ВЕСТНИК ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. 2023. № 42

Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2023. № 42. 254 с.; цв. вклейка

ISSN 2224-5391 (Print), 2782-7496 (Online)

Описание

В научном периодическом издании Екатеринбургской духовной семинарии публикуются материалы и исследования по различным вопросам богословия, церковной истории и смежных дисциплин, библиографические заметки и рецензии на новые актуальные для богословской науки исследования. Издание адресуется преподавателям и студентам духовных учебных заведений, историкам, богословам, философам, а также всем интересующимся.

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство № 200 от 8 февраля 2012 г.

Переплет: мягкий
Ш х В: 170 х 240 мм

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений9
РАЗДЕЛ I. ИССЛЕДОВАНИЯ 
БОГОСЛОВИЕ 
Паламаренко Е. В.
Evgenii V. Palamarenko
К вопросу о современных теориях формирования ветхозаветного канона
On the Issue of Modern Theories of the Formation of the Old Testament Canon
Подробнее (Details)

Аннотация. Исследование современных теорий формирования ветхозаветного канона предполагает обзор существующих теорий и гипотез, которые проливают свет на сложный и многоступенчатый процесс формирования единого целостного сборника книг. Задачей статьи является обзор гипотез исследователей о месте, времени, авторстве, редакции, компиляции и издании священных ветхозаветных книг. Дискуссионным остается вопрос о процессе формирования ветхозаветного канона в древнеизраильской среде и о критериях каноничности, использовавшихся во время придания священным книгам определенного статуса. Либеральный подход, который требует формирования правильного к нему отношения со стороны библейско-богословской науки, получил широкое распространение в современной библеистике. Нередко выводы исследователей оказываются неожиданными для сознания человека, живущего традицией Церкви и прошедшего этап рецепции имеющегося в ней Предания и отношения к священным ветхозаветным Книгам. На основании появившихся многочисленных современных теорий, стремящихся дать объяснение процесса формирования канона и авторства его книг, возникает необходимость в анализе существующих теорий и формирования к ним правильного отношения со стороны православного вероучения. Актуальность темы исследования обусловлена вниманием, которое стало уделяться процессу собирания всего корпуса ветхозаветных книг. С возникновением библейской критики как научной дисциплины появилось множество теорий, которые разнообразно представляют процесс собирания библейских книг воедино. Существующее многообразие мнений в исследовательских кругах требует формирования православной богословской оценки такого явления в истории ветхозаветной и новозаветной Церкви, как период собирания ветхозаветных книг и закрепления их в едином кодексе.

Abstract. The study of modern theories of the formation of the Old Testament canon involves a review of existing theories and hypotheses that shed light on the complex and multi-stage process of forming a single holistic collection of books. The purpose of the article is to review the researchers’ hypotheses about the place, time, authorship, edition, compilation and publication of the sacred Old Testament books. The question of the process of formation of the Old Testament canon in the ancient Israelite environment and the criteria of canonicity used at the time of giving the sacred books a certain status remains debatable. The liberal approach has become widespread in modern biblical studies, which requires the formation of a correct attitude towards it on the part of biblical theological science. Sometimes the conclusions of researchers are unexpected for the consciousness of a person who lives by the tradition of the Church and has passed the stage of reception of the tradition contained in it and the attitude to the sacred Old Testament books. On the basis of the numerous modern theories that have appeared, seeking to explain the process of the formation of the canon and the authorship of its books, there is a need to analyze existing theories and form a correct attitude towards them from the side of the Orthodox dogma. The relevance of the research topic is due to the attention that has been paid to the process of collecting the entire corpus of Old Testament books. With the emergence of biblical criticism as a scientific discipline, a variety of theories have emerged that represent the process of collecting biblical books together in various ways. The diversity of opinions in research circles requires forming Orthodox theological assessment of such a phenomenon in the history of the Old and New Testament Churches as the period of collecting the Old Testament books and fixing them in a single code.

Ключевые слова: Ветхий Завет, Пятикнижие, Библия, библейская критика, текстология, православие, христианство, иудаизм

Keywords: Old Testament, Pentateuch, Bible, biblical criticism, textual criticism, Orthodoxy, Christianity, Judaism

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-11-73

11
Лушников Д. Ю., свящ.
Priest Dmitry Yu. Lushnikov
Историко-философский метод основного богословия епископа Хрисанфа (Ретивцева; 1832–1883)
The Historical-Philosophical Method of the Fundamental Theology of Bishop Chrysanth (Retivtsev; 1832–1883)
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье анализируется фундаментально-теологическое наследие епископа Хрисанфа (Ретивцева; 1832–1883). Показано, что, будучи преподавателем основного богословия в Казанской и Санкт-Петербургской духовных академиях, епископ Хрисанф впервые в отечественной богословской науке применил историко-философский метод исследования религий для обоснования как истинности христианской религии, так и ее богооткровенного характера. При этом основная сложность в исследовании его метода заключается в том, что тексты лекций по основному богословию епископа Хрисанфа не сохранились, поэтому судить о методе, предметной структуре и содержании его курса можно лишь исходя из: 1) краткого свидетельства профессора П. В. Знаменского, 2) анализа некоторых журнальных публикаций епископа Хрисанфа, 3) составленной им же программы по основному богословию и 4) трехтомного труда автора «Религии Древнего мира в их отношении к христианству». Отмечено, что методика епископа Хрисанфа оказалась более пригодной в решении ключевой апологетической задачи второго раздела основного богословия — «Об Откровении» — по сравнению с традиционным схоластическим подходом, использованным митрополитом Макарием (Булгаковым; 1816–1882) во «Введении в православное богословие». Указанная методика в целом нашла определенную поддержку как в духовно-академическом, так и в университетском основном богословии синодального периода. В то же время рассматриваемое структурное изменение основного богословия не было чем-то оригинальным для данной дисциплины как таковой, вполне соответствуя архитектонике немецких католических курсов по фундаментальной теологии тех лет. Делается вывод, что вклад епископа Хрисанфа в становление и развитие отечественного духовно-академического и университетского основного богословия синодального периода можно назвать выдающимся, поскольку примененный им историко-философский метод фундаментально-теологической работы позволил значительно усилить апологетическую составляющую основного богословия как базовой теологической дисциплины.

Abstract. The article analyzes the Fundamental Theology heritage of Bishop Chrysanth (Retivtsev; 1832–1883). It is shown that, being a teacher of Basic Theology at the Kazan and St. Petersburg Theological Academies, Bishop Chrysanth, for the first time in Russian theological science, applied the historical-philosophical method of studying religions to substantiate both the truth of the Christian religion and its divinely revealed character. At the same time, the main difficulty in the study of his method lies in the fact that Bishop Chrysanth’s lecture texts on Fundamental Theology have not been preserved, therefore, one can judge the method, subject structure and the content of his course only on the basis of: 1) a brief testimony of Professor P. V. Znamensky, 2) the analysis of some journal publications of Bishop Chrysanth, 3) the program on fundamental theology compiled by him and 4) the author’s three-volume work “The Religions of the Ancient World in their Relation to Christianity”. It is noted that Bishop Chrysanth’s methodology turned out to be more suitable in solving the key apologetic task of the second section of Fundamental Theology — “On Revelation” — in comparison with the traditional scholastic approach used by Metropolitan Macarius (Bulgakov; 1816–1882) in his “Introduction to Orthodox Theology”. On the whole, this methodology found some support both in the theological academy and university fundamental theology of the synodal period. At the same time, the considered structural change in Fundamental Theology was not something original for this discipline as such, and was in full accordance with the architectonics of German Catholic courses on Fundamental Theology of those years. It is concluded that the contribution of Bishop Chrysanth to the formation and development of the national theological academy and university fundamental theology of the synodal period should be called outstanding, since the historical-philosophical method of the fundamental theology work applied by him made it possible to significantly strengthen the apologetic component of Fundamental Theology as a basic theological discipline.

Ключевые слова: епископ Хрисанф (Ретивцев), митрополит Макарий (Булгаков), епископ Августин (Гуляницкий), основное богословие, апологетика, история религий, историко-философский метод, Откровение, Санкт-Петербургская духовная академия, Казанская духовная академия

Keywords: Bishop Chrysanth (Retivtsev), Metropolitan Macarius (Bulgakov), Bishop Augustine (Gulyanitsky), fundamental theology, apologetics, history of religions, historical-philosophical method, Revelation, St. Petersburg Theological Academy, Kazan Theological Academy

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-74-94

74
Фадеев А. Ю., прот.
Archpriest Andrey Yu. Fadeev
Индивидуальная религиозность в исследованиях Колина Кэмпбэлла
The Individual Religiosity in Colin Campbell Studies
Подробнее (Details)

Аннотация. Большинство исследований в области социологии религии и теоретического сектоведения посвящены структурированным формам сектантства. Однако феномен нетрадиционной религиозности имеет более широкую природу, включающую неинституциализированные формы религии. В 1972 г. английский социолог Колин Кэмпбэлл предположил, что нетрадиционная религиозность имеет некую генерирующую общность, которая названа автором культовой средой общества. Концепция культовой среды используется современными учеными в разных дискурсах (сектоведение, эзотериология, социология религии, религиоведение). В данной статье проведен анализ причин и форм нетрадиционной религиозности, согласно которым современный человек Постмодерна прибегает к восточным и народным религиозным практикам. В отношении современных магических и суеверных практик индивидуального характера К. Кэмпбэлл дополняет «теорию пробела» Б. Малиновского новыми характеристиками: бесконтрольный ритуал, полумагия, полуразложившийся магизм, инструментальная активность. Парадоксальным образом современные суеверия и магические ритуалы более не нуждаются в социальном одобрении, а перемещаются в область индивидуальных практик как форма адаптационного активизма. Таким образом, К. Кэмпбэлл предложил свою, довольно эвристичную концепцию суеверных практик, в которой он выявляет когерентные характеристики в рамках социологии и психологии. Для характеристики процесса «реабилитации естественного» английский социолог использует теологические категории: имперсональный, транцендентный Бог и креационный дуализм — стержни европейской цивилизации. В процессе истернизации Запада происходит существенная трансформация заимствований на фоне смены научной парадигмы. Результатом процесса истернизации становится мировоззренческий полиморфизм и, как следствие, мифологизация сознания в рамках упрощения и унификации. Предложенные характеристики вполне согласуются с концепциями этнологов, согласно которым этиологический миф, утрачивая свое значение, продолжает существовать в форме табуированных запретов, суеверий и предрассудков. В работах английского социолога выявлена латентно существующая характеристика культовой среды — синкретика двух и более мировоззренческих нарративов. В данном случае это синтез мифической картины мира с естественно-научной и религиозной (восточные концепции холизма) с научными элементами современного естествознания.

Abstract. Most studies in the field of sociology of religion and the theoretical sectology are devoted to structured forms of sectarianism. However, the phenomenon of unconventional religiosity has a broader nature, including non-institutionalized forms of religion. In 1972, the English sociologist Colin Campbell suggested, that unconventional religiosity had a kind of generating community, which he called the Cultic Milieu. The concept of Cultic Milieu is used by modern scholars in various discourses (sectology, esoteriology, sociology of religion, and religious studies). Campbell believed that in the process of secularization of the West, there was a shift in religious preferences to the field of individual preferences and landmarks. According to Campbell, the decline of church religiosity leads to the emergence of new options for religious affiliation. This article analyzes the causes and forms of unconventional religiosity according to which the contemporary person of Postmodern resorts to Eastern and folk religious practices. As part of his research, C. Campbell believes that the process of easternisation of the West takes place as part of a broader “rehabilitation of the natural”. To characterize these processes, the English sociologist uses theological categories: impersonal, transcendent God and creational dualism — the rods of European civilization. In the process of easternisation of the West, a significant transformation of borrowings takes place against the background of the scientific paradigm shift. The result of the easternisation process is worldview polymorphism, and as a consequence, mythologization of consciousness within the framework of simplification and unification. With regard to modern magical and superstitious practices of individual nature, Campbell complements B. Malinovsky’s “lacuna theory” with new characteristics: uncontrolled ritual, half-magic, semi-decomposed magic, and instrumental activity. Paradoxically, modern superstitions and magical rituals no longer need social approval, but move into the field of individual practices as a form of adaptation activism. The proposed characteristics are quite consistent with the concepts of ethnologists, according to which the etiological myth, having lost its significance, continues to exist in the form of taboo prohibitions, superstitions and prejudices.

Ключевые слова: культовая среда, суеверие, полуверие, функция инструментального действия, неинституциализированная религиозность, восточные практики и верования, смена научной парадигмы, кризис христианского богословия, монизм, полиморфизм, мифологизация культуры

Keywords: Cultic Milieu, superstition, semi-belief, instrumental action function, non-institutionalized religiosity, Eastern practices and beliefs, scientific paradigm shift, Christian theology crisis, monism, polymorphism, mythologization of culture

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-95-107

95
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ 
Цысь О. П.
Olga P. Tsys’
Просветительская и благотворительная деятельность нарымского благочинного протоиерея Н. Н. Никольского
Educational and Charitable Activities of the Narym Bishop’s Assistant Archpriest N. N. Nikolsky (1868–1937)
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье характеризуются основные направления и результаты просветительской и благотворительной деятельности настоятеля нарымского Крестовоздвиженского собора, благочинного Нарымского округа Томской епархии, протоиерея Николая Николаевича Никольского (1868 — после 1937 г.). Указаны трудности, с которыми приходилось сталкиваться Н. Н. Никольскому на протяжении более чем 20 лет служения на севере Томской епархии (1894–1915): удаленность и разбросанность селений, наличие значительной доли среди прихожан «инородцев» и политических ссыльных. В качестве важнейшего источника использован в первую очередь церковно-приходской журнал Нарымского собора (1897–1910), на страницах которого члены причта фиксировали многие значимые для прихода события, в том числе сообщается о проведении литургий, внебогослужебных собеседований, крестных ходов, сотрудничестве духовенства и нарымского купечества, организации церковных и светских праздников и др. Отмечены вклад благочинного в становление и развитие системы начальных церковных школ, его роль в организации и проведении внебогослужебных собеседований, в первую очередь Палестинских чтений, благотворительных сборов. Делается вывод, что систематическая работа протоиерея Н. Н. Никольского позволила сделать Палестинские чтения частью духовной жизни населения г. Нарыма и благочиния, вписать их в контекст богослужебной практики, связанной с Великим постом и праздником Пасхи. Раскрыта работа созданного по инициативе Н. Н. Никольскогонарымского церковно-приходского попечительства, взявшего на себя заботы по содержанию малоимущих прихожан. Приведены статистические данные, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне религиозности жителей Нарымского края в течение рассматриваемого периода. Рассмотрена литературная деятельность Н. Н. Никольского, заключавшаяся в публикации в виде отдельных брошюр или статей на страницах «Томских епархиальных ведомостей» материалов, направленных на решение конкретных задач текущей жизни региона. Указано, что заслуги нарымского благочинного отмечены большим числом наград как духовного, так и светского ведомств.

Abstract. The article describes main areas and results of the educational and charitable activities of Rector of the Narym Cathedral of the Exaltation of the Holy Cross, Dean of the Narym district of the Tomsk diocese Archpriest Nikolai Nikolaevich Nikolsky (1868–1937). The author notes the difficulties that N. N. Nikolsky had faced in the north of Tomsk diocese, for more than 20 years of his service (1894–1915): remoteness and scattered villages, a significant proportion of “aliens” and political exiles among the parishioners. The parish journal of the Narym Cathedral (1897–1910) has been used as the most important source; on its pages the clergy members recorded many events significant for the parish, including reports on holding liturgies, extra-liturgical interviews, and processions, as well as cooperation between the clergy and Narym merchants, organization of church and secular holidays, etc. The article stated contribution of this Dean to the formation and development of the system of primary church schools, his role in organizing and conducting extra-liturgical activities, and first of all, Palestinian Readings, and charitable events also. It is concluded that the systematic work of Archpriest N. N. Nikolsky made it possible to make the Palestinian Readings an important part of the spiritual life of population of the Narym city and the Deanery, to fit them intothe context of liturgical practice associated with Great Lent and the Easter holiday. The article describes work of the Narym parish guardianship organized by N. N. Nikolsky, which took care of the maintenance of the poor parishioners. The author provides statistical data that indicate a fairly high level of religiosity of the inhabitants of the Narym territory during the period under review. The literary activity of N. N. Nikolsky consisted in the publication of separate brochures or articles on the pages of Tomsk Diocesan Gazette, with the materials aimed at solving specific problems of the current life of the region, is also considered. The author has indicated that the merits of the Narym Bishop’s Assistant were marked by a great number of awards from both ecclesiastic and secular departments.

Ключевые слова: г. Нарым, нарымский Крестовоздвиженский собор, Томская епархия, Н. Н. Никольский, церковные школы, Палестинские чтения, приходское попечительство

Keywords: Narym city, Narym Cathedral of the Exaltation of the Holy Cross, Tomsk diocese, N. N. Nikolsky, church schools, Palestinian Readings, parish guardianship

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-108-133

108
Мазырин А. В., свящ.
Priest Aleksandr V. Mazyrin
К столетию величайшего «разбоя» в истории Русской Церкви: обновленческий лжесобор 1923 г. глазами безбожников, раскольников и православных современников
On the Centenary of the Greatest «Robbery» in the History of the Russian Church: the Renovationist False Council of 1923 Through the Eyes of Atheists, Schismatics and Orthodox Contemporaries
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье рассматривается восприятие современниками центрального события крупнейшего в истории России церковного раскола — обновленческого «Поместного Собора» 1923 г. Показывается взгляд на него его главных негласных инициаторов и кураторов: председателя Реввоенсовета Л. Д. Троцкого (Бронштейна) и других партийно-чекистских деятелей и институций, что позволяет понять, зачем нужен был этот псевдособор и как он был направляем к предусмотренной цели. Дается краткий обзор посвященных «собору» публикаций в коммунистической печати («Правде», «Известиях ВЦИК», «Безбожнике»). Далее рассматривается обновленческая печать, как повременная, так и целевая (три издания материалов лжесобора, осуществленные в 1920-е гг.). Издания раскольников хорошо передают пафос церковных революционеров, с одной стороны, а с другой — обнажают их духовно-нравственную несостоятельность (особенно выразительно это получалось у номинального председателя «Поместного Собора» епископа Антонина (Грановского)). В последней части статьи показывается реакция на лжесобор православных ревнителей того времени — от иерархов во главе со святым Патриархом Тихоном, до возмущенных церковных простецов, выражавших свое отношение к «иудам» (Антонину и др.) в том числе и посредством подручных предметов. Наиболее очевидной исторической аналогией, которую видели православные при оценке московского раскольнического собрания 1923 г., был «Разбойничий собор» в Эфесе, состоявшийся в 449 г. В целом же практически все неравнодушные современники рассматриваемого события усматривали в нем прежде всего политическую акцию. Очевидная нецерковность обновленческого «Поместного Собора» сильнейшим образом обличила самих раскольников и в значительной степени предопределила их экклезиологический крах.

Abstract. The article examines the contemporaries’ perception of the Renovationist “Local Council” of 1923, the central event of the largest church schism in the history of Russia. It shows the view of its main unofficial initiators and curators: Chairman of the Revolutionary Military Council L. D. Trotsky (Bronstein) and other Party and Chekist figures and institutions, which makes it possible to understand why this pseudo-council was needed and how it was guided to the intended goal. A brief overview of publications dedicated to this «Council» in the Communist press (“Pravda”, “Izvestia VTsIK”, “Bezboshnik”) is given. Next, the renovationist press is considered, both time-based and targeted (three editions of the false council materials, carried out in the 1920s). The publications of the schismatics fully convey the pathos of the church revolutionaries, on the one hand, and on the other — expose their spiritual and moral inconsistency (that is particularly evident in case of bishop Antonin (Granovsky), nominal chairman of the “Local Council”). The last part of the article shows the reaction to the false council of the Orthodox zealots of that time — from the hierarchs led by Holy Patriarch Tikhon, to the outraged church commoners who expressed their attitude to the “Judases” (Antonin, etc.), using the materials at hand. The most obvious historical analogy that the Orthodox saw when assessing the Moscow schismatic assembly of 1923 was the “Robber Council” in Ephesus, held in 449. In general, almost all concerned contemporaries of the event saw it primarily as a political action. The apparent lack of ecclesiality of the Renovationist «Local Council» strongly exposed the schismatics themselves and largely predetermined their ecclesiological collapse.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, святой Патриарх Тихон, обновленческий раскол, «Живая Церковь», Московский «Разбойничий собор» 1923 г., «митрополит» Антонин (Грановский), «протопресвитер» Владимир Красницкий, «митрополит» Александр Введенский, атеистическая пропаганда

Keywords: Russian Orthodox Church, Patriarch Tikhon, Renovationist schism, «Living Church», the Moscow «Robber Council» of 1923, «Metropolitan» Antonin (Granovsky), «Protopresbyter» Vladimir Krasnitsky, «Metropolitan» Alexander Vvedensky, atheist propaganda

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-134-158

134
Чумаченко Т. А., Ефимушкин П. А.
Tatiana A. Chumachenko, Pavel A. Efimushkin
Челябинская епархия при епископе Ювеналии (Килине). 1947–1948 гг.
Chelyabinsk Diocese Under Bishop Yuvenaly (Kilin). 1947–1948
Подробнее (Details)

Аннотация. В настоящей статье на основе архивных документов, в том числе впервые вводимых в научный оборот, анализируются процессы становления и развития религиозной жизни во вновь образованной Челябинской епархии в период управлению ею епископа Ювеналия (Ивана Кельсиевича Килина). Служение епископа Ювеналия в Харбине и в годы управления им Иркутской епархией достаточно полно нашли свое отражение в современной литературе. Однако неполный год его управления Челябинской епархией после возвращения из Китая оставался до сего дня вне интереса церковных и светских исследователей. В годы Великой Отечественной войны, особенно после встречи И. Сталина в Кремле с тремя митрополитами Русской Православной Церкви в сентябре 1943 г., в стране начался активный процесс возрождения религиозной жизни: восстанавливается традиционная структура управления Церкви, образуются новые епархии, возобновляется издательская и учебная деятельность Московской Патриархии, открываются храмы и молитвенные дома. В мае 1947 г. особым постановлением Священного Синода приходы Челябинской области были выделены в отдельную епархию. Ее управляющим, с титулом «епископ Челябинский иЗлатоустовский», и был владыка епископ Ювеналий (Килин). Это была первая епархия под его управлением после воссоединения с Московской Патриархией и возвращения из Китая на постоянное жительство в СССР. В статье рассматриваются формы управления епископом епархией, основные направления его служения по возрождению Церкви на территории Челябинской области в послевоенное время. Особое внимание уделено анализу взаимоотношений управляющего архиерея с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Челябинской области и с представителями советской власти различного уровня, с директорами крупных промышленных предприятий. Делается вывод, что небольшой период управления епархией епископом Ювеналием стал годом расцвета церковно-религиозной жизни в Челябинской области: при епископе Ювеналии за все время существования советской власти в области функционировало больше всего пра-вославных храмов и молитвенных домов, максимальной была и численность православного духовенства, значительным было число верующих, росла религиозная обрядность, увеличились и доходы епархии.

Abstract. This article analyzes the processes of establishment and development of church and religious life in the newly formed Chelyabinsk eparchy under the guidance of Bishop Yuvenaly (Ivan Kelsievich Kilin), on the basis of archival documents including those introduced into the scientific discourse for the first time. The ministry of Bishop Yuvenaly in Harbin, as well as his years of governing the Irkutsk eparchy, are sufficiently covered in contemporary literature. However, the incomplete year of his administration of the Chelyabinsk diocese after his return from China has remained beyond the interest of ecclesiastical and secular researchers to this day.
During the years of the Great Patriotic War, especially after the Kremlin meeting of Stalin with the three metropolitans of the Russian Orthodox Church in September 1943, the country witnessed an active revival of religious life. The traditional structure of church government was restoring, and new eparchies were forming, the publishing and educational activities of the Moscow Patriarchate were resumed and churches and houses of worship were open. In May 1947, by a special resolution of the Holy Synod, the parishes of the Chelyabinsk region were reorganized into a separate eparchy. Bishop Yuvenaly (Kilin), titled Bishop of Chelyabinsk and Zlatoust, was appointed its governor. It was the first eparchy under his administration after his reunion with the Moscow Patriarchate and his return from China topermanent residence in the Soviet Union.
The article examines forms of the bishop’s management of the eparchy, and main directions of his ministry to revive the Church in the Chelyabinsk region in the postwar period. Particular attention is paid to the analysis of the relationship of the governing bishop with the Commissioner of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the Chelyabinsk region, as well as with the Soviet authorities’ representatives of various levels and with the directors of large industrial enterprises. The conclusion is drawn that the short period of Bishop Yuvenaly’s administration became a year of flourishing church-religious life inthe Chelyabinsk region. During the entire history of Soviet regime, under Bishop Yuvenaly in the region there have been the largest number of Orthodox churches and houses of worship, the greatest number of Orthodox clergy, and a significant number of believers, the number of religious rituals has grown, as well as the income increase of the eparchy.

Ключевые слова: епископ Ювеналий (Килин), Челябинская епархия, религиозная жизнь, церковно-государственные отношения

Keywords: Bishop Yuvenaly, Chelyabinsk eparchy, religious life, church-state relations

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-159-168

159
Сапсай А. В., прот.
Archpriest Andrei V. Sapsai
Протоиерей Владимир Жохов как представитель образованного православного духовенства Урала 1960-1970-х гг. (по материалам личного дневника)
Archpriest Vladimir Zhokhov as a Representative of the Urals Educated Оrthodox Clergy in the 1960–1970s (Based on materials from his personal diary)
Подробнее (Details)

Аннотация. В статье проводится анализ содержания личного дневника протоиерея Владимира Платоновича Жохова, служившего клириком в СвятоТроицком кафедральном соборе г. Перми с 1961 г. по 1978 г. Биография о. Владимира достаточно хорошо известна, однако его обширная литературная деятельность незаслуженно забыта, данная рукопись не была опубликована, а ее содержание не подвергалось научному анализу. Автором статьи выявлено особое значение личного дневника о. Владимира, который хранится в архиве его сына А. В. Жохова, как документального источника, являющегося ценным историческим свидетельством переживаемой автором эпохи и описанием его жизни. По своей структуре дневник о. Владимира состоит из вступительной и основной частей, послесловия и примечаний. В данной статье рассматривается основная часть дневника, которая вызывает наибольший интерес для исследования. Дневниковые записи основной части датированы 1966–1969 гг. и представляют собой ежедневные комментарии автора на очередную прочитанную главу Библии. Менее чем за 4 года автором была прочитана и прокомментирована вся Библия. Особенностью комментирования Библии является то, чтоавтор, используя разнообразные принципы толкования Священного Писания, прибегает к собственному стихотворчеству, знанию мировой поэзии, живописи и музыки. Обращает на себя внимание, что в основной части рукописи, вслед за библейским комментарием, всегда описываются многочисленные семейные события, увлечения автора, и дается характеристика состояния приходской жизни Пермской епархии в период гонений в середине XX в. Обычно считается, что в данный период полноценная духовная и церковная жизнь человека отсутствовала. Однако данные дневника свидетельствуют, что в 60-е годы XX в., несмотря на строгий контроль и ограничения со стороны власти, многие верующие стремились в храм для совместной молитвы и духовного общения. На страницах дневника получили свою оценку и многочисленные недостатки церковной жизни, которые заставили автора осмысливать происходившие в то время события в свете прочитанного отрывка из Священного Писания. Поводом для этого стали конфликты в среде духовенства, спровоцированные церковным советом и давлением со стороны контролирующих государственных органов. События, происходившие в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми, реконструированы автором статьи в целостное повествование на основе дневниковых записей разных дней. Автор статьи приходит к выводу, что ежедневное чтение и размышление над Священным текстом отразилось не только на страницах дневника, но и в жизни автора дневника. Несмотря на безбожные годы, проникновение в дух и смысл Библии помогло о. Владимиру Жохову воспитать в своих детях глубокую веру в Бога и проповедовать слово Божие вне стен храма самым разным слоям общества. Заметки о церковной жизни Пермской епархии важны для понимания истинной картины религиозной жизни в Перми в советский период. В своем личном дневнике о. Владимир предстает как добрый пастырь, отличный проповедник и неравнодушный человек, показывая нам пример истинной христианской любви и служения Церкви.

Abstract. The article analyzes contents of the personal diary of Archpriest Vladimir Platonovich Zhokhov, cleric of the Holy Trinity Cathedral in Perm. The biography of Fr. Vladimir is well known, though his extensive literary activity is undeservedly forgotten; his diary has not yet been published, and its contents have not been subjected to scientific analysis. This article reveals the value of the personal diary of Fr. Vladimir, kept in his son A. V. Zhokhov’s archive as a documentary source, which is a precious historical evidence of the era experienced by the author and a description of his life. As for its structure, the diary consists of an introduction andmain part, an afterword and some notes. The article discusses the main part of the diary, which is of the greatest interest for research. The diary entries of the main part are dated 1966–1969 and represent the author’s daily comments on each chapter of the Bible read one-by-one. For the period of less than 4 years, the diary author had read and commented on the entire Bible. A distinctive feature of his commenting on the Bible is that the author, using various principles of interpretation of the Holy Scriptures, resorts to his own poetry, as well as to the world poetry, painting and music. It is noteworthy that in the main part of the manuscript, after making comments on the Bible, the author always described numerous family events and his hobbies, as well as the state of parish life in the Perm diocese during the persecution period of the middle of the 20th century. It is usually believed that during that period a full-fledged spiritual and church life of a person was absent. However, the diary data testify that in the 1960s, despite strict control and restrictions on the part of the authorities, a large number of believers rushed to the temple for joint prayer and spiritual communion. Numerous shortcomings of the church life were also assessed on the pages of the diary, which forced the author to comprehend the events that took place at that time in the light of the analyzed passage of the Holy Scriptures. The reason for that was the ongoing conflict among the clergy, provoked by the church council and strong pressurefrom the controlling state bodies. The events that occurred in the Perm Holy Trinity Cathedral have been restored by the author of the article into a complete narrative based on a variety of diary entries. The author of the article has concluded that the daily reading and pondering on the Holy Scriptures passages was reflected not only on the pages of the diary, but also in the life of its author. Despite the anti-religious period, Fr. Vladimir was able to instill in his children a deep faith in God and preach the Word of God to most diverse social groups of people outside the walls of the temple, thanks to penetration into the spirit and meaning of the Bible. The notes on the church life of the Perm diocese are important for understanding the true picture of religious life in Perm during the Soviet period. In his personal diary, Fr. Vladimir is seen as a good shepherd, brilliant preacher and a caring person, showing an example of true Christian love and service to the Church.

Ключевые слова: протоиерей Владимир Жохов, личный дневник, Свято-Троицкий кафедральный собор г. Перми, Пермская епархия

Keywords: Archpriest Vladimir Zhokhov, personal diary, Holy Trinity Cathedral in Perm, Perm diocese

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-169-183

169
РАЗДЕЛ II. ПУБЛИКАЦИИ 
Спицын Д. В., Гончаренко В. В., прот.
Dmitry V. Spitsyn, Archpriest Vladimir V. Goncharenko
Кондак преподобного Романа Сладкопевца «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?..» (CPG 7570): содержание и комментированный перевод на русский язык
The Kontakion of St. Romanos the Melodist “My Soul, o My Soul, Rise up! Why Are You Sleeping?” (CPG 7570): Content and Translation into Russian with Commentary
Подробнее (Details)

Аннотация. В данной публикации впервые на русском языке представлен перевод кондака св. Романа Сладкопевца «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?..» со вступительной статьей.
Сам кондак состоит из одного проимия и 23-х икосов. Он посвящен событиям последних суток жизни Спасителя глазами дьявола и его приспешников. Сам дьявол ищет помощи у своих слуг в кознях против Христа, но иудеи, предвосхитив его планы, уже преуспели в этом, предав Невинного суду и смерти. Обрадованный дьявол хвалится этим перед Смертью, но та не разделяет его радости, помня о чудесах и воскрешениях, совершенных Христом при жизни. Дьявол узнает от иудеев о смерти Праведника, но вся его уверенность в своем могуществе пропадает после того, как иудеи рассказали ему о том, как к Нему обращается разбойник, висящий на соседнем кресте. Иными словами, Христос даже на Кресте приобретает Себе нового ученика. Как видно из описания, кондак не имеет покаянного характера, поэтому распространенное мнение о таковом не состоятельно.
Во вступительной статье приводится краткая история публикаций и переводов кондака на разные языки, перечисляются основные названия, под которыми различные издатели публиковали кондак. Довольно подробно описанаистория монолога и диалога между инфернальными силами в контексте сюжета о сошествии Спасителя в ад в истории христианской письменности: рассмотрены «Евангелие от Никодима», творчество персидского мудреца Афраата, прп. Ефрема Сирина, Евсевия Александрийского, а также иные кондаки св. Романа Сладкопевца, где тоже используются монологи и диалоги дьявольских сил.
Проимий и первый икос кондака используются в богослужении Православной Церкви в составе Великого покаянного канона свт. Андрея Критского. В приложении содержится текст перевода на русский язык с комментариями, разъясняющими библейские места, которыми вдохновлялся св. Роман, и проясняющими смысл отдельных слов и выражений. За основу взята публикация греческого текста кондака Хосе Гродидье де Матона в серии «Sources Chrétiennes».

Abstract. This publication offers the first Russian translation of the kontakion of St. Romanos the Melodist “My soul, O my soul, rise up! Why are you sleeping?”, accompanied by an introductory article. The Kontakion itself consists of one prooemoeon and twenty-three oecoi. It is dedicated to the events of the last days of the life of the Savior through the eyes of the devil and his minions. The devil enlists his servants’ help in his intrigues against Christ, but the Jews have anticipated his plans, bringing Christ to judgment and death. The delighted devil boasts of this in his dialog with Death, but Death does not share his joy, remembering the miracles and resurrections performed by Christ during His lifetime. The devil then learns from the Jews about the death of the Righteous One, but loses confidence in his power after they tell him that the thief hanging on the cross addressed Christ, Who, in this way, acquires a new disciple for Himself even on the Cross. As can be seen from this description, the Kontakion does not have a penitential character, so the existing opinion about its function is incorrect. The introductory article provides a brief overview of the editions and translations of this Kontakion into different languages, and lists the main titles under which various publishers issued the Kontakion. The history of the monologue and dialogue between the infernal forces is described in some detail in the context of the plot of the Savior’s Descent into the Hell according to Christian writing: the Gospel of Nicodemus, the works of the Persian sage Aphrahat, St. Ephraim the Syrian, Eusebius of Alexandria, as well as other kontakia of St. Romanos the Melodist, where monologues and dialogues of the forces of evil are also used. The prooemoeon and oecos of the Kontakion are used in the worship of the Orthodox Church as part of the Great Penitential Canon of St. Andrew of Crete.
The appendix contains the text of the translation into Russian with comments explaining the biblical passages that inspired St. Romanos, as well as clarifying the meaning of certain words and expressions. The translation is based on the edition of the Greek text by Grosdidier de Matons in the Sources Chrétiennes series.

Ключевые слова: Роман Сладкопевец, кондак, Великий канон, гимнография, Андрей Критский, дьявол

Keywords: Romanos the Melodist, kontakion, the Great Canon, hymnography, Andrew of Crete, the devil

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-184-206

184
Грушевой А. Г.
Aleksandr G. Grouchevoy
Два донесения Б. Н. Шаховского о внутренних проблемах Антиохийского Патриархата в 1909–1910 гг.
B. N. Shakhovskoy Reports on the Internal Problems of the Antiochian Patriarchate (1909–1910)
Подробнее (Details)

Аннотация. Важным источником для характеристики проблем внутренней жизни территорий, находившихся под контролем Антиохийского Патриархата, являются донесения Б. Н. Шаховского, генерального консула в Дамаске в 1907–1914 гг. Документы за его подписью посвящены как общим проблемам Османской империи, так и жизни христианского населения Сирии в начале XX в. Ниже в статье приводятся с комментариями два донесения Б. Н. Шаховского от 9 декабря 1909 г. и 11 мая 1910 г. В них рассказывается о высочайшей субсидии на нужды Антиохийского Патриархата, направляемой из Петербурга в связи с многолетней задолженностью патриархов, почти полностью зависевших в начале XX в. от финансовой поддержки Российской империи.
В первом донесении в посольство Б. Н. Шаховской описывает причины обеднения Патриархата и возникновения сложностей в жизни христианского населения Сирии. Он отмечает: 1) высокие расходы на представительские функции — на почту и телеграф, на оплату патриарха и его служащих, регулярные бакшиши должностным лицам Османской империи; 2) сокращение поступлений в казну Патриархата доходов от проведения богослужений и от уменьшения количества специальных поступлений на нужды Патриархата из епархий; 3) увеличение числа тех, кто видел в раздачах из казны патриарха единственный источник материального обеспечения для самого себя.
Во втором донесении в посольство в Константинополь Б. Н. Шаховской обосновывает свой принцип раздачи денежных средств и описывает принципы распределения денежных средств на нужды Антиохийского Патриархата. Он исходил из того, что проблемы Патриархата следует решать при помощи регламентации финансовой поддержки, поступавшей из России. Необходимость же упорядочения выплат была вызвана опасениями, что определенная часть субсидии не дойдет до тех, кому она предназначалась, и останется лишь в карманах основных иерархов Антиохийской Церкви.
Б. Н. Шаховской был не первым, кто добивался внедрения контроля практики выплат государственных субсидий христианам Ближнего Востока. Однако он был первым, кто внедрил контроль за использованием выплаченных иерархам денежных средств.

Abstract. Numerous reports by B. N. Shakhovskoy (Consul General of the Russian Empire in Damascus in 1907–1914) are an important source for the characteristic of the domestic life of the Syrian territories under the control of the Antiochian patriarchy. These documents consider some general issues of the Ottoman Empire as well as some peculiarities of life of the Christian population of Syria at the beginning of the 20th century. The article contains commented texts of the two reports by B. N. Shakhovskoy, sent from Damascus to the Russian Embassy in Constantinople (December 9, 1909 and May 11, 1910). Both touch the question of the Royal subsidy, i. e. the financial support to Antiochian Patriarchate directly from the Russian Imperial administration.
In the first document, B. N. Shakhovskoy gave the detailed description of the life hardships in the Syrian Christian communities and tried to find out their origin. Among them: 1) high and never decreasing expenses for representative functions, especially those related to the post and telegraph, supply of the Patriarch and his entourage, and regular baksheeshes for the Ottoman officers of all rates; 2) reduction of the earnings from occasional religious services and the inflows from the eparchies; 3) massive pauperization of the Christian Syrian population and, as a result, the increased number of those who hung on the Patriarch support as a single source of their livelihood.
In the early 20th century both the Antiochian and the Jerusalem patriarchies almost completely depended on St. Petersburg, and in his second report B. N. Shakhovskoy proposed and substantiated his method of distribution and control for the funds sent to the region. He was concerned that without such a control a certain part of the subsidy would never reach those to whom the subsidy had been intended and the money most probably would stay in the pockets of the important hierarchs of the Antiochian Church. Shakhovskoy considered those controlling measures as the key to solving financial problems of the Patriarchy.
This is the main thing done by B. N. Shakhovskoy. It was not the first attempt to reform the system of the subsidy payment, but the first step to controlling the use of funds by the recipients. This system was introduced; it showed effectiveness and functioned until the outbreak of the World War I.

Ключевые слова: Б. Н. Шаховской, Антиохийский Патриархат, епархии, Высочайшая субсидия, А. П. Беляев

Keywords: B. N. Shakhovskoy, Antiochian patriarchy, Antioch eparchies, Royal subsidy, A. P. Belyaev

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-207-231

207
РАЗДЕЛ III. РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ 
Ткаченко А. А.
Alexander A. Tkachenko
Рецензия на кн.: Витковский В. Е. Дилогия Луки: Композиция и синоптические источники. М.: ББИ, 2022. 728 с.
Review of: Wittkowsky Vadim. The LukeActs Dilogy: Composition and Synoptic Sources. Moscow: Biblical Theological Institute, 2022. 728 p.
Подробнее (Details)

Аннотация. В рецензии рассматривается монография, посвященная проблеме происхождения двух новозаветных книг — Евангелия от Луки и Деяний апостольских. Автор монографии предложил оригинальную гипотезу: по его мнению, обе книги как литературные произведения полностью сконструированы из текстов и образов Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. Однако, как показано в рецензии, методология исследования, система аргументации и полученные выводы вызывают большие сомнения в их научной обоснованности. В частности, совпадения в одном слове или даже наличие одного общего корня слова в том или ином отрывке явно недостаточно для установления литературной зависимости произведений, как это пытается доказать автор монографии. Кроме того, его собственная гипотеза решения синоптической проблемы опирается на одну из уже существующих, а именно на гипотезу приоритета Евангелия от Марка при отрицании существования источника Q (гипотеза Фаррера). При этом аргументы критиков этой гипотезы автором монографии полностью игнорируются и не рассматриваются, что во многом подрывает его собственные утверждения. То же относится к вопросу о зависимости Деяний апостольских от произведений Иосифа Флавия, что автором монографии принимается как доказанный факт. Наиболее слабое место работы — абсолютное игнорирование исторического контекста, в котором появилась и развивалась раннехристианская литература.

Abstract. The reviewed monograph is dealt with the problem of the origin of two books of the New Testament — the Gospel of Luke and the Acts of the Apostles. According to the original hypothesis of the author of the monograph, both Books as literary works are completely constructed from the texts and images of the Gospel of Matthew and the Gospel of Mark. However, as it is shown in the review, the research methodology, the system of argumentation and the conclusions raise serious doubts about their scientific validity. In particular, coincidence in one word or even the presence of one common root of the word in a given passage is obviously not enough to establish the literary dependence of works, as the author of the monograph tries to prove. In addition, his own hypothesis for solving the synoptic problem is based on one of those already existing, namely, the hypothesis of the priority of the Gospel of Mark without the existence of the Q source (the Farrer hypothesis). At the same time, the arguments of the critics of this hypothesis are completely ignored and not considered by the author, which largely undermines his own statements. The same applies to the question of the dependence of the Acts of the Apostles on the works of Flavius Josephus, which is accepted by the author of the monograph as a proven fact. The weakest point of this work is the author`s absolute disregard for the historical context in which early Christian literature appeared and developed.

Ключевые слова: библеистика, Новый Завет, Евангелие от Луки, Деяния апостольские, синоптическая проблема, метод литературной критики, раннее христианство

Keywords: Biblical Studies, New Testament, Gospel of Luke, Acts of the Apostles, Synoptic problem, Literary criticism, Early Christianity

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-232-242

232
РАЗДЕЛ IV. ПЕРСОНАЛИИ 


К 60-летию Оксаны Евгеньевны Шелудяковой
On the 60th Anniversary of Oksana Evgenievna Sheludyakova
Подробнее (Details)

Аннотация. Юбилейный материал посвящен заведующей регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии, доктору искусствоведения, профессору Оксане Евгеньевне Шелудяковой. В статье дается биография юбиляра, описываются ее исследовательские изыскания и приводится список опубликованных в 2018–2022 гг. научных и учебно-методических работ.

Abstract. The anniversary material is dedicated to Professor Oksana Evgenievna Sheludyakova, Doctor of Arts and Head of Regency Department of the Ekaterinburg Theological Seminary. The article provides the jubilarian’s biography, describes her researches and suggests a list of scientific and educational-methodical works published in 2018–2022.

Ключевые слова: О. Е. Шелудякова, церковное пение, певческая культура, духовная музыкальная культура

Keywords: O. E. Sheludyakova, church music, singing culture, spiritual musical culture

Читать статью

DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-243-252

243

Пожертвовать

На издательскую деятельность Екатеринбургской духовной семинарии
(для осуществления пожертвования сканируйте QR-код через приложение банка на вашем смартфоне)