Екатеринбургская духовная семинария

Екатеринбургская духовная семинария

620017 Россия, г. Екатеринбург,
ул. Вали Котика, 13 а
+7 (343) 331-25-01


Выпуск 1(13). 2016

ИССЛЕДОВАНИЯ

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

Хоруженко О. И.
О вероисповедании литовского великого князя Ольгерда

Стр. 11-29
Аннотация: В статье рассматривается проблема достоверности источников о принятии великим литовским князем Ольгердом, рожденным «огнепоклонником», православия. В историографии иногда высказываются суждения о его двух- или трехкратном обращении в христианство: перед его первым браком с княжной Марией Витебской, перед вторым браком с княжной Ульяной Тверской и накануне смерти, когда он якобы принял и крещение, и схиму. Между этими событиями Ольгерд проявляет себя и характеризуется современниками язычником, что предполагает его неоднократное же отступление от христианства. Подобные суждения представляются противоречивыми, что потребовало обратиться к источникам, на которых они основываются. Показано, что современные Ольгерду источники московского, византийского, ливонского происхождения последовательно аттестуют литовского князя язычником, в том числе и на момент его кончины и погребения. Наиболее ранние сведения о мнимом крещении Ольгерда относятся к концу XV в. Это Послание митрополита Спиридона-Саввы (здесь Ольгерду дано христианское имя Александр, в схиме — Алексий) и синодик («помянник») Киево-Печерского монастыря (здесь Ольгерд именуется Дмитрием). В этих памятниках приписанное Ольгерду православие должно было решать определенные идеологические задачи: возвеличивание тверского княжеского дома и, в частности, великой княгини Ульяны Александровны, декларация древнего почитания Киево-Печерской обители со стороны литовских великих князей. Специально в статье исследуются вопросы о хронологии и обстоятельствах, связанных с гибелью виленских мучеников, текстологии Киево-Печерского помянника.

Ключевые слова: Православие в Великом княжестве Литовском, Ольгерд, язычество, мученики виленские, княжеские пиры, Послание Спиридона-Саввы, Киево-Печерский помянник.

Полетаев А. В., Полетаева Е.А.
Старопечатные книги XVII–XVIII вв. в собрании православного музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря

Стр. 30-44
Аннотация: В статье представлены материалы по книжной археографии, знакомящие читателей с коллекцией старопечатных кириллических книг Православного музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Публикация содержит научное описание пяти наиболее ранних по времени типографского выхода старопечатных книг: двух кодексов XVII в. — «дониконовского» Евангелия Учительного, изданного на Московском Печатном дворе в 1633 г. и вышедшего после церковной реформы патриарха Никона Cлужебника с соборным свитком (М.: Печатный двор, 1668) и трех изданий XVIII в.: Евангелия, выпущенного Печатным двором в Москве в 1711 г., после упразднения Петром русского патриаршества, Евангелия, напечатанного при Павле I в Московской типографии Святейшего Синода (М.: Синодальная типография, 1796) и изданной год спустя Библии (М.: Синодальная типография, 1797).

Ключевые слова: Православный музей Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, книжная археография, старопечатная книга XVII–XVIII вв.

Клементьев А. К.
Материалы к жизнеописанию Константина Петровича Струве (1900–1949), в монашестве архимандрита Саввы, благочинного Типографского иноческого братства прп. Иова Почаевского в Ладомировой в Словакии (по письмам родным и друзьям)

Стр. 45-120
Аннотация: В настоящей статье использованы материалы о среднем сыне академика Петра Бернгардовича Струве — Константине (1900–1949), в монашестве архимандрите Савве, благочинном Русского Типографского монашеского братства в селении Ладомирова в Словакии. Вводятся в научный оборот эпистолярные материалы К. П. Струве (архим. Саввы), его отца, матери и братьев из архива проф. Н. А. Струве. Использованы также неизданные документы, происходящие из архива Типографского братства, архивов Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, Германской епархии РПЦЗ в Мюнхене, архива протопресвитера Б. А. Бобринского и других собраний.
В переписке К. П. Струве содержатся сведения о его обучения в Германии и Чехословакии, начале его церковно-просветительской деятельности, планах создания церковного издательства, объединяющего видных православных ученых эмиграции. В письмах содержатся подробнейшие описания процесса обучения и быта студентов первого курса Свято-Сергиевского института, доступная информация о котором крайне скудна, отзывы о преподавателях прот. С. Н. Булгакове, С. С. Безобразове, прот. Г. В. Флоровском, еп. Вениамине (Федченкове), Л. А. Зандере и других. Рассказывается и об истории возникновения студенческого Свято-Сергиевского братства и создании популярного в эмиграции журнала «Сергиевские листки», основанного по инициативе и при деятельном участии К. П. Струве. Уделено внимание межконфессиональным контактам студентов Свято-Сергиевского института. Рассказано о работе К. П. Струве в Православно-миссионерском зарубежном русском подворье в г. Белая Церковь в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев под руководством о. Иоанна (Шаховского), о подготовке К. П. Струве к принятию монашеского пострига под руководством известного архимандрита Амвросия (Курганова) в монастыре Мильково, где начинали свой путь многие известные иерархи Зарубежной Русской Церкви.
Последующая жизнь о. Саввы (с 1931 г. до самой кончины) связана с деятельностью Типографского братства в Ладомировой и редактированием газеты «Православная Русь», ставшей единственным в истории эмиграции общерусским православным периодическим изданием и в годы Второй мировой войны продолжавшей распространяться во многих странах русского рассеяния в силу совершенно особенного политического положения возникшего к тому времени независимого Словацкого государства.

Ключевые слова: архимандрит Савва (Струве), Петр, Антонина, Аркадий Струве, епископ Сергий (Королев), архимандрит Серафим (Иванов), Сергиевское подворье в Париже, богословское образование, журнал «Сергиевские листки», Карпатская Русь, газета «Православная Карпатская Русь», Православная Церковь в Словацком государстве, церковная эмиграция в период Второй мировой войны, православное просвещение, православное книгопечатание, церковная периодика.

 

ПУБЛИКАЦИИ 

«Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки…» (Письма протоиерея Николая Виноградова к А. А. Дмитриевскому) (вступ. ст., публ. и прим. Н. Ю. Суховой)

Стр. 121-209
Аннотация: В публикации представлены письма профессора Казанской духовной академии протоиерея Николая Петровича Виноградова к другу и соученику по академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. Письма охватывают период с 1893 по 1927 г. В них освещаются проблемы развития богословской науки и учебного процесса Казанской духовной академии в стабильный период ее деятельности (1893–1898), особенности духовно-академической жизни в мятежный период российской истории начала XX в. (1907–1916), судьбы членов казанской духовно-академической корпорации в послереволюционный период, после прекращения деятельности академии (1925–1927). К письмам протоиерея Н. Виноградова присоединено письмо его вдовы Раисы Никандровны 1928 г. с описанием кончины и погребения супруга. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и продолжают цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста.

Ключевые слова: протоиерей Николай Петрович Виноградов, Алексей Афанасьевич Дмитриевский, Казанская духовная академия, высшее духовное образование, богословская наука.

Буткин Николай, прот. Роман «Виноградари. Часть II. Обреченные» (вступ. ст., публ. и прим. С. Г. Буткиной)

Стр. 210-272
Аннотация: В настоящей публикации вниманию читателей предлагается вторая часть романа протоиерея Николая Буткина (1882–1937) «Виноградари», названная автором «Обреченные» (первая часть романа опубликована в Вестнике ЕДС за 2014 г.), в которой описаны события 1917–1918 гг. В уездном зауральском городке Шадринске продолжается пастырское служение отца Григория Загуменных (псевдоним автора — прот. Николая Буткина). описываемые сюжеты переносят читателя то на поля Южного Зауралья, где с чаяниями о дожде продвигается крестный ход крестьян, то к бурным событиям «эпохального» первого свободного Екатеринбургского съезда духовенства и мирян, то в гостиную земского начальника, где неожиданно разгорается жаркая полемика о судьбе русского духовенства и о человеке. И даже… разверзается бездна человеческой души, представленная в письмах прихожанки. смелое, точное и глубокое слово пастыря, тонко чувствующего боль человеческой души, обращено не только к горожанам послереволюционного Шадринска, но и к современному читателю. Роман является уникальным источником как по церковной истории Шадринска в эти переломные годы, так и в целом по истории Екатеринбургской епархии. но самое главное — он отражает жизнь провинциального пастыря в сложное время социальных и политических перемен. В нем нашли отражение личные искания автора, связанные с осмыслением своего пастырского служения. Роман дарит читателям встречи с живыми людьми, воскрешает историческую память о трагических страницах истории Церкви и отечества начала XX в.

Ключевые слова: протоиерей Николай Буткин, роман «Виноградари», гражданская война, Русская Православная Церковь в XX в., город Шадринск, история Екатеринбургской епархии, отец Григорий Загуменных.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Хроника научной жизни за 2014/2015 учебный год. Отзывы и рецензии на дипломные работы выпускников 2014/2015 г.

Стр. 273-287

SUMMARIES

Аннотации к статьям (на английском языке)

Стр. 288-291

Сведения об авторах

Стр. 292

ISSN 2224-5391

Полная версия

bulletin 1(13)-2016

В38
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии /
Информационно-издательский отдел ЕДС. — Екатеринбург, 2016. — Вып. 1(13). — 294 с.: цв.ил.

ИССЛЕДОВАНИЯ

История Церкви и археография

ПУБЛИКАЦИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  

Редакция Вестника ЕДС 
Контакты, информация