Екатеринбургская духовная семинария

Екатеринбургская духовная семинария

620017 Россия, г. Екатеринбург,
ул. Вали Котика, 13 а
+7 (343) 331-25-01


Библейско-богословская кафедра

Библейская археология

Руководитель: игум. Моисей (Пилатс)

  1. Библия и археология
  2. Эволюция, археология и библейская антропология.
  3. Поиск Ноевого Ковчега.
  4. Археологические свидетельства о Всемирном Потопе.
  5. Образ быта эпохи патриархов в литературе Древнего Востока.
  6. Декалог и кодекс Хаммурапи.
  7. Языки библейского времени на Ближнем Востоке.
  8. Эхнатонизм и библейский монотеизм.
  9. Авраам и его время.
  10. Христианские храмы с I-IVв.
  11. Рукописи Нового Завета.
  12. Христианская символика с I-IIIв.
 

Священное Писание Нового завета

Руководитель: прот. Виктор Зырянов

  1. Распятие, Пасха, Воскресение (по священному Писанию).
  2. Трагедия человечества — Вербное воскресение.

Руководитель: Д. Ф. Аникин

  1. Синоптическая проблема и её решение в западной библеистике (католической и протестантской) и в трудах православных библеистов ХХ в.
  2. Свт. Иоанн Златоуст как экзегет Четвероевангелия.
  3. Особенности экзегезы Четвероевангелия прп. Ефрема Сирина.
  4. Свт. Феофан Затворник (Говоров) как экзегет Четвероевангелия.
  5. Проблемы евангельской хронологии и их решение в современной новозаветной науке.
  6. Новозаветные апокрифы и Священное Предание.
  7. Еп. Кассиан (Безобразов) как переводчик Нового Завета и экзегет.
  8. Юридические аспекты суда над Господом Иисусом Христом.
  9. Кумранские находки: история исследований и современные гипотезы.
  10. Ретроспектива фарисейско-саддукейской коллизии и её отражение в Четвероевангелии.
 

Догматическое богословие

Руководитель: прот. Виктор Зырянов

  1. Природное призвание человека;
  2. Продолжающееся присутствие Христа на земле (Таинства Церкви);
  3. Видимое явление Церкви (необходимость власти).

Руководитель: Д. Ф. Аникин

  1. Свт. Филарет Московский (Дроздов) как догматист.
  2. Влияния латинского богословия в догматических произведениях митр. Макария (Булгакова).
  3. Догматические аспекты творчества свт. Игнатия (Брянчанинова).
  4. История становления и развития догматической науки в России.
  5. Богословие митр. Антония (Храповицкого) и его оценка православными богословами ХХ в.
  6. Предпосылки и особенности экклесиологии свщмч. Иллариона (Троицкого).
  7. Новые догматы Римо-католической церкви и их оценка русскими догматистами XIX-XX вв.
  8. Сравнительный анализ русских догматических систем XIX века.
  9. Влияние «Символических текстов» Православия на русскую догматику XIX-XX веков.
  10. Богословие «славянофилов».
 

Социальное учение Церкви

Руководитель: прот. Виктор Зырянов

  1. Освоение материальных благ — необходимость и задача труда
 

Патрология

Руководитель: Д. И. Макаров

  1. Учение о подражании Христу у мужей апостольских и апологетов.
  2. Традиции апологетики у Климента Александрийского и св. Афанасия Александрийского.
  3. Традиции раннехристианской апологетики у Оригена и Евсевия Кесарийского.
  4. Учение о Христе как Новом Адаме у свв. Иринея Лионского и Афанасия Александрийского.
  5. Ориген и св. Мелитон Сардийский как экзегеты Священного Писания Ветхого Завета.
  6. Евсевий Кесарийский как предтеча иконоборчества (с перспективой перевода западных исследований по патрологии).
  7. Св. Максим Исповедник и его полемика с монофелитством.
  8. Седьмая «Амбигва к Иоанну» св. Максима Исповедника как опыт православного догматического трактата, направленного против оригенизма.
  9. Христология св. Максима Исповедника (на материале писем преподобного).
  10. Пневматология (учение о Св. Духе) св. Афанасия Великого и ее значение для полемики против Филиокве.
  11. Ангелология св. Псевдо-Дионисия Ареопагита и ее истолкование в эпоху исихастских споров.
  12. Ориген и св. Кирилл Александрийский как толкователи Евангелия от Иоанна: общее и особенное.
  13. Св. Василий Великий и св. Григорий Нисский как полемисты с ересью аномеев: общее и особенное.
  14. Св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст («Против аномеев») как полемисты с ересью аномеев: общее и особенное.
  15. Прп. Паисий Величковский как продолжатель исихастской традиции умного делания.
  16. Прп. Никодим Святогорец как продолжатель традиции афонского исихазма.
  17. От раннего палестинского — к синайскому исихазму: общее и особенное в аскетике св. аввы Дорофея и преп. Иоанна Лествичника.
  18. Св. Григорий Синаит и его значение в традиции исихазма.
  19. Учение преп. Никиты Стифата об иерархиях и его связь с мистикой Псевдо-Дионисия Ареопагита.
  20. Св. Григорий Нисский как учитель духовной жизни (требуется оговорить, на материале каких творений святителя будет выполняться работа).
  21. Развитие христианской антропологии: от трактата «Об устроении человека» св. Григория Нисского к «Трем словам...» св. Анастасия Синаита.
  22. Учение св. Симеона Нового Богослова об обожении (по «Гимнам Божественной любви»).
  23. Проблема сходств и различий между учениями об обожении св. Симеона Нового Богослова и св. Григория Паламы. 24. Афонские исихасты о психосоматическом методе умной молитвы.
  24. Экклесиология преп. Симеона Нового Богослова, преп. Никиты Стифата и св. Феолипта Филадельфийского: единая линия развития православной мысли?
  25. Св. Петр Дамаскин и св. Иоанн Кассиан о страстях и добродетелях.
  26. Евагрий Понтийский и преп. Иоанн Лествичник о страстях и их возникновении.
  27. Духовные беседы Пс.-Макария Египетского (собрание I типа) и «Сотница глав» блаж. Диадоха Фотикийского: духовная семья?
  28. Современная историография иконоборчества.
  29. Современная историография споров о Филиокве в IX — XV вв.
  30. Современная историография Исихастских споров.
  31. Учение св. Иоанна Златоуста о девстве и браке и современные споры.
  32. Школа «Теофании» (иером. Александр Голицын) об истоках христианского богословия.
  33. Древнерусское богословие (св. Кирилл Туровский, св. патриарх Никифор) и его связь со святоотеческой традицией.
  34. Блаж. Феодорит Кирский и св. Иоанн Златоуст как толкователи Послания к Римлянам.