Читать номер целикомИССЛЕДОВАНИЯВиссарион (Кукушкин), иеромонах Аннотация (Abstract)В статье в виде очерков рассмотрена история каменного храмового строительства в г. Туринске в период второй половины XVIII – начала XX века. На основе неопубликованных архивных документов восстановлены основные этапы возведения приходских и приписных церквей, часовен: выбор места, закладка храма, собственно строительство, освящение, восстановительные работы после стихийных бедствий; дано описание внешних архитектурных особенностей и внутреннего убранства церквей. Автор считает, что в строительстве и изготовлении иконостасов, написании икон активное участие принимали местные городские мастера. Представление о внешнем облике церквей и православного ландшафта Туринска в целом дают визуальные источники, использованные в статье. Ключевые слова (Keywords)Ибирь, Туринск, Приходская Церковь, Часовня, Чтимая Икона Господа Вседержителя, Строитель Ушаков, Siberia, Turinsk, Parish Church, Chapel, Revered Icon Of The Lord Pantocrator, Constructor Ushakov Сухова Наталия Юрьевна Аннотация (Abstract)Статья посвящена духовно-академическим годам знаменитого русского миссионера, церковного историка и востоковеда, самого долговременного и успешного начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, создателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина). Архимандрит Антонин получал образование и формировался как церковная личность в российской духовной школе, пройдя все ее ступени: Далматовские духовные училища (1823-1831), Пермскую (1831-1836), затем Екатеринославскую (1836-1839) духовные семинарии, Киевскую духовную академию (1839-1843). Успешность церковно-практического служения архимандрита Антонина в соотнесении с традиционным обвинением российской духовной школы XIX в. в «схоластичности», замкнутости, отстраненности от реальных церковных проблем, выхолащивании живого религиозного чувства представляет парадокс, изучению которого и посвящена статья. Хронологические рамки статьи охватывают период обучения (1839-1843) и преподавания (1843-1850) о. Антонина в КДА. Внимание в статье сосредоточено прежде всего на духовно-академических реалиях и обращено внимание на особенности учебной ситуации и порядков в высшей духовной школе в целом и, в частности, в КДА в период обучения и преподавания архимандрита Антонина. Автор подробно рассматривает учебную концепцию святителя Иннокентия (Борисова), выработанную в период его руководства Киевской академией и во многом определившую жизнь академии и на последующие годы. Выделены основные дисциплины, которые изучал архимандрит Антонин в период его ученичества и даны краткие характеристики профессорам и их учебным курсам. В статье затронуты и вопросы воспитания в духовной академии, нравственное влияние профессоров на студентов. Автор статьи выявляет личности, которые могли влиять на о. Антонина в его становлении: митрополита Киевского и Галицкого святителя Филарета (Амфитеатрова), ректоров КДА святителя Иннокентия (Борисова), епископа Иеремию (Соловьева), архиепископа Димитрия (Муретова), наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Лаврентия (Макарова) и духовника архимандрита Парфения. Рассмотрены состояние академического монашества в КДА в 1830-40-х гг., а также подробности выбора монашеского пути Андреем Капустиным. В результате исследования автор приходит к выводу: Киевская академия, созданная сочетанием общего направления духовного образования 1808-1814 гг., новых тенденций и импульсов 1830-40-х гг., особенных черт Киевской академии и личностей, в ней начальствующих, учащих и учащихся, вполне соответствовала своему назначению – готовить к просвещенному служению Церкви. Поэтому вряд ли справедливы все обвинения в «дурной схоластичности», отсутствии молитвенного настроя, духовной жизни и пр. Разумеется, каждый выпускник вмещал и воспринимал все предлагаемое настолько, насколько мог в силу своих дарований, семейного воспитания, ревности по делу, искренности, устремленности к будущему служению, жертвенности. В контексте общей «духовной учености» взращивались собственные дарования и развивались интересы каждого студента. В личности архимандрита Антонина, наделенного от природы не только немалыми и разнообразными талантами, но и интересом к самым разным наукам, устроению бытия на всех его уровнях, ярко проявилось все богатство киевского «духовного вертограда». Особый же путь, уготованный архимандриту Антонину, позволил не только впитать, но плодотворно реализовать черты родной академии, которые, может быть, не столь ярко выявились в судьбах других ее питомцев Ключевые слова (Keywords)Русское Богословие, Киевская Духовная Академия, Архимандрит Антонин (Капустин), Святитель Иннокентий (Борисов), Russian Theology, Kiev Theological Academy, Archimandrite Antonin (Kapustin), St. Innokenty (Borisov) Пирогова Елена Павловна Pirogova Elena P. СОБРАНИЕ ИКОН УРАЛЬСКОГО ЗАВОДЧИКА А. Ф. ТУРЧАНИНОВА The Collection of icons of the Ural Plant Owner A. F. Turchaninov Аннотация (Abstract)В статье дается обзор богатого собрания икон владельца Сысертского горного округа А. Ф. Турчанинова, сделанный на основе составленной после его смерти Описи имущества 1789 г. Представлены сведения о материалах и технике изготовления икон, рассмотрены их сюжеты, история бытования некоторых из них. Приведены документальные свидетельства существования среди «святых образов», находившихся в турчаниновских усадьбах, заводских конторах и церквах, как полотен знаменитых итальянских художников XVI в. Рафаэля и Гарофало, так и работ местных иконописных мастерских. Статья завершается публикацией фрагментов Описи с перечислением икон. The article provides an overview of the rich collections of icons belonged to Alexander F. Turchaninov, the owner of Sysertsky mining region; the review is performed on the basis of the Inventory of 1789 compiled after A. F. Turchaninov’s death. Here we present the information on the materials and the technology of icon manufacturing, as well as on the icon-painting plots and about some details of the existence of some icons. The article contains some documentary evidence of the existence among the sacred images of Sysert Manors of the masterpieces of the famous sixteenth-century Italian artists S. Raphael and B. Garofalo as well as of the icons made by local icon-painting workshops. In the conclusion some fragments of the Inventory enlisting the icons are published. Ключевые слова (Keywords)Сысертский Завод, Симеоно-Аннинская Церковь, Полевской Завод, Петропавловская Церковь, Иконопись Xviii В, Рафаэль, Гарофало, Далматовский Монастырь, Уральская Икона, Опись Имущества 1789 Г., The Sysertski Plant, The Church Of St. Symeon And St. Ann, The Polevskoy Plant, The Saints Peter And Paul Church, Icons Of The 18th Century, Raphael, Garofalo, Dalmatov Monastery, Ural Icon, Inventory Of A. F. Turchaninov’s Property Of 1789 Зольникова Наталья Дмитриевна Zolnikova Natalya D. Н. Н. ПОКРОВСКИЙ КАК ИСТОРИК ЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВИЯ. НАЧАЛО ПУТИ Nikolay N. Pokrovsky as a Church and Eastern Orthodoxy Historian. The Outset Аннотация (Abstract)В статье исследуется становление выдающегося ученого Н. Н. Покровского, с 1992 г. – академика РАН, как историка Русской Православной Церкви. Свою первую работу в 1955 г. он написал как специалист по аграрной истории русского Средневековья, исследовав лишь этот аспект деятельности Церкви и ее монастырей в столкновении с другими собственниками. После открытия в 1968 г. полного «Судного списка» Максима Грека и связанных с ним ранее неизвестных науке важных источников Н. Н. Покровский предпринял исследование и издание нового памятника, включившись в давно уже идущую дискуссию вокруг загадок судьбы и творчества Максима Грека, истории Церкви и государства первой половины XVI в. Несмотря на длительный принудительный перерыв в научной работе, исследование Н. Н. Покровский провел на высоком источниковедческом уровне, используя все достижения тогдашней текстологии; в ходе дискуссии он резко выступил против тенденциозных искажений, свойственных историографии того времени. In the given article we research the evolvement of an outstanding scientist N. N. Pokrovsky; since 1992 he has become an academician of RAS as the Russian Orthodox Church historian. Being a specialist in agricultural history of the Middle Ages in Russia he wrote his first paper in 1955, and touched only upon this particular aspect of the Church and its monasteries’ functions in arguments with other proprietors. After 1968 when he had found the full Judgment List of Maximus the Greek and other related significant sources that became a discovery, N. N. Pokrovsky researched and published the new literary monument having entered the long-standing discussion concerning Maximus the Greek’s life and work peculiarities as well as the history of the Russian Church and state in the beginning of the 16th century. Despite a forced long-time interruption in his scientific studies, N. N. Pokrovsky made the research of a highest historiographic level and involved all modern techniques of textual criticism. In the process of discussion he assaulted the tendentious corruptions typical of the historiography at that time. Ключевые слова (Keywords)Прп. Максим Грек, Нестяжатели, Православная Церковь, Историография, Текстология, Maximus The Greek, Nonpossessors, Orthodox Church, Historiography, Textology Елисей (Меняйлов), иеродиакон Meniaylov Elisey ВСЕПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948 ГОДА В МОСКВЕ КАК ЭТАП УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖПРАВОСЛАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И БОЛГАРИИ The Pan-orthodox conference in Moscow (1948) as a stage of strengthening of inter-orthodox relations between Russia and Bulgaria Аннотация (Abstract)Статья посвящена участию Болгарской Православной Церкви в Все- православном совещании 1948 года в Москве. Особое внимание уде- ляется деятельности экзарха Стефана (Шокова) в период подготовки и проведения мероприятия. Являясь сторонником экуменизма, ми- трополит Стефан безуспешно пытался убедить в своей правоте патри- арха Алексия I и не допустить осуждения экуменических контактов Всеправославным совещанием. Частично приводится переписка па- триарха Алексия и экзарха Стефана, в которой русский первоиерарх выражает позицию Московской Патриархии относительно деятель- ности экуменического движения. В те годы Русская Церковь смотре- ла на экуменизм как на политически ангажированное явление в руках США и Великобритании, которые также финансировали и Вселенский Патриархат. Константинопольская Патриархия одобряла участие в экуменическом движении, поэтому Московская Патриархия была вы- нуждена занять противоположную позицию. Митрополит Стефан вы- сказывался за активное участие всех Поместных Церквей в экумени- ческом движении, но желание стать Болгарским патриархом изменило его позицию в угоду болгарскому правительству и советским властям. Коммунистическое руководство приложило максимум усилий к тому, чтобы со стороны экзарха не прозвучало нежелательных заявлений на совещании. После окончания этого мероприятия судьба митрополита Стефана была решена. В том же 1948 г. он был уволен на покой и от- правлен в ссылку. Ключевые слова (Keywords)Русская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь, Патриарх Алексий, Экзарх Стефан, Экуменическое Движение, Церковно-Государственные Отношения ЕСИПОВА ВАЛЕРИЯ АНАТОЛЬЕВНА Esipova Valeriya A. СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ГЕКТОГРАФИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ: К ВОПРОСУ О ТЕХНИКЕ ТИРАЖИРОВАНИЯ, ФОРМАТЕ И ЦЕЛЕВОМ НАЗНАЧЕНИИ The Old believer’s hectographed editions: the question of printing technique, format and purpos Аннотация (Abstract)Статья посвящена вопросу о соотношении формата и целевого назначения старообрядческих гектографированных изданий. На примере экземпляра из коллекции Томского областного краеведческого музея (ТОКМ) показаны технические проблемы печати гектографированных изданий большого формата (Собрание священных правил и законов законоположителя и судии cеваста Арменопула. ТОКМ, 7904/150). Установлено, что работа с листами больших форматов приводила к смазыванию текста, появлению ненамеренных дополнительных оттисков фрагментов текста на полях и др. Поставлен вопрос о причинах использования больших форматов, несмотря на технические сложности. По каталогу Н. Ю. Бубнова (Библиотека Российской академии наук) выявлены все гектографированные издания формата 10 и 20. Установлено, что техническими возможностями для печати изданий большого формата обладали всего несколько старообрядческих типографий (печатни Г. М. Калинина, П. С. Феоктистова и Д. В. Батова). Показано, что большой формат использовался при печати настенных листов, ответов на сообщения в газетах, отдельных полемических сочинений, а также изданий, включающих тексты старообрядческих соборов и церковных правил. Из-за технических проблем с печатью больших форматов наиболее часто таким способом печатались однолистные и летучие издания, а издания большого объема были сравнительно редки. Выявлены основные группы изданий большого формата по целевому назначению: с одной стороны, распространение оперативной информации, с другой – фиксирование важной, значимой информации и сохранение ее в течение длительного времени, увековечивание. Выдвинуты предположения о читательских практиках в отношении изданий больших форматов; они должны были различаться для летучих изданий и для изданий большого объема. Представляется, что дальнейшее изучение читательских практик, связанных с разными типами гектографических изданий, может быть достаточно перспективным. The article focuses on the relationship between the format and purpose of the Old Believers’ hectographed editions. Technical problems of hectograph printing of large format editions were shown using the example of a copy from collection of the Tomsk Museum of Local History (Collection of Sacred rules and laws of universal judge Constantine Harmenopoulus. Tomsk Museum of Local History. 7904/150). It was ascertained that working with sheets of large format led to blurred text, the appearance of unintended additional fragments of the text prints on the fields of edition, etc. The question about reasons for usage of large formats, despite the technical difficulties, is raised. All hectographed Old believers’ editions with format 10 and 20 were identified in the catalogue of Nicolay Bubnov (the Library of the Russian Academy of Sciences). It was established that the technical capabilities of printing large-format editions were available only in a few of Old Believers’ printing houses (typography of G. Kalinin, P. Feoktistov and D. Batov). It is shown that a large format was used for printing of wall sheets, responses to articles in newspapers, certain polemical writings and publications, including the texts of the Old Believers’ counsels and Church rules. Mono-sheet editions as well as announcement editions and notices were produced more often, and publications of a large volume were relatively rare due to the technical problems with printing of large format editions. The basic groups of large format editions were singled out according to their intended purpose: on the one hand, there were editions intended for operational information dissemination, on the other – some editions were printed for fixing important meaningful information and keeping it for a long time, i.e., for its perpetuation. It was suggested that the practices of reading of the large-format editions had been varied: they had to be different for the announcement publications and for the editions of large volume. A further study of the readers’ practices concerning different types of hectographed editions is considered to be quite promising Ключевые слова (Keywords)Гектограф, Старообрядчество, Техника Тиражирования, Читательские Практики, Hectograph, Old Belief, Printing Technique Of Replication, Readers’ Practices Гудков Алексей Геннадиевич Gudkov Alexey G. ЛИЦЕВЫЕ АПОКАЛИПСИСЫ ИЗ СОБРАНИЯ ДЕНИСА ПЕРЕСТОРОНИНА The illuminated manuscripts of Apocalypses from the collection of Denis Perestoronin Аннотация (Abstract)Статья посвящена Лицевым апокалипсисам, находящимся в частном собрании известного московского антиквара, крупнейшего в России собирателя славянорусских рукописных и старопечатных книг Дениса Валерьевича Пересторонина. В научный оборот вводятся 6 рукописных апокалипсисов, каждому из которых присвоен порядковый номер, обусловленный датой переписки и особенностями содержания. Каждый из представленных манускриптов по-своему оригинален: один выделяется качеством иллюстраций, другой – наличием выходной записи, третий – интересной пометой и т. д. В статье перечисляются их отличительные признаки и примечательные особенности оформления. В приложении публикуется описание означенных книг, а также выходная запись апокалипсиса № 5 – единственного из манускриптов, имеющего датировку, проставленную переписчиком. The article is devoted to the illuminated Apocalypses which are in the private collection of the famous Moscow antiquary, top Russia’s collector of Slavic Russian manuscripts and early printed books Denis Valerievich Perestoronin. It introduces 6 Apocalypse manuscripts, each of which is assigned a sequence number, reflecting the date of the writing and characteristics of the content. Each of the presented manuscripts is original in its own way: one stands out due to the quality of the illustrations, another one due to the presence of the colophon, a third one has an interesting note, etc. The article lists their distinguishing characteristics and the notable features of the design. The app gives the description of the aforesaid books, as well as the colophon of Apocalypse No. 5 – the only manuscript having the date put by the scribe. Ключевые слова (Keywords)Искусство Рукописной Книги, Лицевые Рукописи, Книжная Миниатюра, Иконография,Апокалипсис, Частные Собрания, Денис Пересторонин, Manuscript Art, Illuminated Manuscripts, Book Miniature, Iconography, Apocalypse, Private Collections, Denis Perestoronin Ануфриева Наталья Викторовна Anufrieva Natalya V. ИКОНОГРАФИЯ СТРАШНОГО СУДА ПО СТАРООБРЯДЧЕСКИМ РУКОПИСЯМ КНИЖНЫХ СОБРАНИЙ СРЕДНЕГО УРАЛА The Iconography of the Last Judgment According to the Old Believers’ Manuscripts of the Book Collections of the Middle Ural Аннотация (Abstract)Многоплановая драматичная композиция на тему Страшного Суда состоит из отдельных сюжетов, которые на протяжении времени существования христианства извлекались из богословских сочинений, нравоучительных сборников, канонических и апокрифических памятников, тем самым последовательно и постепенно уточняя и делая более наглядной общую картину последнего Судного дня. В статье проанализированы иконографические сюжеты, взятые из рукописных книг собраний Уральского региона, пополнивших единую картину Страшного Суда. Следуя за текстом сочинения, уральские переписчики создавали визуальный ряд, исходя из созданной ими же традиции либо перенимая элементы других бытовавших традиций, в том числе и элементы западноевропейского влияния, в результате чего мы можем наблюдать особенности изобразительного ряда рукописей, созданных в Уральском регионе. The dramatic multidimensional composition of the Last Judgment consists of separate plots that have been enriched since the very beginning of Christianity: they were taken from theological texts, moral books, canonical and apocryphal works which consistently made the perception of the Doomsday theme more clear and obvious. The author analyses some iconographical plots of the manuscripts from the book collections of the Urals region which have also enlarged the general perception of the Last Judgment. Ural copyists followed the text to make a visual series while using the tradition of their own or adopting some other traditional perceptions of the Doomsday including some elements of Western European tradition; as a result, one can observe the peculiarities of pictorial series of the manuscripts performed in the Ural region. Ключевые слова (Keywords)Страшный Суд, Миниатюра, Христианская Иконография, Старообрядчество, Рукописи, Last Judgment, Miniature, Christian Iconography, Old Belief, Manuscripts В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮМакаров Дмитрий Игоревич Makarov Dimitry I. ЛЕКЦИИ ПО ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЙ ПАТРОЛОГИИ XIII-XIV ВЕКОВ Lectures on the Late Byzantine Patrology of the Thirteenth and Forteenth Centuries Аннотация (Abstract)В первой лекции из предполагаемого цикла о поздневизантийской патрологии XIII-XIV вв. идет речь об общих вопросах, связанных с пониманием византийской цивилизации, с соотношением философии и богословия в византийской святоотеческой традиции, а также о преодолении разного рода «черных мифов» о Византии. Философия понималась византийцами как способ рационального истолкования православного откровения, венец которого – богообщение святых. In the first lecture from the supposed cycle on the Byzantine patrology of the 13th and 14th centuries we touch upon some general problems, connected with our understanding of the Byzantine civilization, with the interrelations between philosophy and theology in the Byzantine patristic tradition, as well as with the necessity to overcome different “black myths” about Byzantium. Philosophy was understood by the Byzantines as a means of rational exegesis of the Orthodox revelation with its summit in the communication of the Saints with God. Ключевые слова (Keywords)Патрология, Православное Предание, Отцы Церкви, Богословие И Философия, “Черный Миф” О Византии И Его Преодоление, Николай Месарит, Patrology, Orthodox Tradition, Fathers Of The Church, Theology And Philosophy, The “Black Myth” About Byzantium And Its Overcoming, Nicholas Mesarites НАУЧНАЯ ЖИЗНЬНикулин Иван Александрович Nikulin Ivan A. ВСЕРОССИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИМАНДРИТА АНТОНИНА (КАПУСТИНА) И 135-ЛЕТИЮ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА The All-Russian Theological Conference devoted to the 200th Anniversary of the birth of Archimandrite Antonin (Kapustin) and to the 135th Anniversary of the Imperial Orthodox Palestine Society (Ekaterinburg, May 12-13, 2017) |