 |
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА | |
Н. В. Ануфриева Natalia V. Anufrieva История в рисунках или рисунки, «встроенные» в историю? (к вопросу о миниатюрах старообрядческого сборника XVIII в.) History in Drawings or Drawings “Embedded” into History? (On the Issue of Miniatures from the Old Believer Miscellany of the 18th Century) Подробнее (Details)Аннотация. Статья посвящена рассмотрению уникального рукописного лицевого сборника XVIII в. из собрания Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета, созданного старообрядческим книжником — составителем и художником-миниатюристом. Сборник составлен из статей — чтений Пролога с описанием житий святых и жизнеописаний из Миней Четьих. Особенность состава сборника — подбор сочинений, в которых показан исключительно феномен мученичества раннехристианских подвижников. Картины событий прошлого ярко и выразительно отражены не только в текстах, но и в многочисленных миниатюрах, сопровождающих сочинения. Изобразительный ряд рукописи подробно воспроизводит последовательность сюжета, акцентируя внимание читателя на важных моментах и заставляя эмоционально проживать каждый эпизод истории. Такое детальное воспроизведение событий давно ушедших времен заставляет задуматься — что же было причиной появления такого необычного по составу и оформлению сборника? В одной из работ уральского ученого В. И. Байдина было высказано предположение, что составитель сборника пытался иносказательно донести информацию о событиях, связанных с Тарским бунтом 1722 г., и были высказаны аргументы в пользу такой точки зрения. В данной статье высказаны иные соображения по поводу происхождения иллюстративного материала и, в целом, идеи такого подбора сочинений сборника. Рассмотрение исторической ситуации в России 70–80-х гг. XVIII в., актуальных для общества событий времени появления сборника, привели к мысли о причинно-следственной связи составления сборника, где показаны жестокие гонения христианских мучеников, с событиями подавления Пугачевского бунта, когда применялись не менее изощренные средства избиений, пыток и расправ. Участники Пугачевского бунта, среди которых было много старообрядцев, возможно, были для составителя сборника такими же героями, как мученики эпохи христианских гонений, боровшиеся за свободу, прежде всего свободу веры. Сборник проложных и житийных статей XVIII в. с широким иллюстративным рядом представляет интерес и как историческое явление, и как яркий художественный артефакт, который требует дальнейшего глубокого исследования. Abstract. The article considers a unique handwritten miscellany of the 18th century from the collection of the Laboratory of Archaeographical Studies of the Ural Federal University, created by an Old Believer scribe — compiler and miniaturist. The Miscellany is composed of articles-readings of the Synaxarion with descriptions of the lives of saints, as well as hagiography from the Menaion for Reading. A special feature of the Miscellany is the selection of essays that exclusively show the phenomenon of martyrdom of early Christian ascetics. Pictures of past events are vividly and expressively reflected not only in the texts, but also in numerous miniatures accompanying the writings. The pictorial series of the manuscript reproduces in detail the sequence of the plot, focusing the reader’s attention on important points and forcing each episode of the story to be emotionally experienced. Such a detailed reproduction of events from long-gone times makes one wonder: what was the reason for the appearance of such an unusual miscellany in composition and design? In one of the works of the Ural scientist V. I. Baidin, it was suggested that the compiler of the Miscellany tried to allegorically convey information about the events associated with the Tara riot of 1722, and arguments were made in favor of this point of view. This article expresses other considerations regarding the origin of the illustrative material and, in general, the idea of such a selection of texts in the Miscellany. Considering the historical situation in Russia in the 1770s–1780s and the current events for society at the time the Miscellany appeared, the author finds out a cause-and-effect relationship between the brutal persecution of Christian martyrs shown in the Miscellany and the events of the suppression of the Pugachev rebellion, when similar sophisticated means of beatings, torture and reprisals were used. The participants of the Pugachev rebellion, among whom there were many Old Believers, may have been for the compiler of the Miscellany the same heroes as the martyrs of the era of Christian persecution, who fought for freedom, especially freedom of faith. The Miscellany of hagiographic articles of the 18th century with a wide range of illustrations will be of interest both as a historical phenomenon and as a striking artistic artifact that requires further in-depth research. Ключевые слова: лицевой сборник, раннехристианские святые, миниатюра, старообрядцы, Тарский бунт, восстание Пугачева Keywords: Old Believers, illustrated miscellany, early Christian saints, miniature, Tara riot, Pugachev’s rebellion | 236 |
А. Н. Коваленко, А. А. Юдин Anton N. Kovalenko, Alexey A. Yudin Книжные памятники кириллической традиции в епархиальных собраниях Томска Rare Books of Cyrillic Tradition in the Diocesan Collections of Tomsk Подробнее (Details)Аннотация. В статье приводится предварительный обзор рукописей и печатных книг кириллической традиции, хранящихся в фондах Томской епархии Русской Православной Церкви (библиотеке Томской духовной семинарии и Томском церковно-археологическом музее). Выявленные владельческие записи, штампы, пометы свидетельствуют о бытовании книг в разных регионах России и сопредельных государств. Наиболее примечательным является ранее не учтенный в библиографии экземпляр Острожской Библии Ивана Федорова с записями, связанными с дворянским родом Попелей из Перемышльской епархии и служилыми людьми Московского царства середины XVII в. Из сведений, данных в записях, можно предположить, что Иоанн Попель до поставления на Перемышльскую кафедру был наместником Городецким. «Минея общая с праздничной» (1637) с записями о роде «проскурни» из с. Грузино дает ранее неизвестную информацию о Грузинском Андреевском погосте Обонежской пятины. «Чин избрания и рукоположения архиерейскаго» (1825) связан с историей строительства в Томске Троицкого кафедрального собора. Рукописный Канонник XVI в. фиксирует стадию формирования чинов личной подготовки к таинствам Исповеди и Причастия. «Пролог» (1643), в записях которого упоминается царевна Софья Алексеевна, отражает широкую картину перемещения книг в XVII–XVIII вв. Рукописная «Псалтирь толковая» середины XIX в. происходит из поморского скриптория с характерными деталями оформления. Старообрядческая книжность представлена и печатными изданиями «Житие Василия Нового» (н. XIX в.), «Катехизис» Лаврентия Зизания (н. XIX в.), «Лествица» Иоанна Синайского (1785) и др Abstract. The article gives a preliminary review of manuscripts and printed books of the Cyrillic tradition stored in the collections of Tomsk diocese of the Russian Orthodox Church (the Library of Tomsk Theological Seminary and the Tomsk Church and Archaeological Museum). The identified ownership records, stamps, and notes testify to the existence of these books in different regions of Russia and neighboring countries. The most notable is a previously unregistered exemplar of Ivan Fedorov’s Ostrog Bible with the records related to the noble family of Popel from the Peremyshl diocese and servicemen of the Moscovite Kingdom in the middle of the 17th century. The records give reasons to assume that John Popel was Vicar of Gorodets before being appointed to the Peremyshl cathedra. The General and Festal Menaion (1637) with records of the prosphora-baker’s family from the village of Gruzino gives previously unknown information about the Gruzino St. Andrew’s community of Obonezhskaya pyatina. The Rite of Election and Ordination of Hierarchs (1825) is connected with the history of construction of the Trinity Cathedral in Tomsk. The 16th-century manuscript Book of Canons presents the stage of formation of the orders of personal preparation for the Sacraments of Confession and Communion. The Prolog (1643), in the records of which Tsarevna Sophia Alekseyevna is mentioned, reflects a broad picture of the book circulation in the 17th–18th centuries. The manuscript Interpretive Psalter of the mid-19th century comes from a Pomorian scriptorium with its characteristic details of design. Old Believers’ books are also represented by printed editions: Life of Basil the Younger (early 19th century), Catechism by Lavrentij Zizanij (early 19th century), The Ladder by John Climacus (1785), and others. Ключевые слова: археография, книжные памятники, епархиальные собрания Сибири, Иван Федоров, Острожская Библия, Софья Алексеевна Keywords: archaeography, rare books, diocesan collections of Siberia, Ivan Fedorov, Ostrog Bible, Sophia Alekseyevna of Russia | 259 |
П. И. Мангилев, протоиерей Petr I. Mangilev, archpriest Гектографированные издания старообрядцев-странников в книжно-рукописном собрании Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера. Принципы описания. Описание сборника «Цветник Ружье» Hectographed Editions of the Old Believers-Wanderers in the Book and Manuscript Collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore Named after O. E. Cler. Description Principles. Description of the Collection “Flower Garden Ruzh’e” Подробнее (Details)Аннотация. Статья содержит обзор исследований, посвященных старообрядческим гектографированным изданиям, изучение которых началось, по существу дела, лишь в конце 80-х гг. ХХ в. При всем разнообразии описательных практик, основные принципы описания старообрядческих гектографированных изданий к настоящему времени разработаны и апробированы. Важной вехой в изучении старообрядческих гектографов стал каталог, подготовленный Н. Ю. Бубновым (2012). Археографами ведется работа по описанию коллекций старообрядческих гектографированных изданий, изучается деятельность отдельных старообрядческих издательских центров, что позволяет делать выводы как об особенностях изданий, вышедших из той или иной мастерской по изготовлению гектографов, так и об особенностях издательской политики типографов. Изучаются музыкальные гектографированные издания, отдельные сочинения, изданные на гектографе. Статья стала первой в серии исследований, посвященных описанию и изучению старообрядческих гектографированных изданий, находящихся в книжнорукописном собрании Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера. Изложены основные принципы, которыми автор будет руководствоваться при описании гектографов из собрания музея. Дано описание изданного на гектографе сборника «Собрание от Божественнаго Писания, служащее ко оправданию правоверных християн» («Цветник Ружье»). Сборник был издан старообрядцами согласия странников и содержит подборку выписок по важным для этого согласия вопросам. В Приложении к статье публикуется оглавление сборника. Другие экземпляры издания в настоящее время неизвестны. Abstract. The article reviews the research papers devoted to Old Believer hectographed publications, the study of which began, in fact, only in the late 1980s. With all the variety of descriptive analysis, the basic principles for describing Old Believer hectographed publications have now been developed and tested. The catalog prepared by N. Yu. Bubnov (2012) became an important milestone in the study of Old Believer hectographs. Archaeographers describe collections of Old Believer hectographed publications, studying the activities of different Old Believer publishing centers, which helps to draw conclusions both about the characteristics of publications of a particular hectograph-making workshop, and about the peculiarities of the typographers’ publishing policy. Archaeography researchers also study hectographed musical publications, as well as individual works printed with a hectograph. This paper is the first in a series of articles devoted to the description and study of Old Believer hectographed publications, located in the Book and Manuscript Collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore named after O. E. Cler. The basic principles that guided the author when describing hectographs from the Museum’s collection are outlined. The author provides a description of the collection published on a hectograph “A Collection of Divine Scriptures Serving for the Justification of Orthodox Christians” (“Flower Garden Ruzh’e”). Published by the Old Believers-Wanderers, the collection contains a selection of extracts on the issues important for this Stranniki community. The table of contents of the Collection is published in the appendix to the article. Other copies of the publication are currently unknown. Ключевые слова: старообрядческие гектографированные издания, старообрядчество, странники, археография Keywords: Old Believer hectographed editions, Old Belief, Wanderers, Archaeography | 274 |
ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ | |
В. В. Лавринов, протоиерей Valery V. Lavrinov, archpriest Архиепископ Иероним (Барицкий) и его следственное дело 1936 года Archbishop Ieronim (Baritsky) and His Investigative Case of 1936 Подробнее (Details)Аннотация. В конце первой четверти ХХ столетия в Церкви произошел раскол, вызванный организацией Временного высшего церковного совета (ВВЦС). В течение почти десяти лет структуры Совета стабильно развивались и укреплялись, пока не изменился курс государственно-церковной политики. В годы массовых репрессий ВВЦС, как руководящее звено одного из церковных течений, был ликвидирован. Одновременно последовали аресты его деятелей: духовенства и активных членов приходских общин. Настоящая публикация представляет документы (протоколы допросов и обвинительное заключение) из архивно-следственного дела 1936 г., единственным обвиняемым по которому был один из ведущих деятелей ВВЦС — Воронежский архиепископ Иероним (Барицкий). Публикуемые данные позволяют охарактеризовать его личность, показать состояние религиозной жизни в Поволжье в середине 1930-х гг. и оценить репрессивную политику атеистического государства. Во введении к публикуемому источнику приводятся краткая история ВВЦС и биографические сведения, касающиеся самого арестованного архиерея. Abstract. At the end of the first quarter of the twentieth century, there was a split in the Church caused by the organization of the Provisional Supreme Church Council. For almost ten years, the Council’s structures have been steadily developing and strengthening, until the course of state and church policy has changed. In the years of mass repression the Provisional Supreme Church Council, as the leading link of one of the church movements, was liquidated. At the same time, arrests of its leaders — clergy and active members of parish communities followed. This publication presents documents (interrogation protocols and indictment) from the archival investigative case of 1936, the only defendant in which was one of the leading figures of the Provisional Supreme Church Council, Voronezh Archbishop Ieronim (Baritsky). The published data make it possible to characterize his personality, show the state of religious life in the Volga region in the mid-1930s and assess the repressive policy of the atheist state. The introduction to the published source provides a brief history of the Provisional Supreme Church Council and biographical information concerning the arrested bishop. Ключевые слова: Временный высший церковный совет, григорианский раскол, обновленческий раскол, митрополит Григорий (Яцковский), митрополит Виссарион (Зорнин), архиепископ Иероним (Барицкий), репрессии против духовенства Keywords: Provisional Supreme Church Council, Gregorian schism, Renovationist schism, Metropolitan Gregory (Yatskovsky), Metropolitan Vissarion (Zornin), Archbishop Ieronim (Baritsky), repression against the clergy | 302 |
РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ | |
С. С. Сингх, Е. В. Коноплёва Sozont S. Singh, Ekaterina V. Konopleva Рецензия на кн.: Старостина М. И. «Герой-священник Русскояпонской войны якут Алексий (Оконешников)». Якутск: ООО «Новый печатный дом», 2021. 139 с. Review on the book: Starostina M. I. Hero-Priest of the RussianJapanese War, Yakut Alexy (Okoneshnikov). Yakutsk: New Printing House, 2021. 139 pp Подробнее (Details)Аннотация. В данной рецензии рассмотрена книга М. И. Старостиной, посвященная исследованию жизненного пути судового священника иеромонаха Алексия (Оконешникова) — одного из самых известных священников Российского императорского флота начала XX в. Авторы рецензии пришли к выводу, что данная работа исправляет, дополняет, структурирует и полноценно раскрывает биографию иеромонаха. Книга написана доступным языком, состоит из логично построенных и плавно переходящих одна в другую частей повествования, которые имеют опору на обширную источниковую базу (в том числе архивные материалы). Конечно, труд не лишен определенных несовершенств и, помимо этого, имеет краеведческий колорит, однако несомненно заслуживает внимания заинтересованного читателя. Abstract. This review considers the book by M. I. Starostina, dedicated to the study of the life path of naval chaplain Hieromonk Alexy (Okoneshnikov), one of the most famous chaplains of the Russian Imperial Navy in the early 20th century. The authors of the review have concluded that this work corrects, complements, structures and fully reveals the biography of the hieromonk. Written in an accessible manner, the book consists of logically constructed and smoothly transitioning one into another parts of the narrative, which are based on an extensive source base (including archival materials). Of course, the work is not without certain imperfections and, in addition, it has a local history style, but undoubtedly deserves the attention of an interested reader. Ключевые слова: судовой священник, флотское духовенство, морское духовенство, иеромонах Алексий (Оконешников), русско-японская война, крейсер «Рюрик», М. И. Старостина Keywords: Navy chaplain, naval chaplains, naval clergy, Hieromonk Alexy (Okoneshnikov), Russian-Japanese War, cruiser Rurik, M. I. Starostina | 313 |
ПЕРСОНАЛИИ | |
К 60-летию Леонида Сергеевича Чернова To the 60th Anniversary of Leonid Sergeevich Chernov Подробнее (Details)Аннотация. Юбилейный материал посвящен екатеринбургскому ученому, специалисту в области истории философии, преподавателю философских дисциплин в Екатеринбургской духовной семинарии и других вузах города Л. С. Чернову. Кратко представлена биография юбиляра, охарактеризованы его научные интересы и в конце материала приводится библиография научных, публицистических и учебно-методических работ. Abstract. The jubilee material is dedicated to the Ekaterinburg scientist Leonid S. Chernov, an expert in the field of philosophy history and a teacher of philosophical disciplines at the Ekaterinburg Theological Seminary and other universities of the city. The article presents a brief biography of the jubilarian and characterizes L.Chernov’s scientific interests, providing a bibliography of his scientific, journalistic, and educational works in the concluding part. Ключевые слова: Л. С. Чернов, Екатеринбургская духовная семинария, философия, русская религиозная философия, биография Keywords: Leonid S. Chernov, Ekaterinburg Theological Seminary, philosophy, Russian religious philosophy, biography | 321 |
Пожертвовать
На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)