Екатеринбургская духовная семинария

Екатеринбургская духовная семинария

620017 Россия, г. Екатеринбург,
ул. Вали Котика, 13 а
+7 (343) 331-25-01


Вокальный ансамбль

Данный предмет является составной частью профессиональной подготовки учащихся регентско-певческого отделения; он предусматривает развитие навыков ансамблевого пения в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности.

По окончании семинарии, выпускник регентско-певческого отделения получает квалификацию: регент, преподаватель хоровых дисциплин воскресной школы. В профессиональной работе выпускник регентско- певческого отделения сталкивается не только с хоровым коллективом ( явление желаемое, а на практике —редкое), но и с организацией различных по составу вокальных ансамблей. Распространенное явление в клиросной практике это — взаимозаменяемый состав певчих с неравноценными по силе, тембру голосами, а порой и по количественному составу в партиях; состав певцов, часто не имеющих музыкального образования, поэтому будущему регенту необходим навык владения всеми приемами как индивидуальной вокальной работы с отдельно взятыми певцами, так и приемами работы с различными по составу вокальными ансамблями.

Для учащихся РО отделения, не обладающих в основной своей массе хорошими вокальными данными, сольное выступление на зачетных уроках и экзаменах уже является психологическим барьером. Выступления же в составе даже небольшого ансамбля ( дуэт, трио) помогают этот барьер преодолеть. А также постепенно формируются навыки ансамблевого пения, как-то: умение слушать партнера, ощущать свой голос в аккорде, выстраивать ансамбль искусственным путем (при неравных голосовых возможностях) и т. д.

По мере изучения того или иного произведения в классе ансамбля учащиеся в пассивной форме путем наблюдения осваивают некоторые элементы аранжировки, что в самостоятельной практике будет необходимо в связи с меняющимся составом на клиросе.

Занятия в классе вокального ансамбля расширяют поле деятельности в плане исполнительской практики: ансамблевые составы более мобильны, нежели хор, и могут, наряду с клиросной практикой, принимать участие в шефских концертах, в просветительских мероприятиях (лекции-концерты) и прочее.

Учащиеся РП отделения, прошедшие курс ансамблевого пения, в дальнейшем могут применять свои знания и умения в работе с детскими вокальными ансамблями воскресной школы.

Задачи дисциплины

  • Воспитание навыков совместной работы над партитурой;
  • Формирование ответственности за чистоту интонационного строя — важнейшего условия ансамблевого пения;
  • Достижение максимальной слитности звучания в отношении тембральной окраски, единства динамических оттенков, распределения дыхания, фразировки и т. д.;
  • Выполнение всех элементов партитуры, демонстрируя чувство единения, полной слитности звучания с партнером по всем параметрам;
  • Развитие умения раскрыть богословское содержание песнопения, чутко улавливая ритмическую структуру, все темповые, динамические, штриховые особенности песнопения;
  • Умение достичь духовного и творческого единства в процессе совместного исполнения духовных песнопений;
  • Воспитание творческой дисциплины, чувства ответственности перед участниками ансамбля.