Требования к вступительному экзамену по русскому языку

1. Вступительное испытание по русскому языку проходят абитуриенты, не имеющие свидетельств о результатах ЕГЭ. В первую очередь это касается иностранных абитуриентов, окончивших школу у себя на родине, а также российских абитуриентов, получивших среднее специальное образование в светских образовательных учреждениях или окончивших подготовительное отделение Екатеринбургской духовной семинарии. Формой вступительного испытания по русскому языку является сочинение.
Абитуриент должен продемонстрировать в ходе письменного испытания по русскому языку знания, умения и навыки в объеме программы общеобразовательной школы. Поступающие должны без ошибок писать слова в соответствии с существующими правилами орфографии и оформлять предложения согласно правилам пунктуации.
Наиболее сложными для абитуриентов являются следующие темы по орфографии и пунктуации:

  • правописание гласных после шипящих и ц;
  • правописание слов с чередующимися гласными в корне;
  • правописание приставок пре‒ и при‒, приставок на з‒ и с‒;
  • написание ‒н‒ и ‒нн‒ в разных частях речи;
  • правописание не‒ и ни‒ с различными частями речи;
  • постановка знаков препинания при однородных членах предложения, при деепричастных и причастных оборотах, в сложных предложениях, при прямой речи.

2. Рекомендуемая литература: школьные учебники по русскому языку.

Требования к сочинению

Главной задачей сочинения является грамотное и максимально полное  раскрытие заданной темы с соблюдением единства авторского замысла, логики и стиля повествования. При этом испытуемый свободен в выборе материала, языковых средств и композиционной структуры своего сочинения.

Критерии и нормы оценок сочинения

Сочинение оценивается по стобалльной системе. Отдельно оцениваются следующие критерии: умение создавать связный текст, обладающий тематическим единством и логической завершенностью; композиционная стройность текста; богатство, точность и выразительность речи; общая грамотность. Ориентировочная шкала оценок нижеследующая, указывается максимальное количество баллов, соответствующих заявленному критерию, допускается также постановка промежуточных баллов:

Умение создавать связный текст

Определена и раскрыта заявленная тема изложения, позиция автора изложена непротиворечиво, логика повествования позволяет полностью понять авторскую идею 20 баллов
Позиция автора, в целом, раскрыта, содержание соответствует заявленной теме, имеются небольшие нарушении в логике повествования 15 баллов
Позиция автора прописана в общих чертах, основная мысль слишком проста для заявленной темы или тема не раскрыта, имеются 1-2 серьезных нарушения логики повествования 10 баллов
Позиция автора не раскрыта, текст не соответствует заявленной теме, рассуждения оборваны 0 баллов

Композиционная стройность текста изложения

Работа отличается композиционной стройностью, логичностью, последовательностью в изложении частей, соответствующим содержанию абзацным членением 20 баллов
В работе имеются отдельные незначительные нарушения логики и последовательности изложения – не более 1 логической ошибки или не более 1 нарушения абзацного членения текста 15 баллов
В работе имеются нарушения логики и последовательности изложения – не более 2 логических ошибок или не более 2 нарушений абзацного членения текста 10 баллов
Изложение мыслей непоследовательное, между частями текста в большинстве случаев нарушены связи, более 2 логических ошибок или более 2 нарушений абзацного членения текста 0 баллов

Богатство, точность и выразительность речи

Речевое оформление работы отличается богатством словарного запаса, разнообразием грамматических конструкций, уместным использованием выразительных средств 20 баллов
Речевое оформление работы лишено яркой выразительности, в работе имеются отдельные нарушения стиля 15 баллов
Речь обеднена и лишена выразительности, имеются необоснованные лексические повторы, используются однотипные синтаксические конструкции 10 баллов
Абитуриент с трудом владеет речью: бедный словарь, примитивный синтаксис, неумение использовать выразительные средства не позволяет ясно выразить мысль 0 баллов

Общая грамотность

Орфографические ошибки

Орфографические ошибки отсутствуют, допускается одна опечатка по невнимательности, не затрагивающая основные орфограммы русского языка. 10 баллов
1–2 орфографические ошибки 5 баллов
3–4 орфографические ошибки 3 балла
5 и более орфографических ошибок 0 баллов

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки отсутствуют, допускается 2-3 случая намеренного отступления от пунктуационных норм, для постановки «авторского» знака препинания, обусловленного логикой фразы 10 баллов
1–2 пунктуационные ошибки 5 баллов
3–4 пунктуационные ошибки 3 балла
5 и более пунктуационных ошибок 0 баллов

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки отсутствуют, допускается 2-3 случая намеренного отступления от грамматических норм, для создания художественного эффекта 10 баллов
1–2 грамматические ошибки 5 баллов
3–4 грамматические ошибки 3 балла
5 и более грамматических ошибок 0 баллов

Речевые ошибки

Речевые ошибки отсутствуют, кроме речевых ошибок, намеренно использованных как художественный прием, для характеристики персонажа, несобственно прямой речи и т.п. 10 баллов
1–2 речевые ошибки 5 баллов
3–4 речевые ошибки 3 балла
5 и более речевых ошибок 0 баллов

Итоговая оценка вступительного испытания

Итоговая оценка выставляется по сумме набранных баллов следующим образом.

80 баллов и выше Отлично
От 60 до 79 баллов Хорошо
От 36 до 59 баллов Удовлетворительно
Менее 36 баллов Неудовлетворительно

Составители настоящих требований:

доктор филологических наук, профессор И. В. Шалина

кандидат филологических наук, доцент С. О. Горяев