Екатеринбургская духовная семинария

Екатеринбургская духовная семинария

620017 Россия, г. Екатеринбург,
ул. Вали Котика, 13 а
+7 (343) 331-25-01


Выпуск 4(12). 2015

К 1000-ЛЕТИЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Макарий (Веретенников), архим.
О периодизации истории Русской Церкви

Стр. 13-30
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о периодизации истории Русской Церкви. Прежде всего показываются подходы к решению этого вопроса историков Церкви, начиная от митрополита Платона (Левшина) и до современных исследователей. К числу рассмотренных концепций деления русской церковной истории относятся труды как известных, так и малоизвестных историков: митрополита Платона (Левшина), А. Н. Муравьева, святителя Филарета (Гумилевского), П. В. Знаменского, П. И. Малицкого, А. П. Доброклонского, Е. Е. Голубинского, протоиерея Алексия Лаврова, священника Сергия Мансурова, Е. Сумарокова, диакона Владимира Русака, И. К. Смолича, А. В. Карташева, Н. Д. Тальберга, В. И. Петрушко, протоиерея В. Цыпина. Автор показывает, какие факторы легли в основу той или иной периодизации и в чем, на его взгляд, заключаются их сильные или слабые стороны. К некоторым концепциям автор высказывает свои замечания, комментарии и т. д.
Автор полагает, что необходимо новое осмысление периодизации истории Русской Церкви, и предлагает свой подход. В основу дефиниций всех исторических периодов, по его мнению, может быть взят сан предстоятелей, возглавлявших Русскую Церковь. При таком подходе даты и названия периодов можно представить следующим образом: Митрополичий (988–1589), Патриарший (1589–1700), Синодальный (1700–1917) периоды и современный период восстановленного Патриаршества (1917—). Причем первый период обязательно делится на две части: 988–1448 гг., когда Русскую Церковь возглавляли митрополиты, находившиеся в константинопольской юрисдикции, и, наконец, 1448–1589 гг., когда во главе Русской Церкви стояли автокефальные Всероссийские митрополиты.

Ключевые слова: История Русской Церкви, периодизация, периоды русской церковной истории, введение в историю Русской Церкви.

Морозова Л. Е.
Государственная деятельность княгини Ольги

Стр. 31-41
Аннотация: Статья посвящена анализу государственной деятельности великой княгини Ольги и определению ее вклада в становление и развитие Древнерусского государства в X в. Для более четкого раскрытия данных вопросов в статье сначала определены черты раннего государственного объединения, созданного первыми древнерусскими князьями: Рюриком, Олегом и Игорем. Автор делает вывод, что в нем отсутствовали такие важные черты государства, как верховная власть, основанная не только на военной силе, но и на договоре со всеми подданными, четко выраженная граница, единое законодательство и т. д. Поэтому Древняя Русь при первых князьях была непрочным объединением и в любой момент могла распасться на отдельные части. В 945 г., как известно, против великого князя Игоря подняли восстание древляне и убили его.
Перед овдовевшей княгиней Ольгой встали задачи не только сохранить за собой и малолетним сыном Святославом верховную власть, но и укрепить аморфное образование — Древнюю Русь путем превращения ее в настоящее государство. Она с успехом справилась с этими сложнейшими проблемами. Лично отомстив древлянам за смерть мужа, она продемонстрировала всем силу, способность усмирять бунтовщиков и водить полки. В древнейшие времена это были главные качества верховных властителей. После этого княгиня провела важнейшие реформы: определила границы страны, выделила княжеский домен, урегулировала вопрос налогообложения, заложила основы законодательства. Затем она занялась укреплением и расширением международных связей и, чтобы встать в один цивилизационный ряд с другими европейскими странами, планировала крещение подданных. Но это ей сделать не удалось из-за целого ряда объективных причин.
В заключительной части статьи сделан вывод о вкладе великой княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Он состоял в укреплении верховной власти не с помощью силы, как это было при первых древнерусских князьях, а путем урегулирования отношений с подданными. Княгиня придала прежнему аморфному объединению племен государственные черты: обозначила границы, реформировала налогообложение и разработала основы законодательства. В правление Ольги изменилась и внешняя политика. Ее целью стали не завоевательные походы, а культурный и торговый обмен с соседними странами. В статье ставится вопрос о важной роли княгини Ольги в формировании взглядов и убеждений крестителя Руси князя Владимира.

Ключевые слова: Древняя Русь, государственная деятельность княгини Ольги, укрепление верховной власти, реформа налогообложения, основы законодательства, мирная внешняя политика, крещение в Константинополе, проблема христианизации Древнерусского государства.

Никулин Иоанн, свящ.
Святой князь Владимир и Крещение Руси в концепции «византийского наследия» (по сочинениям сибирского митрополита Игнатия [Римского-Корсакова])

Стр. 42-47
Аннотация: В статье на основании источников показывается изменение места и понимания роли святого князя Владимира и Крещения Руси в конце X в. в концепции «византийского наследия». В официальной идеологии Московского царства данная концепция приходит на смену господствовавшей ранее теории «Москва — Третий Рим» в середине XVII в. Отличие новой идеи состоит в том, что уже не упоминается ветхий Рим, греки сохраняют неповрежденную веру, а московские цари — наследники Византии, их задача воссоздать Ромейское царство и освободить всех православных христиан. Автор статьи приходит к выводу, что роль крестителя Руси очерчивается в зависимости от отношения к православному Востоку (прежде всего, к грекам). В рамках идеи «Москва — Третий Рим» факт принятия веры от греков ставится под сомнение, намеренно замалчивается, становится неудобным, акцент смещается на восприятие веры от апостола Андрея. В пришедшей на смену идее «Москва — Третий Рим» в середине XVII века концепции «византийского наследия» коренным образом меняется отношение к факту принятия веры от Византийской империи. Автор сравнивает отношение к факту принятия веры от греков старца Арсения Суханова и митрополита Сибирского Игнатия (Римского-Корсакова). Факт Крещения Руси не только признается, но и становится актом трансляции империи, актом постепенной передачи царской (императорской) власти, актом вхождения в политическую жизнь Византийской империи.

Ключевые слова: «византийское наследие», Крещение Руси, князь Владимир, митрополит Игнатий (Римский-Корсаков).

Петр (Гайденко), иером.
Несколько замечаний о социальных аспектах древнерусского монашества XI — первой половины XIII вв.

Стр. 48-78
Аннотация: Особенности формирования монастырских общин в Древней Руси не раз становились предметом научного исследования. Тем не менее по-прежнему остаются плохо выясненными многие аспекты организации монашества в целом и комплектования конкретных иноческих общин в частности. Представленная статья пробует отчасти восполнить выявленные лакуны, еще раз формулируя проблему социальных принципов пополнения древнерусского монашества.
На процесс возникновения монашеских общин в Древней Руси оказывало влияние множество факторов, в том числе социальная организация самого восточнославянского общества, а также ситуация внутри правящих элит. Особенностью древнерусского иночества может считаться то, что его основу составили представители княжеского окружения и наиболее обеспеченных городских слоев. Такое положение дел объяснялась как культурными особенностями эпохи, так и нормами монашеской жизни, допускавшими неформальные ограничения для поступавших и даже предполагавшими обязательное внесение кандидатом определенных материальных взносов.
Судя по всему, принятие обетов несло существенное поражение прежних социальных и иных прав инока. Крайне сложны были отношения и внутри общин: это касалась как имущественных, так и существенных моральных различий насельников. Приходится отметить, что требования к личным нравственным, религиозным и интеллектуальным качествам иноков с каждым поколением снижались.
Все перечисленное позволяет заключить, что социально-правовое положение иночества в XIXIII вв. оставалось крайне нестабильным как внутри самой церковной иерархии, так и в глазах правящей верхушки. Предельно сложной была ситуация и в отношении пополнения иноческих общин новыми насельниками. Если первые монахи отличались независимостью суждений, искренней аскетичностью и ярко выраженным религиозным чувством, то с середины XII в. ситуация изменятся. Наиболее вероятной причиной происходивших трансформаций, как видится, следует рассматривать изменение качества самих элит и княжеского окружения, из которых рекрутировались новые поколения иноков.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, древнерусское монашество, Киево-Печерский монастырь, Новгородская епископия, Киевская Русь.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

БОГОСЛОВИЕ И ПАТРОЛОГИЯ

Макаров Д. И.
Из наблюдений над образом паука в 23-м «Гимне Божественной Любви» прп. Симеона Нового Богослова

Стр. 79-85
Аннотация: В предлагаемой статье анализируется фрагмент из 23-го «Гимна Божественной Любви» св. Симеона Нового Богослова, посвященный описанию паука и его занятий. Выясняются переклички в трактовке образа св. Симеоном с речами свт. Григория Богослова и фрагментом Демокрита (154DK). Анализ паука и паутины, скорее всего, нужен автору для того, чтобы подчеркнуть, что Промысел Божий (вопреки Иоанну Италу и его единомышленникам) распространяется на все сущее.

Ключевые слова: прп. Симеон Новый Богослов, «Гимны Божественной Любви», свт. Григорий Богослов, Промысл Божий, Иоанн Итал, Демокрит, образ паука, пчела.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

Нечаева М. Ю.
Женские миссионерские монастыри Пермской епархии: от идеалов к воплощению

Стр. 86-111
Аннотация: В статье рассматриваются идеологическая основа и практика создания женских миссионерских монастырей на примере Пермской епархии конца XIX — начала ХХ вв. Отмечено, что концепция женского миссионерского монастыря была менее проработана идеологом российского миссионерства архимандритом Макарием (Глухаревым), чем мужского. Предлагаемый им проект создания женского образовательного миссионерского монастыря не был реализован ни им, ни при создании Православного Миссионерского общества. На практике получили распространение женские монастыри как миссионерские станы, которые служили для коренных народов не только центрами благочестия, но и образцовыми хозяйствами, благотворительными учреждениями, очагами начального образования. Создание таких монастырей не было частью церковной политики, они основывались по инициативе частных лиц, считающих своим христианским и гражданским долгом способствовать улучшению положения коренных народов России. В основе деятельности женских миссионерских монастырей лежала концепция Н. И. Ильминского, предполагавшая христианизацию через русификацию, которая должна была проводиться гуманными методами просвещения, проведения богослужения и проповеди на родных для этих народов языках, оказания благотворительной помощи. Женские миссионерские монастыри, устраиваемые в самых удаленных и бедных местах, где особо остро ощущался недостаток церквей и образовательных учреждений, способствовали не только их православной катехизации, но и усвоению русской культуры, в том числе более передовых форм хозяйствования, что позитивно сказывалось на развитии коренных народов России. Женским монастырям более удавалась миссионерская работа среди населения, имеющего языческие воззрения, чем среди старообрядцев. Необходимость специальной подготовки монахинь к миссионерской работе привела к организации в начале ХХ в. краткосрочных курсов для них, которые проводились и в Пермской епархии, а также к организации общероссийских высших женских богословских курсов. Привлечение монахинь к миссионерской работе было одной из форм расширения роли женщин в деле просвещения и благотворительности в России в конце XIX — начала ХХ вв.

Ключевые слова: миссионерские монастыри, миссионерская деятельность, архимандрит Макарий (Глухарев), русификация, модернизация, просветительная деятельность, Пермская епархия, священномученик Иаков Шестаков, архимандрит Зосима (Рашин).

Кустова Е. В.
Преподобный стефан Филейский и традиции афонского монашества на Вятке

Стр. 112-123
Аннотация: В статье на примере Вятской губернии рассматриваются вопросы взаимодействия России и Афона во второй половине XIX — начале ХХ в. Автором выявлены факторы, которые обусловили тесные связи Вятки со Святой Горой, в частности, показано значение «Писем Святогорца», автором которых был вятчанин иером. Серафим (Веснин). Личность вятского святогорца и его литературные произведения оказали значительное влияние на формирование устойчивой традиции активного паломничества вятчан на Афон, многие из которых приняли там монашеский постриг.
В статье раскрывается процесс влияния паломников и монахов-афонитов на духовную жизнь края, благодаря которым на Вятке складывается особый слой из духовенства и мирян, избравших в качестве образца афонский духовный опыт. Одновременно формировался круг вятских благотворителей, которые оказывали материальную помощь Афону.
В центре внимания автора статьи стоит личность прп. Стефана Филейского, который не только дважды побывал на Афоне, прожив там несколько месяцев и впитав в себя опыт афонских обителей, но и стал активно прививать эти традиции на Вятской земле. Обращено внимание на отношение афонских монахов к вятскому старцу и его литературному наследию, что выразилось в широкой издательской деятельности его книг Пантелеимоновым монастырем и Андреевским скитом.
Автором раскрывается значение прп. Стефана как человека, который одним из первых стал прививать общежительный устав в вятских монастырях в Синодальный период, опираясь на афонский опыт, в частности, используя наставления духовника Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова). Созданный прп. Стефаном в конце XIX в. Филейский Александро-Невский монастырь стал проводником общежительного устава в Вятской епархии. Также он возродил традиции старчества на Вятской земле, продолженные его учениками, в первую очередь прп. Матфеем Яранским. В то же время в статье показаны проблемы, которые возникли в обители после смерти ее основателя, поскольку новые настоятели, даже имевшие опыт жизни в афонских монастырях, не смогли сохранить высокий уровень духовной жизни и соблюсти исполнение афонского устава.
Еще одним направлением взаимодействия Вятки и Афона, представленным в статье, стали присылаемые со Святой Горы иконы, которые имелись почти во всех вятских монастырях и во многих храмах. В частности, раскрывается история почитаемого на Вятке афонского образа вмч. Пантелеимона, который сохранился до наших дней.

Ключевые слова: Афон, Вятка, монашество, преподобный Стефан Филейский, общежительный устав, старчество, иконы.

Клюкина-Боровик Ю. В.
Переписи и материалы статистического учета численности старообрядцев Екатеринбурга в 1860–1890-х гг.

Стр. 124-130
Аннотация: Статья имеет целью публикацию новых, ранее неизвестных, документов, относящихся к жизни и деятельности преосвященного Варлаама (Денисова), архиепископа Черниговского и Нежинского, бывшего в свое время инспектором Вятской семинарии, а после занимавшего последовательно Екатеринбургскую и Оренбургскую кафедры. Публикуются: «Инструкция касательно поведения воспитанников [Вятской духовной] семинарии и надзора за оным старших», находящаяся в составе рукописного сборника из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (инв. № 57221) и три письма преосвященного Варлаама, адресованные игумении Магдалине (Неустроевой), настоятельнице Ека­теринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря (письма хра­нятся в частном архиве). «Инструкция» интересна, как отражение внутренней жизни духовной школы 30-х гг. XIX в. Письма содержат любопытные детали для характеристики епархиального быта XIX в., церковной жизни периода (оценка проекта свечной реформы). Содержащиеся в письмах детали представляют некоторый интерес для истории ювелирного дела в Екатеринбурге (упоминаются Екатеринбургские ювелиры Н. И. Лагутяев и И. С. Стебаков). В статье дан археографический обзор публикуемых документов. Публикация сопровождается текстологическим и реальным комментариями.

Ключевые слова: История Русской Православной Церкви, Вятская духовная семинария, Екатеринбургское викариатство Пермской епархии, Оренбургская епархия, архиепископ Варлаам (Денисов), игумения Магдалина (Неустроева), Николай Иванович Лагутяев, Иван Сергеевич Стебаков, камнерезное искусство, ювелирное искусство.

ЛИТУРГИКА

Ким С. С.
Литургические обычаи в проповедях Севериана Гавальского

Стр. 131-143
Аннотация: Заметка представляет собой обзор литургических обычаев и явлений, упоминаемых Северианом Гавальским в его проповедях. Будучи живым и запоминающимся оратором, Севериан Гавальский является ценным свидетелем различных обычаев, бытовавших в среде его константинопольской паствы в конце IV — начале V века; для наглядности проповеди он также ссылается и на современные ему богослужебные практики. В статье привлекаются недавно опубликованные и малоизвестные тексты Севериана; каждый проанализированный фрагмент сопропождается библиографической информацией. Литургическая документация представлена рядом цитат в древнегреческом оригинале и в нашем русском переводе.

Ключевые слова: Севериан Гавальский, византийская литургия IV–V вв., литургия в Константинополе, антифонное пение, Крещение, положение проповеди внутри богослужения, рукоположение, Трисвятое.

ПУБЛИКАЦИИ 

Переписные книги владений Верхотурского свято-николаевского монастыря 1678 года (часть 2: Переписная книга Н. И. Несенцева) (вступ. ст., публ. и прим. А. В. Полетаева)

Стр. 144-163
Аннотация: Работа завершает публикацию переписных книг земельных владений Верхотурского Свято-Николаевского монастыря в 1678 г. Вниманию читателей представлено описание, осуществленное верхотурскими сыном боярским Н. И. Несенцевым и подьячим А. Бутаковым. В переписной книге этими администраторами фиксируются «далние» угодья Никольской обители — находящаяся на р. Пышме заимка и ее насельники (живущие «за монастырем» люди — крестьяне, «бобыли», «вкладчики» и наемные работники). Кроме описания владений Верхотурской Никольской обители в задачу сына боярского и подьячего входила перепись всех находящихся на р. Пышме церковно-монастырских земель — владений Тобольского архиерейского дома и Невьянского Богоявленского монастыря.
В переписи земель Свято-Николаевского монастыря 1678 г. содержатся пространные, подчас уникальные материалы по социально-экономической истории обители. Однако этот источник, в отличие от проводившейся на два года позднее — в 1680 г. переписи Л. М. Поскочина, которая наряду с иными землями Верхотурского уезда отмечала и «никольские» (Пышминскую заимку, в частности), до сих пор в трудах по истории Свято-Николаевского монастыря используется крайне мало. Между тем, сравнение данных двух хронологически близких перечнево-массовых документов предоставляет историкам редкие исследовательские возможности. Названное обстоятельство делает актуальной полную публикацию текста переписных книг Верхотурской Никольской обители 1678 г. Настоящая работа, как уже сказано, являет собой вторую часть переписных материалов монастырских земель — переписную книгу Н. И. Несенцева. Текст источника снабжен историческими комментариями. Они касаются персонально-биографических данных упомянутых в переписи лиц.

Ключевые слова: Урало-Сибирская церковная история, Верхотурский Свято-Николаевский монастырь во второй половине XVII в., актовая археография, историческая генеалогия.

Учитель и ученик: письма 1897–1914 гг., связующие А. А. Дмитриевского и Н. Н. Пальмова (вступ. ст., публ. и прим. Н. Ю. суховой)

Стр. 164-241
Аннотация: В настоящей публикации представлен комплекс писем, связанных с именами двух ученых, внесших немалый вклад в развитие отечественной науки: великого литургиста, византиниста и востоковеда Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856–1929) и его ученика по Киевской духовной академии Николая Николаевича Пальмова (1872–1934) — на первом этапе исследовательской деятельности литургиста и церковного археолога, а в дальнейшем историка калмыцкого народа. В публикацию включено 26 писем Н. Н. Пальмова к А. А. Дмитриевскому, основная часть которых относится к 1909–1914 гг. В эти годы Н. Н. Пальмов преподавал в Киевской духовной семинарии, а с 1912 г. — в академии, А. А. Дмитриевский же, покинув академию, пребывал в Петербурге в должности секретаря Совета Императорского православного Палестинского общества. Эта подборка дополнена двумя письмами А. А. Дмитриевского к Н. Н. Пальмову, датируемыми 1914 г., а также двумя письмами (1912–1913 гг.) Н. Н. Пальмова к супруге своего учителя А. И. Дмитриевской. Публикация продолжает цикл представления архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью А. А. Дмитриевского.
В письмах затрагиваются три основные темы: литургические вопросы, связанные прежде всего с исследованиями Н. Н. Пальмова; внутренняя жизнь Киевской академии в контексте проблем духовной школы, с одной стороны, и церковной жизни Киева, с другой; жизнь Астраханской епархии, откуда были родом автор и адресат писем.
В представляемых письмах содержатся сведения, интересные и важные для историков Церкви, духовной школы, богословской науки.
Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

Ключевые слова: Николай Николаевич Пальмов, Алексей Афанасьевич Дмитриевский, Киевская духовная академия, Астраханская епархия, богословское образование, историческая литургика.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Хроника научной жизни за 2014–2015 учебный год. Отзывы и рецензии на дипломные работы выпускников 2014/2015 г.

Стр. 242-267

SUMMARIES

Аннотации к статьям (на английском языке)

Стр. 268-275

Сведения об авторах

Стр. 276

ISSN 2224-5391

Полная версия

b_n12-2015_news.jpg

В38
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии /
Информационно-издательский отдел ЕДС. — Екатеринбург, 2015. — Вып. 4(12). — 278 с.: цв.ил.

К 1000-ЛЕТИЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

ИССЛЕДОВАНИЯ

Богословие и патрология
История Церкви и археография
Литургика
 

ПУБЛИКАЦИИ

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  

Редакция Вестника ЕДС 
Контакты, информация