Екатеринбургская духовная семинария

Екатеринбургская духовная семинария

620017 Россия, г. Екатеринбург,
ул. Вали Котика, 13 а
+7 (343) 331-25-01


Выпуск 3(11). 2015

ИССЛЕДОВАНИЯ

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

Константин (Горянов), митрополит Карельский и Петрозаводский, проф.
Начало дальнейшего (к 500-летию со дня кончины св. прп. Иосифа Волоцкого)

Стр. 11-25
Аннотация: Настоящая статья посвящена личности и деяниям великого русского святого прп. Иосифа Волоцкого. С пятисотлетнего отстояния от времени жизни святого монаха автор статьи в историческом контексте рассматривает современное значение его монашеского и государственного служения. Это служение определяется не иначе, как подвиг, как опасная борьба с иноземными завоевателями, которые в лице иудея Схарии и с помощью его единомышленников пришли на Русь не с оружием, а с губительной идеологией, названной «ересью жидовствующих». Подробно рассматриваются в статье понятия «ересь» в целом и «ересь жидовствующих» в частности, исследуются причины возникновения немалого числа последователей этого враждебного традиционной православной вере учения. В историческом контексте статьи отражены не только фактические  события, связанные с чужеродной идеологической экспансией, но рассматриваются меры, своевременно принятые мудрыми подвижниками Русской Православной Церкви Иосифом Волоцким, Геннадием Новгородским. Исследуются также взаимоотношения «иосифлян» и «нестяжателей». В результате этого исследования доказывается ложность представления некоторыми историками Иосифа Волоцкого и Нила Сорского как идеологических противников. Актуальность подвига прп. Иосифа рассматривается автором в государственном значении, подчеркивается, что на «иосифлянстве» основывается  идеология Русской Православной Церкви XVI – XVII вв.  Прп. Иосиф Волоцкий одним из первых понял, что еретичество направлено на подрыв государственных устоев Руси, и борьба с ним была борьбой за сохранение суверенитета страны. В наше время, когда России приходится сталкиваться со многими идеологическими вызовами, с открытым богоборчеством, приходящими из западных стран, невозможно переоценить пример подвига прп. Иосифа Волоцкого. Автор в богословско-философских категориях, с помощью понятий динамической и актуальной бесконечностей экстраполирует значение подвига святого прп. Иосифа в будущее, в Вечность.

Ключевые слова: прп. Иосиф Волоцкий, свт. Геннадий Новгородский, ересь, ересь жидовствующих, Схария, иосифляне и нестяжатели, прп. Нил Сорский, идеология Русской Православной Церкви.

Макарий (Веретенников), архим.
К вопросу о национальности митрополита Филиппа I

Стр. 26-43
Аннотация: В статье автор обратил внимание на один из дискуссионных вопросов биографии третьего автокефального митрополита Русской Православной Церкви, святителя Филиппа I (1464–1473). Личность рассматриваемого митрополита мало известна в историографии. Наиболее неисследованной частью его жизнеописания является время до его поставления митрополитом в Московской Руси. Ключевым вопросом в разрешении вопроса о жизни будущего митрополита является его происхождение. Рассматривается историография вопроса, показываются различные точки зрения и аргументация их авторов. На основе анализа ряда источников различного происхождения доказывается греческое происхождение митрополита Филиппа I, в свете этого показывается и деятельность Московского митрополита. Реконструированная ранняя биография будущего митрополита выглядит следующим образом. По мнению автора, будущий митрополит родился в Византии в начале XV в. Он был патриаршим клириком-чиновником и жил в Константинополе. При постриге он был назван в честь апостола Филиппа. Его прибытие на Русь, вполне возможно, произошло вскоре после кончины митрополита Фотия, т. е. после 1431 г. В таком случае, послать его мог патриарх Иосиф II (1416–1439). После приезда он остался на Руси. Пробыл он на Руси достаточное время, обрусел, и память о его греческом происхождении почти утратилась. Трагедию гибели своей родины, взятие турками Константинополя в 1453 г. он пережил, уже будучи на Руси, которая стала ему второй родиной. В конце 1440-х гг. в актах Спасо-Евфимьевского монастыря называется архимандрит Филипп, который, как предполагается, позднее стал Суздальским владыкой и затем — Всероссийским митрополитом. Во время пребывания на Московской кафедре митрополит-грек ревностно отстаивал интересы Православия на Руси на внешнецерковном и внутрицерковном уровнях.

Ключевые слова: История Русской Церкви, митрополит Московский Филипп I, греки-митрополиты на Руси, Московская Русь XV в.

Каримова Н. С.
Награждения клириков и мирян в Екатеринбургской епархии в конце XIX — начале XX вв.

Стр. 44-56
Аннотация: Статья посвящена анализу награждений (сопричтений) за служение Церкви высочайшими (государственными) наградами священнослужителей и мирян в Екатеринбургской епархии. Рассматриваются поводы к награждениям и отмечаются награждения отдельными орденами и медалями (ордена святого равноапостольного князя Владимира, святой Анны, святого Станислава, медаль «За усердие», наперсный крест с украшениями из кабинета Его Величества). Среди получивших императорские награды — как известные церковные деятели, будущие исповедники и священномученики, так и многие деятельные прихожане, простые купцы, служащие консистории, духовных школ, рабочие и крестьяне. За каждым орденом, медалью стоят судьбы и подвиги людей, которых мы сегодня вспоминаем и чтим, стоит эпоха, насыщенная историческими событиями. Орденами и медалями за рассмотренный период (время царствования государя страстотерпца Николая II) в Екатеринбургской епархии было награждено не менее 380 лиц. Из них около 140 человек духовенства представлены к орденам св. кн. Владимира и св. Анны разных степеней. Золотыми и серебряными медалями «За заслуги» награждено около 240 мирян. Награждения приурочивались прежде всего к церковным и государственным праздникам (день рождения и день коронации императора), а также орденским дням. Но бывали и особые случаи. Исходным материалом исследования послужили высочайшие указы о награждениях, опубликованные в Екатеринбургских епархиальных ведомостях. Награды от Святейшего Синода и епархиального значения в настоящей статье не рассматриваются.

Ключевые слова: Екатеринбургская епархия, награждение духовенства, высочайшие награды, наградная система Российской империи, Собор Екатеринбургских святых.

Мангилёв Петр, прот., Рункевич А. С.
Новые материалы к биографии преосвященного Варлаама (Денисова), архиепископа Черниговского и Нежинского

Стр. 57-83
Аннотация: Статья имеет целью публикацию новых, ранее неизвестных, документов, относящихся к жизни и деятельности преосвященного Варлаама (Денисова), архиепископа Черниговского и Нежинского, бывшего в свое время инспектором Вятской семинарии, а после занимавшего последовательно Екатеринбургскую и Оренбургскую кафедры. Публикуются: «Инструкция касательно поведения воспитанников [Вятской духовной] семинарии и надзора за оным старших», находящаяся в составе рукописного сборника из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (инв. № 57221) и три письма преосвященного Варлаама, адресованные игумении Магдалине (Неустроевой), настоятельнице Ека­теринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря (письма хра­нятся в частном архиве). «Инструкция» интересна, как отражение внутренней жизни духовной школы 30-х гг. XIX в. Письма содержат любопытные детали для характеристики епархиального быта XIX в., церковной жизни периода (оценка проекта свечной реформы). Содержащиеся в письмах детали представляют некоторый интерес для истории ювелирного дела в Екатеринбурге (упоминаются Екатеринбургские ювелиры Н. И. Лагутяев и И. С. Стебаков). В статье дан археографический обзор публикуемых документов. Публикация сопровождается текстологическим и реальным комментариями.

Ключевые слова: История Русской Православной Церкви, Вятская духовная семинария, Екатеринбургское викариатство Пермской епархии, Оренбургская епархия, архиепископ Варлаам (Денисов), игумения Магдалина (Неустроева), Николай Иванович Лагутяев, Иван Сергеевич Стебаков, камнерезное искусство, ювелирное искусство.

ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Лютько Е. И.
Священник и современный мир: в поисках взаимопонимания

Стр. 84-99
Аннотация: Диалог с противоречивой и многогранной современностью является ощутимым вызовом для Церкви. Особенно болезненно это отражается в жизни священника, призванного постоянно взаимодействовать с самыми различными людьми, которые хотя и являются соотечественниками, но подчас вовсе не понимают друг друга. Многообразие «дискурсов» — социально обусловленных семантических систем — является характерной чертой общества модерна. Это обстоятельство должно учитываться как при разработке частной пастырской стратегии отдельно взятым священником, так и при формулировании задач, стоящих перед системой духовного образования в целом. В данной статье предлагается вариант структуры дискурсивной практики священника в контексте вызовов современного мира. Понятие об «инкарнационном пастырстве» подразумевает нахождение взаимопонимания священника и паствы на двух уровнях: «дискурса рациональности» и «дискурса эмоциональности». Первый является необходимой базой межличностных отношений в условиях эмоционально нейтральной ситуации. Эта категория стала особенно актуальна в Новое время, когда началась стремительная смена научных или общественно-политических парадигм и Церковь, как древнейший общественный институт, стала вырабатывать новые формы выражения вечных принципов христианства. «Дискурс эмоциональности» является традиционной категорией церковной проповеди. В ее рамках различаются положительная и отрицательная эмоциональные модальность. На протяжении всей истории эти модальности окрашивали собой церковное учительство, не выводя его за рамки ортодоксии. Внимательное отношение к этим двум категориям дискурса может помочь священнику пережить духовную и интеллектуальную ситуацию человека, а человеку — услышать и прочувствовать благовестие, с которым к нему обращается пастырь.

Ключевые слова: пастырское богословие, священник в современном мире, общество модерна, дискурс, духовное образование.

ПУБЛИКАЦИИ 

«‘‘Род учёных’’ не погибнет на свете» (переписка из двух столиц профессора Н. Н. Глубоковского и епископа Василия (Богдашевского) 1917–1921 гг.) (вступ. ст., публ. и примеч. Т. А. Богдановой и А. К. Клементьева)

Стр. 100-199
Аннотация: В публикацию включены письма заслуженного профессора Санкт-Петербургской духовной академии, члена-корреспондента Императорской Академии наук Н. Н. Глубоковского и ректора Киевской духовной академии епископа Василия (Богдашевского). Переписка между ними началась в 1890-е гг. Помимо профессиональных интересов (оба преподавали на кафедре Священного Писания Нового Завета) их сближало сходство взглядов на внутриакадемическую и церковную жизнь. После закрытия в 1918 г. Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковский состоял профессором по кафедре истории религий Передней Азии Петроградского университета, профессором Богословского института и архивариусом бывшего Синодального архива. Публикуемые 49 писем охватывают период с 1 февраля 1917 по 15/28 ноября 1922 г. и написаны корреспондентами, находящимися в Петрограде и Киеве, два письма (№ 14 и № 16, 1920 г.) посланы из Вологды, где Н. Н. Глубоковский находился в командировке. В письмах содержатся сведения о положении Петроградской и Киевской духовных академий, трагические подробности различных сторон жизни духовно-академической корпорации: научной, учебно-педагогической, бытовой, сведения о Петроградском Богословском институте и других учреждениях, в которых служил Н. Н. Глубоковский. Два письма написаны Глубоковским после отъезда в июле 1921 г. из России. Одно — из Берлина, где он провел нес­колько недель в надежде найти занятия и кров. Последнее письмо, завершающее публикацию, из Белграда. При содействии Сербского Синода Н. Н. Глубоковский занял должность профессора богословского факультета Белградского университета.

Ключевые слова: Н. Н. Глубоковский, епископ Каневский Василий (Богдашевский), Петроградская духовная академия, Киевская духовная академия, Петроградский Богословский институт, духовно-академическая корпорация, богословские факультеты, голод в Петрограде, гражданская война на Украине.

Переписные книги владений Верхотурского Свято-Николаевского монастыря 1678 года (часть 1: Переписная книга И. К. Коптева) (вступ. ст., публ. и примеч. А. В. Полетаева)

Стр. 200-236
Аннотация: Публикация представляет одну из переписных книг земельных владений Верхотурского Свято-Николаевского монастыря в 1678 г. — книгу, составленную верхотурским сыном боярским И. К. Коптевым и подьячими Д. Бобайловым и В. Рожиным. В данной книге писцами фиксируются «ближние» земли Свято-Николаевской обители, а также живущие на них «за монастырем» люди — крестьяне, «половники», «вкладчики», наемные работники («далние» монастырские угодья — находящуюся на р. Пышме заимку и ее насельников, «писали» другие администраторы). Общеизвестно — в годы царствования Федора Алексеевича в «Московии» производилась всеобщая перепись церковно-монастырских земель. Не секрет, что под видом обиходного документального контроля скрывалась цель потенциального изъятия в казну «лишних пашен» и тех угодий, на обладание которыми, с позиции государства, у церковных корпораций не имелось достаточных юридических оснований. Данная перепись не обошла стороной и Урало-Сибирские земли — владения Тобольского архиерейского дома и всех находящихся «за Каменем» монастырей.
В переписи земель Свято-Николаевского монастыря 1678 г. содержатся обширные и разноплановые материалы по его социально-экономической истории. Однако этот источник, в отличие от проводившейся два года спустя — в 1680 г., переписи Верхотурского уезда Л. М. Поскочиным, которая наряду с прочими земельными владениями фиксировала и «никольские», до сих пор обделен вниманием исследователей. Между тем, сопоставление сведений близко по времени отстоящих друг от друга переписей может дать историкам уникальные возможности для сравнительного анализа. Указанное обстоятельство делает актуальным полную публикацию текста переписных книг Свято-Николаевской оби­тели 1678 г. В настоящей работе, как отмечено выше, представлена первая часть переписи монастырских земель — переписная книга И. К. Коптева. Текст источника снабжен историческими комментариями. По преимуществу они касаются персонально-биографических данных лиц, упомянутых в переписных материалах.

Ключевые слова: история Церкви в Сибири, Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, актовая археография, историческая генеалогия, монастырское землевладение.

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ

Петр (Гайденко), иером.
Рецензия на кн.: Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игна­тий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский

Стр. 237-240

ЮБИЛЕИ

Юбилей Надежды Сергеевны Каримовой

Стр. 241-248

SUMMARIES

Аннотации к статьям (на английском языке)

Стр. 249-253

Сведения об авторах

Стр. 254

ISSN 2224-5391

Полная версия

В38
Вестник Екатеринбургской духовной семинарии /
Информационно-издательский отдел ЕДС. — Екатеринбург, 2015. — Вып. 3(11). — 256 с.: цв.ил.

ИССЛЕДОВАНИЯ

История Церкви и археография
Пастырское богословие
 

ПУБЛИКАЦИИ

РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ

  

Редакция Вестника ЕДС 
Контакты, информация