Читать номер целикомИССЛЕДОВАНИЯКожухов Сергей Алексеевич Аннотация (Abstract)Настоящая статья представляет собой исследование основных доктринальных тем второй гомилии Оригена на Книгу пророка Иеремии, и в приложении к ней помещен впервые осуществленный перевод на русский язык этого текста. Корпус гомилий на Иеремию – единственный полный текст толкования на Книгу Ветхого Завета, принадлежащий Оригену и дошедший до нас в полном объеме на языке оригинала. Текст содержит в себе не только экзегетический материал, но и некоторые доктринальные положения, которые Ориген вводит в свои рассуждения, толкуя Священное Писание. В них мы можем распознать полемику с теми или иными учениями эпохи раннего христианства II-III вв., с которыми полемизировал Ориген. Это, прежде всего, гностики, последователи Маркиона, антропоморфиты и милленаристы (хилиасты). Главные вероучительные истины, которые отстаивает александриец, – единство Бога и Писания, теодицея и любовь Бога, свобода воли человека в выборе блага или греха и отрицание природного предопределения, а также важнейшая для Оригена тема очищения и возвращения к Богу всего творения, и, в частности, человека. Последнее положение развилось в одно из основных и спорных положений его собственных взглядов. Это учение об апокатастасисе, которое оказало влияние на многие пункты его учения и которое выработано во многом благодаря полемике с гностиками и маркионитами. Ориген выстраивает экзегезу таким образом, чтобы показать на текстах Священного Писания заблуждения оппонентов и доказать указанные положения. В связи с темой всеобщего восстановления Ориген устремляется к рассмотрению разных форм очищения. В Книге Иеремии он находит образы очищения и средств, употребляемых при этом, и дает им соответствующее толкование, подкрепляя свой экзегезис другими местами из Писания, где говорится об этом. Кульминации Ориген достигает в объяснении слов «крещение Духом» и «крещение огнем». Эта тема пересекается с темой «первого» и «второго» воскресения мертвых (Откр 20. 4-6), которая была воспринята достаточно большой частью авторитетных богословов того периода и выражалась в милленаристских воззрениях. Здесь возникает проблематика, связанная с слишком буквальным пониманием текста Священного Писания относительно тысячелетнего царствования верных со Христом на земле (Откр 20. 4-6). На подобном ошибочном понимании Священного текста и основаны два других заблуждения, с которыми полемизирует Ориген, – антропоморфизм и милленаризм. Такому слишком буквальному подходу Ориген противопоставляет духовный метод толкования Священного Писания, при помощи которого обосновывает свою позицию. Ключевые слова (Keywords)Ветхий Завет, Новый Завет, Ориген, Огонь, Очищение, Св. Ириней Лионский,Воскресение, Гностики, Восстановление, Толкование, Духовный, Буквальный, Хилиазм,Смерть, Old Testament, New Testament, Origen, Fire, Purification, St. Irenaeus,Resurrection, Gnostics, Renewal, Exegesis, Spiritual, Literal, Chiliasm, Death Полетаев Андрей Валентинович, Полетаева Елена Альбертовна Аннотация (Abstract)Значение записей на древнерусских книгах, как источника в самых различных областях отечественной медиевистики, переоценить трудно. По своему информационному спектру они чрезвычайно многообразны и способны порой предоставить историкам уникальный, не встречающийся в других письменных памятниках материал. В настоящее время нами проводится работа по введению в научный оборот корпуса записей, сохранившихся на старопечатных книгах кирилловской традиции XVI-XVII вв. из собрания Лаборатории археографических исследований Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета. Данная статья носит характер анонса – представляет некоторые итоги работы в этом направлении. В ней воспроизводятся записи и владельческие штампы на 50-ти старопечатных книгах XVI-XVII вв. из коллекции ЛАИ ИГНИ УрФУ. Отдельные записи и штампы на каждой из книг снабжены историческими комментариями. Ключевые слова (Keywords)Древнерусская Книжность, Камеральная Книжная Археография, История Церковно-Монастырских И Личных Библиотек, Old Russian Literary Documents, Cameral Book Archaeography, History Of Church-Monastic And Private Libraries Акишин Сергей Юрьевич Аннотация (Abstract)В настоящей статье делается попытка рассмотреть состояние изучения биографии и литературного наследия последнего русского митрополита, поставленного на кафедру греками, – Исидора Киевского (1380/1385-27.04.1463). Традиция научного изучения жизненного пути этого, в большой степени пререкаемого, русского митрополита берет свое начало в конце XIX в. и связана, в первую очередь, с публикацией выдающимся русским византинистом В. Э. Регелем 6 греческих писем иеромонаха Исидора. Видный вклад в изучение литературного наследия был внесен Дж. Меркати, который выявил автографы митрополита Исидора и составил список сочинений, ему принадлежащих. Благодаря этой работе стала возможна публикация в свет других сочинений митрополита, осуществленная в довольно полном объеме в 50-70-е гг. XX в. римскими учеными. В современных исследованиях уделяется определенное внимание разным сторонам жизни и наследия Киевского митрополита: его биографии в ранний и «киевский» периоды жизни, риторическим сочинениям, греческим и латинским письмам. Однако исследователями обходятся стороной его богословские работы, написанные во время Базельского и Ферраро-Флорентийского Соборов, а жизнь в последний, итальянский период изучена не достаточно. Ключевые слова (Keywords)Митрополит Исидор Киевский, Историография, Биография, Литературное Наследие, Metropolitan Isidore Of Kiev, Historiography, Biography, Literary Heritage Печерин Андрей Владимирович, Стукова Наталья Леонтьевна Аннотация (Abstract)В статье исследуется биография самого молодого священномученика из Собора святых Екатеринбургской митрополии, выпускника Екатеринбургского духовного училища, клирика Михаило-Архангельской церкви с. Меркушинского Верхотурского уезда – иерея Константина Богоявленского, расстрелянного в 1918 году. На основании анализа широкого круга источников авторы уточняют ряд фактов из биографии священномученика, а также приводят некоторые новые сведения, ранее не публиковавшиеся. Так, например, найдена ценная информация о венчании Константина с Раисой Сидяковой, прояснен вопрос о рукоположении Константина Богоявленского после Февральской революции 1917 года, когда в Екатеринбурге не было епископа. Кроме этого, в статье приводятся новые сведения об отце священномученика – диаконе Стефане Григорьевиче Богоявленском: установлено, что первоначально он служил учителем в Ковровском уезде Владимирской губернии, а после переезда всей семьи Богоявленских на Урал принял диаконский сан и стал совершать свое служение сначала в Казанско-Богородицкой церкви Екатеринбургского духовного училища, затем последовательно в Свято-Духовской церкви, в Успенском храме Верх-Исетского завода и в Петро-Павловской церкви Васильево-Шайтанского завода (ныне г. Первоуральск). В статье исследуются годы учебы Константина Богоявленского в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии, приводятся новые сведения о его супруге. Ключевые слова (Keywords)Священномученик Константин Богоявленский, Собор Святых Екатеринбургской Епархии, Екатеринбургское Духовное Училище, Село Меркушинское, The New-Martyr Konstantin Bogoyavlensky, The Ekaterinburg Religious School, Merkushino, The Ekaterinburg Diocese Saint Council Русина Юлия Анатольевна Аннотация (Abstract)В статье анализируется содержание журнала «Вече», выходившего в самиздате в начале 70-х гг. прошлого столетия. Это время в современной научной и публицистической литературе называют «православным ренессансом», когда в образованной, интеллигентской среде ширился интерес к религиозному знанию и просвещению, православным корням. Однако духовные поиски устремившихся в лоно Церкви власти атеистического государства могли рассматривать лишь в дискурсе инакомыслия. В связи с этим православной периодике, появившейся как отклик на вспыхнувший интерес к вопросам православия, религиозной философии и литературы, была суждена очень короткая судьба. Так и журнал «Вече» выходил в течение всего трех лет и прекратил свое существование по причине ареста своего редактора, Владимира Осипова. Содержание журнала отражает сложные, противоречивые отношения как внутри так называемой диссидентской среды, так и в церковной организации. Ключевые слова (Keywords)Самиздат, Советские Диссиденты, Инакомыслие, Православие, Национально-Религиозные Идеи, Национально-Патриотические Идеи, Samizdat, Soviet Dissidents, Dissent, Orthodox, National-Religious Ideas, National-Patriotic Ideas ПУБЛИКАЦИИКлементьев Александр Константинович, Скворцова Ольга Владимировна Аннотация (Abstract)Впервые публикуется полностью Дневник путешествия, предпринятого валаамским иеромонахом Маркианом (Поповым) с 3 января по 5 июля 1911 г. по маршруту Одесса – Варна – Бургас – Константинополь – Солунь – Смирна – Хиос – Мерсина – Яффа – Иерусалим – Хайфа – Бейрут – Триполи – Александретта – Мерсина – Родос – Смирна – Афон – Херсон – Одесса – Тирасполь – Почаев – Киев – Чернигов – Белгород – Козельск – Москва – Сергиев Посад – Москва. Отправившись пароходом из Одессы, о. Маркиан длительное время осматривал Иерусалим и Палестину (22 января – 16 апреля), русские и греческие монастыри, скиты и келии Святой Горы Афон (25 апреля -2 июня), посетил Ново-Нямецкий монастырь (6-8 июня), Успенскую Почаевскую лавру (9-12 июня), монастыри Киева (13-17 июня), Чернигов (18 июня), Рыхлов (19-20 июня), Глинскую пустынь (21-23 июня), Софрониевскую пустынь (23-26 июня), Курск и Белгород (26 июня), Оптину пустынь (28 июня – 1 июля), Зосимову пустынь (2-3 июля), Троице-Сергиеву лавру (3 июля), Черниговский скит (4-5 июля), завершив странствие на Валаамском подворье в Москве (5 июля 1911 г.). Дневник был просмотрен автором, и 6 апреля 1912 г. внесена последняя запись. В Дневнике подробно описываются бытовая сторона длительного странствия, многие храмы, обители и люди, с которыми приходилось встречаться автору Дневника. Особенностям совершения богослужений и быта монашествующих автор уделяет особенное внимание, тщательно сопоставляя увиденное с привычными ему валаамскими обычаями и традициями. Ключевые слова (Keywords)Паломничества, Святыни Иерусалима И Палестины, Обители Святой Горы Афон, Ново-Нямецкий Монастырь, Святые Места Киева, Почаевская Лавра, Глинская Пустынь, Софрониевская Пустынь, Оптина Пустынь, Черниговский Скит, Валаамский Монастырь, Pilgrimage, Relics Of Jerusalem And Palestine, Cloisters Of Athos, The Novo-Niamets Monastery, Sacred Places Of Kiev, The Pochaev Dormition Lavra, The Glinskaya Hermitage, The Sofroniy Hermitage, Optina Hermitage, Chernigovsky Skit, Valaam Monastery Читать вступительную статью | Читать статью Буткина Светлана Георгиевна Аннотация (Abstract)В настоящей публикации вниманию читателей предлагается окончание второй части романа протоиерея Николая Буткина (1882-1937) «Виноградари», названной автором «Обреченные», в которой описаны события 1918-1919 гг. На фоне переломных событий эпохи, братоубийственной войны, мученичества в уездном городе Шадринске созидается Церковь Христова. Мысли настоятеля Спасо-Преображенского собора отца Григория Загуменных (псевдоним автора – протоиерея Николая Буткина) о создании приходского братства получают окончательное воплощение. Главное в этом – не само официальное открытие Симеоновского братства, но осознанное стремление вошедших в него людей активно идти по пути христианского служения Богу и людям. Иногда это служение предстает в личном подвиге веры конкретных людей – Тани Кручининой, Таси Золотуриной. Жизненные сюжеты в романе тесно переплетены. Приводится подробное описание Пасхального богослужения, Вечера скорби, посвященного памяти погибших священнослужителей, и в целом церковной жизни провинциального города (Шадринска). Несомненный интерес вызовет у читателя дискуссия вокруг прочитанного отцом Григорием Загуменных доклада о «Жизненной драме духовенства». Устная полемика, затем перешедшая в переписку между отцом Григорием и священником-социалистом, выявляющая конфликт взаимоотношений Церкви и общества, как его видели современники 1917 года, дает серьезную пищу для размышлений. Роман является уникальным источником как по церковной истории Шадринска в эти переломные годы, так и в целом по истории Екатеринбургской епархии. Но самое главное – он отражает жизнь провинциального пастыря в сложное время социальных и политических перемен. В нем нашли отражение личные искания автора, связанные с осмыслением своего пастырского служения. Роман дарит читателям встречи с живыми людьми, воскрешает историческую память о трагических страницах истории Церкви и Отечества начала XX в Ключевые слова (Keywords)Протоиерей Николай Буткин, Роман “Виноградари”, Гражданская Война, Русская Православная Церковь В Xx В, Г. Шадринск, История Екатеринбургской Епархии, Отец Григорий Загуменных, Archpriest Nikolay Butkin, Novel “Wine-Growers”, Civil War, The Russian Orthodox Church In The 20th Century, The City Of Shadrinsk, The History Of The Ekaterinburg Diocese, Priest Grigory Zagumennykh НАУЧНАЯ ЖИЗНЬИЗ ЖУРНАЛА ЗАСЕДАНИЯ УЧЕНОГО СОВЕТА ЕДС ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА |