Читать номер целикомИССЛЕДОВАНИЯКостромин Константин Александрович Аннотация (Abstract)В третьем выпуске альманаха «Древняя Русь во времени, в лицах, в идеях. Палеоросия» была опубликована статья А. Ю. Дворниченко «Крещение Киевской Руси и Литвы в контексте потестарного общества». В данной статье вопрос, поднятый петербургским историком, подвергнут дальнейшему изучению. Принятие христианства рассматривается в контексте государственного строительства на Руси в Х-ХI вв. и в Литве в ХIII-ХIV вв. Социально-политическое и экономическое развитие и международное положение Киевской Руси и Литвы были далеко не идентичными, что обусловило различие мотивации в принятии христианства. Широкие культурные контакты Руси облегчили как выбор веры в пользу христианства, так и его интеграцию в жизнь Руси. Литва же, испытывавшая влияние двух сильных соседей – Руси и Польши, – в течение долгого времени не имела свободного амбивалентного выбора и не была к нему внутренне готова, что выразилось в неустойчивой религиозной политике литовских князей ХIII – начала ХIV в. Ключевые слова (Keywords)Язычество, Paganism, Выбор Веры, The Choice Of Faith, Крещение, Baptism, Христианизация, Christianization, Русь, Rus, Литва, Lithuania, Культура, Culture, Сравнение, Comparison, Развитие, Development, Государство, State Полоцкая Ольга Владимировна, Черкасова Марина Сергеевна Аннотация (Abstract)В статье рассмотрено «Описание Вологодской епархии» 1888-1896 гг. Это обширный рукописный источник, хранящийся в фонде краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Источник до сих пор не опубликован, в отличие от множества других историко-статистических описаний епархий Русской Православной Церкви ХIХ в. В нем содержатся ценные и многоплановые сведения о церковно-приходской структуре Вологодской епархии, хронологии церковного строительства в ХVI-ХIХ вв., храмоименованиях, архитектурных формах храмов и колоколен, местных церковных реликвиях и традициях, составе приходского духовенства, его общественно-просветительской деятельности и материальном положении, количестве прихожан мужского и женского пола, народном образовании. В статье предпринято сравнение Описания 1888-1896 гг. с более ранними описаниями Вологодской и Великоустюжской епархий (середины ХIХ в. и середины ХVIII в., консисторской Росписью количественного состава приходов ряда северных уездов 1788 г.), составлены три обобщающие таблицы. Введение в научный оборот данного памятника способствует дальнейшей разработке источниковедческих проблем Русской Православной Церкви Синодального периода. Ключевые слова (Keywords)Вологодская Епархия, Приходы, Духовенство, Школы, Vologda Diocese, Parishes, Clergy, Schools Богданова Татьяна Александровна Аннотация (Abstract)Статья посвящена сборнику, подготовленному к изданию профессором Н. Н. Глубоковским весною 1917 г.: «Московская духовная академия в 1854-1870, 1883 и 1886-1887 гг. по переписке проф. В. Н. Потапова († 1890, II, 5)» и доныне не изданному. Основу сборника составили письма профессора МДА по кафедре истории философии В. Н. Потапова к его отцу протоиерею Н. И. Потапову (выпускнику МДА 1818 г.). В сборник вошли также письма к В. Н. Потапову его сослуживцев и учеников по МДА – Д. Ф. Голубинского (1856-1887 гг.), А. Л. Катанского (1868-1870 гг.), П. М. Хупотского (1864-1869 гг.), И. А. Кратирова (1870-1883 гг.; в монашестве Иоанн, епископ Саратовский), о. П. Л. Лосева (1870 г.; в монашестве Петр, епископ Пермский). Публикуются предисловие Н. Н. Глубоковского ко всему сборнику и четыре письма к В. Н. Потапову А. Л. Катанского, в 1863-1867 гг. бакалавра МДА, затем профессора СПбДА по кафедре догматического богословия, и два письма А. Л. Катанского Н. Н. Глубоковскому (1913 г.) Ключевые слова (Keywords)Московская Духовная Академия, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Академическая Корпорация, Академический Устав 1869 Г., Н. Н. Глубоковский, А. Л. Катанский, В. Н. Потапов, Прот. Н. И. Потапов, К. М. Попов, Moscow Ecclesiastical Academy, The St Petersburg Ecclesiastical Academy, Academic Corporation, The Academic Statute Of 1869, Nikolay N. Glubokovsky, Alexander L. Katansky, Vasiliy N. Potapov, Archpriest Nikifor I. Potapov, Konstantin M. Popov Макарий (Веретенников), архимандрит Аннотация (Abstract)В статье рассматриваются биография и научные труды малоизвестного церковного историка XX в. Евгения Николаевича Сумарокова. Будущий историк родился в 1884 г. в Симбирске. По окончании духовного училища и Уфимской духовной семинарии он обучался на юридическом факультете Томского и Санкт-Петербургского университетов, одновременно обучаясь в 1910-1912 гг. в Археологическом институте. Перед революцией жил и работал в Уфе. Участвовал в работе правительства адмирала А. В. Колчака. В феврале 1920 г. Е. Н. Сумароков из Читы эмигрировал в маньчжурский Харбин. Нес служение псаломщика, с 1924 г. был членом епархиального совета Харбинской и Маньчжурской епархии, а позднее – ответственным секретарем епархиального совета, исполняя также обязанности юрисконсульта. С самого основания в 1934 г. Института св. кн. Владимира в Харбине становится его преподавателем, а позднее и деканом богословского факультета. Евгений Николаевич читал лекции по общей церковной истории, по истории Русской Церкви и церковному праву. В 1946 г. Е. Н. Сумароков принял советское гражданство, а в 1948 г. он был арестован в Харбине и затем в Советском Союзе получил 10 лет лагерей. Умер в лагере в конце 40-х – начале 50-х годов. В Харбине Е. Н. Сумароков активно издавался в местной церковной прессе; в основном это статьи научно-просветительского характера. Кроме того, в Харбине вышел целый ряд его книг, среди которых значение для историографии истории Русской Церкви имеют «Лекции по истории Русской Церкви» (в 2-х томах). Два тома охватывают историю Русской Церкви до конца XIX в. Свой научный труд Евгений Николаевич создавал прежде всего с педагогической целью, стараясь изложить наиболее полно современные ему представления об истории Русской Церкви. Харбинский историк прежде всего ориентировался на известные труды Е. Е. Голубинского, митрополита Макария (Булгакова), но использовал и другие, – как общие курсы, так и статьи по отдельным проблемам. Однако в Харбине у Е. Н. Сумарокова в наличии было не так много литературы, и тем более источников. Ключевые слова (Keywords)Е. Н. Сумароков, “Лекции По Истории Русской Церкви”, Историография Истории Русской Церкви, Богословская Наука В Эмиграции, Evgeniy N. Sumarokov, “Lectures On The History Of The Russian Church”, Historiography Of The History Of The Russian Church, The Russian Theological Science In Emigration Клементьев Александр Константинович, Скворцова Ольга Владимировна Аннотация (Abstract)7 / 20 августа 1920 г. в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев прибыли 60 сестер Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря, основанного в селении Лесна Седлецкой губернии Царства Польского Российской империи монахиней Екатериной (рожденной графиней Е. Б. Ефимовской). В силу обстоятельств военного характера около трехсот сестер Леснинского монастыря и трехсот учащихся монастырских школ 30 июля / 12 августа 1915 г. выехали из своей обители в Петроград вместе с тремя духовниками, двумя диаконами и двумя псаломщиками и расселились по нескольким монастыря Империи. 1 / 14 сентября 1916 г. по приглашению тогдашнего Кишиневского архиепископа Анастасия (Грибановского) часть сестер переехала в Бессарабию, в монастырь Жабка (для этого прежнее братство этого монастыря было перемещено в другую обитель). Изменение церковно-политической обстановки в Бессарабии, присоединившейся к Королевству Румынии, введение румынского языка в богослужение и ряд других новшеств привели к стремлению игумений Екатерины и Нины к переезду в Королевство С. Х. С., каковой переезд рассматривался в Сербии как удобный повод для начала возрождения организованного сербского православного женского монашества, практически прекратившего существование вследствие военного разорения страны. Адаптация леснинских монахинь на сербской территории проходила не всегда легко, монастырю, расселенному в одной из самых больших и удобных сербских обителей Хопово на Фрушкой горе в Воеводине, пришлось поступиться своей экономической и административной самостоятельностью, которыми определялись особенности ее существования в Российской империи. Согласно решению патриарха Димитрия управление монастырем было разделено между двумя лицами: русская игумения управляла монастырем с точки зрения духовного руководства сестрами, а сербский иеромонах-наместник, представлявший сербского же архимандрита-настоятеля (одновременно являвшегося действующим настоятелем одного из находящихся рядом мужских монастырей), руководил экономической жизнью Хоповской обители. При монастыре были организованы русский детский дом для русских военных сирот и небольшое, но все же функционировавшее хозяйство, хотя большинство сестер не имели навыков сельскохозяйственных работ. Осенью 1923 г. сестры разделились между монастырем Хопово и новой женской обителью в монастыре Кувеждин, который возглавила леснинская постриженица Мелания (Кривокучин), ставшая сербской игуменией сербского женского монастыря, почти всеми сестрами которого вначале стали прежние русские леснинские насельницы из Хопово. Вскоре в Кувеждине собралось до двух десятков сербских послушниц и монастырь постепенно принял сербский характер. В 1925 г. в Хопово прошел третий общий съезд Русского студенческого христианского движения, во многом определивший дальнейший ход развития организованного русского христианского молодежного движения в эмиграции. Вскоре после окончания съезда в Хопово умерла основательница Леснинского монастыря игумения Екатерина, чем завершился первый период истории существования Леснинского монастыря. Ключевые слова (Keywords)Свято-Богородицкий Леснинский Женский Монастырь, Игумения Екатерина (Гр. Е. Б. Ефимовская), Игумения Нина (Н. Г. Косаковская), Патриарх Димитрий (Павлович), Епископ Георгий (Летич), Епископ Максимилиан (Хайдин), Сербский Монастырь Хопово, Сербский Монастырь Кувеждин, Сербский Монастырь Джипша (Дивша), Игумения Мелания (Кривокучин), Сербский Детский Дом В Монастыре Хопово (Затем, В Монастыре Кувеждин), Русский Детский Дом В Монастыре Хопово, Материальное Положение Монастыря Хопово, Иеромонах Георгий (Николич), Иеродиакон Тихон (Врбашки), Архимандрит Анатолий (Янкович), Сестры Леснинского Монастыря, Сестры Монастырей Хопово И Кувеждин, Сербское Женское Монашество, The Lesna Monastery Of The Most Holy Mother Of God, Abbess Catherine (E. B. Efimovskaya), Abbess Nina (Natalia Kossakovskaya), Patriarch Dimitry (Pavlovich), Bishop Georgi (Letich), Bishop Maximillian (Khaidin), Hopovo Nunnery Of Serbia, Kuvezhdin Monastery Of Serbia, Dzhipsha Monastery Of Serbia, Abbess Melania (Krivokuchin), The Serbian Orphanage At Hopovo (Later At Kuvezhdin), The Russian Orphanage At Hopovo, Economic Affairs Of The Hopovo Monastery, Hieromonk Georgi (Nikolich), Hierodeacon Tikhon (Vrbashki), Archimandrite Anatoly (Yankovich), Lists Of The Sisters Of Lesna, Lists Of The Sisters Of Hopovo And Kuvezhdin, The Revival Of Organized Serbian Womens’ Monasticism, Administration Of The Hopovo And Kuvezhdin Monasteries Зольникова Наталья Дмитриевна Аннотация (Abstract)В статье предлагается публикация письма выдающегося церковного исследователя архимандрита Иннокентия (в миру – А. И. Просвирнина) крупнейшему археографу, источниковеду, историку Н. Н. Покровскому, которое сохранилось в его личном архиве. В письме содержится краткое упоминание научных проектов, которые предполагалось обсудить при личной встрече. В статье на основе опубликованных источников анализируется сходство культурного облика ученых, которое заложило основу для их сотрудничества несмотря на то, что они принадлежали к разным сферам общества. Ключевые слова (Keywords)История Русской Православной Церкви, Археография, Архимандрит Иннокентий, Н. Н. Покровский, Православная Культура, Древнерусская Книжность, History Of The Russian Orthodox Church, Archeography, Archimandrite Innokentij (Prosvirnin), N. N. Pokrovsky, Orthodox Culture, Ancient Russian Book Culture Коледич Елена Николаевна Аннотация (Abstract)В статье на материале сравнений «мирского и духовного» и цитат, используемых в сочинении свт. Тихона Задонского, церковного писателя ХVIII в., «Сокровище духовное, от мира собираемое» и в его письмах, раскрываются особенности стиля писателя: сопоставление «мирского и духовного» по ряду признаков в сравнении, комплексы реалий «мирского и духовного» в распространенных сравнениях, комплексное использование сравнений и цитат. Указанные приемы помогают православному автору разъяснить богословскую мысль и эмоционально воздействовать на читателя в нравственном наставлении. Ключевые слова (Keywords)Православная Литература ХVIII В, Свт. Тихон Задонский, Стиль, Художественный Прием Сравнения, Цитирование, 18th Century Orthodox Literature, St. Tikhon Zadonsky, Style, Literary Techniques Of Comparison, Citation НАУЧНАЯ ЖИЗНЬНикулин Иван Александрович РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯМосин Алексей Геннадьевич
|