Читать номер целикомИССЛЕДОВАНИЯАлексин Кирилл Вадимович Аннотация (Abstract)В данной статье предлагается оценить различия идеологических и практических ориентаций современных российских священников, опираясь на понятие имплицитной теологии. Существующие фиксации состояния православной религиозности и степени развития приходской активности требуют детальной интерпретации. Наиболее распространенные способы их объяснения – отсылка к тем или иным внешним факторам. Несмотря на оправданность подобного подхода, на наш взгляд, при анализе современной российской (православной) религиозности меньше внимания уделяют внутренним факторам, влияющим на ситуацию, – таким, например, как специфика мотивации ключевых агентов потенциальных изменений – активных мирян и священников. Кажется правдоподобным, что от того, как они видят собственные задачи, задачи Церкви в мире, смысл своего действия с религиозной точки зрения, также должны зависеть происходящие (или отсутствующие) перемены. Тезис о том, что интерпретация догматических идей может идти в разных направлениях и от того или иного направления этой интерпретации может зависеть развитость тех или иных практик, со времен Макса Вебера остается популярным в религиоведении и смежных дисциплинах. Исследователи использовали разные категории, чтобы зафиксировать те или иные результаты в рамках подобного подхода, например, «стиль жизни» (Lebensführung), имплицитная религия (implicit religion), невидимая религия (invisible religion), имплицитная теология (implicit theology) и другие. В данной работе, используя понятие имплицитной теологии, автор на основании эмпирических данных предлагает свой вариант типологизации священников в современной России. Ключевые слова (Keywords)Имплицитная Теология, Священник, Современная Российская Религиозность, Религиозная Мотивация, Социальная Работа, Духовенство, Социология Религии, Практическое Богословие, Типологизация, Implicit Theology, Priest, Modern Religiosity, Religious Motivation, Social Work, Clergy, Sociology Of Religion, Practical Theology, Typologisation (Typological Approach) Гайденко Павел Иванович Аннотация (Abstract)Рассмотрение истории древнерусских монастырей не может быть полным без исследования института донаторства или ктиторства. Он являлся неотъемлемой частью церковной жизни, обеспечивая храмы и иноческие общины необходимыми средствами и ресурсами для поддержания строительных работ, украшения убранства церквей и обеспечения братских трапез продуктами. В историографии неоднократно обращались к проблемам донаторства в Киевской Руси, однако основное внимание исследователей было обращено к вопросам храмового строительства и классификации монастырей. Между тем сам институт ктиторов не исследовался. Вне внимания историков Церкви оказались и вопросы взаимодействия древнерусских ктиторов с монастырями и епископскими кафедрами. К сожалению, почти не разработаны канонически-правовые аспекты деятельности ктиторов на Руси. Не вызывает сомнения тот факт, что определяющее влияние на формирование канонических норм в Древней Руси сыграло влияние византийского церковного и государственного права. Поэтому представляет интерес сопоставление византийской практики канонически-правового регулирования действий ктиторов с той ситуацией, какая складывалась в землях Древней Руси между монастырями, ктиторами и епископскими кафедрами. Не менее важной видится постановка вопроса адекватности использования терминов «ктитор» или «патрон» в отношении реалий восточно-славянского общества и его правовой системы. Данное затруднение объясняется тем, что в византийском законодательстве упомянутые термины использовались лишь при характеристике определенных отношений. Поэтому употребляемая в современной российской историографии терминология для описания канонической ситуации на Руси XI-XIII вв. не всегда совпадает с теми смыслами, какими рассматриваемые феномены наделялись в византийском праве. К тому же, к сожалению, состояние (содержание) древнерусских источников таково, что существенно затрудняет рассмотрение обозначенной проблемы. Тем не менее, при определенном прочтении известных памятников ситуация не видится совершенно неразрешимой. В представленной статье предпринята попытка предварительного анализа института донаторов в Киевской Руси на примере начального этапа истории Киево-Печерского монастыря. Ключевые слова (Keywords)Каноническое Право В Древней Руси, Древнерусское Ктиторство, Ктиторские Храмы Киевской Руси, История Русской Православной Церкви, Киевская Русь, Древнерусское Монашество, Церковно-Государственные Отношения В Древней Руси, The Old Russian Canon Law, The Old Russian Donator System, Donator Churches Of The Kievan Rus,History Of The Russian Orthodox Church, KIEVAN RUS, OLD RUSSIAN MONASTICISM, THE RELATIONS BETWEEN CHURCH AND STATE IN THE ANCIENT RUS Малинский Анатолий Валериевич Аннотация (Abstract)В статье рассматривается памятник лицевого шитья, датированный XV-XVI вв. Пелена представляет собой вышитое изображение выноса иконы Божией Матери «Одигитрия» (Ил. 1). В центре вышита фигура человека, несущего образ. По сторонам от центральной фигуры располагаются участники процессии в 3-4 ряда. Среди участников принято выделять царствующих особ и духовенство. Предположение, сделанное М. В. Щепкиной, относило шитую пелену к мастерской великой княгини Елены Волошанки. Эта атрибуция была воспринята рядом исследователей, оставив нерешенными ряд вопросов. Так, одним из ключевых вопросов истории ереси жидовствующих является вопрос отношения к инакомыслящим невестки великого князя Иоанна III – Елены. Существование пелены, атрибутированной мастерской княгини-еретички, ставит под сомнение слова известного борца с новгородско-московской ересью – преподобного Иосифа Волоцкого, который свидетельствовал о принадлежности супруги покойного князя Иоанна Молодого к антиобщественным явлениям средневековой Руси. Изучение существующей историографии и анализ выводов, сделанных учеными, позволяют убедиться в ошибочности выводов, сделанных М. В. Щепкиной. Убедительные доводы А. С. Преображенского о том, что пелена является произведением, созданным по всем нормам и правилам средневековой иконографии в сербских традициях, позволяют заняться поиском общей для многих стран иконографической темы. Для славянских стран большое значение имел вопрос константинопольского наследия, при том, что данный интерес имел отношение скорее к обрядовой и идеологической стороне, нежели к политической преемственности. Мнение вышеназванного ученого о том, что прототипом шитой пелены могли являться росписи Успенского собора Московского Кремля, представляется в данном случае не совсем точным. Скорее всего, необходимо искать общие иконографические аналоги, которые стали живописным образцом для ряда отечественных произведений искусства. Вероятнее всего, памятник, созданный на Руси, был призван занять определенное место среди отечественных идеологем. Ключевые слова (Keywords)Пелена, Елена Волошанка, Жидовствующие, Лицевое Шитье, Иосиф Волоцкий, Успенский Собор, The Pall, Helena Voloshanka, Judaizers, Embroidery, Joseph Of Volotsk, Cathedral Of The Assumption Журова Людмила Ивановна Аннотация (Abstract)Творчество Даниила, митрополита Московского, приходится на сложный и ответственный период истории проповедничества, когда на Руси, по словам В. Жмакина, народ отвык от проповеди и положение истинных пастырей Церкви было тяжелым. Даниил способствовал возрождению русской традиции проповеднического искусства, но не вошел в историю гомилетики. Его богословские суждения не отличаются самостоятельностью. Как церковный писатель и публицист Даниил интересен в первую очередь сочинениями, посвященными нравственно-религиозным темам. Нравственная личность Московского митрополита не имеет однозначной характеристики, но в вопросах нравственного богословия он выступил ревностным его служителем. Основной писательский принцип Даниила – «учить от Божественных Писаний», поэтому священное слово лежит в основе авторского замысла его сочинений. Общим моментом в содержании Слов «Соборника» и многочисленных посланий митрополита является учение о соблюдении нравственного закона, что, согласно классификации М. А. Олесницкого, составляет вторую часть нравственного богословия. Учение о нравственности у Даниила очень аскетично. Круг вопросов нравственного характера связан с бытовой жизнью человека. Он не поднимался до тем гражданского, социального или политического содержания, как Максим Грек. Доминантой в системе нравственных воззрений Даниила является учение о духовной любви, основанное на апостольских посланиях Иоанна и Павла. Ориентируясь на него, проповедник обсуждает нравственные правила благочестия. Чревоугодию, пьянству, роскоши, развлечениям, блуду, тщеславию, осуждению, клевете, зависти и другим плотским человеческим порокам, которые мастерски изображены в виде живописных картин, Даниил просит противопоставить целомудрие и чистоту помыслов, милость, долготерпение, смирение, кротость, незлобивость, на этих этических понятиях построены его традиционные наставления. Проповедник призывает исцелять падших и прельщенных двумя видами спасительных речей – «сладостными словесами» и «свирепыми врачеваниями», но с хранением в сердце милости. Обличительные мотивы наиболее выразительны в творчестве митрополита. Для его богословия важно не только преподнести учение, но и дать советы в житейских делах, адресованные как конкретному человеку, так и всем пасомым. Ключевые слова (Keywords)Нравственное Богословие, Церковная Публицистика, Митрополит Даниил, Поучение, Послание, Проповедь, “Соборник”, Духовная Любовь, Человеческие Пороки, Moral Theology, The Ecclesiastical Journalism, Metropolitan Daniel, Sermon, Epistle, Homily, “Sobornik”, Spiritual Love, Human Vices Малинина Надежда Николаевна, Черкасова Марина Сергеевна Аннотация (Abstract)В статье представлены жизненный путь и предпринимательская деятельность крупного вологодского купца Г. М. Фетиева. На основе широкой документальной базы (акты, писцовые, переписные, таможенные книги) анализируются линии взаимодействия Фетиева с местными духовными учреждениями – архиерейским домом, монастырями, церквями. Существенно новым моментом в рассмотрении биографии и торговли Фетиева является анализ новооткрытой записной книги крепостных актов Владимирской церкви в г. Вологде 1617-1756 гг., прихожанином и ктитором которой он был на протяжении всей жизни. Поставлен вопрос о патронатных отношениях торговой верхушки горожан к их приходской церкви, коллективных и индивидуальных религиозных практиках. Большое место отведено анализу уникального документального памятника – духовного завещания Фетиева 1683 г., его структуре, содержанию, источниковедческой и архивоведческой характеристике. Приведены малоизученные в литературе данные об аресте и тюремном заключении Фетиева в Сыскном приказе в Москве в течение нескольких месяцев в конце 1676 – начале 1677 г. Процесс объяснялся подозрениями его в колдовстве, чернокнижии и заговорных письмах. Показан широкий социальный состав контрагентов этого купца – от первостепенных церковных иерархов и верхушки московской знати до простых посадских людей и крестьян. Органической частью работы является иллюстративный материал – портрет Фетиева из экспозиции Вологодского музея-заповедника и фрагмент его завещания, опубликованный в статье В. Н. Трапезникова. Портрет и завещание до начала ХХ в. хранились в церковной ризнице, наряду с некоторыми другими вкладными предметами. Ключевые слова (Keywords)Купечество, Город, Приходская Церковь, Монастыри, Архиерейский Дом, Merchants, Town, Parish Church, Monasteries, Bishop’s House Манькова Ирина Леонидовна Аннотация (Abstract)Статья посвящена раннему периоду истории православия в одном из старейших городов Западной Сибири – Туринске, основанном в 1600 г. На основе архивных и опубликованных документов реконструируется процесс появления в городе первых церквей и монастырей, их размещение в городском пространстве, объясняется выбор посвящений престолов. Устанавливается, что к началу XVIII в. православный ландшафт Туринска также формировали часовни и проезжие башни, имевшие названия, связанные с православием. Выдвигается версия, что происхождение этих названий связано с помещенными над воротами иконами. Автор приходит к выводу, что сформированный в XVII в. православный ландшафт Туринска не претерпел качественных изменений в первой половине XVIII в., несмотря на большой пожар 1704 г. Ключевые слова (Keywords)Orthodox cityscape of Turinsk, such as it had formed in the 17th century has got almost no change by the first half of the 18th century, despite the great fire of 1704. Паничкин Александр Филиппович Аннотация (Abstract)Статья раскрывает малоизвестные страницы истории духовного образования в России. На примере созданной по приказу Петра I в новой столице страны Санкт-Петербурге Александро-Невской духовной семинарии до ее преобразования в Главную семинарию (1721-1788 гг.) показана жизнь духовных учебных заведений в указанный период. Материалы статьи знакомят читателей с накопленными автором в ходе изучения данного отрезка истории Санкт-Петербургской епархии сведениями о различных аспектах формирования новой столичной духовной школы: рассматриваются причины создания Александро-Невской духовной семинарии, показываются процесс ее становления, проблемы, возникавшие при создании семинарии и в процессе ее функционирования, соответствующий духу времени подход к решению одной из них – недобору учащихся. На основе архивных данных Санкт-Петербургской епархии представлены данные о социальном составе и количестве учащихся. По данным документов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга и ряда монографий приводятся сведения о применявшихся в указанный период методах обучения и воспитания учащихся, в частности – о распорядке учебных занятий, изучавшихся предметах, использовавшихся учебных пособиях, о способах развития способностей учеников и наказания за провинности, приводится подробное описание классов, составлявших курс обучения, производится сравнение программы обучения Невской семинарии с другими духовными школами того времени, рассказывается об особенностях методики столичной духовной школы. По ходу изложения материала анализируются недостатки и положительные стороны существовавшей системы. Статья обобщает сведения ряда впервые вводимых в научный оборот архивных документов, а также ранее изданных архивных материалов Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви и документов из собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания за указанный период. Ключевые слова (Keywords)Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербургская Духовная Семинария, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Александро-Невская Семинария, Духовное Образование В России, St. Petersburg Diocese, St. Alexander Nevsky’s Lavra, St. Petersburg Theological Seminary, St. Petersburg Theological Academy, St. Alexander Nevsky’s Seminary, Theological Education In Russia, Russian Theological Schools СООБЩЕНИЯБобринский Борис Алексеевич Аннотация (Abstract)Предлагаемая вниманию читателей публикация представляет собой личные воспоминания об архимандрите Киприане (Керне; 1899-1960) – известном церковном ученом, жизнь и деятельность которого была связана с различными Православными Церквами и институциями. Он нес свое пастырское служение в качестве преподавателя Битольской духовной семинарии (Сербия), более 2-х лет был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, профессором в Православном Свято-Сергиевском институте в Париже. Именно парижскому периоду жизни и посвящены настоящие воспоминания. В них автор запечатлел образ о. Киприана как педагога и чуткого духовного наставника. Ключевые слова (Keywords)Архимандрит Киприан (Керн), Свято-Сергиевский Богословский Институт В Париже, Воспоминания, Богословская Наука, Archimandrite Cyprian (Kern), The Saint Sergius Orthodox Theological Institute (Paris), Memoirs, Theology Нечаева Марина Юрьевна Аннотация (Abstract)В статье на основе анализа основных комплексов источниковой и историографической информации по истории Императорского православного палестинского общества предлагается проект создания общедоступного электронного собрания источников информации. Выделяются четыре направления работ: оцифровка описей архивных фондов; создание электронной полнотекстовой библиотеки публикаций ИППО и об ИППО за всю историю существования организации; создание просопографической базы данных о членах ИППО, благотворителях и паломниках; издание продолжающегося электронного Палестинского альманаха (с малым тиражом печатных экземпляров). Представлена четкая последовательность действий для реализации этого проекта, выстроенная в соответствии с логикой исследовательской работы, что позволяет сделать результаты реализации каждого этапа программы востребованными научным и краеведческим сообществами. Проект позволяет наиболее оптимально сочетать усилия членов организации и исследователей, а также имеющиеся программы оцифровки информации в государственных учреждениях культуры (архивах и библиотеках). На основе изучения исторического опыта и современной практики функционирования отделов ИППО предлагается создание постоянно действующих палестинских кабинетов, которые могли бы сделать местные отделы более заметным явлением в культурной жизни регионов.Реализация предложенного проекта способна внести существенный вклад в расширение информационного поля ИППО, привлечение новых исследователей к этой тематике, в том числе молодежи и иностранных ученых. Анализируются возможности участия в проекте отдельных исследователей и региональных отделов ИППО, варианты кооперации усилий и размещения информации. Показана актуальность реализации данного проекта в современной ситуации массового открытия региональных отделов организации. Статья предлагает обсуждение данного проекта среди членов и руководства ИППО, а также научного сообщества. Ключевые слова (Keywords)Императорское Православное Палестинское Общество, Просопография, Базы Данных, Электронная Библиотека, Оцифровка Архивных Материалов, Культурная Среда, Культурное Наследие, Историческая Биография, Информационное Обеспечение, Imperial Orthodox Palestinian Society, Prosopography, Informational Database, Digital Library, Digitization Of Archival Documents, Cultural Environment, Cultural Heritage, Historical Biography, Russian Orthodox Church НАУЧНАЯ ЖИЗНЬХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ СЕМИНАРИИ ЗА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯНикулин Иван Александрович ЮБИЛЕИНикулин Иван Александрович ЮБИЛЕЙ ИРИНЫ АНТОЛЬЕВНЫ ЛЕТОВОЙ |