Вестник Екатеринбургской духовной семинарии / Информационно-издательский отдел ЕДС. Екатеринбург, 2016. № 3 (15). 334 с.: цв. ил.
ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)
Описание
В научном периодическом издании Екатеринбургской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории и смежных дисциплин, библиографические заметки и рецензии на новые актуальные для богословской науки исследования. Издание адресуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, а также всем интересующимся.Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.
Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений | 11 |
Обращение Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского к читателям | 13 |
РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ | |
БОГОСЛОВИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | |
Макаров Дмитрий Игоревич Makarov Dmitry I. ОТ БОГОВИДЕНИЯ – К АНГЕЛАМ ЦЕРКВИ. СВ. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ, ФЕОФАН НИКЕЙСКИЙ И ПРОБЛЕМЫ КАТЕХИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ From the Vision of God to the Angels of the Church. St. Symeon the New Theologian, Theophanes of Nicaea and the Problems of Catechism in the Contemporary Russia Подробнее (Details)Аннотация. В статье анализируется учение св. Симеона Нового Богослова о боговидении и наставлении монаха Св. Троицей как основании для последующего выполнения им катехизаторской миссии. По сравнению с «вертикально» ориентированной духовностью св. Симеона более экклесиоцентричный подход Феофана Никейского отличается акцентом на горизонтальном аспекте связей между духовенством и прихожанами в деле научения любого желающего православной истине. Феофан Никейский вводит особое понятие «ангелов Церкви» – активных мирян, помогающих священникам на приходе в деле катехизации и назидания. Оба этих подхода необходимо совмещать при решении современных пастырских и катехизических задач. Abstract. We analyze the doctrine of St. Simeon the New Theologian on the knowledge of God and a monk being instructed by the Holy Trinity as the basis of his would-be realization of his catechetical mission. As compared to the “vertically”-oriented spirituality of St. Simeon, the more ecclesia-oriented approach of Theophanies of Nicaea (14th c.) is marked by an emphasis put on the horizontal aspect of interconnections between the clergy and the laity in their common task of a believer’s indoctrination in the truth of Orthodoxy. Theophany of Nicaea introduces a special notion of the ‘angels of the Church’, i. e. active laymen who assist priests at their parishes in carrying out this mission of catechism and religious instruction. Both the approaches should be combined, in our opinion, in solving our present-day pastoral and catechetical problems. Ключевые слова: Прп. Симеон Новый Богослов, Феофан, Митр. Никейский, Катехизация, Боговидение, “Ангелы Церкви”, “Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви” Keywords: Saint Simeon The New Theologian, Theophany Of Nicaea, Catechism, Vision Of God, ”The Angels Of The Church”, “The Foundations Of The Social Conception Of The Russian Orthodox Church” | 15 |
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ | |
К 100-ЛЕТИЮ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ | |
Акишин Сергей Юрьевич, Печерин Андрей Владимирович Akishin Sergey Yu., Pecherin Andrey V. ИСТОРИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (1912-1919): ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ КОРПОРАЦИЯ, ВОСПИТАННИКИ, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС A History of the Ekaterinburg Theological Seminary (1912-1919): teaching stuff, students and the educational process Подробнее (Details)Аннотация. В статье исследуется организация учебного процесса духовной семинарии в уездном городе Екатеринбурге. Открытие ее стало важным этапом в истории становления духовного образования на Среднем Урале. Открытая изначально в форме семинарских классов при духовном училище в 1912 г. и утвержденная Святейшим Синодом в своем полноценном виде в 1916 г., она сумела сделать только 2 сокращенных выпуска и была закрыта после взятия Екатеринбурга Красной армией 14 июля 1919 г. За это недолгое время через аудитории духовной школы прошли до четырехсот воспитанников и преподавателей. Ход учебного процесса, влиявших на него факторах, региональные условия жизни и особенности Екатеринбургской семинарии, о том, из кого формировался состав учащихся и как проходила учеба в стенах этой духовной школы – этому посвящено настоящее исследование. Семинария была призвана формировать мировоззренческие позиции будущих пастырей Церкви, а значит, и их будущих прихожан, людей, исповедающих православную веру, – а таких, как известно, даже согласно переписи 1937 г. было большинство. Можно сказать, что семинария и ее преподавательский состав должны были иметь перед собой важную цель: формирование духовной среды на Среднем Урале, и в этом контексте важно изучение преподавательского состава семинарии и мировоззренческих установок преподавателей. В настоящей статье в этом направлении сделаны лишь самые предварительные шаги. На долю выпускников Екатеринбургской духовной семинарии пришлось тяжелейшее время гражданской войны в России, репрессий, вынужденной эмиграции. В статье представлен краткий источниковедческий экскурс исследуемой темы, обозначены основные группы источников, к которым можно обращаться при исследовании судеб выпускников и преподавателей духовной школы. В настоящем исследовании впервые проанализированы все опубликованные списки учеников за разные годы, на основе которых был реконструирован полный список всех лиц, обучавшихся в духовной семинарии с 1912 по 1919 гг. Он опубликован в приложении к статье. На основе обнаруженных в разных источниках отрывочных сведений о преподавателях семинарии была проведена попытка восстановления состава преподавательской корпорации; приведены послужной список ректора семинарии и краткие биографические сведения об отдельных преподавателях; дан краткий анализ учебного процесса семинарии с раскрытием его характерных особенностей. Раскрытию картины повседневной жизни учащихся семинарии служат публикуемые в приложении рапорт преосвященного Серафима (Александрова) и ряд других документов. Abstract. The article is devoted to the question of arranging educational process in the theological seminary of Ekaterinburg. The establishment of the seminary became a major step towards the organization of religious education in the Middle Urals. The Seminary started as a seminary course at the Theological School in 1912, and it was only in 1916 that the Holy Synod approved the Seminary project, twice the Seminary graduated the students who had been taught there according to a reduced program; after the Red Army occupied Ekaterinburg on the 14th of July, 1919, the Seminary was closed. During such a short period of its work up to 400 students and teachers had rotated within the Seminary. The contribution deals with such questions as the arrangement of the educational process and what influenced it, as well as the regional specific of life and peculiarities of the Seminary; what kind of students were taken into the Seminary and what was the education like. The Seminary’s goal was to form Weltanschauung positions of the future clergymen and, resp., the world outlook of their future flock, i. e., the Orthodox Christians which still stayed in a majority in Russia, even according to the census of 1937. In other words, the Seminary with its teaching staff had to carry out the great mission of shaping a proper religious environment in the Middle Urals. That is why it seems to be so important a task to analyze the specific features of the Seminary teaching staff and to reveal the mindset of its teachers. This article has just marked the first approach to the mentioned questions. The graduates of the Ekaterinburg Theological Seminary were doomed to face the most tragic years of the Civil war, repressions and the forced emigration. The article contains a brief review of sources concerning the topic, the sources being divided into different groups for the convenience of future investigation of concrete biographies of Seminary’s students or teachers. The published lists of students dating to different years are analyzed here for the first time, and the complete list of those who studied in the Seminary in 1912 to 1919 is compiled. The list is given in a supplement to the item. Using incomplete information concerning the teaching staff disclosed in various sources the author tried to reconstruct the composition of the Seminary administration, the teachers’ names, the service records and the biographical data of some teachers. The educational process and its specific features were defined in brief. The daily routine is reflected in the supplied documents, like the Report of Right Reverend Serafim (Golubiatnikov), etc. Ключевые слова: Екатеринбургская Духовная Семинария, Духовное Образование, Богословское Образование, Духовная Школа, Подготовка Священнослужителей, Учебный Процесс Keywords: The Ekaterinburg Theological Seminary, Religious Education, Theological Formation, Religious (Spiritual) Schooling, Preparation Of Priests, Educational Process | 33 |
Акишин Сергей Юрьевич Akishin Sergey Yu. К ВОПРОСУ О ДАТЕ ОТКРЫТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО УЕЗДНОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА Concerning the Exact Dating of the Establishment of the Ekaterinburg Ecclesiastical School Подробнее (Details)Аннотация. Статья посвящена выяснению даты открытия в Екатеринбурге начального учебного заведения для детей духовенства – уездного духовного училища. В историографии указываются различные даты его открытия, однако на основании неопубликованных источников из фондов Национального архива Республики Татарстан и Российского государственного исторического архива можно с ювелирной точностью определить время его открытия – 14 сентября 1836 г. Вопрос об открытии в Екатеринбурге уездного училища был связан, с одной стороны, с образованием в г. Екатеринбурге в 1833 г. викариатства, с другой – с недостаточной материальной базой Пермского и Далматовского духовных училищ и невозможностью обучения в них всех детей духовенства обширнейшей Пермской епархии. Обсуждение вопроса было инициировано в 1834 г. архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием (Федоровым), однако положительное его разрешение затянулось почти на полтора года. Открытое в 1836 г., уездное училище имело административно-преподавательский состав из 4-х человек, получивших образование в Московской духовной академии и Пермской духовной семинарии. Уездное училище первоначально располагалось в доме коллежского советника Высоцкого, но в 1843 г. у наследников купца Федора Коробкова был приобретен дом, в котором, после проведенных там ремонта и перестройки, и было размещено учебное заведение, просуществовавшее на этих площадях вплоть до 1919 г. В Приложении к статье публикуется ряд неизвестных документов, касающихся истории открытия училища: письмо архиеп. Аркадия обер-прокурору Святейшего Синода С. Д. Нечаеву, представление архиеп. Аркадия в Святейший Синод об открытии училища, акт открытия училища, рапорт Правления Пермской духовной семинарии об открытии училища и донесение Правления той же семинарии о приобретении дома наследников Ф. Коробкова. Abstract. The article is dedicated to the exact dating of the Primary religious school for clergymen’ children which was established in Ekaterinburg. We can find in the historiography different dates of its establishment, but, nevertheless, we can give the exact date on the basis of the unedited sources from the National Archive of Tatarstan and from the Russian State Historical Archive. So, the primary religious school was open on September 14, 1836. The district religious school was open due to the fact that, on the one hand, in 1833 Ekaterinburg got the suffragan bishop, and, on the other hand, that the material resources of religious schools in Perm and Dalmatov were unsufficient to provide education to all the children of clergymen in the vast territory of the Perm diocese. Arkady (Fyodorov), Archbishop of Perm and Verkhoturie, raised this question in 1834, still it took almost a year and a half to make up the decision. When the District religious school was open in 1836, there were 4 teachers there which had graduated from the Moscow Ecclesiastical Academy and from the Perm Theological seminary. The school was located first at the College Councilor Vysotskiy’s house, but in 1843 the heirs of Fyodor Korobkov, the merchant, sold their house to the diocese; as soon as the repair was finished on the spot, the religious school started its work there, and it is there that it had been working till 1919. The supplement to the article contains a series of unknown documents concerning the opening of the Religious school. They include the Letter of Archbishop Arkadiy to S. D. Nechajev, the Chief Prosecutor of the Holy Synod, about the school being established; the report of the Perm theological seminary administration on the opening of the religious school; the message of the Perm Seminary administration concerning the purchase of the Korobkov’s house from his heirs.Keywords: Ekaterinburg religious school, religious education in the Urals, Archbishop Arkadiy (Fyodorov), Bishop Evlampiy (Pyatnitskiy). Ключевые слова: Екатеринбургское Уездное Училище, Духовное Образование На Урале, Архиепископ Аркадий (Федоров), Епископ Евлампий (Пятницкий) Keywords: The Ekaterinburg District Religious School, Religious Education In The Urals, Archbishop Arkadiy (Fyodorov), Bishop Evlampiy (Pyatnitskiy) | 79 |
Полетаева Елена Альбертовна Poletaeva Elena A. ОПИСАНИЕ РУКОПИСНЫХ КНИГ БИБЛИОТЕКИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ (ЧАСТЬ 4) A Description of the Manuscripts Contained in the Library of the Ekaterinburg Theological Seminary (Part 4) Подробнее (Details)Аннотация. В статье представлено полное научное описание пяти рукописных книг XVIII-XIX вв. из коллекции библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии. К самым ранним из описываемых рукописей относится Месяцеслов 1732 г., выполненный поморским полууставом. Старообрядческую рукописную традицию демонстрируют еще два сборника смешанного состава XVIII в., в состав которых вошли многочисленные выписки из памятников древнерусской книжности (Пролога, Патериков, Великого Зерцала, Сына церковного, Старчества, Пандока, Скитского покаяния и др.) и сочинений святых отцов Церкви (Иоанна Златоустого, Кирилла Александрийского, Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Ипполита, папы Римского). Наряду с популярными у староверов выписками о вере и Церкви, о еретиках и лжепророках, о скончании века и об антихристе, о правильном наложении крестного знамени, в сборниках мы обнаруживаем редко встречаемые сочинения с историческим содержанием (Послание старца Филофея Псковского царю Иоанну Грозному, Повесть о двух посольствах, выписку из Хронографа о взятии турок), агиографические тексты (Жития прп. Сергия Радонежского, прп. Алексия, человека Божия), философские притчи – Сказание Максима Грека «о птице Струфокамиле». Среди новых поступлений примечателен рукописный конспект лекций по Нравственному богословию, прочитанных проф. Ф. И. Павловским ученикам Пермской духовной семинарии в 1848 г. Конспект лекций был составлен семинаристом Терентием Поповым. Одна из владельческих записей свидетельстует о принадлежности рукописи иерею Петру Решетникову из д. Ерши Осинского уезда Пермской губернии, будущему священномученику. Концом XIX в. датируется литературный сборник, включающий Житие святителя Николая редакции Симеона Метафраста с 27 чудесами, похвалой чудотворцу, Сказанием о перенесении честных мощей чудотворца, и др. Кроме жития в сборник вошло «Слово святителя Григория Богослова о святой Божественной литургии» и cписок «Сына церковного», катехизического сочинения, составленного в XVII в. Последнее сочинение, включающее более сотни кратких наставлений духовному чаду, обратившемуся из инославных в православие, подробно знакомит с правилами внешнего благочестия. Описание рукописных книг выполнялось согласно следующей схеме: указывался инвентарный номер рукописи, ее полное название (принятое в научном обиходе) и датировка, формат, количество листов, наличие старой пагинации, колонтитулов; приводилась характеристика бумаги с описанием филиграней и соотнесением их со справочниками; выявлялось количество почерков с указанием их границ полистно, давалась характеристика орнаментики, украшений (наличие миниатюр, заставок, концовок, буквиц, киноварных инициалов) и переплета, оценивалась сохранность рукописи, полностью приводились владельческие записи, указывалось на наличие киноварных помет, приводилась постатейная роспись содержания, по возможности, с атрибуцией памятника и указанием на его исследование. Abstract. The article presents a scientific description of the five manuscript books dating to the 18th and 19th centuries which form a part of the rare books Collection in the Library of the Ekaterinburg Theological Seminary. The oldest manuscript is a Menologion from the 1730-es. The other two manuscripts of the 18th century were compiled and used among the old-believers, to judge by the content; the books are full of numerous extractions quotations from the Old Russian texts, the writings of the Church Fathers (SS. John Chrysostom, Cyril of Alexandria, Athanasius the Great, Cyril of Jerusalem, Basil the Great, Hippolytus, the Pope of Rome). The first manuscript collection contains the traditional extractions for the old-believers, concerning the faith and the Church, the heretics and false prophets, the consummation of the century and the Antichrist, the sign of the cross. Presented there are the edificatory sermons of the Fathers, taken from the texts of the Prologue, the Jerusalem Paterikon, The Sketic Rule of Repentance, as well as from the other monuments of the old Russian manuscript book tradition. A peculiarity of the second collection is that it contains some texts with a rich historical content, like, e.g., an extract from Philotheos’, the Pskov elder, epistle to Tsar Ivan the Terrible, from the Story of the Two Embassies, an extract from the Chronograph (Chronicle) of the Turkish siege, as well as Maximos the Greek’s Narration about the Bird Strufokamil, and from some hagiographical texts. The topics which especially vexed the compilers of the collection are also present here, like, for example, those on Baptism, on how to accept those who were converting from a heresy, on how women could cut their hair, etc. Among the new book entries there is a wonderful hand-written summary of the lectures on Moral theology which were given by Professor F. I. Pavlovsky to the Perm Theological Seminary students in 1848. The manuscript was compiled by the student Terentiy Popov. Another owner of this summary was Petr Reshetnikov, the future holy martyr who was born in the village Yershi in the Osinsky district. The last manuscript which is dated to the middle of 19th century contains the Life of St. Nicholas compiled by Symeon Methaphrast, including the 27 miracles of the Saint, a Eulogy of St. Nicholas, a Tale about the Transfer of his Holy Relics, etc. The collection also contains the Homily by St. Gregory the Theologian on the Divine Liturgy and a copy of the Son of the Church, a catechetic work of the 17th century. The last treatise includes more than a hundred short exhortations addressed to a spiritual apprentice who had converted into Orthodoxy either from Catholicism or from Protestantism, and explains the rules of the visible, outward piety in a number of details. Ключевые слова: Рукописная Книга, Библиотеки, Археографическое Описание, Книжные Памятники Keywords: Manuscript Book, Libraries, Archeographical Description, The Old Russian Book Monuments | 97 |
Мангилёв Петр Иванович, протоиерей Mangilev Petr, archpriest РЕДКИЕ КНИГИ ГРАЖДАНСКОГО ШРИФТА В БИБЛИОТЕКЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Some Rare Books Printed with the Secular Type in the Library of the Ekaterinburg Orthodox Seminary Подробнее (Details)Аннотация. Предлагаемый вниманию читателей материал содержит описания редких книг гражданского шрифта из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии, изданных до 1830 г. (за одним исключением). Всего в публикации сообщаются сведения о 40 единицах хранения. Это 10 изданий XVIII в. и 29 – XIX в. (в общей сложности, 36 единиц хранения – несколько изданий заключены в один переплет), а также одно периодическое издание (1823 г.), две книги на латинском языке (XVIII в. и XIX в.) и одно литографированное издание (1839 г.) – сборник библейских переводов протоиерея Герасима Павского. Во вступительной статье сообщается о наиболее интересных изданиях, даются сведения о владельцах книг: архимандрите Лаврентии (Кордете), священнике Василии Удинцеве, священнике Андронике Ляпустине и др. В каталоге, кроме библиографического описания, дается описание переплетов изданий и воспроизводятся записи на книгах. В приложении публикуется предисловие к задачнику, составленному Алексеем Вишневским, содержащее интересные факты по начальной истории Пермской духовной семинарии. Abstract. The article offers catalogue descriptions of some rare books printed with the secular type from the Library of the Ekaterinburg Theological Seminary Library. All these books, except one, had been published prior to 1830. The publication contains information about 40 entries. Ten of them were printed in the 18th century, whereas another 29 in the 19th century, which gives us the general number of 36 items, because some entries were compiled into a single book. There is also a periodical edition of 1823, two books in Latin (from the 18th and the 19th centuries) and a lithographical edition of 1839 – the collection of Biblical translations made by the archpriest Gerassim Pavskiy. The introductory article is devoted to the most interesting editions and includes some information about the former owners of the books, like Archimandrite Lavrentiy (Kordet), priest Vassiliy Udintsev, Fr. Andronik Lyapustin et al. Besides the bibliographical description, the Catalogue also describes various types of the book-binding and reproduces the hand-written marginal notes on the book pages. The Appendix provides a reader with a preface to the Book of Arithmetical Problems compiled by Aleksey Vishnevskiy, which contains some interesting facts concerning the primary history of the Perm Theological Seminary. Ключевые слова: Редкая Книга Гражданской Печати, Библиотеки, История Духовного Образования Keywords: Rare Books Of Secular Type, Libraries, A History Of Religious Education | 152 |
Богданова Татьяна Александровна Bogdanova Tatiana A. “НА МОЮ ДОЛЮ ВЫПАЛ ЖРЕБИЙ ВЕСЬМА ЗАВИДНЫЙ, ОН НАУЧИТ МЕНЯ ПЕРЕНОСИТЬ ТРУДНОСТИ В ЖИЗНИ СЛУГИ ЦЕРКВИ И ОТЕЧЕСТВА!”: АРХИМАНДРИТ МОИСЕЙ (РЫБАЛЬСКИЙ) ПО ПИСЬМАМ К ЕПИСКОПУ ИЕРЕМИИ (СОЛОВЬЕВУ) “An Enviable Lot Befell Me which Will Teach Me to Endure Hardship in the Life of a True Servant of his Church and Fatherland!” Archim. Moisey (Rubalskiy) in his Letters to the Bishop Jeremiah (Solov’ev) Подробнее (Details)Аннотация. Статья посвящена архимандриту Моисею (Рыбальскому), незаурядному представителю ученого монашества, почти тридцать лет отдавшему духовно-училищной службе: бывшему наставником в Ставропольской (1849-1852), инспектором в Тифлисской (1853-1858), ректором в Смоленской (1858-1861) и Томской (1861-1877) семинариях, настоятелем Хирского Стефановского и Спасо-Преображенского Авраамиева монастырей. Трижды (в 1853, 1854, 1856 гг.) он ездил в Тегеран к Императорской российской миссии для совершения пасхальных богослужений в миссии, был принят при персидском дворе, награжден от шаха тростью и шалью, имел золотой наперсный крест, ордена св. Анны 2-й ст. и св. Владимира 4-й и 3-й ст. После увольнения от духовно-училищной службы – настоятель Богородицкой Площанской пустыни (1877-1884), духовный писатель. В основу статьи положены письма о. Моисея своему воспитателю и духовному наставнику епископу Иеремии (Соловьеву; в схиме Иоанну), известному своей подвижнической жизнью, в послушании коего о. Моисей оставался до конца жизни. Внимание сосредоточено на личности о. Моисея, стойком и преданном служении его духовной школе, вопреки различным сложным обстоятельствам времени и места. Abstract. The contribution is devoted to Archimandrite Moisey (Rybalskiy), an outstanding representative of the scholarly monkhood, who dedicated almost 30 years of his life to the religious educational system: serving as a mentor in the Seminary of Stavropol (1849-1852), then working as inspector in the Tiflis Seminary (1853-1858), being the Rector of the Smolensk Seminary (1858-1861) and the Tomsk Seminary (1861-1877), and thereupon acting as the Father Superior of the Khirskiy monastery of St. Stephan and the Spasso-Preobrazhenskiy monastery (i. e., on the Transfiguration of the Saviour). Archimandrite Moisey was sent for three times (in 1853, 1854 and 1856) to the Imperial Russian Missionery Office in Tehran to celebrate the Divine Service on the Easter. He was also invited to visit the Iranian Court and received precious gifts from the Persian Shah – a walking stick and a shawl; he was awarded with a golden pectoral cross and with the orders of St. Anna (2-nd degree) and St. Vladimir (3-rd and 4-th degrees). After his retirement from the religious educational system he became the Father Superior of the Bogoroditskaya (Holy Virgin) Ploschanskaya Pustyn (hermitage) in 1877-1884. He also wrote religious works. The article is based on Fr. Moisey’s letters to his spiritual Father and instructor, Bishop Jeremiah (Soloviev, John in the scheme) who was famous for his ascetic life; Father Moses stayed in obedience to Fr. Jeremiah till he died. Special attention is given to the personality of Father Moisey, to his loyal and devoted service to the ecclesiastical school in spite of any difficulties of time and space. Ключевые слова: Архимандрит Моисей (Рыбальский), Епископ Иеремия (Соловьев), Старчество, Ученое Монашество, Духовное Образование Keywords: Archimandrite Moisey (Rybalskiy), Bishop Jeremiah (Soloviev), Elderhood (The Orthodox Elders), Scholarly Monkhood, Religious Education | 185 |
РАЗДЕЛ II. ПУБЛИКАЦИИ | |
Мангилева Анна Владимировна Mangileva Anna V. КЕРСКИЙ С.В. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО УЕЗДНОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА Sergey V. Kerskiy. A Report about the activity of the Ekaterinburg District Religious School Подробнее (Details)Аннотация. Публикуемый отрывок из отчета синодального ревизора С. В. Керского посвящен обзору состояния Екатеринбургского уездного духовного училища в период проведения церковных реформ. В отчете оценивается материальное положение училища (здания училища, учебные помещения, церковь, библиотека, жилые помещения, содержание учеников), дается характеристика преподавательского состава и воспитанников, организация учебной и воспитательной работы. Подробно описываются учебный процесс, условия проживания учеников на квартирах и в общежитиях. Имеются сведения об учебных пособиях, методике преподавания различных предметов. Описана учебная нагрузка преподавателей и внесены предложения по ее изменению в связи с изменениями учебных планов. Благодаря содержащимся в Российском государственном историческом архиве черновым материалам к отчету удалось восстановить имена преподавателей Екатеринбургского духовного училища (А. М. Кроткова, П. А. Кроткова, Н. А. Диомидовского, Г. А. Плотникова, К. М. Наумова, А. Г. Дергачева), что имеет особую ценность в связи с тем, что почти все они являются героями воспоминаний Д. Н. Мамина-Сибиряка, окончившего Екатеринбургское уездное духовное училище незадолго до ревизии С. В. Керского. Благодаря этим воспоминаниям и документам из фондов Государственного архива Свердловской области удалось установить и другие сведения о жизни и служебной деятельности этих лиц. В целом автор отчета высоко оценил материальную оснащенность училища, работу преподавателей и правления училища, уровень подготовки воспитанников. Abstract. The extract published is taken from the report of S. V. Kerskiy, a Synodal auditor, who had observed the activities of the Ekaterinburg District Religious School in the period of the Church reforms. The Report describes the material property of the School (its buildings, classrooms, church, library, living-rooms and student financial support). A description of the teaching staff and the students is given, together with an analysis of its educational and pedagogical work. The educational process as well as living conditions in the apartments and hostels is given in details. The Report provides information on the school-books and teaching methods. The Synodal auditor described the teachers’ work assignment and suggested to correct it by changing the curriculum. Due to the drafts of the Report kept in the State Historical Archive of Russia it became possible to find out the Religious School teachers’ names (A. M. Krotkov, P. A. Krotkov, N. A. Diomidovskiy, G. A. Plotnikov, M. Naumov and A. G. Dergachev); this information has become even more precious as most of these persons were mentioned in the memoirs of D. N. Mamin-Sibiryak who had graduated from the Ekaterinburg Religious School just before the auditor S. V. Kerskiy came there to make his report. Both Mamin-Sibiryak’s memoirs and the documents from the State Archive of Sverdlovsk Region made it possible to get more information about the life and professional activities of the above mentioned persons. The Synodal auditor appreciated highly the material equipment of the School, the teachers’ work and administration efforts as well as the students’ level of educatedness. Ключевые слова: Екатеринбургское Уездное Духовное Училище, С. В. Керский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Великие Реформы, Система Духовного Образования Keywords: The Ekaterinburg District Religious School, S. V. Kerskiy, D. N. Mamin-Sibiryak, Great Reforms, System Of Religious Education | 233 |
РАЗДЕЛ III. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ | |
Казански Никола Рачев РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЛИТЕРАТУРА В БОЛГАРИИ 1920-1948 ГГ.: БИБЛИОГРАФИЯ Подробнее (Details)Аннотация. Предлагаемая библиография отражает основные публикации русских православных богословов в Болгарии с 1920 по 1948 гг. Она составлена на основе болгарской книжной летописи и систематического библиографического исследования главных болгарских православных периодических изданий того времени – «Годишник на Софийския университет: Богословски факултет» (1923-1944), «Духовна култура» (1920-1948), «Православен мисионер» (1932-1947) и «Църковен вестник» (1920-1948), а также «Труды V-го съезда Русских академических организаций за границей», состоявшегося в Софии в 1930 году. Составление исчерпывающей библиографии публикаций русских православных богословов и публицистов в Болгарии является пока трудно осуществимым в силу отсутствия национальной летописи журнальных и газетных статей на этот период, а также крайне затрудненного доступа к комплектам русских газет, выходившим в этот период на территории Болгарского Царства. | 267 |
РАЗДЕЛ IV. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ | |
Никулин Иван Александрович, священник Nikulin Ivan A., priest ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ОТ ЗАУРАЛЬЯ ДО ИЕРУСАЛИМА: ЛИЧНОСТЬ, ТРУДЫ И ЭПОХА АРХИМАНДРИТА АНТОНИНА (КАПУСТИНА)” A Report on the National Scientific Conference “From the Urals up to Jerusalem: the personality, works and the epoch of Archimandrite Antonin (Kapustin)” Читать статью | 286 |
РАЗДЕЛ V. ЮБИЛЕИ | |
Малета Николай Юрьевич, протоиерей Maleta Nikolai Yu., archpriest ЮБИЛЕЙ МИТРОПОЛИТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО КИРИЛЛА The Jubilee of His Holiness Cyril, Metropolitan of Ekaterinburg and Verkhoturie Читать статью | 293 |
РАЗДЕЛ VI. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ (НЕКРОЛОГИ) | |
ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА МЕЛХИСЕДЕКА (ЛЕБЕДЕВА) Читать статью | 311 |
ПАМЯТИ ИГУМЕНА ЛАВРА (КОРОТКОВА) Читать статью | 321 |
Аннотации (на английском языке) | 327 |
Сведения об авторах | 332 |
Пожертвовать
На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)