Екатеринбургская духовная семинария

Екатеринбургская духовная семинария

620017 Россия, г. Екатеринбург,
ул. Вали Котика, 13 а
+7 (343) 331-25-01


Элементарная теория музыки

Сложность предмета «Элементарная теория музыки» — в многосоставности, объеме, разнообразии тем и направлений работы.

Формы работы в курсе разнообразны. Это — объяснение материала и изложение содержания темы; игра на фортепиано примеров из музыкальной литературы, мелодий в ключах «До», секвенций, цифровок, гамм, интервалов, аккордов, транспозиции; выполнение письменных и устных заданий на построение гамм, интервалов, аккордов, запись в ключах, транспозицию, группировку, расшифровку мелизмов; анализ музыкальных произведений; сочинений мелодий и музыкальных построений; на теоретическом отделении- написание курсовых работ.

Формы уроков по элементарной теории музыки могут быть различными. Возможно преобладание на уроке одного из видов работы, например: лекция — объяснение нового материала, проверка творческого задания, контрольная работа, устный опрос по теории, проверка практических заданий на фортепиано, анализ музыкальных произведений. Однако преподаватель должен учитывать, что выработка практических навыков построения элементов музыкальной речи требует еженедельного контроля в классе и периодического повторения важнейших тем на протяжении всего периода изучения предмета.

Важной частью учебного процесса является организация домашних заданий учащихся. Домашняя работа — процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. Объем и форма домашних заданий, равномерное распределение времени в течение недели, четкий и постоянный контроль (своевременная проверка домашних заданий, еженедельный опрос всех учащихся, контрольные уроки по темам, итоговые контрольные уроки) должны обеспечить качественное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками.

Различны формы творческих заданий. Не чаще одного раза полугодие возможны задания на сочинение пьес-миниатюр для фортепиано.

Ограничения в выборе музыкального материала не должны чрезмерно сдерживать творческие импульсы сочиняющих, они диктуются только в самом общем плане: жанр, форма, вид ладовой структуры, диатоника или хроматика, фактура, регистры, размер, темп. Подготовкой к сочинению пьес служит импровизация отдельных оборотов, мотивов, фраз с определенными ритмическими фигурами, интервалами, аккордами т. п. Степень детализации заданий может быть различной: импровизировать мелодии со скачками на сексты, со скрытым двухголосием при скачках на сексты, с использованием сексты на IV ступени, с началом мелодии с сексты на IV ступени, с кульминацией на сексте на IV ступени и т. п.

В работе над примерами из музыкальной литературы задания должны варьироваться в зависимости от темы, постепенно усложняясь. Пример можно просто назвать, точно указав произведение, часть, опус, тональность, размер; сыграть по нотам, выписать; сыграть без нот, выучив дома, найти в нотах непосредственно в классе, исполнив с листа; вспомнить в знакомом произведении ( в том числе пройденном в курсах музыкальной литературы, фортепиано и др.). Необходимо также развивать у учащихся умение оценить точность, яркость, характерность примера.

Работы аналитического плана включают разбор музыкального произведения (мининиатюра или фрагмент крупного произведения) либо подбор музыкальных примеров на какую-либо тему с обобщением и описанием их. Подобные работы намного сложнее и требуют от учащихся определенной зрелости мысли. Музыкальные произведения должны быть наделены интонационно-техническими особенностями, при этом понятны учащимися по эмоционально — образному содержанию. В задачу преподавателя входит обсуждение с каждым учащимся группы анализа музыкального материала, а также проработка текста. При распределении подобных тем возможна их дублировка вплоть до анализа всеми учащимися группы одного и того же произведения. В последнем случае доля самостоятельной работы учащихся увеличивается, преподаватель же делает дополнения и замечания в момент обсуждения ее итогов ( после устных сообщений или прочтения всех работ), подчеркивая позитивные и негативные стороны каждой.

Подготовка к работам второго типа ведется с самого начала курса в аналитических заданиях. При изучении предмета учащиеся должны овладеть техническим анализом ( определение отдельных элементов музыкальной речи — интервалов, аккордов, тональностей, отклонений, видов ладовых структур, ритмических рисунков и т. п.). Однако необходимо с самого начала ориентировать учащихся на целостный охват музыкального произведения, определение прежде всего характера данной музыки, качества звучания, ее звукового облика с последующей оценкой тех средств, которые выполняют наиболее существенную роль в создании целостного музыкально- художественного образа. В качестве вспомогательного пути к воссозданию целостного облика произведения может быть предложено выявление отдельных самых существенных его черт. В ряде тем предлагаются вопросы для анализа отдельных элементов музыкальной речи. В теме 11 приведен список вопросов для полного анализа.

Контроль и учет успеваемости

С целью определения полученных теоретических знаний и практических навыков в результате изучения предмета " Элементарная теория музыки" учебным планом предусмотрены экзамены, контрольные уроки, по окончанию первого семестра по данному предмету преподавателем выставляется итоговая.

Экзаменационные требования

При проведении экзамена по предмету «Элементарная теория музыки» предусматриваются ответы в устной и письменной форме. Письменная форма ответа проводится в учебное время, отведенное на изучение данного предмета (обычно на последнем занятии по учебному плану).