1. Вступительное испытание по русскому языку проходят абитуриенты, не имеющие свидетельств о результатах ЕГЭ. В первую очередь это касается иностранных абитуриентов, окончивших школу у себя на родине, а также российских абитуриентов, получивших среднее специальное образование в светских образовательных учреждениях или окончивших подготовительное отделение Екатеринбургской духовной семинарии. Формой вступительного испытания по русскому языку является сочинение.
Абитуриент должен продемонстрировать в ходе письменного испытания по русскому языку знания, умения и навыки в объеме программы общеобразовательной школы. Поступающие должны без ошибок писать слова в соответствии с существующими правилами орфографии и оформлять предложения согласно правилам пунктуации.
Наиболее сложными для абитуриентов являются следующие темы по орфографии и пунктуации:
- правописание гласных после шипящих и ц;
- правописание слов с чередующимися гласными в корне;
- правописание приставок пре‒ и при‒, приставок на з‒ и с‒;
- написание ‒н‒ и ‒нн‒ в разных частях речи;
- правописание не‒ и ни‒ с различными частями речи;
- постановка знаков препинания при однородных членах предложения, при деепричастных и причастных оборотах, в сложных предложениях, при прямой речи.
2. Рекомендуемая литература: школьные учебники по русскому языку.
Требования к сочинению
Главной задачей сочинения является грамотное и максимально полное раскрытие заданной темы с соблюдением единства авторского замысла, логики и стиля повествования. При этом испытуемый свободен в выборе материала, языковых средств и композиционной структуры своего сочинения.
Критерии и нормы оценок сочинения
Сочинение оценивается по стобалльной системе. Отдельно оцениваются следующие критерии: умение создавать связный текст, обладающий тематическим единством и логической завершенностью; композиционная стройность текста; богатство, точность и выразительность речи; общая грамотность. Ориентировочная шкала оценок нижеследующая, указывается максимальное количество баллов, соответствующих заявленному критерию, допускается также постановка промежуточных баллов:
Умение создавать связный текст
Определена и раскрыта заявленная тема изложения, позиция автора изложена непротиворечиво, логика повествования позволяет полностью понять авторскую идею | 20 баллов |
Позиция автора, в целом, раскрыта, содержание соответствует заявленной теме, имеются небольшие нарушении в логике повествования | 15 баллов |
Позиция автора прописана в общих чертах, основная мысль слишком проста для заявленной темы или тема не раскрыта, имеются 1-2 серьезных нарушения логики повествования | 10 баллов |
Позиция автора не раскрыта, текст не соответствует заявленной теме, рассуждения оборваны | 0 баллов |
Композиционная стройность текста изложения
Работа отличается композиционной стройностью, логичностью, последовательностью в изложении частей, соответствующим содержанию абзацным членением | 20 баллов |
В работе имеются отдельные незначительные нарушения логики и последовательности изложения – не более 1 логической ошибки или не более 1 нарушения абзацного членения текста | 15 баллов |
В работе имеются нарушения логики и последовательности изложения – не более 2 логических ошибок или не более 2 нарушений абзацного членения текста | 10 баллов |
Изложение мыслей непоследовательное, между частями текста в большинстве случаев нарушены связи, более 2 логических ошибок или более 2 нарушений абзацного членения текста | 0 баллов |
Богатство, точность и выразительность речи
Речевое оформление работы отличается богатством словарного запаса, разнообразием грамматических конструкций, уместным использованием выразительных средств | 20 баллов |
Речевое оформление работы лишено яркой выразительности, в работе имеются отдельные нарушения стиля | 15 баллов |
Речь обеднена и лишена выразительности, имеются необоснованные лексические повторы, используются однотипные синтаксические конструкции | 10 баллов |
Абитуриент с трудом владеет речью: бедный словарь, примитивный синтаксис, неумение использовать выразительные средства не позволяет ясно выразить мысль | 0 баллов |
Общая грамотность
Орфографические ошибки
Орфографические ошибки отсутствуют, допускается одна опечатка по невнимательности, не затрагивающая основные орфограммы русского языка. | 10 баллов |
1–2 орфографические ошибки | 5 баллов |
3–4 орфографические ошибки | 3 балла |
5 и более орфографических ошибок | 0 баллов |
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки отсутствуют, допускается 2-3 случая намеренного отступления от пунктуационных норм, для постановки «авторского» знака препинания, обусловленного логикой фразы | 10 баллов |
1–2 пунктуационные ошибки | 5 баллов |
3–4 пунктуационные ошибки | 3 балла |
5 и более пунктуационных ошибок | 0 баллов |
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки отсутствуют, допускается 2-3 случая намеренного отступления от грамматических норм, для создания художественного эффекта | 10 баллов |
1–2 грамматические ошибки | 5 баллов |
3–4 грамматические ошибки | 3 балла |
5 и более грамматических ошибок | 0 баллов |
Речевые ошибки
Речевые ошибки отсутствуют, кроме речевых ошибок, намеренно использованных как художественный прием, для характеристики персонажа, несобственно прямой речи и т.п. | 10 баллов |
1–2 речевые ошибки | 5 баллов |
3–4 речевые ошибки | 3 балла |
5 и более речевых ошибок | 0 баллов |
Итоговая оценка вступительного испытания
Итоговая оценка выставляется по сумме набранных баллов следующим образом.
80 баллов и выше | Отлично |
От 60 до 79 баллов | Хорошо |
От 36 до 59 баллов | Удовлетворительно |
Менее 36 баллов | Неудовлетворительно |
Составители настоящих требований:
доктор филологических наук, профессор И. В. Шалина
кандидат филологических наук, доцент С. О. Горяев