Екатеринбургская духовная семинария

Екатеринбургская духовная семинария

620017 Россия, г. Екатеринбург,
ул. Вали Котика, 13 а
+7 (343) 331-25-01


Выпуск 3(15). 2016

Обращение Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского к читателям

Дорогие читатели!

2016 год — юбилейный для нашей Екатеринбургской духовной семинарии. Весной 1836 года по ходатайству архиепископа Пермского и Верхотурского Аркадия было принято решение об открытии Екатеринбургского уездного духовного училища, и на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 1836 г., при участии викария Пермской епархии епископа Екатеринбургского Евлампия состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. После основания в 1885 г. самостоятельной Екатеринбургской епархии особенно актуальным стал вопрос об открытии в кафедральном городе своей семинарии. В 1912 г. был открыт первый класс Пермской духовной семинарии при Екатеринбургском духовном училище, и вскоре, в 1916 г., была открыта полная шестиклассная Екатеринбургская духовная семинария. 14 мая последовало Высочайшее Соизволение на открытие духовной семинарии, о чем Святейший Синод и уведомил епископа Екатеринбургского Серафима указом от 17 июня, а торжественное открытие состоялось 16 августа 1916 г. Эти юбилеи значимы для нашего города даже несмотря на то, что после революции духовные школы были закрыты, а их возрождение стало возможным лишь в самом конце XX в.

Вы держите очередной, 3 (15) номер Вестника Екатеринбургской духовной семинарии, наглядное свидетельство того, что богословское образование на Урале постепенно возрождается. Новый выпуск посвящен этим юбилейным датам в жизни нашей духовной школы и содержит материалы, посвященные разным сторонам истории и современной жизни богословской школы Екатеринбурга, истории духовного просвещения в целом. Особо нужно отметить исследования, посвященные неизвестным ранее страницам истории духовного образования на Урале. Большую ценность, как источник, представляет собой опубликованный и откомментированный «Отчет о деятельности Екатеринбургского уездного духовного училища» 1869 г. составленный чиновником Святейшего Синода С. В. Керским. С изданием таких статей все больше крепнет надежда, что история екатеринбургских духовных школ со временем будет полностью реконструирована.

Однако, вглядываясь в ушедшее столетие нашей пастырской школы, очень важно понять и усвоить достижения и лучшие традиции как дореволюционной, так и современной духовной школы. Вместе с тем, нынешняя жизнь ставит новые трудности и испытания. Решение их в опыте Предания нашей Церкви — одна из актуальных задач нашей духовной семинарии. Однако, как и 100 лет назад, главной целью нашей богословской школы остается подготовка истинных пастырей Церкви, говоря словами апостола Петра, готовых всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостью и благоговением [1 Петр 3. 15].

Сердечно поздравляем жителей города Екатеринбурга, начальствующих, учащих и учащихся Екатеринбургской духовной семинарии, всех читателей Вестника ЕДС со 100-летием Екатеринбургской духовной семинарии и 180-летием со дня открытия Екатеринбургского духовного училища!

С Божиим благословением,

+ КИРИЛЛ
МИТРОПОЛИТ ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

БОГОСЛОВИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Макаров Д. И.

От Боговидения — к ангелам Церкви. Св. Симеон Новый Богослов, Феофан Никейский и проблемы катехизации в современной России

Стр. 1532
Аннотация: В статье анализируется учение св. Симеона Нового Богослова о боговидении и наставлении монаха Св. Троицей как основании для последующего выполнения им катехизаторской миссии. По сравнению с «вертикально» ориентированной духовностью св. Симеона более экклесиоцентричный подход Феофана Никейского отличается акцентом на горизонтальном аспекте связей между духовенством и прихожанами в деле научения любого желающего православной истине. Феофан Никейский вводит особое понятие «ангелов Церкви» — активных мирян, помогающих священникам на приходе в деле катехизации и назидания. Оба этих подхода необходимо совмещать при решении современных пастырских и катехизических задач.

Ключевые слова: прп. Симеон Новый Богослов, Феофан, митр. Никейский, катехизация, боговидение, «ангелы Церкви», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». 
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

К 100-ЛЕТИЮ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Акишин С. Ю., Печерин А. В.
История Екатеринбургской духовной семинарии (1912–1919): преподавательская корпорация, воспитанники, учебный процесс

Стр. 3378
Аннотация: В статье исследуется организация учебного процесса духовной семинарии в уездном городе Екатеринбурге. Открытие ее стало важным этапом в истории становления духовного образования на Среднем Урале. Открытая изначально в форме семинарских классов при духовном училище в 1912 г. и утвержденная Святейшим Синодом в своем полноценном виде в 1916 г., она сумела сделать только 2 сокращенных выпуска и была закрыта после взятия Екатеринбурга Красной армией 14 июля 1919 г. За это недолгое время через аудитории духовной школы прошли до четырехсот воспитанников и преподавателей. Ход учебного процесса, влиявших на него факторах, региональные условия жизни и особенности Екатеринбургской семинарии, о том, из кого формировался состав учащихся и как проходила учеба в стенах этой духовной школы — этому посвящено настоящее исследование.
Семинария была призвана формировать мировоззренческие позиции будущих пастырей Церкви, а значит, и их будущих прихожан, людей, исповедающих православную веру, — а таких, как известно, даже согласно переписи 1937 г. было большинство. Можно сказать, что семинария и ее преподавательский состав должны были иметь перед собой важную цель: формирование духовной среды на Среднем Урале, и в этом контексте важно изучение преподавательского состава семинарии и мировоззренческих установок преподавателей. В настоящей статье в этом направлении сделаны лишь самые предварительные шаги.
На долю выпускников Екатеринбургской духовной семинарии пришлось тяжелейшее время гражданской войны в России, репрессий, вынужденной эмиграции. В статье представлен краткий источниковедческий экскурс исследуемой темы, обозначены основные группы источников, к которым можно обращаться при исследовании судеб выпускников и преподавателей духовной школы. В настоящем исследовании впервые проанализированы все опубликованные списки учеников за разные годы, на основе которых был реконструирован полный список всех лиц, обучавшихся в духовной семинарии с 1912 по 1919 гг. Он опубликован в приложении к статье. На основе обнаруженных в разных источниках отрывочных сведений о преподавателях семинарии была проведена попытка восстановления состава преподавательской корпорации; приведены послужной список ректора семинарии и краткие биографические сведения об отдельных преподавателях; дан краткий анализ учебного процесса семинарии с раскрытием его характерных особенностей. Раскрытию картины повседневной жизни учащихся семинарии служат публикуемые в приложении рапорт преосвященного Серафима (Александрова) и ряд других документов.

Ключевые слова: Екатеринбургская духовная семинария, духовное образование, богословское образование, духовная школа, подготовка священнослужителей, учебный процесс.

Акишин С. Ю. 
К вопросу о дате открытия Екатеринбургского уездного духовного училища

Стр. 7996
Аннотация: 
Статья посвящена выяснению даты открытия в Екатеринбурге начального учебного заведения для детей духовенства — уездного духовного училища. В историографии указываются различные даты его открытия, однако на основании неопубликованных источников из фондов Национального архива Республики Татарстан и Российского государственного исторического архива можно с ювелирной точностью определить время его открытия — 14 сентября 1836 г. Вопрос об открытии в Екатеринбурге уездного училища был связан, с одной стороны, с образованием в г. Екатеринбурге в 1833 г. викариатства, с другой — с недостаточной материальной базой Пермского и Далматовского духовных училищ и невозможностью обучения в них всех детей духовенства обширнейшей Пермской епархии. Обсуждение вопроса было инициировано в 1834 г. архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием (Федоровым), однако положительное его разрешение затянулось почти на полтора года. Открытое в 1836 г., уездное училище имело административно-преподавательский состав из 4-х человек, получивших образование в Московской духовной академии и Пермской духовной семинарии. Уездное училище первоначально располагалось в доме коллежского советника Высоцкого, но в 1843 г. у наследников купца Федора Коробкова был приобретен дом, в котором, после проведенных там ремонта и перестройки, и было размещено учебное заведение, просуществовавшее на этих площадях вплоть до 1919 г. В Приложении к статье публикуется ряд неизвестных документов, касающихся истории открытия училища: письмо архиеп. Аркадия обер-прокурору Святейшего Синода С. Д. Нечаеву, представление архиеп. Аркадия в Святейший Синод об открытии училища, акт открытия училища, рапорт Правления Пермской духовной семинарии об открытии училища и донесение Правления той же семинарии о приобретении дома наследников Ф. Коробкова.

Ключевые словаЕкатеринбургское уездное училище, духовное образование на Урале, архиепископ Аркадий (Федоров), епископ Евлампий (Пятницкий).

Полетаева Е. А.
Описание рукописных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (часть 4)

Стр. 97151
Аннотация:  
В статье представлено полное научное описание пяти рукописных книг XVIII–XIX вв. из коллекции библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии. К самым ранним из описываемых рукописей относится Месяцеслов 1732 г., выполненный поморским полууставом. Старообрядческую рукописную традицию демонстрируют еще два сборника смешанного состава XVIII в., в состав которых вошли многочисленные выписки из памятников древнерусской книжности (Пролога, Патериков, Великого Зерцала, Сына церковного, Старчества, Пандока, Скитского покаяния и др.) и сочинений святых отцов Церкви (Иоанна Златоустого, Кирилла Александрийского, Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Ипполита, папы Римского). Наряду с популярными у староверов выписками о вере и Церкви, о еретиках и лжепророках, о скончании века и об антихристе, о правильном наложении крестного знамени, в сборниках мы обнаруживаем редко встречаемые сочинения с историческим содержанием (Послание старца Филофея Псковского царю Иоанну Грозному, Повесть о двух посольствах, выписку из Хронографа о взятии турок), агиографические тексты (Жития прп. Сергия Радонежского, прп. Алексия, человека Божия), философские притчи — Сказание Максима Грека «о птице Струфокамиле». Среди новых поступлений примечателен рукописный конспект лекций по Нравственному богословию, прочитанных проф. Ф. И. Павловским ученикам Пермской духовной семинарии в 1848 г. Конспект лекций был составлен семинаристом Терентием Поповым. Одна из владельческих записей свидетельстует о принадлежности рукописи иерею Петру Решетникову из д. Ерши Осинского уезда Пермской губернии, будущему священномученику. Концом XIX в. датируется литературный сборник, включающий Житие святителя Николая редакции Симеона Метафраста с 27 чудесами, похвалой чудотворцу, Сказанием о перенесении честных мощей чудотворца, и др. Кроме жития в сборник вошло «Слово святителя Григория Богослова о святой Божественной литургии» и cписок «Сына церковного», катехизического сочинения, составленного в XVII в. Последнее сочинение, включающее более сотни кратких наставлений духовному чаду, обратившемуся из инославных в православие, подробно знакомит с правилами внешнего благочестия. Описание рукописных книг выполнялось согласно следующей схеме: указывался инвентарный номер рукописи, ее полное название (принятое в научном обиходе) и датировка, формат, количество листов, наличие старой пагинации, колонтитулов; приводилась характеристика бумаги с описанием филиграней и соотнесением их со справочниками; выявлялось количество почерков с указанием их границ полистно, давалась характеристика орнаментики, украшений (наличие миниатюр, заставок, концовок, буквиц, киноварных инициалов) и переплета, оценивалась сохранность рукописи, полностью приводились владельческие записи, указывалось на наличие киноварных помет, приводилась постатейная роспись содержания, по возможности, с атрибуцией памятника и указанием на его исследование.

Ключевые словарукописная книга, библиотеки, археографическое описание, книжные памятники.

Мангилёв П., прот.
Редкие книги гражданского шрифта в библиотеке Екатеринбургской духовной семинарии

Стр. 152184
Аннотация: Предлагаемый вниманию читателей материал содержит описания редких книг гражданского шрифта из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии, изданных до 1830 г. (за одним исключением). Всего в публикации сообщаются сведения о 40 единицах хранения. Это 10 изданий XVIII в. и 29 — XIX в. (в общей сложности, 36 единиц хранения — несколько изданий заключены в один переплет), а также одно периодическое издание (1823 г.), две книги на латинском языке (XVIII в. и XIX в.) и одно литографированное издание (1839 г.) — сборник библейских переводов протоиерея Герасима Павского. Во вступительной статье сообщается о наиболее интересных изданиях, даются сведения о владельцах книг: архимандрите Лаврентии (Кордете), священнике Василии Удинцеве, священнике Андронике Ляпустине и др. В каталоге, кроме библиографического описания, дается описание переплетов изданий и воспроизводятся записи на книгах. В приложении публикуется предисловие к задачнику, составленному Алексеем Вишневским, содержащее интересные факты по начальной истории Пермской духовной семинарии.

Ключевые слова: редкая книга гражданской печати, библиотеки, история духовного образования.

Богданова Т. А. 
«На мою долю выпал жребий весьма завидный, он научит меня переносить трудности в жизни слуги Церкви и Отечества!»: архимандрит Моисей (Рыбальский) по письмам к епископу Иеремии (Соловьеву)

Стр. 185232
Аннотация:
Статья посвящена архимандриту Моисею (Рыбальскому), незаурядному представителю ученого монашества, почти тридцать лет отдавшему духовно-училищной службе: бывшему наставником в Ставропольской (1849–1852), инспектором в Тифлисской (1853–1858), ректором в Смоленской (1858–1861) и Томской (1861–1877) семинариях, настоятелем Хирского Стефановского и Спасо-Преображенского Авраамиева монастырей. Трижды (в 1853, 1854, 1856 гг.) он ездил в Тегеран к Императорской российской миссии для совершения пасхальных богослужений в миссии, был принят при персидском дворе, награжден от шаха тростью и шалью, имел золотой наперсный крест, ордена св. Анны 2-й ст. и св. Владимира 4-й и 3-й ст. После увольнения от духовно-училищной службы — настоятель Богородицкой Площанской пустыни (1877–1884), духовный писатель. В основу статьи положены письма о. Моисея своему воспитателю и духовному наставнику епископу Иеремии (Соловьеву; в схиме Иоанну), известному своей подвижнической жизнью, в послушании коего о. Моисей оставался до конца жизни. Внимание сосредоточено на личности о. Моисея, стойком и преданном служении его духовной школе, вопреки различным сложным обстоятельствам времени и места.

Ключевые слова: архимандрит Моисей (Рыбальский), епископ Иеремия (Соловьев), старчество, ученое монашество, духовное образование.

ПУБЛИКАЦИИ

Керский С. В.
Отчет о деятельности Екатеринбургского уездного духовного училища (подготовка текста диак. А. Рункевича, вступ. ст. и коммент. А.В. Мангилёвой)

Стр. 233266
Аннотация: 
Публикуемый отрывок из отчета синодального ревизора С. В. Керского посвящен обзору состояния Екатеринбургского уездного духовного училища в период проведения церковных реформ. В отчете оценивается материальное положение училища (здания училища, учебные помещения, церковь, библиотека, жилые помещения, содержание учеников), дается характеристика преподавательского состава и воспитанников, организация учебной и воспитательной работы. Подробно описываются учебный процесс, условия проживания учеников на квартирах и в общежитиях. Имеются сведения об учебных пособиях, методике преподавания различных предметов. Описана учебная нагрузка преподавателей и внесены предложения по ее изменению в связи с изменениями учебных планов. Благодаря содержащимся в Российском государственном историческом архиве черновым материалам к отчету удалось восстановить имена преподавателей Екатеринбургского духовного училища (А. М. Кроткова, П. А. Кроткова, Н. А. Диомидовского, Г. А. Плотникова, К. М. Наумова, А. Г. Дергачева), что имеет особую ценность в связи с тем, что почти все они являются героями воспоминаний Д. Н. Мамина-Сибиряка, окончившего Екатеринбургское уездное духовное училище незадолго до ревизии С. В. Керского. Благодаря этим воспоминаниям и документам из фондов Государственного архива Свердловской области удалось установить и другие сведения о жизни и служебной деятельности этих лиц. В целом автор отчета высоко оценил материальную оснащенность училища, работу преподавателей и правления училища, уровень подготовки воспитанников.

Ключевые слова: Екатеринбургское уездное духовное училище, С. В. Керский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Великие реформы, система духовного образования.

 

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ

Никола Р. Казански
Русская православная литература в Болгарии 1920–1948 гг.: библиография

Стр. 267285
Предлагаемая библиография отражает основные публикации русских православных богословов в Болгарии с 1920 по 1948 гг. Она составлена на основе болгарской книжной летописи и систематического библиографического исследования главных болгарских православных периодических изданий того времени — «Годишник на Софийския университет: Богословски факултет» (1923–1944), «Духовна култура» (1920–1948), «Православен мисионер» (1932–1947) и «Църковен вестник» (1920–1948), а также «Труды V-го съезда Русских академических организаций за границей», состоявшегося в Софии в 1930 году. Составление исчерпывающей библиографии публикаций русских православных богословов и публицистов в Болгарии является пока трудно осуществимым в силу отсутствия национальной летописи журнальных и газетных статей на этот период, а также крайне затрудненного доступа к комплектам русских газет, выходившим в этот период на территории Болгарского Царства.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Всероссийская научная конференция «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)»

Стр. 286–292

ЮБИЛЕИ

Юбилей митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла

Стр. 293–310

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ (некрологи)

Памяти архиепископа Мелхиседека (Лебедева)

Памяти игумена Лавра (Короткова)

Стр. 311–326

SUMMARIES

Аннотации к статьям (на английском языке)

Стр. 327331

Сведения об авторах

Стр. 332

ISSN 2224-5391

Полная версия

bulletin 1(13)-2016

В38
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии /
Информационно-издательский отдел ЕДС. — Екатеринбург, 2016. — Вып. 3(15). — 334 с.: цв.ил.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Богословие и христианская философия
История Церкви

ПУБЛИКАЦИИ

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЮБИЛЕИ 

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ (некрологи)

 

Редакция Вестника ЕДС 
Контакты, информация