ВЕСТНИК ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. 2024. № 47

Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2024. № 47. 352 с.

ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)

Описание

«Вестник Екатеринбургской духовной семинарии» — рецензируемый научно-богословский журнал открытого доступа, является дискуссионной платформой для обмена мнениями по вопросам, касающимся всего многообразия научных проблем, связанных с православием. Журнал публикует оригинальные исследовательские статьи, историографические обзоры, заметки, источники, рецензии, затрагивающие теологические, институциональные, политические, социальные, культурные, интеллектуальные аспекты истории и современного состояния православия, охватывая все регионы мира.

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.

Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм

СОДЕРЖАНИЕ

К 30-ЛЕТИЮ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ (1994–2024) 
иеромонах Корнилий (А. А. Зайцев), С. В. Новиков
Hieromonk Korniliy (Alexey A. Zaytcev), Sergey V. Novikov
Екатеринбургская духовная семинария в 2014–2024 гг.: к 30-летию возрождения духовного образования на Урале
Ekaterinburg Theological Seminary in 2014–2024: On the 30th Anniversary of the Revival of Religious Education in the Urals
Подробнее (Details)

Аннотация. В настоящей публикации рассматривается новейшая история Екатеринбургской духовной семинарии. Основное внимание авторы уделяют последнему десятилетию — периоду 2014–2024 гг., поскольку более ранняя история семинарии рассматривается в других публикациях. Однако в разделе I статьи дается исторический обзор, начиная с открытия Екатеринбургского духовного училища в 1994 г., с отдельным вниманием к назначению и смене ректоров и, в целом, постановлениям Священного Синода по вопросам духовного образования на Урале. В разделе II обсуждается организация учебного процесса, включая лицензирование и аккредитацию образовательной деятельности. III раздел статьи посвящен профессорско-преподавательской корпорации семинарии со дня ее основания (некоторые преподаватели продолжают свою профессиональную деятельность и сегодня). В IV разделе дается характеристика воспитательного процесса, имеющего в духовных школах огромное значение. V раздел обстоятельно раскрывает опыт межвузовского взаимодействия, которому администрация уделяет повышенное внимание, особенно после назначения в 2023 г. ректора иеромонаха Корнилия (Зайцева) руководителем отдела Екатеринбургской епархии по взаимодействию с высшими учебными заведениями. VI раздел раскрывает научный потенциал духовной школы и главные направления научных исследований, проводимых преподавателями и студентами. VII раздел представляет издания, опубликованные семинарией в 2014–2024 гг. VIII раздел посвящен изданию студенческой газеты (в дальнейшем — журнала) «Твоя Церковь», осуществлявшемуся с 1998 по 2002 г. и возобновленному в 2014 г. по инициативе студентов. В IX разделе рассматривается жизнь монашеской общины ЕДС, организованной в 2019 г. с назначением ректора семинарии настоятелем прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Верхней Пышме. X раздел представляет историю и современное состояние мужского хора семинарии. XI раздел посвящен библиотеке семинарии. XII раздел представляет кафедру церковного пения при регентском отделении ЕДС — один из флагманов регентского образования в Русской Православной Церкви. XIII раздел посвящен становлению и современному состоянию сектора заочного обучения, в рамках которого с 2018 г. осуществляется магистерская программа по профилю «История Церкви». XIV и XV разделы посвящены новым образовательным направлениям в современной истории духовной школы — курсам повышения квалификации священнослужителей и базовой подготовки в области богословия для монашествующих соответственно. XVI раздел рассказывает об истории создания Центра подготовки церковных специалистов при ЕДС по направлениям «Приходская катехизация» и «Подготовка педагогов и директоров воскресных школ». Завершается обзор подведением общих итогов многолетней работы семинарии: особо подчеркиваются усилия администрации и преподавательской корпорации ЕДС, позволившие получить государственную аккредитацию бакалаврской и магистерских программ, что стало прямым исполнением благословения Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода в отношении всех духовных школ Русской Православной Церкви.

Abstract. This publication reviews the recent history of Ekaterinburg Theological Seminary. The authors focus on the last decade of 2014–2024, since the seminary’s earlier history is covered in other publications. However, the first part of the article provides a historical overview, starting with the opening of the Ekaterinburg Theological School in 1994, with special attention to the appointment and change of its rectors and, in general, the resolutions of the Holy Synod on issues of theological education in the Urals. The second part of the publication considers the educational process organization, including licensing and accreditation of educational activities. The next part is devoted to the teaching corporation of the Seminary, from the day of its foundation (some teachers continue their professional activities to this day). In part 4 a description of the educational process which is of great importance for the theological schools, is given. Part 5 of the article thoroughly examines the experience of inter-university cooperation, to which the administration pays increased attention, especially after the year 2023 when Rector Hieromonk Korniliy (Zaytcev) was appointed Head of the Department of the Ekaterinburg diocese for interaction with higher educational institutions. The next part reveals the scientific potential of the theological school and the main directions of scientific research conducted by its teachers and students. The publications issued by the Seminary in 2014–2024 are presented in the seventh part. A separate part of the article is devoted to the publication of the student newspaper “Your Church” (later referred to as the magazine), which was carried out from 1998 to 2002 and resumed in 2014 on the students’ initiative. Part 9 examines the life of the EThS monastic community, organized in 2019 with an assignment of the rector of the Seminary as Father Superior of the Temple in Honor of the Dormition of the Blessed Virgin Mary in the city of Verkhnyaya Pyshma. Parts 10 and 11 present the history and current state of the Seminary male choir, and the Seminary library, respectively. Part 12 highlights the Department of Church Singing at the Choir-Conducting Faculty of the ETS which is one of the flagships of regency education in the Russian Orthodox Church. The next part is devoted to the formation and current state of the Correspondence Education Sector, within the framework of which, since 2018, a master’s program in the profile “Church History” has been implemented. Parts 14 and 15 are devoted to new educational directions in the modern history of theological school: those are the advanced training courses for clergy and basic training in the field of theology for monastics, respectively. The review ends with a summary of general results of the long-term work of the Seminary: the efforts of the administration and the EThS teaching corporation are especially emphasized, which made it possible to obtain state accreditation of bachelor’s and master’s programs, and that has become a direct fulfillment of the blessing of His Holiness Patriarch Kirill and the Holy Synod in relation to all theological schools of the Russian Orthodox Church.

Ключевые слова: Екатеринбургская духовная семинария, духовное образование, Екатеринбургская епархия, межвузовское взаимодействие, духовное образование на Урале

Keywords: Ekaterinburg Theological Seminary, religious education, Ekaterinburg diocese, inter-university cooperation, theological education in Ural region

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-11-88

11
С. Ю. Акишин
Sergey Yu. Akishin
К истории высшего богословского образования в Екатеринбургской епархии в XX — первой четверти XXI в.
On the History of Higher Theological Education in the Ekaterinburg Diocese in the 20th — First Quarter of the 21st Century
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена изучению истории становления и развития высшего богословского образования в Екатеринбургской епархии в последние сто с небольшим лет. Показано, что путь академического богословия в Екатеринбурге был долгим и тернистым. Первые попытки создать собственные богословские учебные заведения (правда, без претензии на высший уровень образования) относятся к 1917–1919 гг., когда фактически прекратила функционировать система традиционного духовного образования и начался поиск новых форм существования богословия как науки и практики. В Екатеринбурге в 1917 г. возник нереализованный проект реформирования духовных училища и семинарии и создания на их основе православной гимназии, а из предметов 5–6 классов семинарии — образования Богословско-пастырского института с трехлетней продолжительностью обучения. Кроме этого, в условиях введения в жизнь декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» для внешкольного религиозного просвещения и самого широкого распространения богословского образования осенью 1918 г. был открыт просуществовавший до второй половины 1919 г. Екатеринбургский народно-богословский институт, представлявший собой одногодичный лекторий по достаточно представительному набору специальных богословских дисциплин. Потенциал проекта Богословско-пастырского и успешно функционировавшего Народнобогословского институтов был таков, что в благополучных условиях и при поддержке они могли вырасти до высших учебных заведений. С падением атеистического режима и дарованием религиозных свобод стала возможной организация высшего богословского образования в Екатеринбурге. Выявлено, что здесь в 1994–2008 гг. существовал Центр дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, осуществлявший свою деятельность по пастырско-богословскому и катехизаторско-педагогическому направлениям. В 2001–2012 гг. в Социальном институте Российского государственного профессионально-педагогического университета при поддержке Екатеринбургской епархии функционировала кафедра теологии, на которой проходили обучение студенты по специализации «Православная теология» и после окончания которой выпускникам впервые в истории Уральского региона стали выдаваться дипломы государственного образца. К 2009 г. относится неудачная попытка набрать на обучение по стандарту теологии в Уральском институте бизнеса. В настоящее время в Екатеринбурге существует несколько учебных заведений, реализующих ФГОС по теологии по программе бакалавриата: Миссионерский институт, Екатеринбургская духовная семинария и кафедра теологии в Уральском государственном горном университете. Два последних учебных заведения имеют и магистерские программы по истории Церкви (семинария) и церковно-государственным и государственно-конфессиональным отношениям (УГГУ).

Abstract. The article is devoted to studying the history of formation and development of higher theological education in the Ekaterinburg eparchy for the last hundred years. It shows that Ekaterinburg’s path to academic theology has been slow and thorny. The first attempts to create its own theological educational institutions (though without any claim to the highest level of education) date back to 1917–1919, when the system of traditional theological education actually ceased to function and the search for new forms of existence of theology as a science and practice began. In 1917, a never-implemented project was proposed for Ekaterinburg: to reform theological schools and the seminary and create an Orthodox gymnasium on their basis, and also to organize a Theological-Pastoral Institute with a three-year duration of study based on the subjects of the 5th-6th grades of the seminary. Moreover, under the conditions of Decree on Separation of Church from State and School from Church, the Ekaterinburg People’s Theological Institute was opened in autumn 1918, to provide extracurricular religious education and the widest possible dissemination of theological education, which existed until the second half of 1919. The project of the Theological-Pastoral and successfully functioning People’s Theological Institutes had strong potential, and under favorable conditions, with proper support, they could have grown into higher educational institutions. With the fall of the atheist regime and the attainment of religious freedoms in the 1990s, it became possible to organize higher theological education in Ekaterinburg. The author reveals that in 1994–2008 Ekaterinburg had a Centre for Distance Education of the Orthodox Saint Tikhon’s Humanitarian University, which carried out its activities in two areas: pastoral-theological and catechetical-pedagogical. In 2001–2012, the Social Institute of the Russian State Professional and Pedagogical University, supported by the Ekaterinburg Diocese, had the Department of Theology, where students were trained in the specialty ‘Orthodox Theology’ and after graduation, for the first time in the history of the Urals region, graduates were given state diplomas. In 2009 there was an unsuccessful attempt to enroll students on the Theology Course at the Urals Institute of Business. Currently, there are several educational institutions in Ekaterinburg that implement the Federal State Educational Standard in Theology under the Bachelor’s program: Missionary Institute, Ekaterinburg Theological Seminary, and Theology Department at the Ural State Mining University. The latter two educational institutions also have Master’s programs in the Church History (Ekaterinburg Seminary) and the ChurchState and State-Confessional Relations (Ural State Mining University).

Ключевые слова: Екатеринбург, духовная семинария, духовное училище, Народно-богословский институт, Богословско-пастырский институт, Центр дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кафедра теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, Миссионерский институт, кафедра теологии Уральского государственного горного университета

Keywords: Ekaterinburg, theological seminary, theological school, theological institute, theological and pastoral institute, Distance Education Centre of the Saint Tikhon’s Orthodox University of the Humanities, Department of Theology of the Russian State Professional and Pedagogical University, Missionary Institute, Department of Theology of the Ural State Mining University

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-89-115

89
ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 
А. М. Сафронова
Alevtina M. Safronova
Словесная и арифметическая школы Верх-Исетского завода (1736–1742)
Verbal and Arithmetic Schools of Verkh-Isetsky Plant (1736–1742)
Подробнее (Details)

Аннотация. Благодаря активной деятельности В. Н. Татищева во второй период его руководства казенными заводами Урала была расширена сеть словесных и арифметических школ, они были открыты еще при 9 заводах и в Кунгуре, появились и при Верх-Исетском заводе, что дало детям возможность получать основы грамоты и арифметики по месту жительства. Статья имеет цель — реконструировать деятельность словесной и арифметической школ при Верх-Исетском заводе на основе архивных документов, впервые вводимых в научный оборот. Количество отложившихся документов об учебных заведениях Верх-Исетского завода оказалось очень ограниченным по сравнению с другими учебными заведениями, но вполне репрезентативным. Анализ содержания ведомостей об успехах учащихся, подававшихся по третям года, списков детей, отправлявшихся для обучения в Екатеринбургскую школу, и списков детей для обучения по месту жительства позволил сделать вывод, что в 1734–1735 гг. две партии детей из 23 человек забирались для обучения грамоте в Екатеринбург, часть их продолжила обучение грамоте, арифметике, немецкому языку, была распределена к делам. Школа при Верх-Исетском заводе открылась только 22 сентября 1736 г. путем перевода в нее 12 учащихся из Екатеринбурга и партии из 11 детей, начавших обучение по месту жительства. И в Екатеринбурге, и на Верх-Исетском заводе учителями грамоты трудились ссыльные. Путем сопоставления фамилий учащихся, фигурировавших в списках и ведомостях, удалось установить, что 58 детей завода обучились грамоте, в том числе 47 было обучено распопом Иваном Ивановым по месту жительства. Учащиеся Верх-Исетской школы медленнее овладевали грамотой по сравнению с учениками Уктусской, поскольку последовательно осваивали Часослов, Псалтирь, букварь, а на Уктусе могли прочесть лишь одну из указанных книг параллельно с письмом и перейти к арифметике. Только шестеро учащихся Верх-Исетской словесной школы продолжили обучение арифметике, пятеро — по месту жительства, обучали их ученики, посылавшиеся попеременно из Екатеринбургской арифметической школы, ровесники и даже младшие по возрасту под контролем учителя.

Abstract. Thanks to the active work of V. N. Tatishchev in the second period of his leadership of the Ural state-owned factories, the network of verbal and arithmetic schools was expanded; they were opened at 9 more factories and in Kungur; they also appeared at the Verkh-Isetsky factory, which gave children an opportunity to learn the basics of literacy and arithmetic at their place of residence. The article is aimed at reconstructing the activities of verbal and arithmetic schools at the Verkh-Isetsky plant on the basis of archival documents introduced into scientific circulation for the first time. The number of documents about the educational institutions of Verkh-Isetsky Zavod is very limited in comparison with other educational institutions, but quite representative. The analysis of the content of the trimester progress reports, lists of children sent to the Ekaterinburg school, and lists of children to be educated at their place of residence allowed the author to conclude that in 1734–1735 two groups of 23 children were taken to Ekaterinburg for literacy training; some of them continued their literacy, arithmetic, and German studies and were assigned to work. The school at Verkh-Isetsky factory was opened only on September 22, 1736 by transferring 12 students from Ekaterinburg and a group of 11 children who started their education at their place of residence. Both in Ekaterinburg and at Verkh-Isetsky Zavod it was the exiles who worked as literacy teachers. Comparing the surnames of the pupils in the lists and statements the author has established that 58 children of the factory were taught literacy, including 47 who were taught by the unfrocked priest Ivan Ivanov, an exile at their place of residence. The pupils of Verkh-Isetskaya school mastered literacy slower in comparison with the pupils of Uktuskaya school, because they mastered in succession the Book of hours, Psalter, alphabet, while at Uktus they could read only one of them in parallel with writing and then proceed to arithmetic. Only 6 pupils of the Verkh-Isetskaya verbal school continued to study arithmetic, and 5 of them — at their place of residence: they were taught by pupils sent alternately from the Ekaterinburg arithmetic school, their peers and even younger ones, under the supervision of a teacher.

Ключевые слова: В. Н. Татищев, Верх-Исетский завод, словесная школа, арифметическая школа, учителя, учащиеся

Keywords: V. N. Tatishchev, Verkh-Isetsky plant, verbal, arithmetic schools, teachers, students

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-116-135

116
иеромонах Ферапонт (П. Ф. Широков)
Hieromonk Ferapont (Pavel F. Shirokov)
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и его деятельность по устройству среднего духовного образования на Дальнем Востоке
Saint Innokenty (Veniaminov) and His Work on the Establishment of Secondary Theological Education in the Far East
Подробнее (Details)

Аннотация. Епископское служение митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) на сей день остается актуальной темой для исследователей. Годы его служения в качестве правящего архиерея обширной Камчатской епархии, включавшей в себя огромные территории Сибири, Дальнего Востока и Аляски, уже освещены в целом ряде научных исследований. Одной из наиболее важных обязанностей епархиального архиерея всегда была забота о духовном образовании клириков вверенной его попечению епархии. Вопросы устройства и становления среднего духовного образования в Камчатской епархии в годы архипастырского служения владыки Иннокентия несомненно являются важной сферой самостоятельного анализа. В 2024 г. исполняется 145 лет со дня кончины святителя и 200 лет со дня первого прибытия будущего иерарха в Америку. Поскольку на сегодня проблемы устройства духовной семинарии в Новоархангельске, затем в Якутске и впоследствии в Благовещенске не были отдельными темами для исследования, следует признать, что обращение к данным вопросам представляется актуальным и научно значимым. Таким образом, цель настоящего исследования — изучить деятельность владыки Иннокентия по организации средних духовных школ Камчатской епархии. В качестве основных источников использованы материалы Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга и опубликованные источники — в частности, письма митрополита Иннокентия. На основании изучения данных материалов и отдельных трудов современных исследователей можно сделать вывод, что владыка Иннокентий уделял особое внимание вопросам устройства духовных школ своей епархии, при этом закладывал в перспективе цель не только обучения и воспитания будущих священнослужителей, но и формирование всесторонне развитых миссионеров. В работе отражены многочисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в рамках организации духовных семинарий, ввиду чего за годы епископского служения святителя на Дальнем Востоке духовная школа трижды меняла свое местоположение. По результатам исследования удалось установить, что благодаря архипастырскому попечению владыки за достаточно короткий период духовная семинария Камчатской епархии, несмотря на многочисленные трудности, способствовала успешному развитию православной миссии в регионе.

Abstract. The episcopal service of Innokenty (Veniaminov), Metropolitan of Moscow and Kolomna, remains a relevant topic for the researches nowadays. His ministry as the ruling bishop of the vast Kamchatka Diocese, which included great territories of the Far East, Siberia and Alaska, has been studied in a number of scientific works. Concern for the spiritual education of the clergy entrusted to the care of a diocesan bishop is always among hierarch’s most important responsibilities. The issues of organization and development of the secondary theological education in the territory of Kamchatka Diocese during the years of Archbishop Innokenty’s archpastoral ministry are undoubtedly an important area for independent analysis. In 2024, two important dates are celebrated: 145 years since the death of St. Innokenty and 200 years since his first arrival in America as a future hierarch. Since the issue of the theological seminary establishment in Novoarkhangelsk, Yakutsk and subsequently in Blagoveshchensk was not a separate area for research, it should be recognized that paying attention to this topic undoubtedly seems relevant and scientifically significant. Thus, the purpose of this work is to study Bishop Innokenty’s activities in organizing secondary theological schools in the Kamchatka Diocese. The main source became the materials of the Russian State Historical Archive of St. Petersburg as well as published sources, in particular Metropolitan Innokenty’s letters. Basing on these materials’ study, and also on contemporary researchers’ works, one can conclude that Metropolitan Innokenty paid special attention to the establishment of theological schools in his diocese, while setting as the long-term goal both the training and educating future clergy and the formation of comprehensively developed missionaries. The work reflects numerous problems that had to be faced in organizing theological seminary, which led to the fact that the theological school changed its location three times during the years of this Bishop’s ministry in the Far East. According to the results of the study, it has been possible to conclude that the theological seminary of Kamchatka diocese, thanks to the Bishop’s care, contributed to the successful development of the Orthodox mission in the region, in a fairly short time, despite numerous difficulties.

Ключевые слова: история синодального периода, митрополит Иннокентий (Вениаминов), Камчатская епархия, миссионер, духовное образование, Устав духовных семинарий 1867 года, Новоархангельская семинария, Якутская семинария, Благовещенская семинария

Keywords: Metropolitan Innokenty (Veniaminov), history of the Synodal period, Kamchatka Diocese, missionary, theological education, Charter for Theological Seminaries of 1867, Novo-Arkhangelsk Seminary, Yakutsk Seminary, Blagoveshchensk Seminary

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-136-148

136
Г. В. Бартенев
Grigory V. Bartenev
Борьба за Саратовскую духовную семинарию в контексте церковно-государственных отношений в 1944–1951 гг.
The Struggle for Saratov Theological Seminary in the Context of Church-State Relations in 1944–1951
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена изучению процесса преодоления сопротивления партийно-хозяйственного руководства областного уровня в СССР открытию и функционированию духовных учебных заведений в послевоенный период на примере возрождения Саратовской духовной семинарии в 1944–1951 гг. Рамки изучаемого периода определены датой принятия постановления СНК СССР об открытии в Саратове богословско-пастырских курсов в 1944 г. и первым выпуском семинарии в 1951 г. Рассматриваемый период разделяется на три части: длительный процесс сопротивления саратовских властей открытию семинарии и непредоставления помещения ей (1944–1947), относительно спокойный период функционирования семинарии и период реакции местных властей на празднование Крещения Господня в 1949 г., известное как «Саратовская купель», которое привело к тяжелому двухлетнему кризису в церковно-государственных отношениях в Саратове и попытке закрытия духовной школы. В статье показана роль архиереев, управлявших Саратовской епархией и отвечавших за возрождение Саратовской семинарии: архиепископов Григория (Чукова) и Алексия (Палицына), епископов Паисия (Образцова) и Бориса (Вика), а также архиепископа Филиппа (Ставицкого) в преодолении возникавших трудностей, помощь со стороны патриархов Русской Православной Церкви Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского). Данные события рассматриваются в связи с процессами ухудшения церковно-государственных отношений в СССР, начавшихся в 1946 г. после смены руководства Министерства государственной безопасности СССР и повлекших за собой давление на Церковь со стороны партийного руководства областей и республик СССР. Неоднозначное положение Совета по делам Русской Православной Церкви в этот момент, выразившееся в понимании смены правительственного курса в церковно-государственных отношениях и в отсутствии директив по этому поводу, заставило руководство Совета в лице Г. Г. Карпова и членов Совета искать новые способы взаимодействия с местными властями. Совет пытался, с одной стороны, выполнять исходные решения правительства, а с другой — соответствовать новым реалиям. В статье показана важная положительная роль Совета по делам Русской Православной Церкви и лично председателя Совета Г. Г. Карпова и члена Совета Г. Т. Уткина в вопросах урегулирования конфликтов Церкви и местных органов советской власти в Саратовской области.
Abstract. The article highlights the study of the process of overcoming the resistance of the USSR party and economic leadership of the regional level to the opening and functioning of religious educational institutions in the post-war period, using an example of the revival of the Saratov Theological Seminary in 1944–1951. The framework of the period under study is determined by the date of adoption of the Resolution of the Council of People’s Commissars of the USSR on the opening of theological and pastoral courses in Saratov in 1944 and the first graduation of the seminary in 1951. This period is divided into three parts: a long process of resistance by the Saratov authorities to the opening of the seminary and failure to provide premises for it (1944–1947); a relatively calm period of functioning of the seminary; and a period of reaction of local authorities to the Epiphany celebration in 1949, known as the “Saratov Font”, which led to a severe two-year crisis in church-state relations in Saratov and an attempt to close the seminary. The article shows the role of the bishops who ruled the Saratov diocese and were responsible for the revival of the Saratov seminary: Archbishops Gregory (Chukov) and Alexy (Palitsyn), Bishops Paisy (Obraztsov) and Boris (Vik), as well as the assistance of Archbishop Philip (Stavitsky) in overcoming the difficulties that arose, and support from the Patriarchs of the Russian Orthodox Church Sergius (Stragorodsky) and Alexy (Simansky). These events are considered in connection with the processes of deterioration of church-state relations in the USSR, which began in 1946 after the change of leaders in the USSR Ministry of State Security and entailed pressure on the Church from the party leadership of the regions and republics of the USSR. The ambiguous position of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church at this moment, expressed in the understanding of a change in the government course in church-state relations and in the absence of directives on this matter, forced the leadership of the Council in the face of G. G. Karpov and Council members to look for new ways of interacting with local authorities. On the one hand, the Council tried to implement the original decisions of the government, and on the other hand, to comply with new realities. The article shows the important and positive role of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church and personally the Chairman of the Council G. G. Karpov and Council member G. T. Utkin in resolving conflicts between the Church and local bodies of Soviet power in the Saratov region.

Ключевые слова: Саратовская духовная семинария, духовное образование, архиепископ Филипп (Ставицкий), митрополит Борис (Вик), митрополит Григорий (Чуков), Совет по делам Русской Православной Церкви

Keywords: Saratov Theological Seminary, theological education, Archbishop Philip (Stavitsky), Metropolitan Boris (Vik), Metropolitan Gregory (Chukov), Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-149-173

149
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ 
В. П. Микитюк
Vladimir P. Mikityuk
Церковные старосты православных храмов Екатеринбурга по материалам региональной печати (вторая половина XIX — начало XX в.)
Church Headmen of the Orthodox Churches of Ekaterinburg According to the Materials of Regional Press (Second Half of 19th — Beginning of 20th Century)
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье рассматривается механизм функционирования института церковных старост в православных храмах Екатеринбурга во второй половине XIX — начале XX в., в том числе изучаются основные направления их деятельности. Особое внимание уделено усилиям старост, направленным на решение хозяйственных проблем храмов и их снабжение иконами, необходимой утварью, одеждой для священнослужителей. Кроме того, изучается деятельность старост по улучшению имущественного положения священнослужителей, созданию и содержанию церковных хоров, украшению церквей во время наиболее значимых церковных праздников. Рассматривается и участие старост в жизни церковных приходов, их роль в организации благотворительной помощи приходской бедноте и деятельность по организации церковно-приходских школ и школ грамоты и их содержанию. В статье предпринимается попытка установления числа горожан, занимавших посты церковных старост в православных храмах Екатеринбурга во второй половине XIX — начале XX в., анализируется сословный состав екатеринбуржцев, избиравшихся на эти должности, и делается вывод, что на этот пост прихожане в основном делегировали состоятельных горожан, чаще всего представителей купечества. Кроме того, на должности старост избирались дворяне, крестьяне и мещане, как правило, имевшие непосредственное отношение к предпринимательству. В редких случаях старостами становились представители интеллигенции и чиновничества. В статье отмечается, что эффективная и полезная деятельность церковных старост приносила им благодарность прихожан и давала возможность получать различные церковные и государственные награды, в том числе медали и ордена. Исследование выполнено с привлечением различных источников, причем основной упор сделан на использовании сведений, содержащихся в средствах массовой информации. С этой целью использовались газеты как религиозного («Пермские» и «Екатеринбургские» епархиальные ведомости), так и светского («Екатеринбургская неделя», «Зауральский край», «Урал», «Уральская жизнь») характера.

Abstract. The article deals with the mechanism of functioning of the institute of churchwardens in the Orthodox temples of Ekaterinburg in the second half of the 19th — early 20th centuries, including the study of the main directions of the activities of churchwardens. Particular attention is paid to the efforts of church headmen, aimed at solving economic problems of churches and their supply of icons, various necessary utensils, clothing for the clergy. In addition, their activities to improve the property status of the clergy, the creation and maintenance of church choirs, and the decoration of churches during the most significant church festivals are studied. The author also examines the participation of churchwardens in the life of church parishes, their role in organizing charitable assistance to the parish poor, as well as their activities in organizing and maintaining parochial schools and literacy schools. The article attempts to establish the number of townspeople who held the posts of churchwardens in the Orthodox churches of Ekaterinburg in the second half of the 19th — early 20th centuries, analyses the class composition of Ekaterinburg residents elected to the posts of churchwardens and concludes that parishioners mainly delegated wealthy townspeople, most often representatives of the merchant class, to this post. In addition, the noblemen, peasants and burghers elected to the posts of headmen, as a rule, were directly related to business. In rare cases, members of the intelligentsia and bureaucracy became headmen. The article notes that effective and useful activity of church headmen brought them the gratitude of parishioners, as well as gave them the opportunity to receive various church and state awards, including orders and medals. The research was carried out with the involvement of various sources, with the main emphasis on the use of information contained in the mass media. For this purpose, both religious (Perm and Ekaterinburg Diocesan Gazette) and secular (“Ekaterinburg Week”, “Trans-Ural Region”, “The Urals”, “Ural Life”) newspapers were used.

Ключевые слова: Екатеринбург, православные храмы, церковные старосты, прихожане, средства массовой информации

Keywords: Ekaterinburg, Orthodox churches, church headmen, parishioners, media

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-174-206

174
митрополит Исидор (Р. В. Тупикин)
Metropolitan Isidor (Roman V. Tupikin)
Митрополит Нестор (Анисимов) и его церковная деятельность в годы хрущевских гонений (1958–1962 гг.)
Metropolitan Nestor (Anisimov) and His Church Activity during the Khrushchev’s Persecution (1958–1962)
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья посвящена выдающемуся русскому миссионеру, «апостолу Камчатки» митрополиту Нестору (Анисимову) и его церковному служению на Новосибирской (1956–1958) и Кировградской кафедрах (1959–1962) в период хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. Внимание автора сосредоточено на архипастырской деятельности митрополита Нестора (Анисимова), направленной на сохранение приходских общин и храмов в Сибири и на Украине и его взаимоотношениях с уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР. На основе документов, обнаруженных в личном деле иерарха в фонде «Совет по делам религий при Совете министров СССР» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 83), автору удалось реконструировать неизвестные подробности его служения в Харбине, в том числе обстоятельства его встречи с маршалом СССР Р. Я. Малиновским. Дан анализ взаимоотношений преосвященного Нестора с патриархом Алексием I и председателем Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедовым. Активная архипастырская деятельность митрополита Нестора в период хрущевского антирелигиозного наступления вызвала негативную реакцию советских органов, воспринимавших престарелого иерарха исключительно как «замаскированного врага Советской власти» и «закоренелого монархиста». Эти обстоятельства стали причиной его конфликта с властями, освобождения от управления Новосибирской епархией и почисления на покой. В период управления Кировградской епархией митрополит Нестор подвергся заказной травле в советской печати. Кампания по его дискредитации, организованная Советом по делам Русской Православной Церкви на региональном и союзном уровне, привела к ухудшению состояния его здоровья и в значительной степени ускорила его смерть.

Abstract. The article discusses the outstanding Russian missionary, “Apostle of Kamchatka” Metropolitan Nestor (Anisimov) and his church ministry in Novosibirsk diocese (1956–1958) and Kirovgrad doicese (1959–1962) in the period of persecution of the Russian Orthodox Church under Khrushchev. The work focuses both on the Metropolitan Nestor’s active work to preserve parish communities and churches in Siberia and Ukraine and his relations with the authorized representatives of Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs under the USSR Council of Ministers. The author restores the unknown details of Metropolitan Nestor’s ministry in Harbin, including the circumstances of his meeting with USSR Marshall R. Y. Malinovsky, based on documents from personal files of the hierarch (Fund “Council for Religious Affairs under the USSR Council of Ministers”. State Archive of Russian Federation. Stock P-6991. L. 7. Dos. 83). Furthermore, the author analyses Metropolitan Nestor’s relationships with Patriarch Alexis I, on the one hand, and with V. A. Kuroedov — Chairman of the Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs, on the other hand. Soviet authorities reacted negatively to the activity of Metropolitan Nestor during the period of Khrushchev’s anti-religious campaign. The elderly hierarch was perceived by authorities solely as “a disguised enemy of Soviet power” and “a hardened monarchist”. These circumstances entailed negative consequences for the metropolitan’s future ministry in Novosibirsk diocese, from where he was removed. In addition, Metropolitan Nestor was subject of harassment in the Soviet press in the later period of his career — during the governance of Kirovgrad diocese. Unfortunately, the campaign of metropolitan’s discrediting, organized by the Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs both at the regional and national level, led to the deterioration of his health and largely hastened his death.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, патриарх, митрополит, миссионер

Keywords: Russian Orthodox Church, Moscow Patriarchate, authorized representative of Governmental Council for Russian Orthodox Church Affairs, Patriarch, Metropolitan, missionary

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-207-218

207
священник А. И. Липатов, С. Н. Азарова
Priest Anatoly I. Lipatov, Svetlana N. Azarova
Служение митрополита Нестора (Анисимова) на Новосибирской кафедре (новые материалы к жизнеописанию)
The Ministry of Metropolitan Nestor (Anisimov) at the Novosibirsk Diocese (New Materials for the Biography)
Подробнее (Details)

Аннотация. Статья представляет собой часть коллективного труда по составлению жизнеописания митрополита Нестора (Анисимова), которое готовится на основе материалов, собранных для канонизации святителя. Период служения владыки на Новосибирской кафедре (июль 1956 — сентябрь 1958 гг.) последовал через полгода после его возвращения из заключения в исправительно-трудовом лагере. Архипастырская деятельность митрополита Нестора — известного миссионера и православного подвижника, богослова и просветителя, защитника репрессированных священников, возвращавшихся из мест заключения, не только привлекала в храмы многочисленных верующих, но и вызывала недовольство властей. Исследованные материалы восполняют недостающие страницы биографии архипастыря и позволяют исключить исходившие из сомнительных источников недостоверные сведения о его служении и нравственном облике, не позволившие Синодальной Комиссии по канонизации принять положительное решение при первом рассмотрении дела о прославлении митрополита Нестора в лике святых в 2003 г. Работа проведена с учетом хронологии событий и основана на новых архивных документах, материалах из опубликованных жизнеописаний архиерея и других источниках, в которых отразилась проблематика исследуемого периода, включая биографии духовенства и мирян Новосибирской епархии. Наибольшую ценность для данного исследования представляют материалы из архива Новосибирской митрополии (указы, отчеты, переписка митрополита Нестора), которые позволили проанализировать происходившие в епархии конфликты и сформировать целостную картину епархиальной жизни. Важным результатом изучения служения митрополита Нестора на Новосибирской кафедре стало выявление особенностей антицерковного противостояния в период хрущевских гонений, выражавшегося в деструктивной деятельности так называемых «групп советских верующих», раскрываются их методы, детали провокаций и общая картина нестроений, отразившихся на судьбах православного духовенства. Настоящая работа может послужить основой для дальнейших исследований по истории Русской Православной Церкви в ХХ в., в том числе биографий новомучеников и исповедников Российских во время репрессий 1950-х гг.

Abstract. The article represents a part of the collective effort aimed to compile the biography of Metropolitan Nestor (Anisimov), which is being prepared on the basis of materials collected for the canonization of the saint. The period of His Eminence’s ministry at the Novosibirsk cathedra (July, 1956 — September, 1958) followed six months after his return from imprisonment in a correctional labor camp. On the one hand, the archpastoral activity of Metropolitan Nestor, a well-known missionary and Orthodox ascetic, theologian and educator, defender of repressed priests returning from prison, attracted numerous believers to churches, but on the other hand, it also caused discontent of the authorities. The studied materials fill in the missing pages of the archbishop’s biography and make it possible to exclude doubtful (or inaccurate) information about his ministry and moral appearance, which did not allow the Synodal Commission for the Canonization of Saints to make a positive decision at the first hearing of the case on the possible canonization of Metropolitan Nestor in 2003. Based on new documents, the work was carried out taking into account the chronology of events, materials from published biographies of the hierarch and other sources, including biographies of the clergy and laity of the Novosibirsk diocese, which reflected the problems of the period under study. The materials from the archive of the Novosibirsk Metropolia (decrees, reports, correspondence of Metropolitan Nestor) have the greatest value for this study, which made it possible to analyze the conflicts that took place in the diocese and form a holistic view on diocesan life. An important result of the study of Metropolitan Nestor’s ministry in the Novosibirsk diocese is also the identification of features of the anti-church confrontation during the Khrushchev persecution, expressed in the destructive activities of the so-called “groups of Soviet believers”; their methods and details of provocations, as well as a general picture of the disorder that affected the fate of the Orthodox clergy are revealed. This work can serve as a basis for further research on the history of the Russian Orthodox Church in the twentieth century, including biographies of New Martyrs and Confessors of Russia during the repressions of the 1950s.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, антирелигиозная политика, новомученики и исповедники Российские, митрополит Нестор (Анисимов), патриарх Алексий I, канонизация

Keywords: Russian Orthodox Church, anti-religious policy, New Martyrs and Confessors of Russia, Metropolitan Nestor (Anisimov), Patriarch Alexy I, canonization

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-219-278

219
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 
Н. В. Герасимова
Natalya V. Gerasimova
К истории создания титульного листа и фронтисписа Елизаветинской Библии (по документам канцелярии Синода и канцелярии Академии наук)
On the History of Creation of the Title Page and Frontispiece of the Elizabethan Bible (According to Documents of the Synod Office and the Office of the Academy of Sciences)
Подробнее (Details)

Аннотация. Елизаветинской (по имени императрицы Елизаветы Петровны) принято называть Библию, отредактированную при подготовке к новому изданию и впервые выпущенную в 1751 г. в Санкт-Петербурге. За несколько месяцев до выхода Библии из печати в мастерские Петербургской Академии наук поступили два заказа от Святейшего Синода на создание гравированных иллюстраций. Историю создания гравюр можно восстановить по нескольким источникам: по материалам канцелярии Синода (РГИА); по материалам канцелярии Академии наук (СПФ АРАН); по делу «О напечатании новоисправленной Славянской Библии», составленному в 1878 г. комиссией по разбору и описанию архива Святейшего Синода. Согласно опубликованному описанию комиссии (1878 г.), вследствие допущенных ею обобщений, можно понять, что работа над двумя заставными листами и над основным циклом иллюстраций Библии (состоящим из 49 гравюр) велась в мастерских Петербургской Академии наук одновременно. Это вызвало путаницу в последующих публикациях. Цель настоящей статьи — уточнить на основании ранее неопубликованных документов канцелярии Синода и канцелярии Академии наук детали работы художников и граверов над этими двумя отдельными синодальными заказами. Заказ от 28 ноября 1750 г. предполагал изготовление 49 сюжетных гравюр на ветхозаветную тематику, а заказ от 16 сентября 1751 г. — гравированных на меди титульного листа со сложной символико-аллегорической программой и портретного фронтисписа с ростовым изображением императрицы Елизаветы Петровны. В первое издание Библии (СПб., 18.12.1751; 2) вошли обе гравюры из заказа от 16 сентября 1751 г., а из предполагаемых (заказом от 28 ноября 1750 г.) 49 — лишь одна сюжетная композиция.

Abstract. The Elizabethan Bible (after the Empress Elizaveta Petrovna) is commonly referred to as the Bible which was revised in preparation for a new edition and first published in Saint Petersburg in 1751. A few months before the Bible was released, the Engraving Chamber of the St. Petersburg Academy of Sciences received two orders from the Holy Synod to create illustrations. The history of creation of the copperplate engravings can be traced with several sources: materials from the Office of the Synod (Russian State Historical Archive); materials from the Office of the Academy of Sciences (St. Petersburg Branch of the Archive of the RAS); a published document of 1878 compiled by the Commission for the Holy Synod Archive “O napechatanii novoispravlennoi Slavianskoi Biblii” (in Russian). According to the Commission Report published in 1878 and containing generalized conclusions, one can mistakenly believe that works on the title page, frontispiece and the set of illustrations of the Bible (consisting of forty-nine engravings) were being performed at the Drawing and Engraving Chambers of the Academy of Sciences at the same time. It caused confusion in subsequent publications. This article is to clarify, on the basis of previously unpublished documents of the Office of the Holy Synod and Office of the Academy of Sciences, the details of the work of artists and engravers on these two separate orders from the Synod. The order dated November 28, 1750, involved the production of forty-nine subject engravings on Old Testament plots, and the order of September 16, 1751 required copperplate title page (containing a complex symbolic and allegorical program) and frontispiece with a full-length portrait of Empress Elizabeth. The first edition of this Bible (published in St. Petersburg on December 18, 1751) included two engravings from the order dated September 16, 1751, and only one plot composition of the expected forty-nine (from the order dated November 28, 1750).

Ключевые слова: XVIII век, Елизаветинская Библия, гравюра на меди, кириллическая книга, архив канцелярии Синода, архив канцелярии Академии наук

Keywords: 18th century, Elizabethan Bible, copperplate prints, Cyrillic books, archive of the Holy Synod Office, Office of the Academy of Sciences

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-279-292

279
ПУБЛИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ 
А. В. Сартаков
Alexey V. Sartakov
Письма Н. Ф. Красносельцева к И. В. Помяловскому: обзор содержания и публикация текста
Letters of N. F. Krasnoseltsev to I. V. Pomyalovsky: Review of the Content and Publication of the Text
Подробнее (Details)

Аннотация. Настоящий материал посвящен анализу жизненного и научно-исследовательского пути двух ярких представителей дореволюционной отечественной науки и представляет собой публикацию писем профессора Казанской духовной академии, а с 1889 г. — Новороссийского университета Н. Ф. Красносельцева (1845–1989) к профессору Петербургского университета И. В. Помяловскому (1845–1906). Рассматриваемые письма в количестве 36 единиц хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербург в фонде И. В. Помяловского (ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 1. Д. 892). Хронологические рамки писем охватывают период с 1885 по 1897 гг. — время, когда оба ученых уже достигли больших успехов как в научной, так и в общественной деятельности. В рамках вступительной к публикации статьи анализируются жизненный путь ученых и исторический контекст событий, повлиявший на формирование их научных интересов, на основании чего автор приходит к выводу об определенном исследовательском потенциале рассматриваемого источника, отображающего процессы, происходившие в образовании и науке во второй половине XIX столетия. Представленные к публикации письма написаны самим Н. Ф. Красносельцевым. Анализ содержания материала позволил убедиться в наличии нескольких уровней контекста — от описания повседневности через личное осмысление событий к анализу внутриинституционального дискурса. Публикация писем представляет собой набранные и прокомментированные архивные материалы, публикуемые в соответствии с современными нормами орфографии. В подстрочном аппарате к рассматриваемым письмам мы постарались охарактеризовать не только фигурирующие в письмах персоналии или связанные с ними факты, но и дать оценку контексту событий, привлекая второстепенные опубликованные и неопубликованные источники.

Abstract. This article analyzes the life and research paths of two prominent representatives of pre-revolutionary domestic science and presents a publication of letters from the professor of Kazan Theological Academy, and since 1889 of Novorossiysk University N. F. Krasnoseltsev (1845–1989) to the professor of St. Petersburg University I. V. Pomyalovsky (1845–1906). The letters under consideration, in the amount of 36 units, are stored in the Department of Manuscripts of the Russian National Library in St. Petersburg in the I. V. Pomyalovsky Fund. The chronological framework of the letters covers the period from 1885 to 1897, when the scientists had already achieved some success in both scientific and social activities. The introductory article analyzes the life path of both scientists and the historical context of events that influenced the formation of their scientific interests, on the basis of which the author comes to the conclusion about a certain research potential of the source considered, reflecting the processes that took place in education and science in the second half of the 19th century. The letters submitted for publication were written by N. F. Krasnoseltsev. The analysis of the content of the material made it possible to verify the presence of several levels of context — from the description of everyday life through personal understanding of events to the analysis of intra-institutional discourse. This publication of letters is a presentation of typed and commented archival materials in accordance with modern spelling standards. In the subscript to the published letters, the author tried to characterize not only the personalities or related facts appearing in the letters, but also to assess the context of events, involving secondary published and unpublished sources.

Ключевые слова: Николай Фомич Красносельцев, Иван Васильевич Помяловский, Казанская духовная академия, Новороссийский императорский университет, историческая литургика, история литургики

Keywords: Nikolai Fomich Krasnoseltsev, Ivan Vasilyevich Pomyalovsky, Kazan Theological Academy, Novorossiysk Imperial University, historical liturgics, history of liturgics

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-293-338

293
ПЕРСОНАЛИИ 


К 60-летию Андрея Викторовича Разина
To the 60th Anniversary of Andrey Viktorovich Razin
Подробнее (Details)

Аннотация. Юбилейный материал написан о екатеринбургском богослове и педагоге, многолетнем преподавателе Екатеринбургской духовной семинарии Андрее Викторовиче Разине: представлена биография юбиляра, прослеживаются научные интересы и основные достижения. В завершение материала приводится библиография научных и учебно-методических работ А. В. Разина.

Abstract. The jubilee material is written about the Ekaterinburg theologian and teacher, highly experienced lecturer of the Ekaterinburg Theological Seminary Andrey Viktorovich Razin. The jubilarian’s biography is presented; his scientific interests and main achievements are traced. The material is concluded with a bibliography of A. V. Razin’s scientific and educational and methodical works.

Ключевые слова: А. В. Разин, Екатеринбургская духовная семинария, библеистика, современное богословие, биография

Keywords: A. V. Razin, Ekaterinburg Theological Seminary, biblical studies, modern theology, biography

Читать статью

DOI: https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-339-350

339